Экономика страны Z основана на натуральном хозяйстве и ремесле. Виды экономических систем. Тесты ЕГЭ - экономика массовое промышленное производство

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Обществознание – итоговая работа 10 класс.

Вариант 3

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Факторы производства

Ответ____________ труд

2. В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Способности; мировоззрение; характер; интересы; личность.

Ответ___________

3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «наука».

1) творчество, 2) образность , 3) системность, 4) обоснованность, 5) эмоциональность , 6) доказательность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ_____________

4.Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Ответ___________ 32213

5. Галине 16 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. У Галины светлые волосы и карие глаза.

2. Галина добрая и отзывчивая.

3. Галина - внешне привлекательная девушка.

4. Рост Галины ниже среднего.

5. Галина - честный человек.

6. Галина дружит со многими своими одноклассниками.

Ответ_______________

6. Экономика страны Z основана на крупном машинном производстве; в ней доминирует тяжёлая промышленность. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная (плановая) экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. необходимость решать проблему ограниченности ресурсов

2. отсутствие конкуренции производителей

3. зависимость продовольственного рынка от импортных товаров

4. директивное ценообразование

5. господство государственной собственности на средства производства

6. наличие трудового законодательства

Ответ__________

7. Выберите верные суждения о семье и её типах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Семья является агентом социализации.

2. Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

3. Демократические семьи, как правило, включают два-три поколения прямых кровных родственников.

4. Досуговая функция семьи проявляется в предоставлении определённого социального статуса членам семьи, в выполнении роли социального лифта.

5. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.

Ответ___________________

8. В 2005 г. и 2015 г. в ходе социологических опросов совершеннолетних граждан страны Z им предложили оценить количество отечественных и импортных продуктов на полках магазинов в их населённых пунктах. Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Доля тех, кто отметил, что в магазинах больше отечественных продуктов, выросла за 10 лет.

2. Доля тех, кто отметил, что в магазинах больше импортных продуктов, не изменилась за 10 лет.

3. Доля тех, кто отметил, что в магазинах примерно равное количество отечественных и импортных продуктов, сократилась.

4. В 2005 г. доля тех, кто отметил, что в магазинах больше импортных продуктов, меньше доли тех, кто затруднился ответить.

5. В 2015 г. половина опрошенных отметила, что в магазине больше отечественных продуктов.

Ответ_____________

9. На рисунке отражено изменение спроса на биологически активные добавки к пище для улучшения зрения на соответствующем рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса из положения D в положение D 1 ? (На графике Р - цена товара; Q - количество товара.)

1. массовые положительные отзывы покупателей

2. пропаганда профилактики глазных болезней

3. повышение безопасности компьютерной техники для здоровья человека

4. уменьшение объёмов производства биологически активных добавок к пище

5. снижение доходов населения

Ответ____________

10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Понятие «общество» многозначно. Часто под обществом понимается социальная ____ (А), объединенная общим _____ (Б) ее членов, например, дворянское общество, или общностью _____ (В). Социологи называют общество динамической _____ (Г), подчеркивая этим связь различных компонентов общественной жизни и их изменения в ходе исторического развития. Эти изменения могут носить постепенный характер, а могут ускоряться в ходе ____ (Д) или благодаря реформам. Реформы, как правило, меняют какую-либо сторону жизни при сохранении основ существующего _____ (Е). Разрешая реально существующие в обществе противоречия, реформы прокладывают дорогу новому».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. система 2. Структура 3. Группа 4. Революция 5. Интерес 6. Прогресс 7. социальный статус

8. строй 9. Сфера

Ответ__________375148

Часть 2.

1. В финском эпосе «Калевала» есть такие строки: « ... предупредила... с ветки синица: «Не взойдёт ячмень, не поднимутся хлеба, пока не срублен под пашню лес, и огнём не выжжена подсека. Тогда наточил старый богатырь топор и свалил на поляне все деревья - оставил лишь одну высокую берёзу, чтобы был отдых перелётным птицам».

О каком типе общества идёт речь? Опираясь на текст, назовите два признака такого общества. Назовите ещё один такой признак, не упомянутый в тексте.

Тип общества: традиционный.

Признаки общества по тексту: 1) используется подсечное земледелие, свойственное традиционному обществу; 2) основа ведения хозяйства - аграрный сектор. Признак аграрного общества, не упомянутый в тексте: патриархальная семья, совместное проживание нескольких поколений родственников, особая роль церкви.

2. Вам предстоит подготовить развёрнутый план по теме «Человек как духовное существо». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие духовного мира человека и его элементы:

1.1. знания,

а) вера;

б) чувства;

в) стремления.

2. Мораль, ценности, идеалы человека:

а) золотое правило нравственности;

б) категорический императив И. Канта;

в) совесть, патриотизм, гражданственность.

3. Мировоззрение и его роль в жизни человека:

а) типы мировоззрения;

б) мировоззрение как ориентир и цели деятельности человека.

3.Назовите три способа разрешения социальных конфликтов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Работа на анализ источника.

Чем характеризуется социализация в зрелые годы? Укажите две особенности этого процесса.

Социализация - достаточно широкий процесс, который включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. У новорожденного есть все биологические предпосылки стать дееспособным участником социальных связей и взаимодействий. Но ни одно социальное свойство не является врожденным - социальный опыт, ценности, чувство совести и чести и т.д. генетически не кодируются и не передаются. Реализация этих предпосылок, их воплощение в определенные социальные качества, свойства зависят от того, с какой средой будет взаимодействовать человек. Другая сторона связи биологического организма и социальной среды, имеющая значение для процесса социализации, касается этапов становления и развития духовного мира личности, форм и сроков освоения ею социальных требований, ожиданий. Речь идет, в частности, о хронологическом совпадении оптимального срока усвоения социальных ценностей, норм поведения с биологическим развитием личности.

Не следует думать, что процесс социализации осуществляется лишь в детские или юношеские годы. Безусловно, в юные годы создается фундамент духовного развития личности. Однако при всей своей значимости эта основа содержит преимущественно эмоционально-ценностный компонент. Лишь вступив во взрослую самостоятельную жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно, во имя чего жить. Процесс обретения, развития человеком социальных свойств по сути не знает возрастных границ. Меняются социальные роли, которые выполняет личность: рождение внука, выход на пенсию и т.д. требуют новых функций; каждый существенный статусно- ролевой сдвиг в жизни личности привносит что-то новое в ее духовный облик.

Социализация взрослых в какой-то мере даже более драматична, чем социализация в юношеские годы, хотя она чаще всего внешне не заметна. В духовном развитии людей старшего возраста существенно повышается роль самостоятельного анализа и оценки внешних социальных условий, событий. Средства массовой информации в этом случае чаще всего не могут оказывать прямого воздействия на сознание индивида, этому препятствуют довольно прочные убеждения, оценки уже сложившейся личности. Реальная духовная жизнь личности представляет собой взаимоотношение внешнего социального мира и внутренних свойств личности. Внешний мир взаимодействует с уникальным жизненным опытом личности,

порождая единство типичного и неповторимого в ней. (А.Г. Эфендиев)

«Чтение натуральных чисел» - Физкультминутка. Чем мы сейчас будем заниматься? Как называется четвертый класс в записи числа? Сколько знаков в записи числа, если в нем 45 единиц третьего класса? Назови число, в котором 3 единицы четвертого разряда и 5 единиц первого. Запишите все числа в порядке возрастания. Прочитайте числа. Устная работа.

«Натуральные числа в математике» - Математический диктант. Для желающих – задача потруднее на карточке. Анри Пуанкаре. Разряд – место (позиция) цифры в записи числа. Десять. 8. Как называется место цифры в записи числа? 4. Назовите самое большое натуральное число. Математический фокус. Замените звездочки цифрами так, чтобы получилось верное равенство: 97* + **5 + 1*86 = 2230.

«Натуральные числа простые и составные» - В лемме говориться, что число p простое. Нет, поскольку никто не гарантирует, что выписанные множители - простые. Простых чисел – бесконечное множество. В примере с числом 1001 мы двумя способами получили в итоге одно и то же разложение. Скажем, число 1001 - составное: 1001 = 7 · 143. Составно?е число? - натуральное число большее 1, имеющее 2 и более делителя.

«Тема натуральные числа» - Выполните в тетради задание: Множество чисел, которые мы изучили можно разделить так: Числа. Дробные. Сколько цифр всего? Вспомним, как обозначают числа. Как называются разряды? 3) Умножение: 345*68= 53467*3= 532*657=. 4) Деление: 504:63= 2088:58= 1416:4=. Теперь повторим основные арифметические действия с натуральными числами:

«Степень с натуральным показателем» - 1 в любой степени равна 1 1n=1. Масса Земли – 5,976 ?1024 кг Масса электрона – 9,11 ?10-31 кг. 0 в любой степени равен 0 0n=0 («00» - не имеет смысла). Если а?0 , то а0=1. Умножение степеней с одинаковыми основаниями. (-1)2k=1, (-1)2k-1= -1. Степень с целым показателем. Возведение в степень произведения.

Вариант 1

1 Запиши слово, пропущенное в таблице.

2 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

  1. республика
  2. форма правления
  3. форма государства
  4. форма государственного устройства
  5. федерация

3 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются формами, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями.

  1. религиозное объединение
  2. хозяйственное общество
  3. акционерное общество
  4. производственный кооператив
  5. хозяйственное товарищество
  6. потребительский кооператив

Дайте два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4 Выберите верные суждения о познании и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира называется наблюдением.
  2. Благодаря ощущениям происходит выделения общего, существенного в информации о предмете.
  3. Чувственное познание и рациональное познание тесно взаимосвязаны.
  4. Чувственное познание фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов.
  5. Формулирование предположений для объяснения имеющихся фактов характеризует метод выдвижения гипотез.

5 Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

  1. слабость товарно-денежных отношений, преимущественно натуральное хозяйство
  2. превращение информации в важнейший фактор производства
  3. появление массовой культуры
  4. организация массового промышленного производства

широкое распространение экранной культуры

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

  1. традиционное
  2. индустриальное
  3. постиндустриальное

6 Вадиму Андреевичу - 40 лет. Найдите в приведённом списки его черты, имеющие социальную природу. Запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Вадим Андреевич - полковник Вооруженных Сил РФ.
  2. Вадим Андреевич легко переносит физические нагрузки.
  3. Вадим Андреевич - честный и принципиальный человек.
  4. Вадим Андреевич посещает курсы французского языка.
  5. Рост Вадима Андреевича - 176 см.
  6. Вадим Андреевич - добрый и отзывчивый, у него много друзей.

7 Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Финансовыми институтами называют организации, участвующие в финансово-кредитной системе.
  2. Коммерческие банки занимаются привлечением сбережений домохозяйств.
  3. Центральный банки осуществляет денежные расчеты между гражданами и организациями.
  4. Коммерческие банки осуществляют монопольную эмиссию денег.
  5. Центральный банк формирует и хранит золотовалютные резервы государства.

8 Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

  1. конкуренция товаропроизводителей
  2. директивное управление производством и распределением
  3. уравнительный принцип в плате труда работников различных организаций
  4. свобода предпринимательства
  5. государственное ценообразование

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

  1. рыночная
  2. командная (плановая)

9 Инна работает менеджером среднего звена, одну часть своих сбережений она разместила на банковском депозите, другую - потратила на приобретение акций различных компаний. Инна брала кредит на покупку автомобиля. Что из перечисленного относится к доходам Инны? Запищите цифры , под которыми они указаны.

  1. заработная плата
  2. процент по вкладу
  3. дивиденды
  4. процент по кредиту
  5. транспортный налог
  6. коммунальные платежи

10 Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Конфликтная ситуация объективно содержит явные предпосылки для конфликта, провоцирует начало противостояния.
  2. Следствием любого социального конфликта является смена государственной власти.
  3. Причины социального конфликта связаны с интересами противоборствующих сторон.
  4. Одним из эффективных путей разрешения социального конфликта является продолжение конфронтации сторон.
  5. Социальный конфликт всегда порождён экономическим неравенством противоборствующих сторон.

11 Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Формированию политических элит способствует значимость и престижность управленческого труда.
  2. К факторам формирования политических элит относят возможность получения различных привилегий.
  3. В любом обществе могут складываться серьёзные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп.
  4. Политическая элита распоряжается определёнными информационными и статусными ресурсами.
  5. Правящую элиту составляют политические деятели, лидеры партий, находящиеся в оппозиции к проводимому политическому курсу.

12 Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  1. объявление амнистии
  2. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ
  3. назначение высшего командования Вооруженных Сил РФ
  4. обеспечение проведения в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики
  5. назначение Председателя Центрального банка РФ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

  1. Президент РФ
  2. Совет Федерации
  3. Государственная Дума
  4. Правительство РФ

13 Государство Z - федеративная республика. Какая дополнительная информация поможет сделать вывод, что в государстве Z установился демократический политический режим? Найдите в приведенном списке характеристики страны Z и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. В стране реализован принцип разделения властей.
  2. Субъекты федерации обладают определённой политической самостоятельностью.
  3. Страна Z разделена на пять областей.
  4. В стране Z права и свободы граждан гарантированы законом.
  5. В стране регулярно на альтернативной основе проводятся выборы.
  6. На политической арене конкурируют несколько партий.

14 Найдите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ, и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
  2. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
  3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.
  4. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

15 Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работника в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ДЕЙСТВИЯ

  1. участие в управлении организацией
  2. получение полной достоверной информации об условиях труда
  3. соблюдение трудовой дисциплины
  4. выполнение установленных норм труда
  5. своевременное получение заработной платы в полном объёме

ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА РАБОТНИКА В РФ

  1. права
  2. обязанности

16 Анна работает в производственном кооперативе, а Мария - в акционерном обществе. Найдите в приведённом списке черты, общие для этих организационно-правовых форм предприятий, и запишите цифры , под которыми они указаны.

  1. распределение прибыли между работниками в соответствии с их трудовым участием
  2. обязательность заключения трудового договора с работниками
  3. обязанность работников соблюдать трудовую дисциплину
  4. требование бережного отношения работников к имуществу работодателя
  5. объединение нескольких мастеров, лично участвующих в оказании услуг
  6. получение дивидендов по итогам года

17 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Глобальные проблемы - проблемы, создающие угрозу выживанию человечества как биологического вида. (Б) Группа ученых во главе с А. Печчеи организовала так называемый Римский клуб - международную неправительственную организацию, цель которой - изучение глобальных проблем современного мира. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современной цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

Определите, какие положения текста имеют

  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений
  3. характер теоретических утверждений

18 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

"Заботы профессиональных союзов непосредственно связаны с ____________ (А) той работы, которой занимаются их члены. И все же у всех профессиональны объединений есть общие задачи.

Важнейший из них являются улучшение ____________ (Б) и обеспечение его безопасности. Заботит их и предоставление ______________ (В) подросткам и женщинам (особенно беременным или имеющим малолетних детей). Постоянная забота профсоюзов - снижение _____________ (Г) работников на производстве или получения ими травм. Именно под давлением профсоюзов в большинстве цивилизованных стран мира сейчас приняты ________________ (Д), регулирующие условия труда и обеспечивающие снижение производственного травматизма.

Но в мире экономики всё имеет свою цену. Такая деятельность профсоюзов приводит к реальному удорожанию труда для ____________ (Е)."

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. условия труда
  2. профессиональность
  3. риск гибели
  4. специальные законы
  5. льготы
  6. заработная плата
  7. особенности
  8. фирмы-покупатели
  9. страхование

Составьте таблице с приведенными буквами, обозначающие пропущенные слова (словосочетания). Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания)

Вариант 2

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Политическое участие граждан

Ответ:_____________________________________.

  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1)вера; 2)культ; 3)обряды; 4) религия; 5)совершение богослужений.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию “рыночная экономика”.

1)Конкуренция производителей; 2)многообразие форм собственности; 3)централизованное распределение; 4) спрос; 5) предложение; 6) директивное ценообразование.

4.Выберите верные суждения о формах духовной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Моралью называют сферу ценностей и норм, регулирующих жизнь людей с позиций гуманизма, добра и справедливости.

2) Идеологией называют проявление эмоциональных переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное.

3) Компонентом научного знания являются этические оценки природных и социальных явлений.

4) Целью образования является передача социального опыта и накопленных знаний новым поколениям.

5) Искусство предполагает отражение действительности в художественных образах.

5. Установите соответствие:

ПРОЯВЛЕНИЕ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДА КАЧЕСТВ

А) способность к продолжению рода 1) социальная

Б) приспособление к климатическим условиям 2) биологическая

В) способность накапливать знания и трудовые навыки

Г) способность определять цель своих действий

Д) способность оценивать себя и других

6. Экономика страны Z основана на сельском хозяйстве. Какие признаки свидетельствуют о том, что Z развивается как традиционное общество?

1) преобладание семей партнёрского типа

2) низкий уровень социальной мобильности

3) массовое промышленное производство

4) активное участие церкви в жизни общества

5) широкое распространение наукоёмких технологий

6) сословное деление общества

7. Выберите верное суждение о роли государства в экономике.

1) Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.

2)В рыночной экономике государство защищает права и законные интересы собственников.

3) В рыночной экономике государство устанавливает цены на все товары и услуги.

4) государство в рыночной экономике осуществляет централизованное планирование объёмов производства.

5) Государственное вмешательство в экономику связано с несовершенствами рыночного механизма.

8. Установите соответствие.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А) страховые выплаты 1) постоянные

Б) приобретение сырья 2)переменные

В) выплата процентов по банковскому кредиту

Г) сдельная оплата труда наёмных работников

Д) арендная плата за помещение

9. Найти факторы, которые могут способствовать повышению спроса на новую модель телевизора, выпущенную фирмой А.

1) производитель сократил выпуск других моделей телевизоров

3) продавцы предлагают выгодные для клиента условия потребительских кредитов

4) налог на добавленную стоимость вырос

5) цены на новую модель телевизора выше, чем на старую модель

6) доходы домохозяйств постепенно сокращаются

10. Выберите верные суждения о социальных нормах.

1) Социальные нормы отражают модели, стандарты должного поведения

2) Этические нормы всегда отражаются в политических принципах

3) Обычаи, как правило, фиксируются в нормативных документах

4) Корпоративные нормы обеспечиваются предусмотренными организацией санкциями

5) Порядок применения правовых норм устанавливается государством

11. Выберите верные суждения о демократии.

1) В условиях демократии гражданское общество имеет реальную возможность влиять на выработку политических решений.

2) При демократическом режиме существует обязательная государственная идеология.

3) В демократическом государстве гарантировано соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

4) Реализация разделения властей обеспечивает систему сдержек и противовесов в демократическом государстве.

5) В демократическом государстве все должности в высших органах государственной власти являются выборными на определённый срок.

12. Установите соответствие.

ФУНКЦИИ СУБЪЕКТЫ ГОС.ВЛАСТИ РФ

А) управление федеральной собственностью 1) Совет Федерации

Б) решение вопроса о возможности использования 2) Государственная дума

Вооружённых сил РФ за пределами территории РФ 3) Правительство РФ

В) объявление амнистии

Г) обеспечение проведения в РФ единой финансовой,

Кредитной и денежной политики

Д) назначение Председателя Центрального банка РФ

13. В стран e Z прошли парламентские выборы. Найдите черты выбора парламента в стране Z по мажоритарной системе.

1) Выборы были всеобщими равными прямыми при тайном голосовании

2) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах

4) Количество мест, полученных партиями в парламенте, зависит от процента голосов, поданных на выборах за списки политических партий

5) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов

14. Что из перечисленного относится к социально-экономическим правам гражданина РФ?

1) право на частную собственность

2) свобода предпринимательской деятельности

3) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

4) свобода совести, мысли, слова

5) право на защиту чести и доброго имени

15. Установите соответствие между проступками и их видами.

ПРОСТУПКИ ВИДЫ ПРОСТУПКОВ

А) переход дороги в неположенном месте 1) административный

Б) неисполнение обязательств 2) дисциплинарный

В) прогул работы 3) гражданский

Г) нарушение условия договора займа

Д) нарушение правил пожарной безопасности

16. 16-летняя Кристина заключила трудовой договор с работодателем. Что отличает её правовой статус от правового статуса совершеннолетнего работника?

1) обязанность соблюдать дисциплину труда

2) обязательное прохождение предварительного медицинского осмотра

4) выполнение работы в соответствии с трудовым договором

5) ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для работника время

6) необходимость получения согласия от родителей на заключение трудового догово ра

17. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) По данным социологов, с каждым годом все больше число людей меняют свой социальный статус. (Б) Изменение индивидов или группой социальной позиции, места в социальной структуре - социальная мобильность. (В) Негативная сторона высокой социальной мобильности - утрата человеком чувства постоянства и устойчивости своего положения. (Г) Данные социологических исследований показывают возрастание роли образования как социального лифта. (Д) Очевидно, высокая социальная мобильность не всегда является благом.

Определите, какие положения текста имеют:

  1. Фактический характер
  2. Характер оценочных суждений
  3. Характер теоретических утверждений

18. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов(словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек посредством познания и на его основе преобразует окружающий _________ (А),самого себя, формирует свой __________(Б), свою культуру.

Познание - сложное явление. Оно представляет собой активное ________(В) человеком внешнего мира посредством особого вида ______(Г).

Различают две основные ступни познания: чувственное и ______(Д). Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный _______(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. Восприятие 4) природный мир 7) теоретическое
  2. Рациональное 5) суждение 8) представление
  3. Процесс 6) деятельность 9) духовный мир.

Вариант 1

1-элитарная

Вариант 2

1-референдум

Тестовые задания по обществознанию к уроку «Типы экономических систем» 8 класс

УМК Боголюбова Л.Н.

Тип урока: Изучение нового материала с отработкой навыков решения тестовых заданий из вариантов ОГЭ по данной теме.

Цель урока: усвоить ключевые признаки, отличающие одну экономическую систему от другой, сформировать умение находить эти признаки и выделять их среди других.

Задачи урока:

воспитательные :

развивающие :

    закрепить умение применять навыки решения тестовых заданий, используя новый теоретический материал.

    вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;

    воспитывать у учащихся любознательность;

    воспитывать коммуникативную культуру общения.

    развивать познавательный интерес и логическое мышление;

    развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;

    развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.

Этапы урока:

1.Мотивационная беседа, целеполагание. (3 мин.)

Учитель сообщает тему урока, её место в разделе «Экономика», связь с предыдущей темой «Главные вопросы экономики», связь с ОГЭ и предлагает обучающимся определить цели и задачи, которые они ставят перед собой на уроке.

Учитель выслушивает мнения и резюмирует данную часть урока, сообщая цели и задачи, которых планирует достичь он:

« Я бы хотела, чтобы каждый из вас усвоил ключевые признаки, отличающие одну экономическую систему от другой, умел находить эти признаки и выделять их среди других, решая как тестовые задания с выбором ответа, так и тестовые задания на анализ конкретной социально-экономической информации ».

2. Работа по изучению нового материала.(22 мин.)

2.1.Вводное слово учителя: (2 мин.)

«Экономическая система - это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения главных вопросов экономики: что, как и для кого производить? Экономисты выделяют три основных типа экономических систем: традиционную экономику, государственную (централизованную, клановую, командно - административную - учитель обязательно отмечает, что допускаются разные названия для этого типа экономики, но все они соответствуют одному варианту) и рыночную. Однако в реальной жизни трудно найти государство с чисто выраженным типом экономики, поэтому экономисты вводят ещё понятие смешанной экономики. В современном мире смешанная экономика чаще всего сочетает черты государственной и рыночной, но могут быть и иные варианты, например, рыночной и традиционной, государственной и традиционной. Чем же отличается один тип от другого?»

2.2.Работа с учебником, выделение ключевых признаков для каждого типа экономики(10 мин.)

Читают вслух, предлагают формулировку главного признака, записывают в тетрадь.

Возможный вариант опорного конспекта:

Традиционная экономика:

1)Что, как и для кого производить решает опыт предков, традиция или обычай;

2)ручной труд, отсталые технологии, общинное ведение хозяйства (земледелие и ремесло);

3)натуральное хозяйство.

Рыночная экономика:

1)Что, как и для кого производить решает производитель самостоятельно (самостоятельность, свобода производителя );

2) многообразие форм собственности , хотя преобладает частная»;

3)рынок, где цены устанавливаются в зависимости от спроса, предложения и конкуренции.

Государственная (командная или плановая экономика):

1)Что, как и для кого производить решает государство , оно командует и производителем и потребителем, составляет планы (планирует ), что сколько и для кого производить;

2)существует государственная собственность на все экономические ресурсы;

3) государство устанавливает цены на рынке .

2.3. Закрепление теоретических знаний: (10 мин.)

А) выполнение тестовых заданий устно (задания на слайдах презентации или на интерактивной доске). Учитель выслушивает ответы обучающихся и их аргументы в пользу своего выбора.

Примеры тестовых заданий:

1. Какой при-знак от-ли-ча-ет тра-ди-ци-он-ную эко-но-ми-ку?

1) про-цве-та-ние фаб-рич-но-го про-из-вод-ства 2) цен-тра-ли-зо-ван-ное це-но-об-ра-зо-ва-ние 3) ре-гу-ли-ро-ва-ние про-из-вод-ства при по-мо-щи обы-ча-ев 4) пре-об-ла-да-ние част-ной соб-ствен-но-сти на сред-ства про-из-вод-ства

2.

1) сле-до-ва-ние в про-цес-се про-из-вод-ства ве-ко-вым тра-ди-ци-ям пред-ков 2) част-ная соб-ствен-ность на сред-ства про-из-вод-ства 3) не-ре-гу-ли-ру-е-мые цены 4) цен-тра-ли-зо-ван-ное пла-ни-ро-ва-ние про-из-вод-ства

3. Ры-ноч-ную эко-но-ми-ку от-ли-ча-ет от дру-гих типов эко-но-ми-че-ских си-стем

1) гос-под-ство го-су-дар-ствен-ной соб-ствен-но-сти на сред-ства про-из-вод-ства 2) пла-но-вое ве-де-ние хо-зяй-ства

3) цен-тра-ли-зо-ван-ное рас-пре-де-ле-ние ре-сур-сов 4) сво-бод-ное це-но-об-ра-зо-ва-ние

4.

5. В стра-не Z Z ?

6.

4) Ис-поль-зо-ва-ние про-мыш-лен-ны-ми пред-при-я-ти-я-ми элек-тро-энер-гии, про-из-ведённой вет-ря-ны-ми элек-тро-стан-ци-я-ми .

Б) задания 3 на с.100 в учебнике (Учебник: Обществознание 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М. «Просвещение», 2014) письменно. Задание: заполнить в тетради таблицу, распределив перечисленные ниже признаки в соответствующую графу таблицы.

Таблица:

Рыночная экономика

Командная экономика

Традиционная экономика.

Признаки: господство натурального хозяйства; экономическая самостоятельность производителей; контроль над распределением благ со стороны государства; преобладание государственной собственности; «простой труд» как основа хозяйства; равные права для всех форм собственности; принятие государственных планов, обязательных для производителей; производство продукции преимущественно для собственного потребления; поддержка государством стабильного уровня цен; замкнутость хозяйства; централизованное перераспределение хозяйственных ресурсов, использование производственных ресурсов на основе обычаев.

Проверка письменного задания по желанию на оценку.

3. Тестирование и взаимопроверка по ключам. Анализ ошибок (20 мин.)

Тест по теме «Типы экономических систем»

1. Что из пе-ре-чис-лен-но-го ха-рак-те-ри-зу-ет ры-ноч-ную эко-но-ми-ку?

1) го-су-дар-ствен-ное ре-гу-ли-ро-ва-ние це-но-об-ра-зо-ва-ния

2) дик-тат хо-зяй-ствен-но-го опыта пред-ков

3) пла-но-вая ор-га-ни-за-ция про-из-вод-ства

4) мно-го-об-ра-зие форм соб-ствен-но-сти

2. Что из пе-ре-чис-лен-но-го ха-рак-те-ри-зу-ет ко-манд-ную эко-но-ми-ку?

1) сле-до-ва-ние в про-цес-се про-из-вод-ства ве-ко-вым тра-ди-ци-ям пред-ков

2) част-ная соб-ствен-ность на сред-ства про-из-вод-ства

3) не-ре-гу-ли-ру-е-мые цены

4) цен-тра-ли-зо-ван-ное пла-ни-ро-ва-ние про-из-вод-ства

3. Традицион-ную эко-но-ми-ку от-ли-ча-ет от дру-гих типов эко-но-ми-че-ских си-стем

1) гос-под-ство го-су-дар-ствен-ной соб-ствен-но-сти на сред-ства про-из-вод-ства

2) пла-но-вое ве-де-ние хо-зяй-ства

3) натуральный характер хозяйства

4) сво-бод-ное це-но-об-ра-зо-ва-ние

4. Какой при-знак ха-рак-те-ри-зу-ет ры-ноч-ную эко-но-ми-ку?

1) цен-тра-ли-зо-ван-ное це-но-об-ра-зо-ва-ние

2) зна-чи-тель-ная роль про-мыш-лен-но-го про-из-вод-ства

3) мно-го-об-ра-зие форм соб-ствен-но-сти

4) урав-ни-тель-ное рас-пре-де-ле-ние про-из-во-ди-мых благ

5. Какой при-знак ха-рак-те-ри-зу-ет ко-манд-ную эко-но-ми-че-скую си-сте-му?

1) сво-бод-ное це-но-об-ра-зо-ва-ние 2) мно-го-об-ра-зие форм соб-ствен-но-сти

3) сво-бо-да хо-зяй-ствен-ной де-я-тель-но-сти 4) цен-тра-ли-зо-ван-ное пла-ни-ро-ва-ние

6. В традиционной- эко-но-ми-ке, в от-ли-чие от рыноч-ной

1) сво-бод-но про-да-ют-ся и по-ку-па-ют-ся ре-сур-сы про-из-вод-ства

2) свободно уста-нав-ли-ва-ет-ся курс офи-ци-аль-ной ва-лю-ты

3) ве-ду-щие по-зи-ции за-ни-ма-ет натуральное хозяйство

4) скла-ды-ва-ют-ся хо-зяй-ствен-ные про-пор-ции

7. От-ли-чи-тель-ным при-зна-ком ры-ноч-ной эко-но-ми-ки яв-ля-ет-ся

1) ре-ше-ние ос-нов-ных во-про-сов эко-но-ми-ки

2) го-су-дар-ствен-ная соб-ствен-ность на сред-ства про-из-вод-ства

3) кон-ку-рен-ция про-из-во-ди-те-лей 4) на-ту-раль-ный ха-рак-тер хо-зяй-ства

8. В традиционной эко-но-ми-ке, в от-ли-чие от ко-манд-ной

1) преобладает сельскохозяйственное и традиционное ремесленное про-из-вод-ство

2) уста-нав-ли-вают-ся государственные цены

3) ве-ду-щие по-зи-ции за-ни-ма-ет го-су-дар-ствен-ная соб-ствен-ность

4) существует государственное планирование экономики.

9. В стра-не С. сво-бод-но про-да-ют-ся и при-об-ре-та-ют-ся ре-сур-сы про-из-вод-ства. На-ря-ду с го-су-дар-ствен-ной соб-ствен-но-стью су-ще-ству-ют част-ная и про-чие формы соб-ствен-но-сти. К ка-ко-му типу при-над-ле-жит эко-но-ми-ка го-су-дар-ства С.?

1) ры-ноч-ной 2) ад-ми-ни-стра-тив-ной 3) тра-ди-ци-он-ной 4) ко-манд-ной

10. Для эко-но-ми-ки го-су-дар-ства М. ха-рак-тер-но гос-под-ство го-су-дар-ствен-ной соб-ствен-но-сти на сред-ства про-из-вод-ства, от-сут-ствие кон-ку-рен-ции и цен-тра-ли-зо-ван-ное рас-пре-де-ле-ние ре-сур-сов. К ка-ко-му типу от-но-сит-ся эко-но-ми-ка го-су-дар-ства М.?

1) ры-ноч-ная 2) сме-шан-ная 3) тра-ди-ци-он-ная 4) ко-манд-ная

11. В стра-не Z пред-при-я-тия са-мо-сто-я-тель-но ре-ша-ют, что и сколь-ко про-из-во-дить, ори-ен-ти-ру-ясь на по-ве-де-ние и при-стра-стия по-тре-би-те-лей. К ка-ко-му типу хо-зяй-ствен-ных си-стем можно от-не-сти эко-но-ми-ку стра-ны Z ?

1) ко-манд-но-му 2) ры-ноч-но-му 3) пла-но-во-му 4) тра-ди-ци-он-но-му

12. В стра-не Z су-ще-ству-ет то-вар-ное про-из-вод-ство и де-неж-ное об-ра-ще-ние. Какая до-пол-ни-тель-ная ин-фор-ма-ция поз-во-лит сде-лать вывод о том, что эко-но-ми-ка стра-ны Z имеет ры-ноч-ный ха-рак-тер?

1) Го-су-дар-ство уста-нав-ли-ва-ет раз-мер за-ра-бот-ной платы ра-бот-ни-кам.

2) Ми-ни-стер-ство фи-нан-сов ре-ша-ет во-прос о том, как ис-поль-зо-вать по-лу-чен-ную при-быль.

3) Не-со-вер-шен-но-лет-ним ра-бот-ни-кам предо-став-ле-ны льгот-ные усло-вия труда.

4) Про-из-во-ди-тель са-мо-сто-я-тель-но опре-де-ля-ет, что и сколь-ко про-из-во-дить.

13. Какой при-мер сви-де-тель-ству-ет о со-хра-не-нии в сме-шан-ной эко-но-ми-ке эле-мен-тов тра-ди-ци-он-ной эко-но-ми-че-ской си-сте-мы?

1) Раз-ра-бот-ка тек-стиль-ным пред-при-я-ти-ем новой кол-лек-ции тка-ней со ста-рин-ным ор-на-мен-том.

2) Раз-ви-тие руч-но-го ре-мес-лен-но-го про-мыс-ла - из-го-тов-ле-ние гли-ня-ных иг-ру-шек и ху-до-же-ствен-ных из-раз-цов.

3) Из-го-тов-ле-ние фар для ав-то-мо-би-лей не-боль-шой фир-мой-партнёром круп-но-го ав-то-ги-ган-та.

4) Ис-поль-зо-ва-ние про-мыш-лен-ны-ми пред-при-я-ти-я-ми элек-тро-энер-гии, про-из-ведённой вет-ря-ны-ми элек-тро-стан-ци-я-ми.

14. В стра-не Z су-ще-ству-ет то-вар-ное про-из-вод-ство и де-неж-ное об-ра-ще-ние. Боль-шин-ство за-ня-тых тру-дят-ся на про-мыш-лен-ных пред-при-я-ти-ях и в сфере об-слу-жи-ва-ния. Какая до-пол-ни-тель-ная ин-фор-ма-ция поз-во-лит сде-лать вывод о том, что эко-но-ми-ка стра-ны Z имеет ры-ноч-ный ха-рак-тер?

1) Про-мыш-лен-ное про-из-вод-ство со-сре-до-то-че-но на круп-ных пред-при-я-ти-ях.

2) В стра-не га-ран-ти-ро-ва-на сво-бо-да пред-при-ни-ма-тель-ской де-я-тель-но-сти.

3) Между пред-при-я-ти-я-ми су-ще-ству-ют до-го-вор-ные от-но-ше-ния.

4) Не-со-вер-шен-но-лет-ним ра-бот-ни-кам предо-став-ля-ют-ся льго-ты.

15. Боль-шин-ство жи-те-лей стра-ны А за-ня-ты вы-ра-щи-ва-ни-ем хлоп-ка, уро-жаи ко-то-ро-го от-прав-ля-ют-ся за гра-ни-цу для пе-ре-ра-бот-ки. Об-щи-на вы-де-ля-ет каж-дой семье уча-сток земли, на ко-то-ром со-об-ща тру-дят-ся все род-ствен-ни-ки. Какой тип эко-но-ми-че-ской си-сте-мы в го-су-дар-стве А?

16. В стра-не Z го-су-дар-ство пол-но-стью кон-тро-ли-ру-ет про-из-вод-ство и рас-пре-де-ле-ние ре-сур-сов, ру-ко-во-дит хо-зяй-ствен-ной де-я-тель-но-стью с по-мо-щью ди-рек-тив-но-го пла-ни-ро-ва-ния. Какой тип эко-но-ми-че-ской си-сте-мы в го-су-дар-стве Z?

1) ры-ноч-ная 2) тра-ди-ци-он-ная 3) сме-шан-ная 4) ад-ми-ни-стра-тив-но-ко-манд-ная

17. В стра-не Б. ве-ду-щим типом хо-зяй-ствен-ной де-я-тель-но-сти яв-ля-ет-ся на-ту-раль-ное хо-зяй-ство, рас-пре-де-ле-ние ре-сур-сов осу-ществ-ля-ет-ся в со-от-вет-ствии с обы-ча-я-ми. Какой тип эко-но-ми-че-ской си-сте-мы су-ще-ству-ет в стра-не Б.?

1) сме-шан-ная 2) ры-ноч-ная 3) цен-тра-ли-зо-ван-ная 4) тра-ди-ци-он-ная .

18. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния?

А. В усло-ви-ях ры-ноч-ной эко-но-ми-ки не-воз-мож-но су-ще-ство-ва-ние го-су-дар-ствен-ной соб-ствен-но-сти.

Б. Го-су-дар-ствен-ная соб-ствен-ность яв-ля-ет-ся ос-но-вой ко-манд-ной эко-но-ми-ки.

19 . Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о ры-ноч-ной эко-но-ми-ке?

А. Ры-ноч-ной эко-но-ми-ке свой-ствен-на кон-ку-рен-ция про-из-во-ди-те-лей.

Б. Ры-ноч-ная эко-но-ми-ка пе-ри-о-ди-че-ски под-вер-же-на кри-зи-сам.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

20. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о фор-мах соб-ствен-но-сти?

А. Ос-но-вой пла-но-вой эко-но-ми-ки яв-ля-ет-ся го-су-дар-ствен-ная соб-ствен-ность.

Б. При тра-ди-ци-он-ной эко-но-ми-че-ской си-сте-ме не су-ще-ству-ет част-ной соб-ствен-но-сти. 6

ответ

4. Рефлексия, подведение итогов урока, оценивание, домашнее задание. (5 мин.)