Каким должен быть библейский текст для детей,или хорошо забытое старое. Урок о Библии (вводный) Как рассказать школьникам о библии

Одним из направлений деятельности православных издательств является выпуск детской литературы. Среди массы книг, ориентированных на маленького читателя, ведущее место принадлежит детской Библии. Что же это за книга и в чем ее особенности?

Формирование веры в Бога начинается с малых лет, поэтому каждый сознательный родитель-христианин должен позаботиться о том, чтобы его ребенка с рождения окружала атмосфера доброты, а жизнь семьи соответствовала православному учению. Конечно, сегодня мало кто из взрослых может воспитать детей в истинном духе христианства, поэтому родители часто ищут помощи у священников, а также нередко стараются найти ответы на вопросы в книгах. Подобно взрослым ведут себя и дети, но для ребенка младшего школьного возраста православная литература достаточно сложна для прочтения и понимания, поэтому для такой категории выпускаются специальные издания, например, детская Библия. Она представляет собой упрощенный вариант текстов Библии. Существуют два противоположных друг другу мнения на счет подобных издания. Те, кто стремится воспитать ребенка в духе христианских учений, любыми средствами привести детей к Богу, единогласно высказываются за существование православных книг для юных читателей. Те же, кто не имеет в душе крепкой веры, считают, что подобная литература сложна для детей и не оставляет ребенку возможности для свободного выбора вероисповедания. Каковы бы ни были взгляды, детская Библия должна быть в арсенале каждого ребенка, ведь даже если родители считают себя атеистами, их задача - познакомить детей с различными сторонами жизни и вероисповеданиями, чтобы в дальнейшем их чадо могло само выбрать близкое ему направление.

Детская Библия написана доступным языком, в ней много иллюстраций, дающих детям наглядное представление о повествуемом. Одним из положительных воспитательных моментов в детской Библии является то, что почти в каждом рассказе говорится о наказании за грехи. Благодаря этому ребенок с малых лет учится анализировать свои поступки, а также в его сознании закладывается мысль о том, что любое деяние должно быть обдуманным.

Наряду с обычной детской Библией православные издательства выпускают также тексты из Ветхого и Нового Заветов: «Библейские предания. Ветхий завет» (М. Яснов, Н. Лаврухин), «Новый Завет детям Деяния святых Апостолов» (Е. Тростникова). В век развития информационных технологий православное просвещение шагнуло дальше. Сегодня можно приобрести различные аудиокниги, а также сборники мультфильмов, снятых по библейским мотивам.

Татьяна Маслова

Урок «Что такое Библия?»
Заинтересовка:
Если у вас есть возможность, то приобретите какую- нибудь вещь, которую нужно будет собрать (в отделе рукоделия) снимите все наклейки и уберите инструкцию. Выложите детали перед детьми и спросите что это, и что с ним делать. Среди детей найдется кто-нибудь, который спросит, а где коробка или картинка. Вот тут и объясните, что в жизни точно так же, мы часто не знаем что и как нам делать, и нам нужна инструкция. Библия, как раз и есть инструкция для жизни. Дайте детям инструкцию и возможность сложить вещь правильно.

Основная часть:
(излагает учитель)
1. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ЕЕ ПИСАЛИ 40 ЧЕЛОВЕК.

Знаешь, Библия – это письмо Бога к тебе, но чтобы ее написать, Он использовал людей. Бог находил благочестивого человека, которому открывал что написать. Например пророк Иеремия. Прочитать Иеремии 30:2 «так говорит Господь…. напиши себе все слова…» b. Таких людей было около 40. Они были из разных сословий: были знатные цари, пастухи, государственные деятели и простые рыбаки. Главное для Бога не было как богат человек или образован, Он смотрел на сердце способное услышать и передать. Библия состоит из двух частей. Кто знает, каких? Правильно! Из Ветхого и Нового Заветов. Еще Библия состоит из небольших книг. Их очень много – 66. Вот такое длинное письмо Бог написал тебе – Библию. Предложение-связка: Ты, наверное, подумаешь: «Библию писали так долго, так много разных людей. А можно ли доверять всему, что там написано? Вдруг люди что-то перепутали?»
2. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ВСЕ, ЧТО В НЕЙ НАПИСАНО, – ПРАВДА.


Хотя Библию писали люди, но все, что там написано, – это правда, потому что это сказал Бог. Дух Святой, Который живет в тебе и во мне, также жил и в этих людях. И Дух Святой говорил им Слова, которые Бог хотел записать в Библии. Так что ты можешь не сомневаться: все, что в Библии написано, – правда. Бог писал эту книгу для тебя. Предложение-связка: А как ты думаешь, зачем Бог написал тебе такое длинное письмо – Библию? (Дети отвечают.)
3. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ОНА РАССКАЗЫВАЕТ ТЕБЕ О БОГЕ.


Правильно! Ведь ты не видишь Бога. Как же ты можешь узнать о Нем? Для этого Бог написал тебе Свое письмо – Библию. В ней записано, какой Бог, что Ему нравится и что Ему не нравится. Если ты хочешь побольше узнать о Боге, тебе нужно читать Библию. Если тебе трудно читать самому или не все понятно, то попроси родителей почитать Библию вместе с тобой. Предложение-связка: Как ты думаешь, о ком еще написано в Библии?
4. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ОНА РАССКАЗЫВАЕТ О ТЕБЕ.


Да, представь себе, что в Библии написано и о тебе! Может быть, там нет твоего имени, но зато там говорится, что Бог сотворил тебя особенным. В целом мире нет такого, как ты. Бог сотворил не только тебя, но и твоих родителей и всех-всех людей. Применение: Так что если ты услышишь, как кто-то говорит, что человек произошел от обезьяны, или что тебя нашли в капусте, не соглашайся с этими словами. Ты можешь сказать в ответ, что тебя сотворил Бог. Ведь ты знаешь об этом из Библии — письма Бога к тебе. Там написано, что у Бога есть чудесный план для твоей жизни. Предложение-связка: Но для того, чтобы этот план исполнился, тебе нужно правильно поступать. А как тебе узнать, что правильно, а что неправильно?
5. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: ОНА ГОВОРИТ ТЕБЕ О ТОМ, КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТУПАТЬ.


Для того, чтобы ты знал, как поступать правильно, Бог и написал тебе Свое письмо – Библию. Применение: Может быть, в этом году ты пошел в первый класс, и ты боишься, что над тобой будут смеяться, когда узнают, что ты верующий. И ты не знаешь, как поступить: рассказать или молчать? Если ты не знаешь, как поступить правильно, тебе нужно искать ответ в Библии. Кто мне подскажет, какой совет в этой ситуации дает Бог в Библии – Своем письме к тебе? Только читая Библию, можно узнать Божьи правила для твоей и моей жизни. Но Бог еще дает подсказки, как исполнять правила. Именно поэтому Он и написал Своим детям это письмо – Библию. Предложение-связка: А как ты думаешь, кто может понимать то, что Бог написал в Своем письме Своим детям? (Дети отвечают.) Правильно! Дети Божьи! Ведь Бог писал Библию для них.
6. БИБЛИЯ — ЭТО ПИСЬМО БОГА К ТЕБЕ: БОГ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ ТЫ ИСПОЛНЯЛ ТО, ЧТО В НЕЙ НАПИСАНО.


Бог дал тебе советы, как жить, и подсказки, как лучше поступать, не просто для того, чтобы ты их знал. Бог рассказал о Себе и Своих правилах для того, чтобы твоя жизнь изменилась к лучшему. Поэтому Бог написал тебе это письмо – Библию, чтобы ты его читал, и исполнил то, о чем читаешь. Применение: Наверное, в твоем классе есть кто-то из малоимущей семьи. Скорее всего, у него мало друзей. И хотя ты уже знаешь, что Библия учит тебя делиться с нуждающимися, ты все еще сомневаешься, угощать ли его яблоком. Можно конечно сделать вид, что ты не заметил его. Но знай, что Библия – это письмо Бога к тебе. Бог хочет, чтобы ты читал Библию и исполнял то, что в ней написано.

Задание по сказанному: давайте найдем подтверждение тому, что мы вам рассказали, в самой библии. Детям раздать стихи из библии, они должны соотнести их с картинками, по которым учитель рассказывал.


1) Иеремии 30:2
2) Пс 118:86
3) Ин 5:39
4) Быт 1:27
5) 1 Тим. 3:15
6) Втор 30:16
Физминутка:
Много(руки в стороны) книг (развернуть ладошки) на свете(изобразить земной шар) есть. Их нам всех не перечесть(указательным пальцем посчитать).
Но ценнее всех одна (изобразить книгу).
Та, что Богом(руки вверх) нам дана
(Руки вытянуть перед собой, ладошки вверх).
В сердце ты ее храни (сложить руки на груди).
Не бросай(двумя руками бросить что-то),
не мни (представить, что мнем в руках бумагу),
не рви (представить, что рвем лист).
Тех Господь благословит (руки к небу),
Кто святую Книгу чтит (руками изобразить книгу и поклониться).

Вопросы: («классики»)


1) О какой книге мы сегодня говорили?
2) Кто Автор этой книги?
3) Сколько человек писали Библию?
4) Из каких двух больших частей состоит Библия?
5) Как мы можем узнать о Боге?
6) Откуда появились люди?
7) Откуда мы можем узнать, как поступать правильно?
8) Зачем Бог дал нам Библию?
9) Почему нужно исполнять то, что записано в библии?
10) На чем в старину писали Библии?

Рассказ «Как ты любишь Библию?» (театр-экспромт)
Как-то раз мама послала своего маленького сына Степу в лавку купить мыла.
Продавщица, взвесив мыло, хотела ‘ его завернуть. На прилавке, среди кучи старых бумаг, лежала какая-то толстая книга. Это была Библия. Продавщица взяла ее в руки и хотела вырвать из нее лист. Степка посмотрел на женщину большими, удивленными глазами. И как только ее рука коснулась первой страни¬цы, мальчик воскликнул:
- Тетя, что Вы делаете, это же Биб¬лия!?
- Ну и что?! - возмущенно ответила женщина.
- Это Библия! Что Вы собрались с ней делать?
- Как что? Мыло завернуть,- ответи¬ла продавщица.
- Да как вы можете такое сделать? Разве можно рвать листы из Библии?- возразил удивленный мальчик.
- Да что ты говоришь, умный какой?!- немного сердито ответила женщина.- Я специально купила такую толстую и старую книгу, чтобы было во что заво¬рачивать товар.
Степан не мог просто так это оста¬вить и продолжал высказывать свои детские соображения:
- Ах, тетя, тетя! Как бы я хотел, чтобы эта старая Библия была моей. Я бы ни за что не вырывал из нее странички.
На это продавщица так ответила интересному покупателю:
- Хорошо, допустим, я смогу тебе отдать Библию, но только в том слу¬чае, если ты вернешь мне деньги, ко¬торые я на нее потратила.
К удивлению мальчика, Библия стоила совсем недорого, всего лишь несколько копеек.
- Это правда?- переспросил Степан. - Я сейчас быстренько сбегаю домой и попрошу у мамы денег. Только никому не отдавайте ее. Да, чуть не забыл, и не рвите больше страничек,- уже с порога крикнул довольный Степа. Прибежав домой, он еле смог выгово¬рить свою просьбу:
- Мам, ты знаешь, там Библия, в лав¬ке. Я могу ее купить. Дай мне денег, пожалуйста.
- Что-что? - спросила мама.- На что тебе деньги?
- Ну, как на что? Продавщица в лавке листы из Библии вырывает. Но она по¬обещала отдать ее мне, если я верну ей деньги, которые она потратила, когда у кого-то ее покупала. Это же совсем мало! Всего несколько копеек!
- Но у нас вообще нет денег. Что же мне делать с тобой, мой мальчик?
Степан, рас¬терявшись от ответа матери, выбежал на улицу и опять направился в лавку.
Со слезами на глазах он подошел к продавщице:
- У моей мамы нет денег… Но я очень прошу Вас, не рвите Библию, потому что в ней, я знаю, написаны слова нашего Бога.
Сердце женщины смягчилось. Она по¬гладила мальчика по голове, а потом придумала:
- Знаешь что, не плачь. Принеси-ка мне взамен старой бумаги, хотя бы столько, сколько весит твоя Библия.
Вот не ожидал Степка услышать такое! Ему очень понравилось предложение тети, продающей всякую всячину.
Степан бегом вернулся домой, попро¬сил у мамы старой бумаги. Затем пошел к соседям, знакомым, своим друзьям. Все, что ему удалось собрать, он с огромным удовольствием притащил в лавку.
- Какой молодец!
Радости Степана не было границ:
- Моя, Библия моя!
Радостный он прибежал домой и с порога крикнул матери:
- Мамочка, у меня теперь есть своя, настоящая Библия!
Вывод: Понравился ли вам рассказ о Степа¬не? Я бы очень хотела, чтобы вы тоже полюбили и дорожили Библией так, как наш герой. Он знал, что в этой книге записаны Слова нашего Господа

Сначала обратите внимание ребенка, что весь окружающий мир был в давние времена создан Богом. Когда-то, много тысяч лет тому назад ничего этого не было: существовала лишь темнота, бескрайние просторы Вселенной и был Господь Бог. Его еще называют Творцом или Создателем, потому что именно он решил сотворить этот прекрасный мир.

Бог создал землю и небо, многочисленные звезды на небосводе и солнце, которое согревает и освещает землю. По воле Божьей появились леса и поля, реки, моря и озера. Господь сотворил рыб, птиц и животных. Все, кто населяют планету, созданы по замыслу и желанию Бога. Когда Господь создал это земное великолепие, он решил сотворить человека, чтобы тот жил на земле и заботился обо всем окружающем Божьем творении и был полноправным хозяином.

Творец сотворил первого человека - Адама из кусочка земли этого мира. Он слепил человеческое тело и вдохнул в него душу, наделил умом и сознанием. Спустя время Создатель увидел, что человеку грустно одному жить на земле, и возжелал Бог подарить человеку спутницу жизни. Он напустил на Адама крепкий сон и достал у него одно из ребер, из которого создал первую женщину - Еву. Она стала подругой и женой Адаму.

Первая семья зажила счастливо, и у них родилось много детей. Со временем людей становилось все больше и больше, и мир заселялся новыми семьями. Появлялись разные народы, которые верили в Бога и почитали его.

Но какие-то люди жили в неведении: они мало знали о Боге, о Его учениках, которые совершали подвиги, чтобы донести до людей знания о Всевышнем и правилах жизни. Поэтому для всех людей на земле ученики Божьи решили написать священную книгу о жизни.

Библия - священная книга жизни

Ученики Бога написали подробную книгу о правилах жизни и назвали ее Библией. В книге они описали, как Бог создавал мир: шесть дней он трудился, украшая землю растениями, фруктами и цветами, а на седьмой день Бог отдыхал и любовался плодами своего творения.

Так Господь и завещал людям на земле по шесть дней в неделю работать, а седьмой посвящать отдыху, созерцанию красоты и общению в мыслях с Богом. В этом священном писании приводятся слова Создателя о том, как устроен мир и какие необходимо соблюдать правила, чтобы жить счастливо.

Господь завещал людям, которых он сотворил, жить в мире и согласии, любить мир и всех окружающих, помогать слабым и совершать только добрые поступки.

Когда дети подросли и начинают уже самостоятельно читать Библию (иногда сначала детскую, а иногда и сразу Синодальное издание), у них неизбежно возникают вопросы. Причем порой они обращают внимание на такие вещи, которые взрослому не всегда приходят в голову. На вопросы детей отвечает протоиерей Андрей Близнюк, законоучитель в Свято-Петровской школе (Москва).

Древние люди поклонялись идолам, но в Евангелии написано, что Бог везде и во всём. Получается, Он и в идолах тоже был - вот и непонятно, это люди грешили или нет, когда поклонялись идолам?

Начнем с того, что в Евангелие таких слов, «Бог везде и во всём», нет. Само это представление, что Бог и мир это одно и то же, что Бог находится в каждой песчинке и в каждом атоме, называется пантеизмом. Это ложное учение, с христианством несовместимое.

А что же действительно говорит Библия? В Ветхом Завете, в книге Бытие говорится, что Бог - Творец всего нашего мира, всей природы. «В начале сотворил Бог небо и землю, земля же была безвидна и пуста, и тьма была над бездною. И Дух Божий носился над водою». Как понимать слово «носился»? Оно нам сейчас может даже показаться грубоватым, но если посмотреть смысл того древнееврейского слова, которое по-русски переводится как «носиться», то окажется, что оно означает «создавать, оберегать, выращивать». Вот именно так Бог и относится к сотворенному Им миру. Он его поддерживает Своей любовью, Своей энергией. В «Символе веры» мы называем Бога словом Вседержитель - это и означает, что Он не только создал мир, но каждую секунду поддерживает его, оберегает, не дает развалиться.

Более того, Бог сотворил материю не просто так, а ради человека. И да, материя может быть благодатной, в ней может присутствовать действие Бога (а по-гречески, кстати, слово действие звучит как энергия). Бог для того и дает человеку материю, чтобы тот употребил ее во благо. Но человек может употребить материю совсем иначе. Сделать, например, пулемет, из которого потом будут расстреливать мирных людей. Или сделать нож, которым убийца кого-то зарежет. То есть получается, что человек может как бы перенастроить материю, с доброго применения на злое.

То же самое получилось и с идолами. Бог не для того создавал камень, металл, дерево, чтобы люди делали из них идолов. Люди их сотворили, нарушив заповедь - не сотвори себе кумира (кумир - это то же самое, что идол, просто синоним). Господь, зная о том, что люди могут впасть в такой соблазн, специально дал им заповедь - не делать этого, не создавать идолов. Поэтому те люди, которые идолам поклонялись - они, конечно, грешили. Они ведь нарушали Божию заповедь, забыли о том, что Бог только с теми, кто добр, кто живет по заповедям любви.

Что же касается язычников, которые поклонялись идолам, вообще ничего не зная о Боге и о Его заповедях, то их можно только пожалеть: создавая себе кумиров и поклоняясь им, они тем самым только удалялись от настоящего Бога. Который в сотворенных ими идолах ни в каком смысле не присутствовал.

Почему в Библии есть нестыковки?

Потому что Библия говорит правду. Звучит парадоксально, да? Но будь Библия книгой вымышленной, тогда ее отредактировали бы так, что все было бы в ней логично, никаких нестыковок, противоречий не было бы. Все бы так гладенько подтасовали, что комар носу не подточит.

А отчего же в правдивой книге противоречия? Оттого, что Библию писал не один человек, а разные люди, которые видели одно и то же по-разному. Вот возьмем, для примера, какое-то событие в современной жизни. Если у этого события было несколько свидетелей, они опишут его немножко по-разному. Почему? Потому что видели с разных сторон. Кому-то перекрыли обзор складки местности, кому-то в какой-то момент обзор заслонила чья-то спина, кто-то стоял далеко и сам не слышал, что говорилось, а слышал чей-то пересказ. Причем никто из этих свидетелей не врет, не сочиняет, все говорят правду. Но у каждого свой кусочек правды, а полную картину можно собрать, если сложить эти кусочки правды вместе, причем не просто вот так механически, а по-умному, сопоставив одно с другим.

Точно так же и с Библией. Библия - это книга особенная, богодухновенная. Люди ее писали, ничего не придумывая от себя, а описывая те события, в которых сами участвовали, в которых видели действия Бога, и Дух Святой помогал им это писать. А иногда, под воздействием Духа Святого, напрямую были глашатаями Божественной Истины. Но все-таки это писали люди, которые наблюдали за событиями священной истории с разных точек обзора.

Например, если мы возьмем четыре Евангелие от четырех евангелистов - Матфея, Марка, Луки и Иоанна - то найдем там по-разному описанные события. Допустим, гадаринский бесноватый. Он один был, или бесноватых там было двое? У разных евангелистов по-разному сказано. А почему? Например, потому, что один из этих бесноватых молчал, и поэтому евангелист, описывая это событие, его просто не упомянул. Важнее было упомянуть, что ответил Христос на слова второго бесноватого и каковы там были последствия. Или, допустим, у евангелиста сказано, что собралось 12 апостолов, хотя на тот момент их уже 11, Иуда уже предал. Почему же 12? А потому, что число 12 имело в древней Иудее символическое значение, значение числа полноты. И понимать «собрались 12» надо не в том смысле, что собравшиеся были подсчитаны по головам. Тут имеется в виду, что собрались все апостолы - все оставшиеся на тот момент ближайшие ученики Христовы.

Это еще раз доказывает, что эти события описаны живыми людьми, которые какие-то моменты видели по-своему, но в то же время духовное содержание сказанного ими - одно и то же.

Почему в Ветхом Завете ничего не сказано про динозавров?

Потому что Ветхий Завет - это не учебник по зоологии и палеонтологии. Он - про взаимоотношения Бога и человека. В нем сказано только то, что имеет важное значение для нашего спасения - то есть как человек был сотворен, каким он был до грехопадения и каким стал после, как Бог действовал, чтобы падший человек мог вернуться к Нему.

Все остальное в Ветхом Завете не упоминается - не потому, что этого не было, а потому, что для нашего спасения оно не так уж важно. Например, в Ветхом Завете ни слова не сказано о домашних кошках - хотя в наши дни все только и делают, что публикуют в соцсетях фотки своих котиков.

Послесловие для взрослых:

Дорогие родители! Если у ваших детей возникают вопросы и недоумения после чтения Библии - это на самом деле очень хорошо! Даже если вам кажется, что вопрос дурацкий. Потому что это повод для серьезного разговора о вере, а уж когда инициатором такого разговора становится ребенок - это особенно полезно.

Но вы должны быть готовы к таким разговорам, а значит - вам самим нужно постоянно читать Священное Писание и толкования к нему, читать богословскую и апологетическую литературу. А нередко ведь бывает так, что в начале своего воцерковления человек активно вникал в православное вероучение, много читал, но потом остановился на каком-то уровне, нашел для себя ответы на основные вопросы - и живет обычной жизнью обычного воцерковленного христианина. То есть регулярно посещает богослужение, исповедуется, причащается, вычитывает утренние и вечерние молитвы, соблюдает посты - и думает, что этого вполне достаточно. Но когда у него подрастают дети и начинают задавать вопросы о вере - тут-то и оказывается, что он многое из прочитанного забыл, а на какие-то моменты вообще никогда не обращал внимания. И ответить ребенку не в состоянии.

Вот чтобы такого не случалось - не оставляйте чтения, перечитывайте вероучительную литературу, перечитывайте Священное Писание (а при каждом новом прочтении вы откроете для себя какие-то новые оттенки смысла).

Ну а в том случае, когда вы все-таки не можете ответить на детский вопрос - честно скажите ребенку, что вот прямо сейчас, сходу ответить затрудняетесь, но вскоре обязательно ответите. Поговорите с более знающими людьми, поговорите с духовником, почитайте необходимую литературу - и как можно скорее напомните ребенку, что был у него такой вопрос, и теперь вы готовы дать ответ.

Подготовил Виталий Каплан