Взгляды военно-политического руководства китая на ведение психологических операций. Военная доктрина и Вооруженные силы Китая Содержание и особенности основных доктринальных документов кнр

П. Каменнов

Справка

Китай - третья по величине страна в мире, по площади он уступает лишь России и США.

По долеорошаемых земель КНР на втором месте в мире, на первом месте - Индия, США - на третьем, Россия - лишь на 12-м. Однако земель, пригодных для сельскохозяйственного использования, в Китае мало, КНР занимает лишь 77-е место в рейтинге процентного соотношенияпахотных земель к общей площади, тогда как Индия - на 7-м (48,8% ее земель - пахотные), США на 60-м месте, а Россия занимает 128-е место (7,17% земель - пахотные), стремительно приближаясь к самой безнадежной в этом отношении Сахаре.

Китай входит в число 13 государств, испытывающих дефицитводных ресурсов в пересчете на душу населения. Показатель КНР составляет одну четвертую от среднемирового, и по нему страна занимает 109-е место. 70–80% водных ресурсов страны используется для орошения, при этом коэффициент эффективности составляет всего 30%.

Плотность населения в Китае относительно невелика - 76-я позиция в рейтинге (лидирует Монако, Индия на 30-м месте, США - на 172-м, Россия - на 213-м, а замыкает список Австралия).

Согласно прогнозам United Nations Population Fund (UNFPA), Китай, являющийся на сегодня самой населенной страной - 1 млрд 321 млн 851 тыс. 888 человек - останется таковой вплоть до 2050 года, когда, по расчетам специалистов, его обгонит Индия, прогнозируемое население которой составит 1572055000 человек против расчетных же 1462058000 китайцев. На третьем месте в этом рейтинге США, на четвертом - Пакистан. Россия занимает сегодня десятую строку в рейтинге численности населения, а к 2050 году, согласно прогнозу, спустится на 17-ю позицию.

По показателю «средний возраст жителя страны» Китай в мировом рейтинге занимает 53-е место, а средним возрастом китайца следует считать 33 года. Индия намного «моложе»: «среднему индийцу» всего 24,8 года (95-я строка в рейтинге), «среднему американцу» - 36 с половиной лет (38-е место), «среднему россиянину» - 38,2 лет (30-е место).

В рейтингетемпа прироста населения у Китая 142-я позиция - 0,61% прироста в год (у Индии 83-я позиция - 1,61% прироста, у США - 129-е место: 0,89%; Россия на 213-м месте с отрицательным показателем: ее население убывает на 0,48% в год).

По уровню репродуктивности Китай занимает 131-е место в мире: на каждую китаянку приходится 1,75 ребенка. Самая плодовитая страна в мире - Мали, где на женщину приходится более семи младенцев, наименее плодовит Гонконг (0,98), Индия и США опережают Китай по этому показателю, Россия - отстает (1,39).

По уровню рождаемости (из расчета одни роды на 1 000 человек) Китай на 157-м месте в мире (Индия - на 86-м, США на 150-м, Россия на 175-м). Самый высокий уровень рождаемости - в Нигере.

По уровнюсмертности Китай со своим 128-м местом в мировом рейтинге существенно благополучней России (22-е место) и США (99-е место), но уступает Индии, которая на 136-м месте. Самый высокий уровень смертности в мире зарегистрирован в Свазиленде, а самый низкий - в Объединенных Арабских Эмиратах. По уровню детской смертности в младенчестве Китай занимает 101-е место из 214 (самая высокая смертность младенцев в Анголе, самая низкая - в Сингапуре), Индия занимает в этом ряду 72-е место, Россия - 145-е, США - 174-е.

Ожидаемая продолжительность жизни для китайцев составляет 72,88 года (для сравнения: 68,59 лет в Индии, 65,87 лет - в России и 78 лет в США). Китай занимает 96-е место в мировом рейтинге продолжительности жизни. Абсолютный мировой чемпион по этому показателю - Андорра, где ожидаемая продолжительность жизни мужчин составляет 80,62 года, женщин - 86,62 года.

По данным китайского Минздрава, наиболее частой причиной смерти жителей китайских городов являются рак (25,03%), инсульт (22,06%), различные сердечные заболевания (16,91%), заболевания дыхательной системы (13,26%), ранения и отравления (8,11%). У жителей сельских районов ситуация выглядит несколько иначе: от инсульта умирает 22,64%, от рака 20,98%, от заболеваний дыхательной системы 17,08%, от сердечных заболеваний 13,79%, от отравлений и ранений 11,09%.

В Китае курит около 350 млн чел., таким образом, каждый третий курильщик планеты - житель КНР.

Ежегодно в Китае кончают жизнь самоубийством почти 300 тыс. чел.

Китай обладает самыми большими в мире трудовыми ресурсами - 803 млн 300 тыс. чел., опережая по этому показателю Индию, весь Европейский союз, США и Россию.

Золотовалютный резерв КНР так-же превышает резервы всех других стран - 1 трлн 493 млрд долл. Для сравнения: на втором месте Япония (881 млрд долл.), на третьем - Россия (470 млрд долл.). США занимают 21-ю позицию (65 млрд 890 млн долл.)

Китай находится на седьмом месте в мире как по размерамдоходов бюджета ,так и по объемам бюджетных трат (640 млрд 600 млн долл. и 634 млрд 600 млн долл.), уступая лишь США, Японии, Германии, Франции, Великобритании и Италии и существенно опережая Россию и Индию.

При этом в рейтинге ВВП на душу населения , который возглавляет Люксембург (80 тыс. 800 долл.) и в первую десятку которого едва попадают США (9-я позиция, 46 тыс. долл.), Китай занимает лишь 111-е место (5 тыс. 300 долл.). Россия в этом рейтинге занимает 67-ю строку (14 тыс. 700 долл.), а на последнем 152-м месте республика Конго - 300 долл.

По мнению директора Китайского центра экономических исследований при Пекинском университете Линь Ифу , к 2030 году среднедушевой ВВП КНР составит половину от показателя США, а объем китайского ВВП будет в два с половиной раза больше, чем у США.

В индексе Глобальной конкурентоспособности , издаваемом Мировым экономическим форумом на основе комплексного ислледования экономической, политической и социальной ситуации в 131 стране, Китай занимал в 2007–2008 годах 14-е место (на первом месте США, Индия на 48-м, Россия - на 58-м).

По данным статистического управления Пекина, среднегодовая зарплата жителей китайской столицы составляет 5 670 долл. При этом 43% пекинцев получают больше этой суммы, а 57% - меньше.

Разрыв между доходами богатых и бедных в целом по Китаю составляет 11,8 раз, между горожанами и сельскими жителями - 6 раз, между приморскими и западными регионами - 3,2 раза. По официальным данным, 10% самых богатых жителей КНР принадлежит до половины всех имущественных и финансовых активов населения в городах, а на беднейшие 10% приходится всего 1,4%.

Согласно официальной статистике, в стране не имеют в достаточном количестве еды и одежды 21,48 млн крестьян.

Как следует из доклада компании Merrill Lynch , в КНР на конец 2006 года насчитывалось 345 тыс. миллионеров (лица, обладающие капиталом свыше 1 млн долл. без учета стоимости недвижимости). Капитал 4 935 из них превышает 30 млн долл.

По данным www.forbes.com, из десяти самых крупных миллиардеров континентального Китая (без Гонконга, Макао и Тайваня) пять сделали состояние на сделках с недвижимостью. Первый номер в этом списке Ян Хуйюань , состояние которого оценивается в 7,4 млрд долл.

Что касается динамики развития, то КНР занимает 6-е место в мире по реальному росту ВВП (11,4% в год). На первом месте Азербайджан (31%), Индия на 16-м месте (8,5%), Россия - на 25-м (7,4%).

По темпам роста промышленного производства Китай занимает 6-е место в мире (Россия - 17-е, Индия - 18-е).

При этом по паритету покупательной способности Китай находится на 3-м месте после стран Евросоюза (совокупно) и США. Индия - на 6-м месте, Россия - на 9-м.

По данным департамента внешнеэкономического сотрудничества Минкоммерции КНР, накопленные за шесть лет, с 2002 по 2007 год, китайские инвестиции за рубежом составили 59,7 млрд долл. (ежегодный рост - 60%). В 172 странах и регионах мира китайцами было создано более 12 тыс. совместных предприятий.

По такому показателю, как рыночная стоимость акций, находящихся в свободной торговле , КНР на 4-м месте (2 трлн 426 млрд долл.) после США, Японии и Великобритании.

На конец 2007 года в КНР насчитывалось 286,2 тыс. предприятий с участием иностранного капитала, на 4,14% больше, чем в 2006 году. Объем реально использованных инвестиций в них составил 2,11 трлн долл. В том числе, предприятий сферы недвижимости с участием иностранного капитала – 14 700, банков – 18; предприятий, созданных путем слияния и поглощения, - 21 800.

В КНР зарегистрировано свыше 4,3 млнмалых и средних предприятий , которые производят 58,5% ВВП страны.

Китай - четвертый в мире импортер (917 млрд 400 млн долл. в 2008 году) и второй крупнейшийэкспортер (после Германии) - в этом году доходы от экспорта составили 1 трлн 221 млрд долл.

Китай - второй в мире по потреблению электроэнергии (на первом месте США, Россия на 5-м, Индия - на 8-м) и третий по ее производству (у США первая позиция, у России - 5-я, у Индии - 6-я).

По объему потребляемой нефти - 7 млн баррелей в день - Китай третий в мире (для сравнения, Россия - 5-я с 2 млн 916 тыс. баррелей в день), а по производству нефти шестой (Россия на втором месте, после Саудовской Аравии) и четвертый в списке мировых импортеров нефти .

В 2007 Китай произвел 276 тзолота , обойдя Южную Африку (272 т), которая держала мировое лидерство более ста лет.

В 2007 году китайские компании выполнили строительно-подрядных работ за рубежом на сумму 40,6 млрд долл. (+35,5%), заключили новые подрядные контракты на сумму 77,6 млрд долл. (+17,6%).

На Китай приходится 70% продукции мировой часовой промышленности и лишь 10% мировой прибыли этой отрасли.

Китай занимает третье место в мире, после США и России, по протяженности железных дорог , четвертое место - по протяженности автомобильных (на первом месте в мировом рейтинге Индия, Россия - на 10-м), 16-место в мире по числуаэропортов .

Телефонные линии Китая - самые длинные в мире. По числу обладателей мобильных телефонов Китай также занимает первое место - 461 млн 100 тыс. китайцев пользуются мобильниками (на втором США, на третьем Индия, на четвертом - Россия). По данным корпорации WPP, китайский сотовый оператор China Mobile вошел в десятку самых дорогих брендов мира (41,2 млрд долл.). Он занял пятое место между Coca-Cola и Marlboro .

КНР занимает второепосле США место в мире по числуинтернет-пользователей (162 млн человек). Индия на 5-м месте, Россия - на 13-м (25 млн человек). Всего в мире насчитывается приблизительно 1 млрд 19 млн пользователей Сети.

Грамотность населения в Китае чрезвычайно высока. 50-е место в мировом рейтинге, которое занимает КНР, означает, что 90,9% китайцев грамотны.

По данным компании Arton , в 2007 году объем китайского рынка произведений искусства составил 23,7 млрд юаней. Это третье место в мире после США и Великобритании. По информации той же компании, из 35 самых «дорогих» современных художников 15 - китайцы.

В КНР научной деятельностью занято 38,5 млн человек (первое место в мире), из которых 10,93 млн занимаются оригинальными исследованиями (второе место). По объемурасходов на научные исследования Китай находится на шестом месте в мире.

Китайские рекорды. В 2007 году в Китае в рамках реализации политики озеленения страны было высажено деревьев на площади 5,2 млн га (более 2 млрд деревьев). В 2008 году планируется посадить 2,5 млрд деревьев на площади 5,3 млн га. В настоящее время в Китае леса занимают 18,21% площади страны. Целью политики озеленения является увеличение к 2010 году площади лесов до 20% территории.

Ежегодно на полный курс обучения в вузы США выезжает 6 тыс. граждан КНР, а для учебы в аспирантуры американских вузов - 60 тыс.

Китайский язык, самый распространенный в мире по числу носителей,стал третьим наиболее распространенным языком Канады после английского и французского: китайцы составляют 3,3% жителей страны (1 млн 34 тыс. человек).

В 64 странах и регионах мира Китай открыл 210Институтов Конфуция , главной задачей которых является популяризация китайского языка.

До 2010 года в Китае будет открыто 1 200новых музеев . Сейчас их в стране 2 300. В 500 из них недавно была отменена входная плата.

Ежегодно жители КНР выбрасывают 15 млн холодильников, 10 млн кондиционеров, 18 млн стиральных машин, 35 млн телевизоров и 30 млн компьютеров.

Китай прочно удерживает лидерство в мировом рейтинге самых загрязненных городов мира, пропустив вперед лишь Каир, Дели и Калькутту, они занимают следующие 11 позиций из 20.

Чем обеспокоены китайцы. По данным опроса общественного мнения, опубликованным в журнале «Сяокан », из социально-экономических вопросов жители КНР наиболее обеспокоены состоянием медицинского обслуживания (73,16%), ростом потребительских цен (68,87%), ростом цен на недвижимость (65,63%), разрывом в доходах богатых и бедных (62,52%), коррупцией (62,12%), состоянием окружающей среды (59,25%), состоянием системы социального обеспечения (57,35%), безопасностью продуктов питания (52,13%), вопросами занятости (48,36%), состоянием общественной безопасности (45,62%).

Что касается Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), то там факторами нестабильности являются незавершенность процесса мирного урегулирования на Корейском полуострове, а также Тайваньская проблема.

Внутри Китая озабоченность руководства страны вызывает расширение масштабов деятельности на территории КНР и за ее пределами террористической организации «Восточный Туркестан», целью которой является создание на территории Синьцян-Уйгурского автономного района, а также прилегающих к нему районов Казахстана и Кыргызстана независимого исламского государства . В последние годы Китай столкнулся также с проблемой пиратства на морских путях в Южно-Китайском море. По этим путям осуществляется транспортировка в Китай до 80% импортируемой нефти, необходимой для нормального функционирования китайской экономики. Наряду с этим, беспокойство Пекина вызывает активизация тибетских сепаратистов. Они, как утверждает китайское руководство, получают поддержку извне и наносят серьезный ущерб социальной стабильности в стране, что заставляет пресекать их выступления силой.

Основываясь на анализе происходящих в мире революционных изменений в военной сфере, китайское военно-политическое руководство рассматривает будущую войну как согласованные действия разнородных сил, сочетающиеся с широким применением высокоточного оружия. Войсковые операции в ней увязаны с операциями сил специального назначения, психологическими операциями, «информационной войной». Боевые действия ведутся в многомерном пространстве, включающем сушу, море, воздух, космос и электронную среду, одновременно на всю глубину зоны конфликта. Границы между фронтом и тылом в такой войне становятся размытыми, темп боевых действий, по сравнению с прежними войнами, возрастает, а их продолжительность сокращается. Основным средством обеспечения боевых операций становятся системы разведки и управления войсками и оружием, включающие элементы космического базирования.

В соответствии с этими представлениями Китай проводит ускоренную модернизацию вооруженных сил. Акцент делается на информатизации и компьютеризации войск и флота, усилении боевых возможностей ВС в целом за счет повышения эффективности взаимодействия видов вооруженных сил и родов войск.

В XXI век Китай вступил с развитой структурой ВС и системой органов военного управления. Вооруженные силы страны состоят из Народно-освободительной армии Китая (НОАК), народной вооруженной полиции и народного ополчения. В НОАК входят стратегические ракетные войска, сухопутные войска (СВ), ВВС и ВМС общей численностью 2,3 млн чел., плюс резерв (СВ) - 800 тыс. На полицейские формирования (1,5 млн чел.) возложены функции по обеспечению внутренней безопасности и общественного порядка. Народное ополчение в мирное время выполняет задачи по поддержанию общественного порядка, а в военное - задачи оборонительного характера и различные обеспечивающие функции. Наиболее подготовленная в военном отношении часть народного ополчения является организованным резервом НОАК.

В соответствии с Конституцией КНР руководство ВС осуществляет государственный орган - Центральный военный совет (ЦВС) КНР. Особенностью высшего военного управления КНР является высокая степень централизации: в ЦВС КНР и Военный совет ЦК КПК входят одни и те же лица. Это фактически единая структура, осуществляющая руководство вооруженными силами по партийной и государственной линиям; оба этих органа возглавляет одно и то же лицо - председатель КНР Ху Цзиньтао .

Свои функции ЦВС осуществляет через входящие в него структуры: Генеральный штаб НОАК, Главное политическое управление, Главное управление тыла и Главное управление вооружений. Что касается Министерства обороны, то оно реализует установки военно-политического руководства страны по техническому обеспечению строительства вооруженных сил, их комплектованию, планированию, распределению и расходованию военного бюджета, поддерживает межгосударственные военные связи. Непосредственно вопросами оборонной науки, техники и промышленности занимается сформированное в марте 2008 года Министерство промышленности и информатизации, в котором создано соответствующее управление.

Вооруженные силы

Территория Китая разбита на семь военных округов (Шэньянский , Пекинский, Ланьчжоуский , Цзинаньский , Нанкинский , Гуанчжоуский и Чэндуский ), 28 провинциальных военных округов и 4 отдельных гарнизона.Командования военными округами играют роль командований на театре военных действий (ТВД) и имеют в своем подчинении одну или несколько общевойсковых армий, соединения и части различных видов ВС, части тылового обеспечения, а также командования провинциального уровня (или командования отдельных гарнизонов).

НОАК обладает всеми компонентами, присущими современной армии, включая стратегические ядерные силы, однако по уровню подготовки командного состава, информатизации, технической оснащенности и мобильности она продолжает отставать от вооруженных сил развитых в военном отношении стран.

Стратегические ядерные силы находятся в прямом подчинении Центрального военного совета КНР и включают в себя наземный, воздушный и морской компоненты - в общей сложности 113 носителей. Основа ядерных сил - стратегические ракетные войска, на вооружении которых 81 наземная пусковая установка (ПУ) ракет, в том числе 46 ПУ МБР (часть из них - новые мобильные твердотопливные МБР «Дунфэн-31» (CSS-9) с моноблочной боевой частью и дальностью 8000 км). В составе стратегической авиации 20 устаревших самолетов-носителей «Хун-6» (H-6). Морской компонент включает одну атомную ракетную подводную лодку с 12 пусковыми установками ракет «Цзюйлан-1» (JL-1) . Ведется строительство нескольких лодок проекта 094, оснащенных ракетами «Цзюйлан-2» (JL-2) с дальностью 8000 км .

Сухопутные войска НОАК (56 общевойсковых дивизий полевых войск, в том числе 9 танковых, 24 мотопехотных, 3 воздушно-десантных) - наиболее многочисленный вид вооруженных сил Китая. В результате модернизации уровень их механизации в последние годы существенно вырос: число мотопехотных дивизий увеличилось на 17 единиц и на столько же уменьшилось число пехотных. Вместе с тем необходимо отметить, что парк вооружения этого вида ВС представлен в основном устаревшими образцами; исключение составляют соединения и части, входящие в состав мобильных сил НОАК.

Военно-воздушные силы НОАК включают бомбардировочную, истребительную, транспортную и разведывательную авиацию, силы и средства ПВО. Это около 2 600 боевых самолетов, в том числе бомбардировщиков - 200, истребителей-бомбардировщиков – 1200, истребителей ПВО – 1 180 ; приблизительно 700 пусковых установок зенитных ракет, в том числе 128 пусковых установок зенитных ракетных систем С-300 ПМУ, С-300 ПМУ1 и С-300 ПМУ2, закупленных в России .

В прошлом ВВС выполняли ограниченный круг задач - это в основном защита воздушных границ Китая и, в меньшей степени, поддержка сухопутных войск. В настоящее время командование НОАК активно занимается формированием более гибких и современных военно-воздушных сил, обладающих наступательным потенциалом и способных принимать участие в совместных тактических операциях, включая воздушно-десантные. ВВС оснащаются истребителями-перехватчиками и ударными самолетами большого радиуса действия, средствами дальнего обнаружения воздушного и космического базирования. Модернизируются самолеты старых типов, такие как «Цзянь-7» (J-7) и «Цзянь-8» (J-8), и принимается на вооружение новая техника: истребители Су-27, Су-30, «Цзянь-11» (J-11), транспортные самолеты Ил-76, самолеты-заправщики «Хун-6» (Н-6), крылатые ракеты класса «воздух - земля». Самолеты-истребители четвертого поколения составляют уже около 15% парка истребительной авиации Китая. Бомбардировочная авиация оснащается крылатыми ракетами класса «воздух - земля».

В состав ВВС входят силы и средства противовоздушной обороны (ПВО), включающие в себя истребительную авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска. ПВО прикрывает с воздуха важнейшие районы и объекты, большинство которых расположены в центральных и восточных (приморских) провинциях. В последние годы силы и средства ПВО пополняются истребителями «Цзянь-10» и «Цзянь-11» китайского (в том числе лицензионного) производства, а также российскими Су-27 и зенитными ракетными комплексами С-300 ПМУ-2 (всего Китай должен получить 28 дивизионов этих комплексов, из них 12 уже поставлены ).

Китайские военно-морские силы состоят из трех флотов - Северного (главная военно-морская база Циндао ), Восточного (Динхай ) и Южного (Чжаньцзян ).

В боевом составе ВМС 134 боевых корабля основных классов, в том числе 58 подводных лодок и 28 эскадренных миноносцев, оснащенных ракетным вооружением; боевых самолетов морской авиации - около 800; амфибийных пехотных дивизий - три, бригад морской пехоты - две.

В середине 1980-х годов китайские ВМС перешли от стратегии «береговой обороны» к стратегии «обороны в прибрежных водах», в которые китайское руководство включает, в частности, Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря. Смена стратегии потребовала обновления корабельного состава (в частности, в России были приобретены четыре эскадренных миноносца типа «Современный», 12 дизель-электрических подводных лодок и другая техника и вооружение). В результате возможности основных сил значительно выросли, чего нельзя сказать о средствах поддержки: по-прежнему ВМС не имеют достаточно мощной противолодочной обороны, а надводные корабли уязвимы для атак авиации и противокорабельных ракет.

Наиболее боеспособным компонентом китайских вооруженных сил являются мобильные силы НОАК , предназначенные для действий в локальных войнах по периметру государственной границы, а также для поддержки полицейских формирований в операциях по обеспечению внутренней безопасности и общественного порядка. Мобильные силы НОАК обладают повышенной маневренностью и огневой мощью и состоят из сил быстрого реагирования и сил быстрого развертывания.

В силы быстрого реагирования , общая численность которых более 285 тыс. человек, входят воздушно-десантный корпус, шесть пехотных дивизий, батальоны специального назначения окружного подчинения, морская пехота ВМС. Эти силы, по сообщению китайской армейской печати, «способны десантироваться с воздуха в любой точке Китая не позже чем через десять часов после получения приказа»; время переброски по железной дороге может составлять от одних до четырех суток; возможна переброска морем. Силы быстрого развертывания выполняют роль второго оперативного эшелона и предназначены для наращивания сил быстрого реагирования. Они имеют тяжелое вооружение и перебрасываются в назначенный район в основном по железной дороге за 2–7 суток. В настоящее время в их состав включены две общевойсковые армии.

B конце 2006 года Китай принял программу модернизации национальной обороны и вооруженных сил, рассчитанную на период до середины XXI века. В ней три этапа: до 2010 года - создание фундаментальных основ преобразований, до 2020 года - достижение общего прогресса по основным направлениям модернизации, до 2050 года - достижение в основном стратегической цели создания информатизированных вооруженных сил.

Issues & Studies / By Institute of International Relations , Taipei . , 2007. P. 346–350.

«Замаскировать амбиции и спрятать когти»

Дэн Сяопин,

китайский государственный деятель, национальный лидер, идеолог экономических реформ (1978-1997)

За последние 30 лет Китай совершил стратегический рывок во всех сферах жизнедеятельности. Реформы в Китае не могли не коснуться военной сферы. Рассматривать основные положения военной доктрины такого государства правильнее на фоне некоторых объективных данных о развитии КНР. Что же представляет собой эта самая многонаселенная и динамично развивающаяся страна мира?

По площади территории Китай уступает лишь России и Канаде. При этом плотность населения в 1 млрд 322 млн человек относительно невелика - 76-е место в мире (США - 172, РФ - 213). Кроме демографических у КНР есть ряд проблем в ресурсной области.

Китай входит в число 13 государств мира, испытывающих дефицит пресной воды в пересчете на душу населения (25% потребления от среднемирового на одного человека - 109-е место в мире). При этом 70-80% водных ресурсов используют для орошения. По доле орошаемых земель Китай на 2-м месте (1-е - Индия, 3-е - США, ..., 12-е - Россия). Доля пригодных для сельскохозяйственного использования земель достаточна мала - Китай на 77-м месте в мире по соотношению пахотных земель к общей площади (Индия - 7-е место, 49%; США - 60-е, Россия - 128-е, 7,17%).

Китай обладает самыми большими в мире трудовыми (а значит и военными мобилизационными) ресурсами - 804 млн человек. У Китая самые большие золотовалютные запасы в мире - 1 трлн 495 млрд долл. (2-е место Япония - 881 млрд долл., 3-е место Россия - 470 млрд долл.,..., США на 21-м месте, 65 млрд долл.).

Рост ВВП в Китае 14,2% в 2007 г. и 7,6% в 2014 г. - это 6-е место в мире (Россия с 3,2% в 2013 г. и 1,3% в 2014 г.).

По объему добываемой нефти Китай вышел на 6-е место в мире, а по экспорту нефтепродуктов на 4-е место. В 2007 г. Китай впервые за 100 лет обогнал ЮАР в золотодобыче - 276 т в год. По уровню грамотности Китай занимает 50-е место в мире (90,9% китайцев грамотны). По уровню инвестиций в науку Китай 6-й в мире.

Динамично развивается культура Китая. Сегодня в Китае 40% самых «дорогих» художников мира (15 из 35). К 2010 г. открыто 1200 новых музеев (всего их более 3500, из них более 500 - бесплатные).

Вместе с тем в Китае достаточно глубоких проблем эколого-ресурсных, демографических, социально-экономического характера.

Вот такой мощный в экономическом и военном отношении южный сосед у России на юго-востоке страны. Протяженность государственной границы РФ с Китаем 4209,3 км (при этом у РФ с Казахстаном у нас почти 7500 км фактически «открытой» границы).

В конце 1970-х годов КНР придерживалась стратегической концепции «народной войны» (идеи Мао Цзэдуна: «весь народ - солдаты», «сегодня дети - завтра народ»). Характер стратегии был оборонительный и континентальный. В основе - обобщенный опыт антияпонских и гражданских войн. Предполагалось иметь многочисленную армию и резерв. Решающее значение отдавалось численному превосходству над противником в живой силе, которое должно было компенсировать отставание в военно-технической сфере.

На смену этой доктрине пришла новая стратегия «активной обороны». Это стратегия XXI века, которая заключается в осуществлении превентивных (упреждающих) мер политического, дипломатического, экономического и военного характера, направленных на создание благоприятных внешних условий и минимизации факторов нестабильности. Китай взял курс на совершенствование качественных параметров оборонного потенциала на базе достижений науки и передовых технологий.

Согласно новой стратегии, Китай должен обладать сравнительно компактными, хорошо сбалансированными по видам и родам вооруженными силами, готовыми как к оборонительным, так и к наступательным действиям в соответствии с формулой: «Китай не собирается ни на кого нападать, но в случае агрессии ответит контрударом».

Ядерная стратегия Китая, обязавшегося не применять ядерное оружие первым, отвечает концепции «ядерного сдерживания»: «КНР не стремится достичь ядерного паритета с развитыми странами, но его ядерные силы при любом развитии военно-политической обстановки должны быть способны нанести неприемлемый ущерб противнику, что заставит последнего отказаться от применения ядерного оружия».

При этом надо понимать, что по своим боевым возможностям стратегические ядерные силы Китая являются наступательным оружием.

Анализируя изменения в военно-политической обстановке мира китайское руководство, рассматривает будущую войну как согласованные действия разнородных сил, сочетающиеся с широким применением высокоточного оружия. Войсковые операции увязываются с операциями специального назначения, психологическими операциями, «информационной войной».

В XXI веке Китай имеет развитую структуру ВС и систему органов управления. ВС КНР состоят из Народно-освободительной армии Китая (НОАК), народной вооруженной полиции и народного ополчения.

В НОАК входят стратегические ракетные войска (81 пусковая установка мобильного типа для запуска межконтинентальных баллистических ракет), сухопутные войска - 20 пехотных дивизий, девять танковых, 24 мотопехотных и три воздушно-десантных дивизии (ВДВ); военно-воздушные силы включают в себя 20 самолетов стратегической авиации типа Ту-16 и 2600 самолетов и вертолетов различных классов; военно-морские силы - две подводные лодки атомных ракетного базирования (морская составляющая ядерной триады КНР), 134 корабля, 58 многоцелевых дизель-электрических подводных лодок, 28 эскадренных миноносцев и 800 самолетов морской авиации, кроме того две бригады морской пехоты и три пехотных дивизии амфибийных сил. Общая численность НОАК - 2,3 млн человек, а резерв сухопутных войск - 800 тыс. человек.

Полицейские формирования, обеспечивающие внутреннюю безопасность и общественный порядок, насчитывают в своем составе около 1,5 млн человек.

Народное ополчение в мирное время выполняет задачи по поддержанию общественного порядка, а в военное - выполняет задачи оборонительного характера и различные вспомогательные, обеспечивающие функции. Руководство ВС осуществляет Центральный военный совет (ЦВС) КНР. При этом в ЦВС и в Военный Совет Коммунистической партии Китая входят одни и те же лица. Свои управленческие функции ЦВС осуществляет через входящие в него структуры: Генеральный штаб НОАК, Главное политическое управление, Главное управление тыла и Главное управление вооружений. Министерство обороны выполняет функции по реализации установок военно-политического руководства страны по техническому обеспечению строительства ВС, их комплектованию, планированию, распределению, расходованию военного бюджета, поддерживает межгосударственные военные связи. Вопросами военной науки и техники занимается управление, созданное в самом новом министерстве КНР - Министерстве промышленности и информатизации. Здесь есть принципиальное отличие от принципов военного строительства в РФ.

Наиболее боеспособными считаются мобильные силы (силы быстрого развертывания и силы быстрого реагирования) НОАК, которые предназначены для действий в локальных войнах по периметру государственной границы, а также для поддержки полицейских формирований в операциях по обеспечению внутренней безопасности общественного порядка. Силы быстрого реагирования НОАК - это морская пехота, корпус ВДВ, шесть пехотных дивизий, семь батальонов спецназа окружного подчинения. Время прибытия в любую точку границы до 10-ти часов. Силы быстрого развертывания - это две общевойсковых армии. Время развертывания от 2 до 7 суток.

Современное состояние мобильных сил НОАК нашло отражение в формулировке военной доктрины КНР: «...Китай должен занять доминирующее положение в регионе на основе эффективной системы внутренней безопасности, способной решать внутренние и внешние проблемы. К 2050 г. ВС КНР должны быть готовыми побеждать в военных конфликтах любой интенсивности, любого противника».

Военно-политическое руководство РФ и каждый гражданин должны осознавать, на перспективу, сложный и противоречивый характер взглядов руководства Китая на лидерство в Азии и в мире в целом. В заключении предлагаю обучающимся еще раз прочитать эпиграф к прочитанной главе.

МОСКВА, 27 мая — РИА Новости. Новая военная доктрина Китая демонстрирует огромный рост его военных амбиций, особенно в военно-морской сфере, а кроме того, сочетается с быстрым экономическим развитием страны, пишет The Washington Post .

Китай в своей "Белой книге" говорит о концепции "активной обороны", хотя и подчеркивает, что по-прежнему ориентируется на принципы международного сотрудничества в сфере безопасности и мирное развитие. Однако все указывает на то, что государство намерено стать сильной военно-морской державой. Военно-воздушные силы страны будут готовиться не только к оборонительным, но и наступательным операциям, пишет издание. WP напоминает, что ранее Пентагон отмечал, что Китай начал производство баллистических ракет, которые смогут удержать противников, в том числе и США, от потенциальных региональных конфликтов.

Сивков о военной доктрине КНР: новая цель баллистических ракет - США Обновление задач, стоящих перед ракетными войсками и артиллерией КНР, свидетельствует о серьезных намерениях по развитию группировки межконтинентальных баллистических ракет, которые сделают новой целью китайских стратегических ядерных сил США, считает президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

Новая военная доктрина Китая вызывает крайнюю обеспокоенность у США. "Белая книга" свидетельствует о том, что КНР стремится "постепенно достичь гегемонии в регионе", полагает старший директор Азиатско-Тихоокеанской программы безопасности Вашингтонского центра новой американской безопасности Патрик Кронин.

Официальный представитель Министерства обороны Китая Ян Юйцзюнь, представляя доктрину, заявил, что "внешние силы" стремятся опорочить репутацию вооруженных сил страны и создать атмосферу повышенной напряженности.

"Мы не можем исключать возможность того, что это направлено на создание предлогов для запланированных действий некоторых стран. Это не новый прием, это использовалось много раз в прошлом", — цитирует The Financial Times Яна Юйцзюня.

В Вашингтоне откровенно недовольны политикой китайских властей по усилению присутствия в спорном регионе и не скрывают готовности принять ответные меры. Как заявил во вторник на слушаниях в сенате помощник министра обороны США Дэвид Шер, Вашингтон "ведет оценку военных последствий территориальных претензий (со стороны Китая) и готовит соответствующие ответные действия".

У КНР сохраняются разногласия по размежеванию в Южно-Китайском море с Брунеем, Малайзией, Тайванем, Вьетнамом и Филиппинами. В других регионах подобные трудности затрагивают также отношения КНР с Японией и Южной Кореей. США призывают стороны договориться друг с другом, избегая напряженности, но при этом стремятся укрепить собственный стратегический союз со странами, спорящими с Китаем.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Новая военная стратегия Пекина вновь поднимает вопросы о возможном противостоянии в регионе и за его пределами

Михаил Смотряев: Можно ли рассматривать "Белую книгу" [имеется в виду военная доктрина КНР] как элемент долгосрочной стратегии, которую должны заметить и соседи? Кому этот сигнал предназначается в первую очередь?

Александр Габуев: Выход "Белой книги" адресован и соседям по АСЕАН, и США, и Японии. И в самом тексте, и на презентации, которая состоялась в министерстве обороны, США и Япония впервые были названы как страны, которые дестабилизируют стратегическое окружение Китая, и чьи действия могут привести к созданию угроз, помимо тех стран, с которыми у Китая территориальный конфликт.

Время китайцы выбрали великолепное. На этих выходных в Сингапуре будет проходить конференция, самый представительный форум в сфере политики безопасности в Восточной Азии, и теперь его тема точно определена. Внимание будет привлечено к тому, что скажет китайская делегация.

М.С.: На прошлой неделе в Китае был госсекретарь США Джон Керри. Встречался с разными людьми, включая председателя КНР Си Цзиньпина, который не первый раз произносит фразы, что в Тихом океане достаточно места для двух великих держав - Китая и США. По итогам этого визита было довольно много аналитических материалов, где рассматривался вопрос, не предлагает ли Китай США очередной биполярный мир и как к этому относиться. Спустя две недели после разговоров о "дележе планеты" странно устраивать США и их союзникам, в первую очередь Японии, демонстрацию военной мощи. Я не думаю, что залетевший в пространство над спорными островами в Южно-Китайском море самолет-разведчик США , который китайцы просили туда не посылать, но который все же не тронули, послужил тому поводом.

А.Г.: Документы такого порядка публикуются раз в год, поэтому этот документ разрабатывался весь последний год и суммировал видение того, как Китай хочет позиционировать свое военное присутствие в этом регионе. Я уверен, что текст был выверен еще несколько месяцев назад, до всех последних инцидентов, которые уже были на горизонте, и было понятно, что всё идет к росту конфликтного потенциала напряженности, когда любая ошибка может привести к столкновению с пока не очень понятными последствиями. Я не думаю, что Си Цзиньпин предлагал Джону Керри разделить мир.

Когда Барак Обама пришел в Белый дом, у его советников была концепция "Большой тройки". Ее впервые высказал политолог Збигнев Бжезинский, его поддержал Генри Киссинджер [госсекретарь США с 1973 по 1977 годы]. Смысл был в том, что Китаю и США надо устроить глобальный кондоминиум. Китайцы эту теорию отвергли, потому что это означало игру по американским правилам, а Китай делать это не намерен. Это очень опасный конфликт - непонимание сторонами друг друга.

Для Китая вопрос суверенитета в Южно-Китайском море - один из ключевых вопросов. Они сами загнали себя в эту ловушку, внушив населению идею, что это очень важный вопрос и отступать теперь нельзя. Для США это вопрос важный, но второстепенный, им можно поступиться. А вот то, что американское военное присутствие должно гарантировать их партнерам безопасность, - это факт. В этом регионе и Филиппины, и Япония, и это может привести к непредсказуемому исходу в политике США.

М.С.: Что американцам не очень нравится, потому что они диктуют обычно во внешнеполитических вопросах своим союзникам правила игры. Каковы перспективы перехода этой напряженности в другую фазу? Пару лет назад был опубликован текст "Как США проиграли военно-морскую войну Китаю в 2025 году", автора не помню. На тот момент перспективы такого развития событий казались утопическими, даже принимая во внимание, что численность вооруженных сил Китая превышает 2,5 млн человек. Каков потенциал конфликтного развития ситуации?

А.Г.: Обе стороны понимают всю нежелательность конфликта. В нем, естественно, США будут доминирующей силой, но экономические издержки для обеих стран будут неприемлемыми и разрушительными. Прежде всего, для Китая. Китайское руководство понимает это очень хорошо, поэтому последние полтора года мы наблюдаем со стороны Китая тактику легкого давления на США и их союзников.

Напряженность нарастает, потому что это довольно провокационные шаги, а от США нет никакой реакции. Поэтому здесь высока вероятность случайных инцидентов. Американцы отправляют корабли пройти в тех районах, где действуют китайцы. Китайцы в ответ тоже предпринимают какие-то действия. Какой-то командир решает открыть огонь, гибнет по десять человек с каждой стороны. И что дальше? Это самый опасный вариант, который я сейчас рассматриваю.

М.С.: Сценарий подобного рода, даже артиллерийская дуэль между кораблями, вряд ли могут привести к полномасштабному военному противостоянию. Но есть одна особенность. Китайская и внешняя, и внутренняя политика традиционно формулируется, если не на века, то на продолжительное время. Можно с большой степенью уверенности утверждать, что новое китайское правительство через пять-десять лет будет этот подход продолжать и развивать.

В США в следующем году выборы, будет новый президент, и, если это будет республиканец, ситуация может коренным образом поменяться. Даже Обама говорил, что теперь Тихоокеанский регион - приоритетное направление в американской внешней политике. Республиканцы могут вывести это на качественно новый уровень.

А.Г.: Я думаю, в политике США нет стратегического ответа, консенсуса по поводу политики Китая. Раньше морской супердержавой в регионе были только США, а теперь ситуация меняется. Нет сомнений, что при тех масштабных инвестициях, которые осуществляются сейчас Китаем, через 20 лет возможности стран, в принципе, сравняются. Нет стратегического ответа, до каких пределов можно разрешить Китаю расширять интерпретацию своих жизненных интересов. Военное доминирование Китая в западной части Тихого океана - или возможность для Китая блокировать действия США? Нормально или нет?

Есть люди, которые говорят, что Китай - огромная страна с огромным населением, у них могут быть свои интересы, давайте с ними договариваться, а другие говорят, что этого допустить нельзя, что США должны быть гарантом стабильности, и, как только у какой-то страны появляются возможности нарушить статус-кво, это должно быть пресечено. Сторонники обеих позиций есть во всех научных организациях и во всех бюрократических ведомствах США, в том числе в американском центре Карнеги. Стратегический ответ будет только формулироваться в ближайшие годы, а Китай будет наращивать возможности полностью изменить картину. Это особенность американской системы. В России мы слишком часто склонны переоценивать компетентность американцев в сфере стратегического планирования.

М.С.: Здесь у китайцев, конечно, преимущество, выработанное на протяжении тысячелетий. Но военные расходы стран пока несопоставимы. В этом году военный бюджет Китая составит всего лишь треть от американского. Другое дело, что китайские военные расходы точно подсчитать затруднительно. Кроме того, китайские расходы уже пятый или шестой год растут, а американские держатся более или менее на одном уровне.

Вплоть до самого последнего времени технологическому превосходству противника (неважно, кто он, хотя есть смутные подозрения) предполагалось противопоставить численное превосходство. Затоптать, перебегать, забросать фуражками. Отдельных доктрин для ВМС и ВВС не предполагалось вовсе - в связи с практическим отсутствием этих родов войск. Собственно, вопроса о взаимодействии родов войск в повестке также не было. Но срочное и фундаментальное переоснащение армии, которое вынужденно начал Китай лет десять назад, потребовало и более современного (читай - европеизированного) взгляда на военные принципы и военное искусство, далеко ушедшее вперед со времен Лао Цзы. Между тем ключевая позиция «Белой книги» осталась неизменной - третья мировая война будет. Поясняется, что ее вызовут три фактора: гегемонизм и политика силы одной стороны, усиление разрыва между бедными и богатыми странами и борьба за природные ресурсы.

Наиболее существенно изменение военной доктрины скажется (и уже сказалось) на военно-морском флоте. Пекин уже перешел от стратегии «прибрежной обороны» к стратегии «обороны в прибрежных водах». В нашем понимании это всего лишь на один иероглиф больше, а на практике определило выход китайского флота на иной качественный уровень, позволяющий ему на постоянной основе присутствовать в глубине еще не Мирового океана, но в Желтом, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Это результат технического и технологического прогресса - до второй половины 80-х годов Китай просто не располагал кораблями морской зоны. Кстати, единственным источником прогресса для Китая одно время была Россия, которая регулярно строила для ВМС КНР современные корабли. Причем доктрина перевооружения флота в Китае эволюционна и последовательна: на данном этапе они строят флот морской зоны, опираясь на российские эсминцы типа «Современный» и дизельные подлодки. При этом значительное количество кораблей китайцы строят по собственным проектам, и вообще их кораблестроительная программа - едва ли не самая масштабная в мире. Доктрина «народной войны» теперь устарела. Ее заменила доктрина «активной обороны». Грубо говоря, Китай оставляет за собой право наносить превентивные локальные удары, если его обороне или рубежам будет угрожать опасность. Конечно, с оговорками. Мол, прежде предполагается использовать весь арсенал дипломатических, юридических, информационных и иных «гражданских» мер. Опасностями же традиционно считаются неурегулированная ситуация на Корейском полуострове, тайваньская проблема и принадлежность острова Спратли . Дополнительной угрозой для Пекина остаетсяситуация в Синцзяне , а также пиратство южных морей, по которым Китай получает 80% всей нефти. Опасны также тибетские сепаратисты, но не в такой степени, как уйгуры. Все-таки буддисты и ламаисты исторически менее замечены в терроризме, чем мусульмане. Впрочем, все меняется, колесо Сансары тоже можно снабдить пластитом.

Лишь после формирования трех эскадр морской зоны (традиционно все военные системы Китая делятся на три географические зоны - Северную, Центральную и Южную, в чем нет никакого конфуцианского откровения) Пекин приступит к формированию океанского флота, который также будет состоять из трех эскадр, только в каждой должно быть по авианосцу . Без океанского флота нельзя решить ни проблему Тайваня, ни Спратли, ни Сенкаку . Но на данный момент китайский флот больше симулякр, чем реальная боевая сила. Кроме кораблей российской постройки многое из остального, что плавает, оснащено устаревшим вооружением и, что особенно важно, практически не имеет современного ПВО и противолодочной обороны. Поэтому-то так необходимы искусственные аэродромы на островах Спратли, без них китайские эскадры - легкая мишень для авиации и подводных лодок потенциальных противников.

В ядерном вопросе Китай также признает свое технологическое отставание и официально не собирается стремиться к паритету с мировыми лидерами. Однако стратегическим ядерным силам придается огромное значение. Здесь в китайской концепции ничего не изменилось с 70-х: стратегические ядерные силы должны нанести противнику неприемлемый для него ущерб и потому будут поддерживаться на достаточном для этого количественном и техническом уровне. По самой природе китайские ядерные силы - оружие наступательное, но международные обязательства и стратегия «тактической обороны» не предусматривают использование их первыми.

Самый главный вызов, который брошен сейчас китайской армии (и многословно описан в «Белой книге»), - быстрый переход к современным видам управления и методам гибридной войны, минуя всю вторую половину ХХ века с ее уже почти бессмысленным для Китая опытом военного искусства. Одним словом, китайская армия должна из состояния 60-х, в лучшем случае - 70-х годов сразу выбраться в ХХI век. Современные ВВС для Китая - пока лишь цель. Ускоренное переоснащение предполагает формирование новых ВВС и ПВО, более гибких и современных, обладающих большим радиусом действия. В настоящий момент современные самолеты составляют не более 15% авиапарка ВВС КНР, примерно такова и доля современных средств ПВО в общем арсенале. В большинстве своем это либо российские самолеты, либо их китайские аналоги, которые в основном хуже оригинала из-за - опять же - технологического отставания. В нынешнем виде китайские ВВС направлены на выполнение очень ограниченного круга задач, в основном - по охране границ и поддержке сухопутных войск. Средства дальнего обнаружения только сейчас начинают поступать в армию, что позволит увеличить и радиус действия китайской авиации.

По порядку. Необходимо полностью компьютеризировать всю систему управления, включая стратегические ядерные силы. Это может показаться неожиданным, но «страна хакеров» до сих пор не наладила собственные современные системы взаимодействия между родами войск и не имеет возможности использовать высокоточное оружие в должной степени. В «Белой книге» указывается как раз на то, что опыт последних десятилетий показал важность использования высокоточных средств координации различных родов войск (это еще одно открытие для Пекина со времен Лао Цзы - надо координировать не только фэн-шуй, но и рода войск). Война будущего будет вестись в «трехмерном пространстве», что потребует координации еще и космических сил, систем разведки и управления операциями. Границы между фронтом и тылом в таких условиях стираются, стираются даже границы реальности, поэтому особое внимание в новой доктрине будет уделяться интернету и войне в нем. Особо подчеркивается необходимость ведения «информационных войн», даже предполагается создать отдельный род войск, который будет целиком ориентирован на ведение пропаганды.

Информатизация и компьютеризация 2,5-миллионной армии (есть еще 800 тысяч стратегического резерва и 1,5 миллиона полицейских формирований) в целом должна быть достигнута к 2020 году. К этому же году должен быть «достигнут общий прогресс по основным направлениям модернизации». А вот основная задача - «достижение в основном стратегической цели создания информатизированных вооруженных сил» - должна быть выполнена к 2050 году. Китайцев не то чтобы опять подводит пресловутое стратегическое мышление «на тысячелетия вперед», они реально не смогут модернизировать катастрофически устаревшую армию в более сжатые сроки.

Единственное в своем роде исключение - это силы быстрого реагирования, которые создает Пекин. Это около 300 тысяч человек, которые должны в течение 10 часов после получения приказа оказаться в любой точке Китая. Это укладывается в неизменную стратегию «континентальной обороны», поскольку один воздушно-десантный корпус, шесть пехотных дивизий и бригада морской пехоты не обладают средствами доставки на более значительные расстояния, а тем более - авиацией прикрытия или современными десантными кораблями. Если для островов Спратли их еще может хватить, то в случае с Тайванем и японскими силами на островах Сенкаку они уже не конкуренты. Причем батальоны спецназа, формально входящие в эти силы быстрого реагирования, на деле приданы территориальным округам, и есть большие сомнения, что за требуемые 10 часов их удастся собрать в одном месте. Правда, в «Белой книге» не даны даже общие характеристики реформирования собственно сухопутных сил, всей этой колоссальной массы пехотинцев . Есть опасение, что, поскольку основная позиция стратегии - континентальная оборона против технологически более совершенного противника - на макроуровне не изменилась, то и модернизация сухопутных сил также будет идти по остаточному принципу. Это плохая новость для российского военно-промышленного комплекса, которому куда-то надо будет продавать не только самолеты и системы ПВО, но и «Арматы» . А Китай, похоже, пока не готов идти на тотальное перевооружение сухопутных сил - даже несмотря на то, что их вооружение также отстало от мировых аналогов. Попытки КНР производить самостоятельно «позаимствованные» иностранные образцы даже в случае стрелкового оружия раз за разом проваливались - то марка стали не та (а она всегда не та), то патроны кривые.