Что являеться объектом переписи почтовых отделений связи. План статистического наблюдения и данные переписи населения Сформулируйте определение объекта наблюдения

Приложение 1 содержит копии формуляров Всесоюзных переписей населения 1979 г., 1989 г., а также Всероссийской переписи населения 2002 г.
Внимательно рассмотрев и сопоставив их между собой, ответьте на следующие вопросы:
а) К какому виду относится каждый из них?
б) Дайте определение объекта каждой из переписей.
в) В чем заключаются различия в программах этих переписей?
г) В чем заключаются различия в формулировках вопросов о возрасте?
д) Укажите различия в постановке вопросов о семейном положении.
е) В чем заключаются и чем обусловлены различия в постановке вопросов о занятиях населения в этих переписях?
ж) Чем еще между собой различаются формуляры переписей?
з) Имеются ли в переписном листе переписи населения 2002 г. подсказы? Если есть, то в каких вопросах и какого содержания (полные, неполные)? Заполните формуляр переписи населения 2002 г. данными о себе и о других членах своей семьи по состоянию на критический момент (см. приложение 1). Критический момент устанавливается по указанию преподавателя. Проведите классификацию форм ответов на вопросы переписного листа переписи населения 2002 г. (см. приложение 1). Результаты классификации представьте в следующей таблице: Перечислите вопросы переписного листа Всероссийской переписи населения 2002 г., ответы на которые нужно дать в форме чисел. Сформулируйте определение объекта наблюдения:
а) переписи почтовых отделений связи;
б) переписи торговых предприятий;
в) переписи научных учреждений;
г) переписи коммерческих банков;
д) переписи больниц, поликлиник и других учреждений здравоохранения;
е) переписи школ;
ж) обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения:
а) фермерское хозяйство;
б) жилой дом (для жилищной переписи);
в) вуз;
г) библиотека;
д) театр;
е) совместное предприятие. Какие вы наметите признаки, которые следует регистрировать при проведении:
а) обследования промышленной фирмы с целью изучения текучести рабочей силы;
б) обследования работы городского транспорта с целью изучения роли различных его видов в перевозках пассажиров;
в) обследования студентов вуза с целью изучения бюджета времени. Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу обследования:
а) детских садов;
б) фирм, выпускающих детское питание;
в) автозаправочных станций; гостиничного комплекса региона. Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения:
а) количество работников на фирме;
б) численный состав семьи;
в) родственные связи членов семьи;
г) пол и возраст человека? Сформулируйте вопросы программы наблюдения и составьте макет статистического формуляра, а также краткую инструкцию к его заполнению для изучения зависимости успеваемости от пола, возраста, семейного положения, жилищных условий и общественной активности студента вуза при проведении специального статистического обследования по состоянию на 1 февраля 2003 г. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных. Торговая фирма «Партия» поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворения их спроса и затрат времени на приобретение необходимой аудио- и видеотехники. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных. С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса вуза, в котором вы учитесь, необходимо провести специальное обследование. Требуется определить:
а) объект и единицу наблюдения;
б) признаки, подлежащие регистрации;
в) вид и способ наблюдения;
г) разработать формуляр и написать краткую инструкцию к его заполнению;
д) составить организационный план обследования;
е) произвести наблюдение в вашей студенческой группе и результаты его представить в виде таблиц. Определите объект и единицу наблюдения единовременного обследования читателей публичных библиотек. Разработайте программу и формуляр данного обследования. Разработайте программу и формуляр единовременного обследования жилищных условий студентов вузов своего города по состоянию на 01.01.2003 г., а также организационный план этого наблюдения. Сделайте макеты формуляров статистических наблюдений в соответствии с программами, разработанными вами в задаче 2.8. В 1994 г. Госкомстат России проводил микроперепись населения Российской Федерации. К какому виду наблюдения относится это обследование? В 1994 г. Госкомстат России проводил (через свои органы) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование? На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование партии товара? Производится статистическое наблюдение. Ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение? Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение? При проведении в 2002 г. переписи населения ответы на вопросы переписного листа записывались на основе ответов на них опрашиваемых лиц. Как называется такого рода наблюдение? Как называют работника переписи, производящего опрос населения и заполнение переписных листов? Во время Всероссийской переписи населения 2002 г. счетчики посетили каждую семью и записывали в переписные листы каждого в отдельности члена семьи и его ответы на вопросы переписного листа. Как называется такой способ наблюдения? Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор. Необходимо провести единовременное обследование использования оборудования на текстильных предприятиях. Каким из известных вам способом следовало бы статистическим органам провести это обследование? Мотивируйте ваш выбор. Определите место, время и органы проведения статистических наблюдений:
а) учета валютных операций коммерческих банков;
б) выборочного обследования бюджетов семей пенсионеров;
в) учета доходов граждан и источников их поступлений, который осуществляется налоговыми инспекциями по итогам календарного года;
г) учета иммигрантов с целью выяснения их социально-демографического состава, цели въезда и страны выезда. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:
а) фамилия, имя, отчество - Иванова Ирина Петровна;
б) пол - мужской;
в) возраст - 5 лет;
г) состоит ли в браке в настоящее время - да;
д) национальность - русская;
е) родной язык - русский;
ж) образование - среднее специальное;
з) место работы - детский сад;
и) занятие по этому месту работы - медицинская сестра.
В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них? В одном из переписных листов переписи населения, имевшей критическим моментом 0 часов с 08 на 09 октября 2002 г., были произведены следующие записи:
а) фамилия, имя, отчество - Петров Сергей Иванович;
б) пол - мужской;
в) возраст - 50 лет, родился в 4-м месяце 1925 г.;
г) состоит ли в браке в настоящее время - нет; л) национальность - русский;
д) образование - среднее;
ж) место работы - ателье верхней одежды;
з) занятие по этому месту работы - бухгалтерии общественная группа - рабочий. />Укажите, какие из ответов не согласуются между собой. Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные из статистической отчетности о работе детского сада:
а) всего детей в детском саду - 133;
б) в том числе: в старших группах - 37, в средних группах - 43, в младших группах - 58;
в) из всего числа детей: мальчиков - 72, девочек - 66.
Если вы установили несоответствие между некоторыми числами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки? Проверьте следующие данные о выручке от обслуживания населения предприятиями связи района города и дайте наиболее вероятное объяснение несоответствия между числами, которые вы обнаружили (тыс. руб.):
Всего выручка - 255
В том числе от: продажи конвертов, марок, открыток и других видов товаров - 150
подписки на периодические издания - 200 продажи газет и журналов - 45 Перепись населения проводилась в период с 9 по 16 октября 2002 г. Критическим моментом было 0 часов ночи с 08 на 09 октября.
Счетчик пришел: в семью № 1 - 11 октября. В этой семье 10 октября умер человек. Как должен поступить счетчик:
а) не вносить сведения об умершем в переписной лист:
б) внести с отметкой о смерти;
в) внести без отметки о смерти; в семью № 2 - 15 октября и попал на свадьбу. Два часа назад молодожены возвратились из загса после регистрации брака (до этого в зарегистрированном браке они не состояли). Что должен записать счетчик в ответ на вопрос: «Состоите ли вы в браке в настоящее время» о каждом из супругов - состоит или не состоит? в семью № 3 - 16 октября. В семье 14 октября родился ребенок. Как должен поступить счетчик относительно этого ребенка:
а) внести в переписной лист;
б) не вносить в переписной лист; в семью № 4 - также 16 октября. Один из членов семьи на вопрос: «Состоит ли он в браке в настоящее время», ответил, что не состоит, и показал счетчику свидетельство о расторжении брака, в котором указано, что брак расторгнут в первый день переписи - 9 октября. Несмотря на возражения опрашиваемого, счетчик зарегистрировал его состоящим в браке. Правильно ли поступил счетчик? В городское управление государственной статистики поступил от предприятия «Отчет промышленного предприятия о выполнении плана по труду» за II квартал текущего года. Все необходимые сведения о выполнении плана по труду в нем имеются, но нет подписей соответствующих должностных лиц. Можно направить этот отчет в разработку или нет?

Как можно сформулировать определение объекта наблюдения:

1) переписи жилого фонда страны

Решение .

Напомнить, что под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой проистекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население региона, страны, лица занятые на предприятиях отрасли и др.), физические единицы (машины, жилые дома), юридические лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).

Чтобы определить объект наблюдения необходимо определить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных объектов. Например, для промышленных предприятий определить форму собственности, организационно-правовые формы предприятий, отрасли промышленности и регионы, подлежащие наблюдению.

1) Перепись жилого фонда

Границы наблюдения – территория страны, объектом наблюдения при переписи жилого фонда является совокупность жилых зданий и помещений всех форм собственности, в которых на момент переписи были прописаны и фактически проживали люди. Время наблюдения – критическая дата , по состоянию на которую учитывается жилой фонд.

Единица наблюдения - жилое здание или помещение.

2) Переписи научных учреждений республики

Границы наблюдения – территория страны, объектом наблюдения при переписи научных учреждений являются организации и учреждения в уставе которых записаны виды деятельности, классифицируемые как научная. Время наблюдения – критическая дата , по состоянию на которую учитываются научные учреждения.

Контрольные вопросы к теме «Статистическое наблюдение»

1. Назовите этапы статистического наблюдения.

2. В чем суть статистического наблюдения?

3. Что такое объект и единица статистического наблюдения?

4. С какой целью составляется план статистического наблюдения?

5. Что такое программа статистического наблюдения?

6. Как различается наблюдение с точки зрения охвата единиц наблюдаемой совокупности?

7. Назовите виды несплошного наблюдения.

8. Назовите способы статистического наблюдения.

9. Какие ошибки могут возникнуть в процессе наблюдения, какие существуют способы их предотвращения и контроля?

10. Как называется множество элементов, обладающих массовостью, качественной однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации?

11. В каком документе статистического наблюдения определяется объект и задачи наблюдения?

12. Как называется перечень вопросов, на которые в процессе статистического исследования должны быть получены ответы о каждой единице совокупности?

13. Что является единицей наблюдения при переписи населения?

14. Как называется обследование, при котором регистрации подвергается только часть интересующей исследователя по какому-либо признаку совокупности и полученные результаты служат характеристикой всей совокупности?

Контрольные задания к теме «Статистическое наблюдение»

2. Всероссийская перепись населения 2002 года проводилась с 9 по 16 октября 2002 года по состоянию на 0 часов с 8 на 9 октября. Счетчик пришел:

а) в семью №1 - 10 октября. В этой семье 9 октября родился ребенок. Должен ли счетчик внести сведения о родившемся ребенке в переписной лист?

б) в семью №2 - 15 октября. В этой семье 14 октября умер член семьи. Должен ли счетчик внести сведения об умершем в переписной лист?

в) в семью №3 - 16 октября. В этой семье 12 октября молодожены зарегистрировали в ЗАГСе свой брак. Какой ответ должен записать счетчик на вопрос переписного листа "Состояние в браке"

3. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные из детского сада. Сделайте вывод.

а) Всего детей в детсаду - 133

б) В том числе: в старших группах – 37,

в средних – 43,

в младших – 58

в) Из всего числа детей: мальчиков – 72,

девочек – 66

________________________

________________________

5. Сформулируйте определение объекта наблюдения, единицы наблюдения:

Домашнее задание

по теме «Статистическое наблюдение»

1. Приведите примеры различных видов статистического наблюдения по данным СМИ (за последние 5-7 лет)

____________________

______________________________

____________________

____________________

____________________

2. Разработайте программно-методологические вопросы статистического наблюдения по выбранной Вами теме, оформите в виде таблицы:

Организационный план статистического наблюдения

Мероприятие Сроки проведения Ответственный

Терминологический словарь

Статистическое наблюдение - массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями социальной и экономической жизни, которое заключается в регистрации признаков, отобранных каждой единицы совокупности.

Цель наблюдения - получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.

Объект наблюдения - статистическая совокупность, в которой про­истекают исследуемые социально-экономические явления и процессы.

Единица наблюдения - составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации.

Отчетная единица - субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения.

Программа наблюдения - перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения.

Статистический формуляр - документ единого образца, содержа­щий программу и результаты наблюдения.

Критический момент (дата) - день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности.

Срок (период) наблюдения - время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров.

Отчетность - основная форма статистического наблюдения, с по­мощью которой статистические органы в определенные сроки получа­ют от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скреп­ляемых подписями лиц, ответственных за их предоставление и досто­верность собираемых сведений.

Перепись - специально организованное наблюдение, повторяюще­еся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получе­ния данных о численности, составе и состоянии объекта статистичес­кого наблюдения по ряду признаков.

Регистровое наблюдение - форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксирован­ное начало, стадию развития и фиксированный конец.

Непосредственное наблюдение - регистраторы путем непосред­ственного замера, взвешивания, подсчета или проверки работы и так далее устанавливают факт, подлежащий регистрации, и на этом основа­нии производят записи в формуляре наблюдения.

Документальный способ наблюдения - основан на использовании в качестве источника статистической информации различного рода документов, как правило, учетного характера.

Опрос - способ наблюдения, при котором наблюдаемые сведения получают со слов респондента.

Текущее наблюдение - наблюдение, когда изменения в отношении изучаемых явлений фиксируются по мере их наступления.

Единовременное обследование - сведения даются о количествен­ных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его исследования.

Сплошное наблюдение - получение информации о всех единицах исследуемой совокупности.

Несплошное наблюдение - обследованию подлежит лишь часть единиц изучаемой совокупности.

Точность статистического наблюдения - степень соответствия величины какого-либо показателя, определяемого по материалам статис­тического наблюдения, действительной его величине.

Ошибка наблюдения - расхождение между расчетным и действи­тельным значением изучаемых величин.

Дополнительный материал

Понятия, связанные с формированием информационной базы
Понятия Характеристики
Информация Произошло от латинского слова «разъяснение, изложение». Это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире.
Статистическая информация Совокупность сведений социального и экономического характера, на основе которых осуществляются такие функции, как учет и контроль, планирование, управление и статистический анализ.
Источники получения статистической информации Ими являются органы государственной статистики, организации, проводящие социологические обследования, и т.д.
Требования, предъявляемые к статистической информации Это: 1) точность, полнота и представительность получаемой информации о социально-экономических процессах и явлениях; 2) соответствие задачам исследования (одна и та же информация адекватна для решения одних и не адекватна для других); 3) достоверность информации как степень соответствия статистической информации отображаемой действительности; 4) массовость, получение достаточного для анализа объёма исследуемой совокупности; 5) систематичность сбора и обработки информации; 6) научный подход к информации на основе методов познания действительности и общих положений статистики как науки; 7) адекватность информации сущности и характеру изучаемых явлений.
Другие виды информации (помимо статистической), которые должен использовать статистик Это: 1) данные бухгалтерской отчетности (то есть непрерывная регистрация наличия и движения материальных и финансовых средств организации); 2) данные оперативно-технической отчетности (то есть совокупности зарегистрированных отдельных событий и фактов непосредственно в момент их совершения), отражающие технологическое состояние объекта на тот или иной момент времени; 3) данные социологических исследований, для которых характерно влияние субъективного фактора, необходимость учета групповых, классовых, социальных мотивов, интересов и т.д.


Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных

Тема занятия Методическое обеспечение занятия Литература Примечание (самостоятельная работа)
Задачи и виды статистической сводки. Метод группировки в статистике Наглядное пособие - Ряды распределения Гл. 3. Параграфы 3.1-3.2, 3.5 -
Ряды распределения в статистике Гл. 3. Параграфы 3.1-3.2, 3.5 Учебник под ред. И.Г. Малый Теория статис-тики стр.78-109 3 часа Решение задач на группировку статистических данных. Выполнение заданий на построение рядов распределения и их графическое изображение. Из газет и журналов подобрать примеры рядов распределения и таблиц
Построение рядов распределения и их графическое изображение. Сборник задач Гл. 3 Параграфы 3.1-3.2, 3.4 -

Студент должен знать :

ü основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации

ü понятия: статистическая сводка, группировка статистических данных, ряд распределения.

ü виды сводки

ü виды группировок

ü группировочные признаки.

ü формулу Стерджесса

Студент должен уметь:

ü собирать и регистрировать статистическую информацию;

ü строить атрибутивные и вариационные ряды распределения, простые и сложные группировки.

ü определять элементы вариационного ряда.

ü определять величину интервала.

ü выполнять перегруппировку статистических данных.

ü строить графики рядов распределения

План раздела:

Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки

1. Понятие о статистической сводке

2. Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании

3. Задачи статистических группировок, их виды

Тема 3.2. Ряды распределения в статистике

5. Статистические ряды распределения

6. Статистические таблицы

7. Разработка сказуемого статистических таблиц

8. Основные правила составления таблиц

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляют собой первый и второй этапы статистического исследования и каково их значение?

2. Какие виды сводки Вы знаете? Дайте их краткую характеристику.

3. Что называется статистической группировкой и группировочными признаками?

4. Какие виды группировок Вы знаете? Дайте их краткую характеристику.

5. В чем состоит значение метода группировок в анализе статистических данных?

6. Какие основные задачи решаются исследователем с помощью метода группировок?

7. Какова роль и значение классификаций? Приведите примеры важнейших классификаций?

8. Какие группировки называют комбинационными? Приведите пример?

9. В чем заключается отличие комбинационной группировки от многомерной?

10. Как выполняется группировка, если группировочный признак является дискретным?

11. В каких случаях необходимо определить интервалы группировки по количественным признакам?

12. Как определяется число групп и границы интервалов между ними?

13. Какие бывают интервалы группировок и как точно обозначить их границы. Приведите примеры.

14. Что называется вторичной группировкой, в каких случаях приходится прибегать к ней и как получить новые группы на основании уже имеющихся?

15. Что представляют собой статистические ряды распределения и по каким признакам они могут быть образованы?

16. Как подразделяются вариационные ряды распределения и на каких признаках они основаны?

17. Какова методика построения дискретных и интервальных рядов распределения? Приведите примеры.

18. Каковы функции статистических таблиц?

19. Какие существуют виды таблиц по построению подлежащего?

20. Перечислите основные требования к оформлению таблиц.

Тренировочный тест

по теме «Сводка и группировка статистических данных»

1. Студенты высших учебных заведений подразделяются на обучающихся на заочном, очном и вечернем отделениях. Данная группировка является:


а) типологической:

б) структурной;

в) аналитической.


2. С целью изучения зависимости между успеваемостью студентов и их возрастом производится аналитическая группировка. Данные следует группировать по:


а) успеваемости студентов;

б) возрасту студентов.


3. Население, проживающее на какой–либо территории, распределяют на группы по социальному положению. Полученный ряд называется:


а) вариационным;

б) атрибутивным;

в) альтернативным;

г) дискретным;

д) интервальным.


4. Сводкой в статистическом наблюдении называется:

а) объединение единиц совокупности в некоторые группы, имеющие свои характерные особенности, общие черты и сходные размеры изучаемого признака;

б) особая стадия статистического исследования, в ходе которой систематизируются первичные материалы статистического наблюдения;

в) объект, характеризующийся цифрами.

5. Группировка – это:

а) упорядочение единиц совокупности по выделенному признаку;

б) разбивка единиц совокупности на группы по существенному признаку;

в) обобщение единичных фактов.

6. Группировка, выявляющая взаимосвязи между явлениями и их признаками, называется:


а) аналитической;

б) структурной;

в) типологической.


7. Группировка, в которой разнородная совокупность разбивается на однородные группы, называется:


а) аналитической;

б) структурной;

в) типологической.


8. Группировка, построенная по трем признакам, называется:


а) рядом распределения;

б) простой;

в) комбинационной.


9. Группировочным признаком при построении аналитической группировки выступает:


а) факторный;

б) результативный;

в) факторный и результативный.


10. Основанием группировки может быть:


а) атрибутивный признак;

б) количественный признак;

в) как атрибутивный, так и количественный признак.


11. Группировки различают по:

а) организации сбора данных;

б) по числу группировочных признаков;

в) по глубине обработки материала.

12. Ряд распределения, построенный по качественному признаку, называется:


а) атрибутивным;

б) непрерывным;

в) числовым.


13. Вариационный ряд распределения – это ряд, построенный:

а) по атрибутивному признаку;

б) по количественному признаку;

в) как по атрибутивному, так и по количественному признаку.

14. В теории статистики с помощью метода группировок изучают:

а) статистические зависимости между явлениями;

б) регрессионные зависимости;

в) динамику процессов.

15. В теории статистики программа статистической сводки включает формирование:


а) объектов наблюдения;

б) отчетных единиц;

в) групп и подгрупп.


16. Дискретный вариационный ряд графически изображается с помощью:


а) полигона;

б) гистограммы;

в) кумуляты.


17. Накопленные частоты используются при построении:


а) полигона;

б) гистограммы;

в) кумуляты.


18. Интервал – это:

а) разность между максимальным и минимальным значениями признака по совокупности;

б) разность между верхней и нижней границами значений признака по одной группе;

в) разность между числом единиц (частотами) соседних групп.

19. Ряд распределения - это:

а) совокупность признаков, расположенных в определенном порядке;

б) разграничение единиц совокупности по одному из признаков;

в) единицы совокупности, расположенные в порядке возрастами или убывания значений признака.

20. Под ранжированием понимают:

а) определение предела (интервала) изменений значений варьирующего признака;

б) количественная оценка степени вариации изучаемого признака,

в) расположение всех значений в возрастающем (или убывающем) порядке.

Практические задания

по теме «Сводка и группировка статистических данных»


Похожая информация.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ СТАТИСТИКИ

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ.

Статистика это общественная наука, которая изучает количественные и качественные характеристики массовых явлений и процессов, происходящих в обществе, а также экономические и социальные условия жизни общества.

Объекты статистического исследования – явления и процессы, происходящие в обществе.

Предмет статистики – количественные и качественные характеристики изучаемых массовых явлений и процессов в их взаимной связи и непрерывном развитии.

Теоретическая основа статистики – экономическая теория.

Глобальная задача статистики – подготовка и представление правительству страны научно-обоснованной и достоверной информации о состоянии и развитии экономики страны.

Главный учетно-статистический центр страны – Федеральная служба государственной статистики РФ (ФСГС РФ).

Статистическая совокупность – изучаемое массовое явление или процесс.

Единица статистической совокупности – отдельный элемент, составляющий статистическую совокупность.

Каждая единица статистической совокупности имеет определенное значение изучаемого признака.

Вариация признака – изменение величины признака от одной единицы совокупности к другой.

Признаки подразделяются на: количественные и качественные (атрибутивные); первичные и вторичные; множественные и альтернативные; прерывные и непрерывные; факторные и результативные; существенные и несущественные.

Статистический показатель – количественная характеристика изучаемых социально-экономических явлений и процессов.

Статистическая методология – совокупность приемов и методов, с помощью которых статистика изучает свой предмет.

Основные этапы статистического исследования:

1. Статистическое наблюдение.

2. Сводка и группировка.

3. Расчет обобщающих показателей и анализ полученных данных.

Статистическое наблюдение заключается в сборе полной и достоверной первичной информации об изучаемом явлении (или процессе) путем регистрации индивидуальных значений признака у отдельных единиц исходной совокупности.

Организационные формы статистического наблюдения : статистическая отчетность и специально организованное наблюдение.

Виды статистического наблюдения :

По охвату единиц изучаемой совокупности: сплошное и несплошное;

По характеру регистрации признака во времени: прерывное и непрерывное.

Основные способы проведения статистического наблюдения : непосредственное, документальное и опрос.

Единица статистического наблюдения – первичная ячейка, от которой должны быть получены необходимые статистические данные.

Объект наблюдения – совокупность единиц изучаемого явления, о которых необходимо собрать первичные статистические данные.



Критический момент наблюдения – дата, на которую регистрируются собираемые данные.

План (программа) наблюдения – документ, содержащий методологические и организационные вопросы наблюдения.

С целью выявления возможных ошибок регистрации и ошибок репрезентативности проводят логический и арифметический контроль данных.

Задания для самостоятельного решения

1.Супермаркет «Рамстор» поручает вам разработать бланк опроса покупателей с целью изучения удовлетворения спроса и определения затрат времени на приобретение необходимых товаров. Кроме того, определите вид и способ наблюдения.

2. Составьте проект программы для статистического изучения:

а) бюджета времени студента 1 курса дневного отделения РЭА им. Г. В. Плеханова;

б) обеспеченности населения Москвы автотранспортными средствами;

в) уровня жизни студентов РЭА им. Г. В. Плеханова.

3.Предполагается организация статистического обследования туристов, выезжающих из РФ. Какой вид статистического наблюдения целесообразно выбрать?

4. Приводятся следующие виды статистического наблюдения:

– перепись населения;

– учет выпускников высших учебных заведений;

– годовая отчетность о деятельности финансовых учреждений;

– изучение затрат времени в семье на приготовление пищи.

Определите, каким способом может быть организован сбор данных.

5.С помощью логического контроля установите наличие ошибок и возможность их исправления в следующем переписном листе:

Фамилия, имя, отчество – Иванова Лидия Сергеевна

Пол – женский

Возраст (число исполнившихся лет) – 48

Состоит в браке в настоящее время – да

Образование – высшее

Источник средств существования – стипендия

Занятие по месту работы – бухгалтер

6. На вашем факультете предполагается провести статистическое наблюдение для изучения мнения студентов об организации учебного процесса и о преподавателях по изучаемым дисциплинам.

Вам необходимо определить программно-методологические и организационные вопросы наблюдения.

7. Определите объект и единицу наблюдения, а также задачи:

– переписи пенсионеров РФ;

Составьте программу наблюдения.

8. Для разработки программы оказания помощи молодым семьям намечено провести наблюдение. Какой вид статистического наблюдения целесообразно выбрать?

Сформулируйте вопросы для включения их в бланк опроса.

9. Предполагается ваше участие в проведении одного из следующих статистических наблюдений в Москве:

– переписи студентов высших учебных заведений;

– переписи промышленных предприятий;

– переписи театров и музеев;

– переписи учреждений здравоохранения;

– изучения спроса населения на легковые автомобили;

– переписи торговых организаций;

– изучения общественного мнения по отдельным вопросам.

По каждому из наблюдений определите: цель и задачи; объект и единицу; основные признаки, подлежащие регистрации; вид и способ наблюдения.

10. Определите объект, единицу и задачи наблюдения, а также составьте программу наблюдения:

– переписи пенсионеров РФ;

– переписи страховых организаций страны;

– обследования торговых предприятий в Москве.

11. Для разработки программы оказания помощи молодым семьям намечено провести наблюдение. Какой вид статистического наблюдения целесообразно выбрать?

Сформулируйте вопросы для включения их в бланк опроса.

12. Определите объект наблюдения и единицу совокупности, а также составьте программу обследования:

а) дифференциации заработной платы работников отраслей экономики;

б) изменения уровня цен на продовольственные товары в Москве;

в) переписи учреждений здравоохранения в Москве;

г) переписи дошкольных учреждений Москвы.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается статистическое наблюдение?

2. Назовите две организационные формы статистического наблюдения. Когда они применяются?

3. Что является единицей статистического наблюдения?

4. Назовите основные способы и виды статистического наблюдения.

5. Для чего утверждают программу статистического наблюдения?

2.3. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

При статистическом наблюдении необходимо, прежде всего, определить его объект и единицу.

Объектом статистического исследования и, соответственно, наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения.

Объектом наблюдения может быть, например, совокупность жителей страны, промышленных предприятий, крестьянских хозяйств, коммерческих банков, высших учебных заведений, будущий урожай и т.п.

Единицей наблюдения называют тот составной элемент объекта наблюдения, который является носителем признаков, подлежащих регистрации. Следует различать единицы наблюдения и статистического анализа объекта исследования.

Так в обследовании бюджетов домашних хозяйств единицей наблюдения является персона, а статистической единицей анализа выступает домашнее хозяйство, т.е. группа лиц, объединенных общим бюджетом для ведения хозяйства (не следует путать с семьей). При исследованиях секторов экономики и статистической и единицей наблюдения может быть организация - юридическое лицо, осуществляющая соответствующие виды деятельности; также единицей наблюдения могут выступать обособленные подразделения организаций.

Таким образом, выбор элемента объекта в качестве единицы наблюдения зависит от цели исследования и природы самого объекта. Причем определение единицы должно содержать указание ее важнейших отличительных признаков.

Единица наблюдения, как и объект в целом, обладают, как правило, множеством различных признаков. Все их учесть невозможно, а многие и не нужно. Поэтому при организации статистического наблюдения возникает вопрос о том, какие признаки следует регистрировать в процессе наблюдения.

Перечень признаков, регистрируемых в процессе наблюдения, называется программой статистического наблюдения.

К программе наблюдения предъявляется ряд требований, которым она должна отвечать при любом статистическом исследовании. Важнейшие из них - следующие:

    программа должна содержать существенные признаки, по возможности, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства;

    в программу не следует включать второстепенные вопросы, так как они затрудняют работу по сбору информации, а в дальнейшем - по ее обработке и анализу;

    разрабатывая программу, необходимо стремиться к полноте собираемых сведений;

    в программу наблюдения должны включаться только такие вопросы, на которые действительно можно получить объективные и точные ответы;

    в программу следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения собираемых сведений.

Составление программы наблюдения должно быть ориентировано на решение поставленных задач статистического исследования, которые оформлены в виде программы разработки его материалов - перечня показателей целевой совокупности, представляющих основной интерес. Программа разработки - сводные итоги исследования - определяют задачи статистического наблюдения, какие именно данные следует собирать и в каком виде оформлять результаты их обработки. Таким образом, программа разработки материалов наблюдения является первичной по отношению к программе наблюдения.

Формуляр наблюдения представляет разграфленный лист (листы) бумаги, содержащий перечень вопросов программы наблюдения и свободные места для записи ответов на них, в том числе в виде кодов ответов. Формуляр отчетности называется формой государственной статистического наблюдения.

Обязательными элементами любого формуляра являются титульная и адресная части. В титульной части обычно содержится наименование статистического наблюдения и организации, его проводящей. Если наблюдение осуществляется официальными органами статистики, то в титульной части имеется информация о постановлении, которым утвержден этот формуляр, номере, присвоенный ему в общей системе формуляров наблюдений, осуществляемых данным органом статистики. В адресной части предусматривается запись точного адреса единицы или совокупности единиц наблюдения и некоторые другие сведения о них.

В формах государственного статистического наблюдения, кроме того, указывается, в какие сроки и в какие адреса должны высылаться заполненные формуляры, а также предусматривается место для записи контактного телефона, адреса электронной почты и подписи лиц, ответственных за правильность содержащихся в них сведений.

Формулировка вопросов бланка наблюдения имеет исключительно большое значение. Вопросы должны быть сформулированы как можно более кратко, ясно и определено, чтобы их понимание не вызывало затруднений и чтобы не было возможным разное их толкование. Однако, какими бы ясными не казались вопросы формуляра, к нему обычно дается инструкция.

Инструкцией называют совокупность разъяснений и указаний, главным образом по программе статистического наблюдения. Инструкция может быть представлена в виде отдельной брошюры или изложена непосредственно на поле формуляра наблюдения. Инструкцию следует писать кратко, просто, пояснения и указания должны быть ясными и четкими.

Иногда в формуляре после вопроса сразу же даются некоторые варианты возможных ответов на него. Перечень возможных ответов на поставленный вопрос называется статистическим подсказом. Если приводится исчерпывающий перечень возможных ответов на вопрос, подсказ называется полным, если же указываются только некоторые из возможных ответов - неполным.

Пример формуляра с подсказом приведен ниже. Эта анкета статистического наблюдения, проводимого фирмой Realist, для характеристики текущего уровня цен и складывающихся тенденций на рынке новых и подержанных автомобилей.

Рис. 1. Анкета характеристик автомобиля

При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени данного наблюдения, включая выбор сезона, установления срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях и так называемого критического момента.

Период (срок) наблюдения - это время, в течение которого осуществляется регистрация фактов по установленной программе - значений признаков единиц наблюдения.

Период наблюдения определяется многими факторами, важнейшими из которых являются следующие:

    особенности объекта наблюдения (его размеры, состояние в то или иное время и т.д.);

    объем и сложность программы наблюдения;

    вид наблюдения по источнику сведений;

    наличие кадров, которые могут быть привлечены к проведению наблюдения, их количество и степень квалификации.

Критическим моментом статистического наблюдения (как правило, переписи) называется момент времени, по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений. Критическим моментом последней переписи населения было 0 часов 9 октября 2002 года.

В практической деятельности обычно стремятся к тому, чтобы процесс регистрации сведений был не слишком отдален от критического момента. Ведь чем дальше он будет отдален, тем больше произойдет изменений в объекте наблюдения и тем труднее будет восстановить состояние объекта в критический момент.

Срок наблюдения, как правило, обозначается указанием даты (иногда и часа) начала и окончания наблюдения. В некоторых случаях добавляется указание и числа дней, в течение которых оно должно быть проведено. Для некоторых статистических наблюдений устанавливается срок (день недели, число месяца или количество дней после критического момента), не позднее которого данные должны быть представлены по назначению.

2.4. Основные организационные вопросы и этапы статистического наблюдения

В целях успешного проведения наблюдения разрабатывается его организационный план.

Организационный план статистического наблюдения - это документ, в котором фиксируется решение важнейших вопросов подготовки и проведения статистического наблюдения с указанием конкретных сроков проведения намеченных мероприятий.

В организационном плане указываются:

    объект наблюдения (дается его определение, описание, указываются отличительные признаки);

    цели и задачи наблюдения;

    структурные подразделения организации, осуществляющие подготовку и проведение наблюдения и менеджеры, несущие ответственность за эту работу;

    время и сроки наблюдения;

    подготовительные работы к наблюдению (в том числе порядок комплектования и обучения кадров, необходимых для проведения наблюдения);

    порядок проведения наблюдения;

    порядок приема и сдачи материалов наблюдения;

    порядок получения и представления предварительных и окончательных итогов и др.

Рис. 2. Схема организации и проведения статистического наблюдения

2.5. Качество результатов статистического наблюдения и его контроль

Понятие качества статистических данных включает два основных аспекта. Первый из них отражает степень нужности и пригодности информации для использования потребителями, а второй - собственно статистический. Для описания последнего используется термин достоверность. Достоверностью результатов статистического наблюдения называют степень соответствия значения какого-либо показателя, найденного посредством статистического наблюдения, действительному его значению.

Достоверность обычно измеряется или описывается с помощью ошибок статистического наблюдения, которые являются отношением или разностью данных наблюдения и действительных значений изучаемых величин. Ошибки обусловлены основными источниками погрешности на этапах статистического наблюдения. Среди них - неполнота охвата реальной исследуемой совокупности, ошибки выборки, случаи отказа респондентов представлять необходимые сведения или умышленного искажения представляемой информации, а также неточность, связанная со статистической обработкой данных.

Указанные источники возможных ошибок присущи определенным этапам статистического наблюдения, таким как создание списка единиц наблюдения, формирование выборки, сбор и обработка первичных данных, расчет значений показателей и анализ полученных результатов наблюдения.

В зависимости от характера, степени влияния на окончательные результаты наблюдения, источников и причин возникновения неточностей различают следующие виды ошибок наблюдения.

Ошибки регистрации (или измерения) возникают вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения, или неточностей их записи, или того и другого вместе. Следует иметь в виду четыре источника их происхождения: интервьюер, респондент, формуляр наблюдения и способ получения информации (по почте, по телефону, непосредственный контакт интервьюера с респондентом и т.д.).

Случайными называют ошибки регистрации, которые возникают вследствие различных случайных факторов. Например, опрашиваемый мог оговориться, регистратор мог ослышаться или случайно переставить местами цифры.

Такие ошибки обычно легко удается обнаружить в ходе обработки первичных данных в силу несуразности или малой вероятности появления таковых значений признаков. Так сомнение вызывают данные, что 15-ти летняя девушка имеет двоих детей - либо возраст, либо число детей неверны. Если же этот факт действительно имеет место, то в силу его нетипичности, он должен быть проверен дополнительно. Менее явные ошибки измерения при достаточно большом числе единиц наблюдения нивелируются благодаря действию закона больших чисел - такие ошибки взаимно погашаются.

Систематические ошибки регистрации возникают под воздействием вполне определенных причин. В каждом случае они действуют в одном и том же направлении и приводят к серьезным искажениям общих результатов статистического наблюдения.

Примерами систематических ошибок регистрации при переписи населения могут служить случаи занижения женщинами своего возраста. Также при наблюдениях населения имеет место общая тенденция к занижению респондентами сообщаемых сведений на прямой вопрос об уровне доходов или объеме употребляемых крепких спиртных напитков.

В экономической сфере систематические ошибки регистрации могут быть следствием преднамеренного искажения фактов в финансовой отчетности предприятий для сокрытия реальных объемов деятельности от уплаты налогов.

Влияние ошибок регистрации на результаты сплошного наблюдения часто контролируется на выборочной основе ввиду большой трудоемкости применения процедур проверки значительного числа первичных данных.

Качество итогов выборочного статистического наблюдения характеризуется достоверностью рассчитанных по выборке оценок показателей. Результаты выборочного наблюдения практически всегда несколько отличаются от истинных, неизвестных на момент проведения наблюдения, значений показателей изучаемой совокупности. Эти отклонения называются ошибками выборки.

Систематические ошибки выборки имеют место в тех случаях, когда нарушен принцип случайности отбора и в выборку попали единицы, обладающие нехарактерными свойствами для всех единиц генеральной совокупности.

Случайные ошибки выборки обусловлены тем обстоятельством, что даже при тщательном планировании выборка не может в точности воспроизвести структуру генеральной совокупности. Поэтому случайные ошибки присущи выборочному наблюдению. Они допустимы, если достаточно малы. Следует подчеркнуть, что случайные ошибки могут быть рассчитаны по данным самой выборки (без знания истинных значений параметров целевой совокупности).

По окончании наблюдения материалы, собранные в процессе его проведения, должны быть тщательно проверены. Проверка осуществляется с точки зрения: а) полноты охвата объекта наблюдением и б) качества заполнения граф формуляров наблюдения. Поэтому при планировании любого статистического наблюдения необходимо предусматривать этап контроля и редактирования собранных первичных данных.

Редактирование - это процесс обнаружения и исправления ошибок в первичных данных наблюдения. Как отмечалось, под ошибкой понимается отличие между измеренным значением и соответствующим истинным значением данных. Истинное значение определяется как величина, которая могла бы быть получена от респондента, если бы применялась идеальная (более дорогостоящая) процедура измерения при наблюдении.

В зависимости от используемых методов редактирование может быть двух типов.

Первый тип редактирования связан с идентификацией значений данных, которые возможно, с той или иной долей вероятности, ошибочны. С этим типом редактирования связан широкий класс стохастических (вероятностных) методов исправления ошибочных значений и заполнения пропусков в данных.

Второй тип - логический и арифметический контроли данных, при котором значения признаков и показателей должны отвечать определенным заранее правилам (соотношениям). Поэтому редактирование в этом случае представляет собой процесс проверки соответствия данных установленным правилам. Значения, не прошедшие логический или арифметический контроли, являются ошибочными и должны быть исправлены.

Коррекция обычно основана на применении детерминированных методов, то есть с помощью расчетных формул, аргументами в которых выступают признанные верными значения признаков и показателей той же самой единицы текущего периода наблюдения или некоторого предшествующего (либо сведения об этой единице наблюдения, полученные из других источников информации.

2.6. Практическое задание

Приложение 1 содержит копии формуляров Всесоюзных переписей населения 1979 г., 1989 г., а также Всероссийской переписи населения 2002 г. Внимательно рассмотрев и сопоставив их между собой, ответьте на следующие вопросы:

    К какому виду относится каждый из них?

    Дайте определение объекта каждой из переписей.

    В чем заключаются различия в программах этих переписей?

    В чем заключаются различия в формулировках вопросов о возрасте?

    Укажите различия в постановке вопросов о семейном положении.

    В чем заключаются и чем обусловлены различия в постановке вопросов о занятиях населения в этих переписях?

    Чем еще между собой различаются формуляры переписей?

    Имеются ли в переписном листе переписи населения 2002 г. подсказы? Если есть, то в каких вопросах и какого содержания (полные, неполные)?

    Заполните формуляр переписи населения 2002 г. данными о себе и о других членах своей семьи по состоянию на критический момент (см. приложение 1). Критический момент устанавливается по указанию преподавателя.

    Проведите классификацию форм ответов на вопросы переписного листа переписи населения 2002 г. (см. приложение 1). Результаты классификации представьте в следующей таблице:

Форма ответа

Номер вопроса переписного листа, на который даются ответы в соответствующей форме

Словесная
Альтернативная
Численная

    Перечислите вопросы переписного листа Всероссийской переписи населения 2002 г., ответы на которые нужно дать в форме чисел.

    Сформулируйте определение объекта наблюдения:

    1. переписи почтовых отделений связи;

      переписи торговых предприятий;

      переписи научных учреждений;

      переписи коммерческих банков;

      переписи больниц, поликлиник и других учреждений здравоохранения;

      переписи школ;

      обследование организаций о составе затрат на рабочую силу.

    Составьте перечень наиболее существенных признаков следующих единиц статистического наблюдения:

    1. фермерское хозяйство;

      жилой дом (для жилищной переписи);

      библиотека;

    2. совместное предприятие.

    Какие вы наметите признаки, которые следует регистрировать при проведении:

    1. обследования промышленной фирмы с целью изучения текучести рабочей силы;

      обследования работы городского транспорта с целью изучения роли различных его видов в перевозках пассажиров;

      обследования студентов вуза с целью изучения бюджета времени.

    Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу обследования:

    1. детских садов;

      фирм, выпускающих детское питание;

      автозаправочных станций; гостиничного комплекса региона.

    Сформулируйте вопросы для включения их в формуляр наблюдения по следующим признакам объектов наблюдения:

    1. количество работников на фирме;

      численный состав семьи;

      родственные связи членов семьи;

      пол и возраст человека?

    Сформулируйте вопросы программы наблюдения и составьте макет статистического формуляра, а также краткую инструкцию к его заполнению для изучения зависимости успеваемости от пола, возраста, семейного положения, жилищных условий и общественной активности студента вуза при проведении специального статистического обследования по состоянию на 1 февраля 2010 г. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных.

    Торговая фирма "Партия" поручает вам разработать бланк анкетного опроса покупателей с целью изучения контингента, посещающего фирму, удовлетворения их спроса и затрат времени на приобретение необходимой аудио - и видеотехники. Укажите, к какому виду относится данное наблюдение по времени, охвату и способу получения данных.

    С целью изучения мнения студентов об организации учебного процесса вуза, в котором вы учитесь, необходимо провести специальное обследование. Требуется определить:

    1. объект и единицу наблюдения;

      признаки, подлежащие регистрации;

      вид и способ наблюдения;

      разработать формуляр и написать краткую инструкцию к его заполнению;

      составить организационный план обследования;

      произвести наблюдение в вашей студенческой группе и результаты его представить в виде таблиц.

    Определите объект и единицу наблюдения единовременного обследования читателей публичных библиотек. Разработайте программу и формуляр данного обследования.

    Разработайте программу и формуляр единовременного обследования жилищных условий студентов вузов своего города по состоянию на 01.01.2009 г., а также организационный план этого наблюдения.

    Сделайте макеты формуляров статистических наблюдений в соответствии с программами, разработанными вами в задаче 2.8.

    В 1994 г. Госкомстат России проводил микроперепись населения Российской Федерации. К какому виду наблюдения относится это обследование?

    В 2008 г. Госкомстат России проводил (через свои органы) единовременное обследование организаций о составе затрат на рабочую силу. К какому виду статистического наблюдения по признаку времени относится это обследование?

    На оптовую торговую базу поступила партия товара. Для проверки его качества была отобрана в случайном порядке десятая часть партии и путем тщательного осмотра каждой единицы товара определялось и фиксировалось его качество. К какому виду наблюдения (и по каким признакам) можно отнести это обследование партии товара?

    Производится статистическое наблюдение. Ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются на основании документов, содержащих соответствующие сведения. Как называется такого рода наблюдение?

    Редакция журнала, желая выяснить мнение читателей о журнале и их пожелания по его улучшению, разослала анкету с просьбой ответить на содержащиеся в ней вопросы и возвратить ее в редакцию. Как называется в статистике такое наблюдение?

    При проведении в 2002 г. переписи населения ответы на вопросы переписного листа записывались на основе ответов на них опрашиваемых лиц. Как называется такого рода наблюдение? Как называют работника переписи, производящего опрос населения и заполнение переписных листов?

    Во время Всероссийской переписи населения 2002 г. счетчики посетили каждую семью и записывали в переписные листы каждого в отдельности члена семьи и его ответы на вопросы переписного листа. Как называется такой способ наблюдения?

    Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор.

    Необходимо провести единовременное обследование использования оборудования на текстильных предприятиях. Каким из известных вам способом следовало бы статистическим органам провести это обследование? Мотивируйте ваш выбор.

    Определите место, время и органы проведения статистических наблюдений:

    1. учета валютных операций коммерческих банков;

      выборочного обследования бюджетов семей пенсионеров;

      учета доходов граждан и источников их поступлений, который осуществляется налоговыми инспекциями по итогам календарного года;

      учета иммигрантов с целью выяснения их социально - демографического состава, цели въезда и страны выезда.

    С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

    1. фамилия, имя, отчество - Иванова Ирина Петровна;

      пол - мужской;

      возраст - 5 лет;

      состоит ли в браке в настоящее время - да;

      национальность - русская;

      родной язык - русский;

      образование - среднее специальное;

      место работы - детский сад;

      занятие по этому месту работы - медицинская сестра.

    В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?

    В одном из переписных листов переписи населения, имевшей критическим моментом 0 часов с 08 на 09 октября 2002 г., были произведены следующие записи:

    1. фамилия, имя, отчество - Петров Сергей Иванович;

      пол - мужской;

      возраст - 50 лет, родился в 4-м месяце 1925 г.;

      состоит ли в браке в настоящее время - нет;

      национальность - русский;

      образование - среднее;

      место работы - ателье верхней одежды;

      занятие по этому месту работы - бухгалтерии общественная группа - рабочий.

    Укажите, какие из ответов не согласуются между собой.

    Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные из статистической отчетности о работе детского сада:

    1. всего детей в детском саду - 133;

      в том числе: в старших группах - 37, в средних группах - 43, в младших группах - 58;

      из всего числа детей: мальчиков - 72, девочек - 66.

    Если вы установили несоответствие между некоторыми числами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки?

    Проверьте следующие данные о выручке от обслуживания населения предприятиями связи района города и дайте наиболее вероятное объяснение несоответствия между числами, которые вы обнаружили (тыс. руб.):

Всего выручка

В том числе от:

продажи конвертов, марок, открыток и других видов товаров

подписки на периодические издания

продажи газет и журналов

    Перепись населения проводилась в период с 9 по 16 октября 2002 г. Критическим моментом было 0 часов ночи с 08 на 09 октября.
    Счетчик пришел:

    1. в семью № 1 - 11 октября. В этой семье 10 октября умер человек. Как должен поступить счетчик:

      не вносить сведения об умершем в переписной лист;

      внести с отметкой о смерти;

      внести без отметки о смерти;

      в семью № 2 - 15 октября и попал на свадьбу. Два часа назад молодожены возвратились из загса после регистрации брака (до этого в зарегистрированном браке они не состояли). Что должен записать счетчик в ответ на вопрос: "Состоите ли вы в браке в настоящее время" о каждом из супругов - состоит или не состоит?

      в семью № 3 - 16 октября. В семье 14 октября родился ребенок. Как должен поступить счетчик относительно этого ребенка:

      внести в переписной лист;

      не вносить в переписной лист;

      в семью № 4 - также 16 октября. Один из членов семьи на вопрос: "Состоит ли он в браке в настоящее время", ответил, что не состоит, и показал счетчику свидетельство о расторжении брака, в котором указано, что брак расторгнут в первый день переписи - 9 октября. Несмотря на возражения опрашиваемого, счетчик зарегистрировал его состоящим в браке. Правильно ли поступил счетчик?

    В городское управление государственной статистики поступил от предприятия "Отчет промышленного предприятия о выполнении плана по труду" за II квартал текущего года. Все необходимые сведения о выполнении плана по труду в нем имеются, но нет подписей соответствующих должностных лиц. Можно направить этот отчет в разработку или нет?

Отчет

И др. Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере. – М.: Финансы и статистика , 2005.-256 с.: ил... в общеобразовательном учреждении Сетевая образовательная программа «Практикум по Добрострою». Содержание . Хартия "Об участии молодежи...

  • Практикум по дисциплине интернет-технологии для бизнеса

    Автореферат диссертации

    ... Практикум по дисциплине «Интернет-технологии для бизнеса» - М. Московский государственный университет экономики, статистики ... Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2003 Содержание Введение 4 1. Практическое занятие...

  • Практикум по синхронному переводу с русского языка на английский (с

    Документ

    Представляет собой единую по содержанию , но смешанную по форме - письменную... многих государств. Впечатляющая статистика : количество наркоманов в... 194 Линн Виссон Практикум по синхронному переводу с...