Православный введение в храм пресвятой богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. История праздника. Введение Богородицы — народные традиции

Праздник Введения (входа) во храм Пресвятой Богородицы — это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Отмечается 4 декабря по новому стилю и всегда приходится на Рождественский пост.

Предание относит установление данного праздника к первым векам христианства, когда на развалинах Иерусалимского храма была построена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

http://files.predanie.ru/mp3/zakon/noviy/002.mp3

Событие, послужившее основой для праздника, не упоминается в канонических Евангелиях. Основанием служит церковное предание, а именно апокрифы «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие псевдо-Матфея» .

Древняя лестница, по которой молящиеся поднимались на Храмовую гору с юга. Она ведет к Тройным воротам и воротам Хульды, через которые был проход прямо на площадь перед Храмом.

Согласно этим источникам, родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна, молясь об избавлении от бесплодия, дали обет о том, что если родится дитя, они посвятят его на служение Богу. Обетование Божие вскоре исполнилось. Праведная Анна зачала и родила дочь по имени Мария. Когда Пресвятой Деве исполнилось 3 года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен и с зажженными свечами в руках, они отправились из Назарета в Иерусалим. Три дня двигалось это торжественное шествие, пока наконец процессия не достигла Иерусалимского храма. Там Богоотроковицу встретил первосвященник Захария со множеством священников и левитов (священнослужители низшего духовного сана у древних евреев ).


Введение во храм Пресвятой Богородицы. Тициан. 1534-1538

Крыльцо, ведущее ко храму, состояло из 15 ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени, по одному псалму, при входе во храм. Иоаким и Анна поставили Марию на первую ступень со словами: «Иди, Дочь, к Богу, давшему нам Тебя, к благосердному Владыке. Войди в Господню Церковь — радость и веселие мира ». Пресвятая Дева, несмотря на свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма. Первосвященник Захария (отец Иоанна Крестителя) принял Пресвятую Деву и, поцеловав, дал благословение, сказав: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупителя ». По внушению свыше, Она как одушевленный кивот Божий, была введена им во Святая Святых, куда нельзя было входить ни женщинам, ни священникам. Лишь один раз в год, в День Очищения (праздник «Йом кипур», 10-й день осеннего месяца Тишри), туда входил первосвященник с жертвенной кровью, приносимой им за себя и за «грехи неведения» всего Израиля. Конечно, формально ввести маленькую девочку в «Святая святых» было вопиющим нарушением Закона благочестия древних иудеев. Поэтому все присутствовавшие в храме удивились этому необыкновенному событию.

Трехлетняя Мария, по введении во храм, была помещена в обитель девственниц, существовавшую при храме с древних времен. Старшие девицы обучали Ее чтению священных книг и женским рукоделиям. По назначению первосвященника Она имела особенное место для чтения, рукоделья и отдохновения, в святилище же входила только для молитвы.

«Отрочество Богоматери». Франсиско Сурбаран. 1660

Порядок Ее жизни в храме, между прочим, описал блаженный Иероним Стридонский в послании к Илиодору. Он отмечает, что Блаженная Дева при церкви вела образ жизни строго упорядоченный. С утра до третьего часа дня Она стояла на молитве, с третьего до девятого часа упражнялась в рукоделии и чтении книг, с девятого часа снова начинала молиться и не прекращала молитвы, пока Ей не являлся Ангел с пищей. Таким образом, Она все более и более возрастала в любви к Богу и восходила от силы в силу. Ее дух Божией благодатью быстро развивался и укреплялся. По мере усовершения Ее молитвы и умножения подвигов трудолюбия, в Ней умножались дары Святого Духа. Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Святым Духом, Она промыслительно предуготовлена была к рождению в мир Хлеба Жизни - воплощенного Отчего Слова.

При храме Божием Пресвятая Дева жила около 11 лет. Родители Марии уже умерли. Когда ей исполнилось 14 лет, священники сообщили, что Ей по обычаю надлежит оставить храм и выйти замуж. Но на это Пресвятая Мария ответила, что Она от рождения посвящена Богу и хочет сохранить девство на всю жизнь. Первосвященники не знали, что им делать. Они не могли оставить Марию в храме, когда она достигнет совершеннолетия и так же не могли заставить выйти замуж. В связи с этим первосвященники с молитвою обратились к Богу, прося Его сказать им Свою волю. После одной из молитв к первосвященнику пришел Ангел и сказал: «Захария, собери неженатых мужей колена Иудова из дома Давидова, пусть они принесут с собой посохи. Кому Господь покажет, тот будет хранителем Ее девства ». Первосвященник Захария поступил так как было велено: он собрал посохи и со словами «Господи, покажи достойного стать обручником Девы », поставил во Святая Святых. И в один из дней он вошел в Святая Святых и увидел, что посох старца Иосифа, который был плотником и дальним родственником Пречистой Девы Марии, расцвел и на нем сидела голубица. Голубица взлетела и стала кружиться над головой Иосифа. Первосвященник Захария подал посох плотнику и сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить Ее ». После сего и произошло обручение.


Никола Луар. «Обручение Марии и Иосифа»

Духовное значение праздника

Подобно всем великим праздникам, Введение во храм Пресвятой Богородицы является одним из этапов пути Домостроительства Божия , и ступенью постижения его человеческой душой.

О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова. Маленькая девочка Мария, удостоилась великой чести — войти в ту часть Храма, которая называлась у древних иудеев «Святая святых». Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на Земле, стать Его Матерью.

Святая Святых — самое сокровенное место Скинии собрания (походного храма иудеев), а затем и Иерусалимского храма. Место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета. Этим именем обозначалась внутренняя часть Скинии собрания, отделённая от внешнего помещения завесой, в которой находился Ковчег Завета (рядом с Ковчегом хранился свиток Торы, написанный самим Моисеем, а также сосуд с манной, расцветший жезл Аарона и елей помазания). В Иерусалимском храме, в Святая святых располагался Камень Основания (или Краеугольный камень) Храмовой горы, над которым сейчас стоит мусульманская мечеть Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы) — считается, что с него Господь начал Сотворение мира. У иудеев считалось, что это место, где физически ощущается присутствие Божье.

Иерусалимский храм, восстановленный после Вавилонского плена, называли Вторым храмом . Он по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета, главной святыни иудеев, — она исчезла.

Ковчег завета (по гречески «кивот» ) — ковчег, в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями. Считается также, что в Ковчеге хранилось и непроизносимое Имя Бога.


Ковчег Завета

Ковчег располагался в Святая святых Скинии собрания, затем - в Святая святых Иерусалимского храма.

После разрушением Иерусалимского Храма Навуходоносором в 586 году до н. э. Ковчег Завета исчез. Что случилось с этой святыней в дальнейшем — одна из наибольших загадок истории.

В Апокалипсисе Иоанна Богослова говорится о возвращении Ковчега Завета в Храм во время Второго Пришествия Иисуса Христа (ср. Отк.11:16-19).

Пророки предрекали этому Второму храму славу бо́льшую, чем была у первого: «Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете ». Но шли годы, ничего не происходило, Святая Святых, место где некогда хранился «Ковчег Завета» пребывало пустым.

То, что «Святая Святых» в это время не имело Ковчега Завета с его священными принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории, оно пребывало пустым в ожидании знамений дальнейших мистических судеб человечества. Девочка Мария стала Новым Кивотом Божиим . И Ей было суждено послужить делу Божественного замысла.

В пустующее Святая Святых храма, главного священного центра религиозной жизни, вводится Дева Мария и человек сам становится Божиим храмом. Ее тело есть храм, Чистота ее души и ее верность Богу — плод усердного стремления к святости поколений еврейских праведников до Нее, их ожиданий спасения. Дева Мария становится источником спасения и соединения людей с Богом.

Со дня Своего рождения Она была избранницей Божией, таинницей и домом Божественной благодати. С самого детства Она носила в Себе всю возможность человеческого спасения и неисчерпаемое богатство благодати, которое еще не было явлено миру. И только праведные Иоаким и Анна, для которых рождение Пресвятой Девы было связано с исполнением их сокровенных чаяний и горячих молитв, предчувствовали значение Новорожденной для спасения человечества.

Но плотского рождения Пресвятой Девы было недостаточно , чтобы стать Матерью Божией, ибо предстоящая Царю неба и земли Она, «превознесенная превыше всех тварей небесных и земных», была дочерью человеческой , соестественной всем нам дочерью Адамовой. Чтобы стать Матерью Сына Божия, Она должна была открыть свободно Свое сердце благодати, добровольно выйти из мира греха и смерти, отказаться от земных привязанностей и добровольно избрать для Себя чуждый сознанию ветхозаветного человечества путь приснодевства. Это как бы второе духовное рождение Богоматери и вместе с тем явление Ее миру , подобное явлению после крещения народу Иисуса Христа. Именно добровольная отдача Себя Богу в большей степени, чем плотское рождение, дает возможность почувствовать и осознать вселенское значение Богоматери.

Божия Матерь, будучи чистой жертвой Богу, — великий пример для следующих по этому пути, а также скорая Помощница и Молитвенница за них. Только молитва к Божией Матери, Ее помощь и предстательство могут сохранить всех идущих по этому пути от соблазнов и падений.

Она именуется Одигитрией , то есть Путеводительницей . В день Введения во храм Пресвятой Богородицы, величая Ее, как «честнейшую и славнейшую горних воинств Деву, Пречистую Богородицу», мы, заканчивая канон праздника, обращаемся к Ней с молитвой: «Под Твое благоутробие прибегающия верно и покланяющияся благочестно Сыну Твоему, Дево Богородительнице, яко Богу и Господу мира, молися от тли и бед избавити, и всяческих искушений «.

Богослужение праздника, содержание песнопений не только вводят в живое созерцание Пречистой Девы в храме, но и учат прославлять Ее и горячо Ей молиться. Через Нее мы примирились с Богом, и Ее молитвами спасаемся. Она, исполненная благодати Духа, всегда просвещает молящихся Ей присносущным Светом, сообщает им силу свято жить, успокаивает их, защищает и покрывает от всякого зла.

Рождественский пост в самом своем начале как бы в поддержание и укрепление нашей духовной немощи дарит нам чудесный праздник — «Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

Тропарь , глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак , глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественнем, юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение небесное.

Величание
Величаем тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтем еже в храм Господень вхождение Твое .

Задостойник, глас 4
Ангели, вхождение Всечистыя зряще, удивишася: како со славою вниде во святая святых? Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных, устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - один из 12 главных церковных (двунадесятых) праздников. Православные верующие отмечают его (21 ноября по старому стилю).

В основе праздника лежит церковное предание о введении Девы Марии в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

Согласно этому преданию, родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, до старости были бездетны. Молясь о рождении ребенка, они дали обет, если родится дитя, посвятить его Богу. До трех лет Мария жила с родителями в Назарете. Когда ей исполнилось три года, Иоаким и Анна, собрав родственников и знакомых, с пением священных песен и зажженными свечами повели свою дочь в Иерусалимский храм.

По сохранившимся свидетельствам древних святых отцов церкви, шествие от Назарета до Иерусалима длилось три дня с небольшими остановками для отдыха.

Впереди процессии шли юные девы с зажженными свечами, за ними следовали Иоаким и Анна, которые вели за руку дочь, шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые. Когда процессия достигла Иерусалимского храма, навстречу ей с пением вышли священники во главе с архиереем Захарией. Праведная Анна подвела дочь к самому входу в Иерусалимский храм. Входом в храм служила площадка, к которой вели с земли 15 ступеней по числу 15 псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Марию на первой ступени. Несмотря на юный возраст, Пресвятая Дева без всякой посторонней помощи поднялась на остальные 14 ступеней и стала на верху церковного помоста, чем удивила всех присутствующих.

Встречать Деву Марию вышли священники храма и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Крестителя. По внушению свыше, он ввел Пресвятую Деву в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью и там указал ей место молитвы. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, и только одной Марии, со времени ее введения, было позволено Захарией входить для молитвы во внутренний алтарь.

Праведные Иоаким и Анна, оставив Дочь в храме, возвратились домой. Мария же, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

В Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась.

Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 15 лет , первосвященник и священники стали советовать ей оставить храм и, как полагалось тогда, выйти замуж. На это она поведала им о своем обете остаться навсегда девой, чем немало их удивила - по учению раввинов, каждая израильтянка и каждый израильтянин должны вступить в брак. Тогда священник Захария предложил ее родственнику, престарелому Иосифу, стать опекуном Марии. Чтобы исполнить закон, он должен был формально обручиться с ней, но на деле — стать хранителем ее обета. После обручения праведный Иосиф отправился с Пресвятой Девой в Галилею, в свой город Назарет.

В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм церковь с древних времен установила торжественное празднество . Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.
С IX столетия праздник получил широкое распространение на христианском Востоке.

Трехлетняя девочка в нарядных одеждах стоит на лестнице, ведущей в Иерусалимский храм. Перед ней пятнадцать высоких ступеней, а она так мала… Но вот, без посторонней помощи, шурша праздничным платьем, она легко поднимается в храм и входит в Святая Святых — священное место в храме, куда не было права входить никому, кроме первосвященника, и то только один раз в год. Почему же первосвященник с радостью принимает девочку и благословляет ее? Духом Святым было открыто ему, что девочка эта — избранница Божественная и предназначение Ее высоко и прекрасно: стать Матерью Сыну Божиему.

Это событие и отмечает Православная Церковь как великий праздник — Введение во храм Пресвятой Девы Марии.

Введение во храм — всегда начало. Чтобы упасть на колени под священническую епитрахиль, надо сначала войти во храм. Чтобы затеплить огонек свечи о здравии ближнего, надо войти во храм, чтобы поплакать на панихиде о тех, кого нет рядом, — надо войти во храм. И главное: чтобы спастись, надо войти во храм. «У меня Бог в душе, я и так молюсь, мне церковь без надобности», — рассуждает себе «во спасение» доморощенный богослов. Да, история Церкви знает имена тех, кто, имея Бога в душе, молился или стоял на коленях в лесу или под звездным небом городской заплеванной площади. Серафим Саровский, Ксения Петербургская, Василий Блаженный… А наше сердчишко, дрожащее, как заячий хвост, от страха лишиться желанных страстей и привычных удовольствий, маленький «наполеончик » в немощи мании величия — убого, жалко и смешно. Про нас, про нас, не про соседей по лестничной клетке сложена мудрая пословица: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец». Бог не отец — значит, безродны мы в своем земном отечестве, и в том, другом, останемся безродны . А раз так, бомжевать нам и скитаться в юдолях загробных. Страшно? А разве введение во храм не дает нам спасительный шанс обрести чадолюбивую Церковь-Мать, а значит, и Спасителя Отца? Как все просто…

Каждый из нас входил во храм своим неповторимым путем. Один человек отбывал срок в колонии строгого режима, вырвал лист из старой потрепанной книги на самокрутку . И выхватил глаз Слово: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные…» Книга оказалась Евангелием. Все. Введение во храм произошло в продуваемом ветрами зековском бараке. Женщина шла на аборт и, уже стоя в тапочках и халате перед дверью операционной, услышала через открытое окошко детский крик: «Мама! Мне больно!» И убежала домой — в тапочках и халате. Ее введение во храм началось с покаянных слов первой в жизни исповеди. А счастливые детки, чьи родители разумны и боголюбивы , входят во храм так, как входила в него трехлетняя Отроковица Мария, — в красивых одеждах, с зажженными свечами в руках. Мы можем подарить детям праздник Введения во храм, чтобы с него начать радостную и трудную, мудрую и простую, благодатную и спасительную жизнь со Христом.

Интересно, что именно с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в православных церквях во время утрени начинают петь «Христос рождается , славите…»

Еще долог Рождественский пост, еще не обнаружили волхвы особую путеводную звезду, еще не уложена на верблюдов поклажа с дорогими подарками Богомладенцу. Еще и Дева Мария не знает о возложенной на Нее великой миссии быть Матерью Спасителя, но Она уже вошла в Иерусалимской храм, уже поднимается по крутым его ступеням. Уже благословляет Ее первосвященник, Духом Святым прозрев наш великий праздник — Введение во храм… и в песнопениях церковных именуется он «предвестием Божия благоволения к людям». Не сама весть — предвестие, но сколько света и тепла разливается от этого предвестия по Божьему храму, сколько трепетной любви испытывает христианин, ощущая прочную связь своего православного сердца с великой историей христианства и мудрыми законами Создателя.

ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА

Предыдущий двунадесятый праздник (первый в церковном году) рассказал нам о Рождение Пресвятой Девы, Которой в будущем предстоит стать Матерью Божьей. Ее родители, святые праведные Иоаким и Анна, получили от Бога дар – своего младенца, и поэтому еще до рождения была Ему посвящена. Поэтому Ее место - в храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господню.

Вымоленная молитвами своих родителей, Пресвятая Дева Мария до трехлетнего возраста жила с ними. Но когда Деве Марии исполнилось три года, Она Сама напоминает родителям об исполнении их обета - отдать свое Дитя на служение Богу…

Благочестивые родители Ее приготовились исполнить свой обет Богу. Они созвали родственников, пригласили сверстниц своей Дочери, одели Ее в лучшие одежды и повели Ее в храм Иерусалимский для посвящения Богу.

Это намерение Иоакима и Анны - посвятить свою дочь Богу - стало известно в Иерусалиме, и к этому событию собралось и множество других людей.

Ее подруги-сверстницы, как и Сама Мария, шли с зажженными свечами в руках. Торжественное шествие. Праведная Анна несет чудного Ребенка на руках во храм. Несколько маленьких девочек в белом, и кое-кто из взрослых сопровождают их. В руках у всех зажженные свечи.

Когда это шествие приблизилось к храму, то навстречу вышли священники во главе с первосвященником.

Навстречу им вышли из храма священники во главе с первосвященником.


Анна ставит Младенца Марию на первую из пятнадцати ступеней крыльца храма — по числу псалмов, которые священники пели при входе в храм. И вот произошло таинственное чудо, Божественная Отроковица – Пречистой Богородице тогда было всего три годика – сама поднялась по ступеням Храма. Общее изумление, а первосвященник встретил и благословил Ее, как это он всегда делал со всеми посвящаемыми Богу. А затем первосвященник вводит за собою Марию в сокровенную глубину храма, во Святая Святых. Это было самое священное место в храме. Туда никто не имел права входить, кроме первосвященника и то только один раз в год. И вдруг первосвященник совершает деяние, которое, согласно Закону, удивило, возможно, даже смутило многих. Но мы знаем, что все события, которые происходят по Божьему наитию, не имеют рядового, последовательного значения. Они выходят из ряда вон, но они оправданы именно тем, что так хочет Бог.

У древних людей, или людей Библии, было особое наитие, духовное вдохновение. Ведь современный человек в некотором смысле является запрограммированным, он действует согласно внешним этикетным правилам. Сердце же древнего человека всегда было открыто откровениям, скрытым от созерцательного восприятия.

Именно таким человеком как раз и был первосвященник Захария, который встретил в храме Пресвятую Богородицу. Духовным взором он прозрел в маленькой девочке Великую Деву, Которой предназначено стать Матерью Сына Божия, который откроет людям вход в Царство Небесное и, повинуясь откровению Духа Святого, ввел Её во Святая Святых. Мария — избранная Богом, поэтому достойна входить в самое священное место.

Бог находится везде, повсюду, но есть места Его особого присутствия. Богородица приближается вплотную к Богу, Который непосредственно будет действовать через Нее в будущем: Отец будет благословлять, Дух Святой – освящать, а Сын Божий – сходить, рождаться. Три лица Святой Троицы пересекаются во Святая Святых, меняется история человечества, исполняется обетование Божие, вот, явлена миру Богоизбранная, Та, Которая станет виной спасения человечества, через Нее придет Христос. А первосвященник – всего лишь спутник, проводник, который дает возможность прозреть то, что уже происходит.

Это введение Пресвятой Девы поразило не только всех предстоящих, но и Ангелов, невидимо здесь присутствовавших, которые, как поется в Задостойнике праздника, «Зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых.»

Может быть, это было аллегорией, потому что трудно себе представить, что в том Иерусалиме, который был наполнен фанатичными людьми, иудеи могли допустить, чтобы кто-то вошел во Святая Святых. Туда мог входить только один архиерей, и то один раз в году. Что-то таинственное произошло, может быть, ангелы Божии сокрыли Пречистую Отроковицу от взоров этих фанатичных иудеев. Может быть, имеется в виду, что вход во Святая Святых – это движение ее души навстречу Богу, как бы вхождение Пречистой в таинственную Божественную жизнь, к которой Она всегда стремилась.

Богородица нам соприродна, она – дочь обыкновенных родителей, праведных, но обыкновенных. И Она, соприродная нам, возводит человеческое естество в глубины Богообщения. Святая Святых – образ Рая, это конечный результат жизни, к которому должен стремиться человек. И входя туда, Богородица как бы ведет за собой всех людей, Она показывает, что через Нее все человечество спасется и попадет в Рай – возвратится в ту священную древнюю область, которую утратило через первородный грех прародителей.

Этой идеей пронизано и богослужение самого праздника Введения, и всего Рождественского поста. Это лейтмотив рождественских стихир и песнопений: как Богородица вошла во Святая Святых, так и мы вернемся в завет с Богом, возвратимся в Рай. Поэтому именно праздник Введения проводит нас от начала поста до самого Рождества Христова. Почему Церковь и установила это празднование? Само по себе Введение ― не было данью Ветхому Завету, обрядом или ритуалом древних евреев. Это было начало спасения.

А дальше, Иоаким и Анна, исполнив свой обет, возвратились домой, а Мария осталась жить при храме. Праведный Захария устроил Святую Деву жить в доме при храме. Храм в своей окружности имел разные пристройки, в которых проживали служившие при нем. Здесь же находился и приют для дев. Оставшись жить при храме, святая Дева Мария находилась под надзором и руководством благочестивых наставниц, обучавших Ее, как Священному Писанию, так и разным рукоделиям.

По словам святого Иоанна Дамаскина, будучи удалена от общества неблагонравных мужей и жен, в храме Она жила так, что представляла собой образец жизни лучшей и чистейшей Девы в сравнении с прочими. Бдительность в молитве, скромность, смирение и кротость были Ее отличительными качествами.

Ее день при храме распределялся так: с раннего утра Она молилась, потом читала Священное Писание, затем переходила к рукоделию. Свой день Она также заканчивала молитвой.

Еще будучи совсем юной, Пречистая Дева лишилась Своих родителей. Оставшись сиротой, Она всецело предалась Богу, нисколько не помышляя о земной любви или семейной жизни. Дав обет девства, Она первая открыла путь всецелого служения Богу, по которому потом пошли многие христианские подвижники. А Дух Божий и Святые Ангелы охраняли Божественную Деву.

Уединение было Ей необходимо. Все в Ней было проникнуто какою-то необыкновенною тихостью. Никогда с Ее кротких уст не сорвалось неспокойного слова.

Со временем, изучив Священное Писание, Пресвятая Дева Мария обратила особое внимание на пророчество Исаии, написавшего относительно Мессии: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» Размышляя об этом тексте, Она горела желанием увидеть Ту благословенную Деву, Которая удостоится стать матерью Спасителя человечества.

Введение в храм Пресвятой Богородицы дает возможность живо ощутить и смысл Рождественского поста, и близкое присутствие Мессии. Как написано в Писании, что Его еще не видно, Он где-то там, за горами, но Его присутствие уже близко, лучи Его уже сияют…

Нужно помнить, что наше спасение, наше искупление воплотившимся Сыном Божиим стало возможно потому, что избранная послужить для этого Пречистая Богородица была введена своими родителями в храм Божий и получила воспитание при храме. Этот поступок родителей Марии церковь ставит в пример всем верующим, указывая, что истинные христиане должны воспитывать в своих детях любовь к Всевышнему с самого раннего возраста, как только ребенок начинает понимать окружающее.

Необходимо и нам войти в Святую Православную Церковь, ввести в храм Божий своих детей. Особенно важно приходить в храм на молитву по воскресеньям и праздничным дням. В Православной Церкви — наше спасение, духовное преображение.

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - один из 12 главных церковных (двунадесятых) праздников. Православные верующие отмечают его (21 ноября по старому стилю).

В основе праздника лежит церковное предание о введении Девы Марии в Иерусалимский храм для посвящения Богу.

Согласно этому преданию, родители Пресвятой Богородицы, праведные Иоаким и Анна, до старости были бездетны. Молясь о рождении ребенка, они дали обет, если родится дитя, посвятить его Богу. До трех лет Мария жила с родителями в Назарете. Когда ей исполнилось три года, Иоаким и Анна, собрав родственников и знакомых, с пением священных песен и зажженными свечами повели свою дочь в Иерусалимский храм.

По сохранившимся свидетельствам древних святых отцов церкви, шествие от Назарета до Иерусалима длилось три дня с небольшими остановками для отдыха.

Впереди процессии шли юные девы с зажженными свечами, за ними следовали Иоаким и Анна, которые вели за руку дочь, шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые. Когда процессия достигла Иерусалимского храма, навстречу ей с пением вышли священники во главе с архиереем Захарией. Праведная Анна подвела дочь к самому входу в Иерусалимский храм. Входом в храм служила площадка, к которой вели с земли 15 ступеней по числу 15 псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами. Иоаким и Анна поставили Марию на первой ступени. Несмотря на юный возраст, Пресвятая Дева без всякой посторонней помощи поднялась на остальные 14 ступеней и стала на верху церковного помоста, чем удивила всех присутствующих.

Встречать Деву Марию вышли священники храма и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Крестителя. По внушению свыше, он ввел Пресвятую Деву в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью и там указал ей место молитвы. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, и только одной Марии, со времени ее введения, было позволено Захарией входить для молитвы во внутренний алтарь.

Праведные Иоаким и Анна, оставив Дочь в храме, возвратились домой. Мария же, по свидетельству Священного Писания и историка Иосифа Флавия, осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

В Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась.

Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось 15 лет , первосвященник и священники стали советовать ей оставить храм и, как полагалось тогда, выйти замуж. На это она поведала им о своем обете остаться навсегда девой, чем немало их удивила - по учению раввинов, каждая израильтянка и каждый израильтянин должны вступить в брак. Тогда священник Захария предложил ее родственнику, престарелому Иосифу, стать опекуном Марии. Чтобы исполнить закон, он должен был формально обручиться с ней, но на деле — стать хранителем ее обета. После обручения праведный Иосиф отправился с Пресвятой Девой в Галилею, в свой город Назарет.

В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм церковь с древних времен установила торжественное празднество . Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.
С IX столетия праздник получил широкое распространение на христианском Востоке.

Это один из двенадцати главных (двунадесятых) православных праздников, в основе которого лежит церковное предание о том, как в трехлетнем возрасте родители торжественно ввели в Иерусалимский храм Марию, будущую Богоматерь.

Праздник установлен еще на заре христианства, а в православии получил широкое распространение в девятом веке.

Предание

Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, до старости были бездетны. Молясь о рождении ребенка, они дали обет, если родится дитя, посвятить его Богу. У них родилась дочь, которой, по указанию Ангела Божия, дано было имя Мария, что значит по-еврейски "госпожа, надежда".

© photo: Sputnik /

Когда ей исполнилось три года, Иоаким и Анна, собрав родственников и знакомых, с пением священных песен и зажженными свечами повели свою дочь в Иерусалимский храм.

По сохранившимся свидетельствам, шествие от Назарета до Иерусалима длилось три дня с небольшими остановками для отдыха.

Впереди процессии шли юные девы с зажженными свечами, за ними следовали Иоаким и Анна, которые вели за руку дочь, шедшую между родителями. Шествие замыкали родные и знакомые.

Когда процессия достигла Иерусалимского храма, навстречу ей с пением вышли священники во главе с первосвященником Захарией. Праведная Анна подвела дочь к самому входу в Иерусалимский храм.

В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Маленькая Мария, как только ее поставили на первую ступень, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю, где ее ожидал первосвященник.

По внушению свыше, он ввел Пресвятую Деву в Святая Святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью, этим была явлена ее особая роль в судьбе человечества.

Праведные Иоаким и Анна, оставив дочь в храме, возвратились домой. А Мария оставалась в храме до пятнадцатилетнего возраста, после чего она была выдана замуж за пожилого вдовца плотника Иосифа.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и ее жизнь в Иерусалимском храме.

В Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась.

Праздник

Торжественное празднество в связи с Введением Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь проводит с древних времен, хотя время установления праздника в честь этого события с достоверной точностью неизвестно.

О том, что праздник отмечали в первые века христианства свидетельствуют предания палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского, а в VII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

На Востоке праздник получил повсеместное распространение уже в XIII веке. В девятом веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон праздника ("Отверзу уста моя") и ряд стихир, а в X веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон праздника ("Песнь победную"). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.

День Введения во храм Пресвятой Девы Марии - это день явления миру избранной Богом, чистейшей из всех живших на земле, не имевшей и тени греховного помысла.

Суть

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы — предзнаменование Рождества Христова и благоволения Божия к человеческому роду.

Дева Мария, родившая Христа-Спасителя, более всех послужила спасению человечества. Рождество и Введение во храм Пресвятой Богородицы — праздники, в которых завершается Ветхий Завет и раскрывается его смысл как детоводителя ко Христу.

Этим праздником, связанным с ветхозаветным храмом, знаменуется начало замены богослужения Ветхого Завета с его кровавыми жертвоприношениями как ежегодной еврейской традиции очищения от грехов - Новым Заветом Божественного Искупителя, проливающего Свою Кровь во искупление грехов всего человечества.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Репродукция иконы "Распятие"

Начиная с праздничной службы на Введение, в храме звучат рождественские песнопения. Потому в этот день очень важно отклониться от суетных земных дел и отдать свои силы молитве, мыслям о благодатном милосердии Божием.

Традиции

В день Введения во храм Пресвятой Богородицы праздничное богослужение проводится во всех православных церквях с утра. Поются только песнопения праздника. Священнослужители одеты в белые и/или голубые облачения.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Праздник приходится на Рождественский пост. В этот день разрешается есть рыбу.

На Руси на Введение было принято ходить друг другу в гости. С этой традицией была связана еще одна примета — тот, кто первый посетит дом, принесет удачу или несчастье.

Если мужчина, то хорошо — весь год будет счастливым и радостным, если женщина, то наоборот — год пройдет в несчастии и хозяев будут преследовать неудачи.

А на столах можно было увидеть не только, купленные на ярмарке булочки да баранки, но и вареники с ягодами. При чем в один из них, а может и в два обязательно клали монетку. Кому она попадется, тот и проведет весь год в радости и счастье.

Приметы

Люди считали, что после Введения земля отдыхает, а потому, чтобы не нарушить ее покой до самого Благовещения (7 апреля) не копали. Иначе урожай будет скудным.

Мороз на Введение говорил о том, что все зимние праздники будут морозные, если наоборот тепло, то, соответственно, и дальнейшие торжества не будут холодными.

Считали также, что если до самого праздника выпадет снег, то долго он не пролежит и вскоре растает, а сама зима не будет суровой. Если же это случится уже после Введения, то снег продержится до самого февраля.

Материал подготовлен на основе открытых источников