Что следует понимать под стрессом обж. Конспект и презентация по ОБЖ "Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека". Причины развития стресса

Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека.

Каждый человек для обеспечения личной безопасности должен обладать определенными качествами: управлять своим поведением и эмоциями в повседневной жизни и в экстремальных ситуациях, формировать свою систему здорового образа жизни.

Начать воспитывать психологическую уравновешенность важно в возрасте, когда интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений. При этом нередко появляются признаки эмоциональной (психологической) неустойчивости: колебание настроения без видимых причин, сочетание повышенной чувствительности, ранимости и подчеркнутой развязности и показной самоуверенности. Существуют общие направления воспитания психологической уравновешенности: побороть в себе робость, воспитать уверенность; постоянно работать над самосовершенствованием. Немаловажное значение имеет также умение строить взаимоотношения не только со сверстниками, но и с родителями, старшими и вообще с окружающими людьми. Для этого надо учиться анализировать свои поступки, видеть, как к вашему поведению относятся окружающие.

Психологическая уравновешенность - способность человека управлять своими поступками и поведением под воздействием различных по силе и качеству эмоций, соответствующим образом реагировать на различные жизненные обстоятельства, уметь находить друзей и единомышленников, жить в согласии с собой и окружающими.

Наконец, еще одна составляющая психологической уравновешенности - умение преодолевать стресс .

Жизнь человека многообразна и насыщена различными событиями. Каждый день вас ждут различные дела дома, в школе, на улице. Жизнь постоянно открывает перед вами новые возможности и ставит новые проблемы.

События, происходящие с вами, оказывают на ваше состояние определённое воздействие.

Все события, оказывающие на вас сильное влияние, независимо от того, положительное оно или отрицательное, называются стрессовыми факторами.

Стрессовый фактор, или стрессор, - это любое воздействие на психику человека, вызвавшее у него состояние напряжения – стресс.

Таким образом, стресс – это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс – это реакция организма на воздействие различных стрессоров. Наличие различных стрессоров – это неизбежное явление в жизни каждого человека. Стресс возникает при общении человека с окружающей его средой (природной, техногенной и социальной). При этом реакция каждого человека на различные стрессоры разная, и зависит она от духовных и физических качеств человека и от степени его натренированности адекватно реагировать на разные события в жизни.

Концепцию стресса сформулировал канадский патофизиолог Ганс Селье (1907-1982). Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма на воздействие каких-либо стрессовых факторов.

Установлено, что действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни в данный период, тем выше будет уровень стресса.

Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает сотни измеряемых физиологических изменений в организме (повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление или остановка пищеварения, потливость, углубление и ускорение дыхания, увеличения уровня сахара в крови и др.). Эти изменения Селье назвал общим адаптационным синдромом. Общий адаптационный синдром – это совокупность защитных реакций организма человека при стрессе.

Различают три стадии стресса: мобилизации, сопротивления и истощения.

Стадия мобилизации. В ответ на действия стрессора возникает тревога. Она мобилизует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в чрезвычайной ситуации), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности организма. Но если все эти приготовления не переходят мгновенно в действия, долговременное пребывание в стадии мобилизации может привести к различным нарушениям функций организма.

Стадия сопротивления. Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

Стадия истощения. Если уровень стресса слишком долго остаётся на высоком уровне, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создаёт такие физиологические условия, при которых способность организма сопротивляться стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозностью, смутной тревогой, быстрой утомляемостью, раздражительностью, чувством беспомощности, головной болью, бессонницей, потерей аппетита и др. Человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

Однако стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно и делают организм готовым к оптимальному режиму работы, обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма.

Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед прыжком и т. д.), он стимулирует интерес к жизни, заставляет быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезным, имеющим цель в жизни.

У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

Велика роль сильного стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается. Сильный, продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведёт к увеличению риска инфекционных заболеваний.

Сильный стресс может привести к язве желудка или двенадцатиперстной кишки. При этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса, и, когда границы оптимального уровня пройдены, стресс начинает истощать энергию организма, и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

В 13-летнем возрасте, когда интенсивно формируются такие качества, как чувство собственного достоинства, уверенность в себе, когда определяются жизненные интересы и происходит становление личности, борьба со стрессом приобретает большое значение.

Основная цель борьбы со стрессом – научиться поддерживать стресс на оптимальном уровне, т. е. когда он полезен для вашей активной жизнедеятельности. Для этого необходимо постоянно развивать свои духовные и физические качества. Но есть общие для всех принципы борьбы со стрессом.

На практике борьба со стрессом заключается, прежде всего, в том, чтобы каждый человек в состоянии стресса оценивал окружающую его среду, устанавливал, как можно снизить внешние воздействия на себя. Кроме того, человек должен оценивать собственное поведение и пытаться адекватно реагировать на события.

Рассмотрим ряд общих принципов борьбы со стрессом.

Необходимо постоянно вырабатывать уверенность в возможностях управлять своим поведением и поступками, учиться находить оптимальное решение в различных экстремальных ситуациях, жить с собой в согласии; быть оптимистом, помнить, что источником стресса являются не события сами по себе, а наше восприятие этих событий. Как только вы почувствовали, что у вас портится настроение, постарайтесь переключиться на что-то хорошее, нате события, с которыми у вас связаны приятные воспоминания, - это снизит стресс и поможет видеть жизнь в более светлых тонах.

С тресс может случиться с каждым. Нужно научиться правильно из него выходить

Научитесь ставить перед собой посильные задачи, которые вы в состоянии выполнить без перенапряжения. Реально смотрите на свои возможности, не ждите от себя многого, не драматизируйте неудачи, помните, что совершенство в принципе недостижимая вещь.

Учитесь радоваться жизни, старайтесь получать хоть маленькие радости от каждого прожитого дня, радуйтесь своим и чужим успехам.

Приучайте себя регулярно заниматься физической культурой и закаливанием.

Физические упражнения и закаливающие процедуры помогают выйти из состояния сильного стресса, так как оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику.

Соблюдайте режим дня, труда и отдыха. Хороший сон играет очень важную роль в преодолении стрессов.

Вырабатывайте у себя привычки здорового образа жизни.

Вопросы и задания:

    Что следует понимать под стрессом?

    Опишите влияние стресса на состояние здоровья человека.

    Сформулируйте содержание общих принципов борьбы со стрессом.

    Что следует понимать под психологической уравновешенностью?

    Почему в школьном возрасте важно научиться формировать у себя психологическую уравновешенность?

    Какие качества человека характеризуют уровень его психологической уравновешенности?

Изучение материала. Стр. 112-117 учебника прочитать. Р.Т. стр. 40 з. 1,2, стр. 41-42 з. 3,4.

Стресс… Каждый из нас встречается с ним ежедневно. Он входит в наш день со звонком будильника. Встречает нас в переполненном автобусе. Сопровождает на производственных совещаниях. Становится причиной непонимания между родными, близкими и знакомыми. Не дает покоя даже в постели, требуя анализа, оценки и очередного прокручивания событий прошедшего дня. А завтра все опять сначала…

На сегодняшний день одним из самых неблагоприятных последствий напряженного ритма жизни в нашем обществе является возрастание стрессовых нагрузок и переутомление. К сожалению, стресс стал нормой жизни большинства из нас. Сегодня мало кто может похвастать устойчивостью психики, отсутствием отрицательных эмоций и стабильным самообладанием. Потеря душевного равновесия, чувство тревоги, тоски, неудовлетворенность собой и своей жизнью, снижение работоспособности хорошо известно многим. Стрессовые ситуации ведут к развитию психозов и неврозов.

Распространенная в начале прошлого века фраза «все болезни от нервов» трансформировалась – «все болезни от стресса».

По данным Всемирной организации здравоохранения 65% всех болезней причинно связано со стрессом, при чем некоторые специалисты считают, что в реальности эта цифра несколько больше.

Стресс и причины его возникновения

Понятие о стрессе

Проблема стресса, по существу, очень стара, однако научное осознание ее произошло лишь в начале 80-х годов прошлого столетия, что нашло свое отражение как в развитии современной науки о человеке, так и в стремлении к удовлетворению актуальных потребностей общества.

Основоположником учения о стрессе является канадский ученый Ганс Селье. В 1936 г. в журнале «Nature», в разделе «Письма к редактору» было опубликовано короткое сообщение тогда еще никому не известного физиолога под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Еще, будучи студентом-медиком второго курса Пражского университета, он обратил внимание на тот очевидный факт, что различные инфекционные заболевания имеют как будто ряд общих симптомов. К ним относятся общее недомогание, потеря аппетита, температура, озноб, мышечная слабость, ломота и боли в суставах, повышенное артериальное давление, утрата мотивации к достижениям. Эксперименты молодого ученого подтвердили, что не только инфекции, но и другие вредоносные воздействия (охлаждения, ожоги, ранения, отравления и др.), наряду со специфическими для каждого из них последствиями, вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье предположил, что существует общая неспецифическая реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом. В современной интерпретации определение стресса таково: «неспецифическая реакция организма на любое требование извне» (Г.Селье). Почему неспецифическая? Различные воздействия на организм вызывают, как правило, и разные реакции: например, холод вызывает дрожь, а жара – выделение пота. Как видим, реакции разные (специфические), но в любом случае нужно приспособиться к ситуации. Эта необходимость перестройки требует, по предположению Селье, неспецифической «адаптационной энергии» подобно тому, как «различные бытовые предметы – обогреватель, холодильник, звонок и лампа, дающие соответственно тепло, холод, звук и свет, зависят от общего фактора – электроэнергии».

Стадии стресса

Г. Селье выделил три стадии развития стресса:

1. Реакция тревоги , выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма.

2. Стадия сопротивления , когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает следующая стадия.

3. Стадия истощения . Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым вредностям, увеличивается опасность заболеваний.

Позднее Селье предложил различать эустресс и дистресс (англ. distress – истощение, несчастье). Сам по себе эустресс он стал рассматривать как положительный фактор, связанный с положительными переживаниями, как источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. Дистресс же наступает при очень частых и продолжительных стрессах, связанных с отрицательными переживаниями, при таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда наступает ни радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадежности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, обидной несправедливости требуемых усилий.

Причины стресса

Причины стресса включают в себя очень обширный список всевозможных факторов. Начиная с младенческого возраста, человек испытывает стресс. Маленькие дети могут страдать вследствие даже кратковременного расставания с родителями, отсутствия четкого режима дня и т.д. Причины стресса у детей постарше кроются зачастую в плохих отношениях со сверстниками, нездоровой семейной атмосфере. Пусковым моментом для возникновения этого патологического состояния может стать любое психотравмирующее обстоятельства, например, гибель домашнего любимца, развод родителей, издевательства одноклассников, неуспеваемость. Причины стресса у современных подростков мало чем отличаются от как таковых у взрослых. К факторам, провоцирующим стресс, относят чрезмерные нагрузки в учебе и на работе, неудачи в профессиональной и личной жизни, потерю близких людей, трудности с финансами, недовольство собой. Нельзя исключать и физическое переутомление, возникающее вследствие хронического недосыпания, перенесенных болезней, неправильного питания, чрезмерных спортивных нагрузок.

Kлассификация стрессов

Прежде всего, следует различать два основных класса стрессовых реакций:

1. Физиологические стрессы , они же соматические, физические или средовые и вызываются колебаниями параметров внешней среды (температуры, влажности, гравитации и т.д.), а также нарушениями физиологических функций организма, его органов и систем. Среди этого класса стрессов следует различать:

Механические - повреждения целостности кожных покровов и органов (раны, травмы, операции, шок);

Физические - вызванные перегреванием, переохлаждением, отморожением, ожогом, действием УФЛ и ионизирующей радиации, шумов, невесомости и ускорений, голодом, жаждой, мышечными нагрузками и их отсутствием (гипокинезия, иммобилизация);

Химические - отравления, действия ядохимикатов, токсических отходов промышленности, загрязнения воды, воздуха, почвы, недостаток и избыток кислорода;

Биологические - атака болезнетворных бактерий, вирусов, грибов, токсинов.

2. Психоэмоциональные стрессы – отраженная реакция организма, в основе которой лежит первопричинная психо-эмоциональная реакция субъекта на действие стрессоров, которая характеризуется комплексом неспецифических вегетативных и гормональных проявлений.

Главным и наиболее существенным для психо-эмоционального стресса является наличие эмоции в стрессовой реакции или включение в нее мотивации, вызывающей эмоцию. Следовательно, эмоциональный настрой личности по отношению к стрессору и обусловливает стресс психического порядка. Поэтому класс реакций, основанных на следах эмоциональных переживаний, разумно отнести к эмоциональному стрессу.

Исходя из вышесказанного психо-эмоциональные стрессы можно подразделить на: эмоционально положительные и эмоционально отрицательные

Такие радостные события, как свадьба или выигрыш любимой команды, тоже, по сути, факторы стресса, вызывающие бурю эмоций и выброс адреналина. В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и ее можно контролировать. Обычно в этих случаях опасаться нечего: организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем. Известны, правда, факты, когда сильные положительные эмоции у людей со слабым здоровьем приводили к серьезным последствиям, вплоть до инсультов и инфарктов, но это все-таки случаи уникальные.

К психо-эмоциональным стрессам относится и информационный стресс , возникающий при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

Кратковременные и долгосрочные или острые и хронические . Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье.

Хронический стресс имеет более тяжелые последствия.

Для острого стресса характерна быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации.

Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряженные отношения с коллегами и родственниками и т.п.).

Причин, способных вызвать стресс, достаточно много. Но вот как понять – стресс это или не стресс?

Типичные симптомы стресса

Все признаки стресса можно разделить по сферам их проявления:

Психофизиологической;

Эмоциональной;

Поведенческой.

Психофизиологические симптомы

Мигрень или головные боли, обмороки;

Бессонница, беспокойный сон или кошмары, чрезмерная потливость;

Сухость во рту или ноющая зубная боль;

Мышечное напряжение в шее, плечах или спине;

Сжатые кулаки или челюсти;

Неопределенные боли во всех частях тела;

Высокое кровяное давление,

Слишком частые приступы астмы, проявления аллергии;

Рвота, запор или диарея, тошнота, расстройство желудка;

Изменение пристрастий в пище или открытие язвы;

Быстрое увеличение или снижение массы тела;

Снижение полового влечения;

Усталость и «измученность», истощенность;

Субъективное ощущение «ослабления памяти»;

Потеря концентрации, легкая отвлекаемость, ошибочные действия;

Нечеткое видение предметов, «тоннельное» зрение;

Потеря инициативы, нарушение суждений;

Постоянные негативные мысли, принятие поспешных решений;

Импульсивность мышления.

Эмоциональные симптомы

Нерешительность, раздражительность;

Беспокойство, паника и необъяснимый страх, подозрительность;

Невозможность сосредоточиться, суетливость;

Отсутствие уверенности в себе и неспособность принять решение;

Мрачное настроение, вплоть до депрессии;

Истощенность, отсутствие энтузиазма, ощущение бесцельности;

Циничный, неуместный юмор;

Снижение удовлетворенности жизнью, снижение самооценки;

Неудовлетворенность работой.

Поведенческие симптомы

Чувство отчужденности, беспокойство или апатия;

Потеря аппетита или переедание;

Утрата интереса к противоположному полу;

Потеря интереса к своему внешнему виду;

Рост семейных проблем;

Нерациональное распределение времени, постоянная спешка «никуда»;

Избегание поддерживающих отношений;

Анти-социальное поведение (злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков).

Почему важно снять стресс

Снижая уровень стресса, мы уменьшаем риск возникновения многих заболеваний, в том числе сердечно – сосудистых, нервной системы, развития злокачественных новообразований и многих других.

Гормоны стресса сужают кровеносные сосуды, препятствуют выработке эндорфинов (естественные болеутоляющие средства) и снижают иммунитет. Таким образом, снижая уровень стресса, можно заметить следующие изменения в организме по мере того, как организм возвращается в нормальное, здоровое состояние:

Частота сердцебиения уменьшится, давление вернется к норме и кровообращение улучшится;

Уменьшится напряжение в мышцах, реже будут беспокоить ноющие боли в суставах и мышцах, улучшится сон;

Станет легче дышать, снизится восприимчивость к таким заболеваниям, как простуда и грипп;

Станет легче сосредоточиться, уменьшится раздражительность, мысли станут позитивными, жизнь более комфортной, а отношение к окружающим людям более доброжелательное.

Так какие же существуют способы борьбы или ухода от стресса?

Способы профилактики и ухода от стресса

Антистрессовый стиль жизни

Стиль нашей жизни – это отражение нашей личности. Изменение жизненного стиля – важнейшее условие преодоления деструктивных стрессовых влияний.

Оптимизировать жизненный стиль помогут:

Здоровое питание;

Рациональный отдых;

Правильная личная жизнь.

Здоровое питание

« Люди, сильные по характеру, предпочитают заедать стресс, а слабые – запивать».

На протяжении всей истории человечества, во всех без исключения культурах уделялось огромное влияние правильному питанию. Неправильное питание является серьезным стрессором. Наиболее распространенные ошибки, приводящие к стрессам, это:

Нерегулярное питание;

Питание на ходу;

Употребление вредных продуктов;

Размышление о чем-либо негативном во время еды;

Переедание.

Во время стресса, в нашем организме вырабатывается большое количество гормонов - адреналина и кортизола. Для "производства" этих гормонов нужны витамины С, В, цинк, магний и другие минеральные вещества. При стрессе эти элементы экстренно "конфискуются" со своих рабочих мест в организме, где, в свою очередь, образуется их нехватка. В результате, недостаток витамина С и цинка не позволяет вырабатывать достаточное количество коллагена, что сказывается на нашей коже. Нехватка витамина В тормозит выработку энергии и умственную деятельность. Дефицит магния приводит к головным болям и гипертонии.

Одним из компонентов комплексной атаки на стресс может стать диета, направленная на то, чтобы пополнить организм теми веществами, которые усиленно "съедаются" гормонами стресса.

Рациональный отдых

С давних времен известно, что лучший отдых – это смена видов деятельности. Нужно уметь правильно отдыхать после рабочего дня, в выходные дни, во время отпуска. И здесь самое главное – уметь переключать свое внимание. Ситуация, когда мы дома думаем о работе, а на работе про свои домашние дела не так уж невозможна и очень мешает сосредоточиться на выполнении определенного вида деятельности, что только создает определенные трудности, проблемы, срывы и нередко приводит к стрессу.

Развитию переключения внимания способствуют следующие психологические приемы:

Вернувшись с работы, принять позу, способствующую расслаблению, дышать равномерно и глубоко, сосредоточившись на своем внутреннем состоянии;

Полежать так несколько минут, поразмышляв о прошедшем рабочем дне, его событиях и предстоящих семейных делах;

На некоторое время забыть обо всем;

Мысленно «стряхнув» с себя все события прошедшего дня приступить к домашним делам.

Не менее важно умение расслабляться и отдыхать в выходные дни.

Если работа связана с постоянным нахождением в помещении, то нужно проводить выходной более активно. Для этого не обязательно куда – то ехать. Можно просто гулять в городе, парке, посидеть в сквере. Или заняться спортом, сходить в гости. Главное не заниматься работой и стараться даже не думать о ней. Смените рабочий ритм на ритм выходного дня: будьте медлительны, «ломайте» ритм своих действий – во время отдыха спешка ни к чему.

Здоровый сон в борьбе со стрессом

Ничто не восстанавливает так силы, как здоровый сон. Сон сохраняет не столько физическую активность человека, сколько психологическое равновесие. Во время сна наш организм производит гормоны, отвечающие за рост и восстановление функций организма.

Стресс против стресса или клин клином вышибают

Да, стресс губительно действует на человеческий организм, но почему иногда мы сами ищем его, катаясь на американских горках, прыгая с парашютом или просто откладывая важные дела до последней минуты. Потому что в аврале, "под стрессом" лучше работается? А не потому ли, что стресс... доставляет удовольствие?

Под действием адреналина усиливается приток крови, а вместе с ней кислорода и глюкозы к мозгу, а тот в свою очередь начинает выделять гормон бета-эндорфин, называемый также внутренним морфием. Этот гормон блокирует чувство боли, по мере увеличения его уровня в крови у человека нарастает чувство удовлетворения собой и окружающим миром.

Кроме того, во время стрессовой ситуации в мозге вырабатывается еще один гормон - дофамин, тот самый, что выделяется в организме под действием наркотиков (в частности, кокаина), и дает нам ощущение счастья. В этом случае, действие стресса подобно действию наркотиков-эйфориантов.

Но эйфория не может длиться вечно. И здесь определяющую роль играет физиология. Примерно через два часа стрессовой ситуации приток кислорода и глюкозы к мозгу приходит в норму, и если стресс не заканчивается в течение еще нескольких часов, соответствующие показатели падают уже ниже нормы - в этом случае стресс начинает свою разрушительную работу.

Британский ученый Мариос Кириазис опроверг мнение большинства ученых о том, что стресс является причиной преждевременного старения. Он провел ряд экспериментов, в ходе которых изучил влияние «правильных» стрессовых ситуаций на здоровье человека. Под правильными стрессовыми ситуациями он понимает, например, волнение перед экзаменами или переживание накануне публичного выступления или переживание по-поводу возможного опоздания на поезд. Как показали его исследования, подобные ситуации ускоряют процесс образования в организме новых клеток, что благотворно сказывается на состоянии здоровья человека. Те, кто регулярно подвержен правильному стрессу, в меньшей мере склонны к развитию болезни Альцгеймера, заболеваний ССС и суставов чем те, кто ведет спокойную и размеренную жизнь, лишенную тревог и переживаний. К тому же, стрессовые ситуации запускают механизмы, ответственные за обновление клеток кожи, что предотвращает появление морщин.

Правильная личная жизнь

Мой дом – моя крепость, а значит семья – место, где можно полноценно отдохнуть и расслабиться, найти поддержку и взаимопонимание, уважение ко всем членам семьи и, конечно же, любовь. Для этого нужно гармонизировать отношения в семье, правильно распределить жизненные приоритеты. Если у мужа на первом месте деловые взаимоотношения, а у жены – интересы семьи, или все время главы семьи «пожирает» работа, потому что он хочет чтобы его семья ни в чем не нуждалась, то возникшие проблемы в семье обязательно повлекут за собой проблемы в делах и отразятся на состоянии здоровья всех членов семьи.. «Заброшенная семья» - это источник стресса.

Чтобы избежать этих проблем необходимо:

Приучить себя выделять время для семьи. Пусть это будет время, когда наложено табу на все деловые звонки и важные дела;

Не превращать свой дом в офис, не назначать дома деловых встреч или официальных ужинов;

В домашних спорах не быть авторитарными, стараться вообще «не давить» на членов семьи. Поскольку семейные взаимоотношения на 90% строятся на эмоциональной основе, агрессия в них недопустима, поскольку возвращается к своему источнику подобно бумерангу.

Стресс и танец

Существует хорошая африканская пословица «Если Вы умеете говорить – Вы умеете петь, если Вы умеете ходить – Вы умеете танцевать». И этим все сказано - каждый из нас умеет танцевать, в каждом из нас живет внутренний танцор, который хочет танцевать. Танцу не надо учиться. Все происходит достаточно просто. Для этого нужно только на время уединиться и поставить музыку. Какую? Не это главное. Главное, чтобы она нравилась вам. И еще – вы не танцуете для кого-то. Вы – просто танцуете, и танец - это исчезновение из этого мира.

Стресс и физические упражнения

Общеизвестно, что физическая активность – один из самых доступных способов ухода от стресса.

Поскольку при стрессе в организме приводятся в действие механизмы, подготавливающие его к интенсивным физическим нагрузкам, то именно физические упражнения являются наиболее естественным способом выхода накопившейся энергии. Физические упражнения оказывают релаксирующий эффект, который возникает после выполнения упражнений и длится до 2-х часов. Если физические упражнения выполняются регулярно на протяжении 7-8 недель, они начинают оказывать долгосрочное влияние, выражающееся в повышении устойчивости организма к стрессам.

Стресс и релаксация

Поскольку стресс в переводе с английского - это напряжение, то наиболее логичным методом снижения уровня стресса является расслабление или релаксация.

Регулярная релаксация меняет химию организма - во время глубокой стадии расслабления в нашем мозге выделяются эндофрины, поднимающие настроение. Процессы в мозге, которые протекают во время медитации - схожи. Хотя термин «релаксация» обычно применяется в отношении к нашему телу, а «медитация» - в отношении к мозгу, оба метода успокаивают и восстанавливают равновесие системы «тело-мозг».

Стресс и ароматерапия

Египетские целители первыми обратили внимание на благотворное воздействие аромотерапии на здоровье человека, недаром они называли нос «центром черепа». Когда ароматические масла попадают на кожу, то они через поры кожи попадают в кровь, которая разносит их по всему телу. Когда мы вдыхаем запах масла, его пары через мембраны и основание носа попадают в мозг, и напрямую влияют на настроение, достигая участков мозга, отвечающих за эмоции.

Существует много способов применения эфирных масел – можно вдыхать их запах из флакона, разбрызгивать в комнате, использовать для массажа, но наиболее распространенным и эффективным способом является применение аромолампы.

Стресс и музыкотерапия

Музыкотерапия имеет тысячелетнюю историю – еще в 6 веке до н.э. Пифагор применял музыку для лечения некоторых заболеваний. В основе музыкотерапии лежат несколько методов воздействия: психоэстетический, физиологический и вибрационный. Музыка - совокупность звуковых сигналов, которые воспринимаются и проходят сложнейшую обработку в головном мозге и в результате чего появляются различные реакции на музыку: изменения в гормональных и биохимических процессах, которые воздействуют на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно - сосудистую системы, тонус головного мозга, кровообращение.

При легких формах психозов и депрессий поможет кантата №2 и «Итальянский концерт» Баха, «Лунная соната» Бетховена; беспокойство и тревогу снимут мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса, «Колыбельная» Брамса, «Свет луны» Дебюси. В борьбе с бессонницей помогут «Грустный вальс» Сибелиуса, «Осенняя песня» Чайковского, «Грезы» Шумана.

Стресс и молитва

Несмотря на то, что понятие «стресс» было введено только в 20 веке, как явление стресс, конечно же, существовал всегда, и на протяжении веков практически единственным утешением народа, его универсальным «антистрессовым» методом была именно молитва.

Стресс и цветотерапия

О том, что цвет может влиять на настроение, замечено уже давно. И наше отношение к цветам тоже может меняться в зависимости от нашего настроения. Но цвет может изменять и состояние нашего здоровья. Красный – возбуждает, увеличивает ЧСС, повышает АД. Зеленый – успокаивает, снижает ЧСС. Синий, голубой – при длительном воздействии вызывает беспокойство, страх. Желтый, светло-оранжевый – создают и поддерживают хорошее настроение, настроенность на общение. Коричневый, бежевый – уютные, успокаивают, вселяют надежду, снижают АД, ЧСС.

Глубокое дыхание

Давно замечено, что человек, подверженный стрессам, дышит неправильно: аритмично и неглубоко. Самое распространенное дыхание в современном мире - это грудное и межреберное дыхание. Современный человек практически не использует нижнюю часть легких. Этим мы лишаем себя многого: при диафрагмальном дыхании происходит естественный массаж внутренних органов, стабилизируется и гармонизируется кровообращение в них, автоматически исключается возникновение мышечных блоков в области живота, выпрямляется позвоночник. Рано или поздно вы сами заметите это, но лучше начать правильно дышать сразу.

Стресс и его влияние на человека

______________________________________________________________

Цель: рассмотреть понятие стресса, последствия его влияния на человека, основные принципы борьбы со стрессом.

Ход уроков


Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.


Сообщение темы и цели урока.
Актуализация знаний.
Что следует понимать под понятием «психологическая уравновешенность»? Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы повысить психологическую уравновешенность? Какие качества необходимо воспитать у себя, чтобы завести друзей?
Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).


Работа над новым материалом.

Учитель. Жизнь человека многообразна и насыщена различными событиями. Каждый день вас ждут различные дела дома, в школе, на улице. Жизнь постоянно открывает перед вами новые возможности и ставит новые проблемы.

События, происходящие с вами, оказывают на ваше состояние определённое воздействие.

Все события, оказывающие на вас сильное влияние, независимо от того, положительное оно или отрицательное, называются стрессовыми факторами. Стрессовый фактор, или стрессор, - это любое воздействие на психику человека, вызвавшее у него состояние напряжения – стресс.

Таким образом, стресс – это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс – это реакция организма на воздействие различных стрессоров. Наличие различных стрессоров – это неизбежное явление в жизни каждого человека. Стресс возникает при общении человека с окружающей его средой (природной, техногенной и социальной). При этом реакция каждого человека на различные стрессоры разная, и зависит она от духовных и физических качеств человека и от степени его натренированности адекватно реагировать на разные события в жизни.

Концепцию стресса сформулировал канадский патофизиолог Ганс Селье (1907-1982). Он определил стресс как совокупность защитных реакций организма на воздействие каких-либо стрессовых факторов.

Установлено, что действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в жизни в данный период, тем выше будет уровень стресса.

Стресс как ответ организма на стрессовый фактор включает сотни измеряемых физиологических изменений в организме (повышение кровяного давления, учащение пульса, замедление или остановка пищеварения, потливость, углубление и ускорение дыхания, увеличения уровня сахара в крови и др.). Эти изменения Селье назвал общим адаптационным синдромом. Общий адаптационный синдром – это совокупность защитных реакций организма человека при стрессе.

Различают три стадии стресса: мобилизации, сопротивления и истощения.

Стадия мобилизации. В ответ на действия стрессора возникает тревога. Она мобилизует организм, готовит его к срочным действиям, к защите. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. Человек готов к действиям по защите своей жизни и здоровья (например, в чрезвычайной ситуации), так как в результате происшедших физиологических изменений кратковременно улучшаются возможности организма. Но если все эти приготовления не переходят мгновенно в действия, долговременное пребывание в стадии мобилизации может привести к различным нарушениям функций организма.

Стадия сопротивления. Когда непосредственная опасность для человека минует, его организм переходит в стадию сопротивления. На этой стадии стресс снижается до более низкого уровня. В этот период организм обладает повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действия стрессоров.

Стадия истощения. Если уровень стресса слишком долго остаётся на высоком уровне, наступает стадия истощения. Сильный стресс обусловливает значительную потерю энергии организма и создаёт такие физиологические условия, при которых способность организма сопротивляться стрессорам уменьшается. Сильный стресс сигнализирует о себе определёнными симптомами: нервозностью, смутной тревогой, быстрой утомляемостью, раздражительностью, чувством беспомощности, головной болью, потерей аппетита и др. Человек страдает от полного упадка физических и духовных сил.

Однако стресс не всегда приносит вред. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно и делают организм готовым к оптимальному режиму работы, обеспечивается достижение поставленных целей без истощения жизненных сил организма.

Высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время (состояние спортсмена перед стартом, парашютиста перед прыжком и т. д.), он стимулирует интерес к жизни, заставляет быстрее думать и действовать более интенсивно, ощущать себя полезным, имеющим цель в жизни.

У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

Велика роль сильного стресса в развитии болезней сердца, так как стресс приводит к увеличению кровяного давления и частоты сердечных сокращений, при этом коронарные артерии, обеспечивающие кровоснабжение сердечной мышцы, сужаются и количество кислорода, поступающего к сердечной мышце, уменьшается. Сильный, продолжительный стресс нарушает работу иммунной системы организма, что ведёт к увеличению риска инфекционных заболеваний.

Сильный стресс может привести к язве желудка или двенадцатипёрстной кишки. При этом необходимо отметить, что каждому человеку присущ свой оптимальный уровень стресса, и, когда границы оптимального уровня пройдены, стресс начинает истощать энергию организма и приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

В 13-летнем возрасте, когда интенсивно формируются такие качества, как чувство собственного достоинства, уверенность в себе, когда определяются и происходит становление личности, борьба со стрессом приобретает большое значение.

Основная цель борьбы со стрессом – научиться поддерживать стресс на оптимальном уровне, т. е. когда он полезен для вашей активной жизнедеятельности. Для этого необходимо постоянно развивать свои духовные и физические качества. Но есть общие для всех принципы борьбы со стрессом.

На практике борьба со стрессом заключается, прежде всего, в том, чтобы каждый человек в состоянии стресса оценивал окружающую его среду, устанавливал, как можно снизить внешние воздействия на себя. Кроме того, человек должен оценивать собственное поведение и пытаться адекватно реагировать на события.

Рассмотрим ряд общих принципов борьбы со стрессом.

Необходимо постоянно вырабатывать уверенность в возможностях управлять своим поведением и поступками, учиться находить оптимальное решение в различных экстремальных ситуациях, жить с собой в согласии; быть оптимистом, помнить, что источником стресса являются не события сами по себе, а наше восприятие этих событий. Как только вы почувствовали, что у вас портится настроение, постарайтесь переключиться на что-то хорошее, на те события, с которыми у вас связаны приятные воспоминания, - это снизит стресс и поможет видеть жизнь в более светлых тонах.

Стресс может случиться с каждым. Нужно научиться правильно из него выходить

Научитесь ставить перед собой посильные задачи, которые вы в состоянии выполнить без перенапряжения. Реально смотрите на свои возможности, не ждите от себя многого, не драматизируйте неудачи, помните, что совершенство в принципе недостижимая вещь.

Учитесь радоваться жизни, старайтесь получать хоть маленькие радости от каждого прожитого дня, радуйтесь своим и чужим успехам.

Приучайте себя регулярно заниматься физической культурой и закаливанием.

Физические упражнения и закаливающие процедуры помогают выйти из состояния сильного стресса, так как оказывают положительное влияние не только на физическое состояние, но и на психику.

Соблюдайте режим дня, труда и отдыха. Хороший сон играет очень важную роль в преодолении стрессов.

Вырабатывайте у себя привычки здорового образа жизни.

Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

Что следует понимать под стрессом? Сформулируйте определение общего адаптационного синдрома и назовите его стадии. Опишите влияние стресса на состояние здоровья человека. Сформулируйте содержание общих принципов борьбы со стрессом.
Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод по уроку.

Обучающиеся. Стресс – это состояние напряжения, возникшее у человека под влиянием сильных воздействий, это реакция организма на воздействие различных стрессоров. При умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно и делают организм готовым к оптимальному режиму работы. У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

Для успешной борьбы со стрессом необходимо постоянно развивать свои духовные и физические качества.


Окончание урока.

Домашнее задание. Ситуационная задача. Внимательно прочитав материал данного параграфа, составьте свой план подготовки к противодействию сильному стрессу и воспитанию у себя необходимых для этого черт характера.

Запишите этот план в дневник безопасности, старайтесь следовать его пунктам в повседневной жизни, по мере необходимости вносите коррективы.


Выставление и комментирование оценок.

Стресс Состояние человека, характеризующееся неспецифическими защитными реакциями (на физическом, психологическом и поведенческом уровне) в ответ на экстремальные патогенные раздражители (смотри Адаптационный синдром). Реакция психики на психотравмирующую ситуацию. Может обуславливать формирование суицидального поведения.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Стресс

(англ. stress - напряжение) -

1) «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» (Г. Селье );

2) неспецифический ответ, напряжения, реактивности организма, возникающее у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров - значительных по силе при действии экстремальных или патологических для организма человека или животного раздражителей ;

4) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора ;

5) сильные реакции организма (как благоприятные, так и неблагоприятные).

Понятие было введено канадским физиологом Г. Селье (1936). В современной научной литературе используются преимущественно первое и второе значение термина - С.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Стресс

Понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. Первоначально понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье), позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в самой общей классификации - стресс физиологический и стресс психологический. Последний подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Стресс информационный возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за последствия решений.

Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр. При этом различные его формы - импульсивная, тормозная, генерализованная - приводят к изменениям в протекании процессов психических, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность - дистресс, вплоть до полной дезорганизации. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Стресс Этимология.

Происходит от англ. stress - напряжение.

Автор. Специфика.

Обусловлен выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). К возникновению стрессовых состояний могут приводить, например, сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Стресс

   СТРЕСС (с. 569) - понятие, настолько прочно укоренившееся в нашем языке, что, кажется, даже не требует пояснений. Это английское слово мы сегодня используем на каждом шагу, когда сетуем на нелегкую жизнь и нервные перегрузки. Все понимают, что стресс - это неприятность и с ней надо бороться. Однако стресс - гораздо более широкое явление, чем мы себе это представляем. Данное понятие было введено в обиход канадским ученым Гансом Селье. Еще в 1936 г. он обратил внимание, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением (буквально «стресс» и означает «напряжение»). Иными словами, стресс - целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни. Поэтому, если быть верным первоисточнику, проблема борьбы со стрессом теряет позитивный смысл. Сам Селье выделил две разновидности стресса - физиологический (эустресс) и патологический (). Последний возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных раздражителей. Именно в этом значении данное понятие получило распространение в повседневной речи и даже в отечественной научной литературе. Как видим, простого обращения к первоисточнику достаточно, чтобы понять: такая трактовка не вполне точна.

С этой точки зрения так называемый эмоциональный (психологический) стресс требует неоднозначной оценки: в зависимости от силы, длительности, положительной или отрицательной эмоциональной реакции он может протекать в нормальных пределах или переходить в болезненное состояние.

Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом (100) в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следуют развод (75), тюремное заключение (63), тяжелая болезнь (53), крупный долг (31)... Исследователи считают, что накопление в течение одного года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьезную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия.

Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события: свадьба (50), рождение ребенка (39), выдающееся личное достижение (28), повышение по службе (27), переезд на новое место жительства (20) и даже отпуск (13)! Таким образом, если вы в течение года сумели закончить университет, найти работу и новое жилье, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат - «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

Нечто подобное обнаружили в своих исследованиях ученые из университета города Инсбрук. Они изучали психологическое самочувствие отпускников, приезжающих из-за рубежа на этот знаменитый горный курорт. Выяснилось, что многие люди, временно освободившись от повседневных забот, начинают страдать от душевных проблем, проявляют склонность к меланхолии и даже к агрессии. Психологи считают, что большинство отдыхающих испытывают чрезмерную психологическую нагрузку от столкновения с новой средой, чужими нравами и языком, а также от резкой смены образа жизни. Это нелишне иметь в виду тем, кто мечтает исколесить весь свет. Видимо, для душевного равновесия полезнее все-таки не слишком часто менять место проведения отпуска.

Таким образом, становится очевидно, что стресс - неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколь-нибудь значительными событиями - как огорчительными, так и приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупреждать потенциальные неудачи, но и отказ от личных достижений и житейских радостей.

Так с чем же надо бороться? Конечно, только с патологическим стрессом. Ведь нередко мы сами загоняем себя в тупик, откуда можно выбраться лишь с ощутимыми эмоциональными потерями. Вот таких-то «тупиков» и следует избегать. Не надо браться за работу, которая вам явно не по силам, не надо одалживать денег, если долг очень трудно будет отдать, не надо заводить поспешный роман, если не представляете всех его последствий...

Но как бы мы ни старались, избежать всех неприятностей не удастся. А между прочим, негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные эмоции. (Как говорил Джон Стэйнбек, «что толку в тепле, если холод не подчеркнет всей его прелести?»). Любой нормальный человек порой испытывает огорчение, разочарование, гнев. Но чтобы эти переживания не привели к патологическому стрессу, надо стараться их преодолевать. Простейшее средство - физическая активность, хотя бы просто прогулка. А вот «разряжаться» на окружающих не следует: скорее всего ваше раздражение бумерангом к вам же и вернется. Помогает смена деятельности, когда положительные эмоции от какого-то приятного занятия вытесняют огорчение. Правда, попытка победить сильный стресс столь же сильной радостью таит в себе угрозу. Так, студент, отправившийся с друзьями на шумную дискотеку после изнурительного экзамена, фактически удваивает свое психологическое напряжение и в итоге чувствует себя окончательно разбитым и опустошенным.

Создатель теории стресса Ганс Селье утверждал: «Стресс - это жизнь». Пока мы живы, мы постоянно будем радоваться и огорчаться. Конечно, надо уметь расслабляться, однако если эмоциональное напряжение вовсе исчезнет из нашей жизни - это будет означать, что жизнь закончилась.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Стресс

Существует несколько различных определений стресса:

Как стимул: стресс может рассматриваться как характеристика окружающей среды (нехватка времени, нездоровая обстановка на работе и т. д.).

Как реакция: стресс рассматривается как состояние психического напряжения, возникающсе в ответ на сложные обстоятельства.

Отсутствие равновесия в оэтношеннях между человеком и окружаюшей обстановкой (шодель взаимодействия для стрессовой ситуации). Человек испытывает стресс, когда предполагаемые требования обстгановки становятся более высокими, чем предполагаемая стособность удовлетворять эти требования.

Модель взаимодействия < для стрессовой ситуации

Важным аспектом этой модели является акцент на предполагаемых способностях и требованшях обстановки, а не на фактических требованиях и реальных сп(особностях. Вполне может существовать настоящий разрыв межкду требованиями и способностями, но если человек не осознает этого, он не испытывает стресса. Стресс имеет различные последстгвия, включая следующие:

Поведенческие эффекты: злюупотребление алкоголем, потеря аппетита и суетливост.

Когнитивные эффекты: чрегзмерно острая реакция на критику и неспособность сосредсоточивать внимание.

Физиологические эффекты:: повышенное кровяное давление и содержание глюкозы в крови, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание.

Проблемы со здоровьем: ксоронарная недостаточность, язва желудка, головные боли.

Организационные последстгвия: неудовлетворенность работой, плохие отношения с ксэллегами и прогулы.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "стресс" в других словарях:

    стресс - стресс, а [рэ] … Русское словесное ударение

    стресс - стресс, а … Русский орфографический словарь

    стресс - стресс/ … Морфемно-орфографический словарь

    Стресс - (от англ. stress давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной… … Википедия

    СТРЕСС - (стресс реакция) (англ. stress напряжение) особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. В русском языке термин стресс употребляется также для обозначения и самого раздражителя… … Большой Энциклопедический словарь

    стресс - а; м. [от англ. stress напряжение] Состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.). ◁ Стрессовый, ая, ое. С ое состояние. С … Энциклопедический словарь

    СТРЕСС - в психологии и биологии любое напряжение или препятствие функционированию организма. Человек реагирует на физический или психологический стресс сочетанием физических и психологических защитных механизмов. Если стресс слишком силен или защитные… … Философская энциклопедия

    стресс- - СТРЕССО... [от англ. stress напряжение] Первая часть сложных слов. Обозначает: связанный с нервными перегрузками, стрессом. Стресс клиника, стрессотерапия, стресс реакция, стресс фактор … Энциклопедический словарь

    СТРЕСС - [англ. stress напряжение, давление] физиол. состояние напряжения организма под действием неблагоприятных причин (холода, голода, психических и физических травм и т.д.). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. стресс (англ. stress напряжение) … Словарь иностранных слов русского языка

    стресс - перенапряжение, напряжение Словарь русских синонимов. стресс сущ., кол во синонимов: 4 дистресс (1) … Словарь синонимов

Книги

  • , Стресс является одним из заболеваний современного общества и в значительной степени обусловлен интенсивным ритмом жизни, растущими требованиями, как с профессиональной точки зрения, так и с… Категория:

Термин «стресс» широко используется как в обиходе, так и в специальной литературе. Следует, однако, признать, что до настоящего времени он не имеет четкого научного определения. Под стрессом понимают общие неспецифические реакции организма, направленные на удержание гомеостаза при действии разнообразных раздражителей. Различают стрессы физические, психические, психоэмоциональные.

Среди множества различных факторов, оказывающих разрушительное действие на организм (курение, алкоголь, гипокинезия, переедание), и именно психоэмоциональные, по праву считаются самыми опасными, так как острие их направлено непосредственно на нервную систему. А она, как известно, является «верховным» распорядителем и распределителем всех функций организма. В бытующем выражении «все от нервов» много правды.

Существует притча: странник, повстречавшись с Чумой, спросил: «Куда ты идешь?» «Иду в Багдад, - ответила та, - чтобы уморить пять тысяч человек». Через некоторое время тот же странник снова встретил Чуму. «Ты сказала, что идешь в Багдад уморить пять тысяч человек, а уничтожила пятьдесят тысяч», - упрекнул он ее. «Нет, - возразила Чума, - я погубила, как и обещала, только пять тысяч, остальные умерли от страха».

Психоэмоциональные стрессы реализуют свое действие на организм, приводя в одних случаях к развитию таких психосоматических болезней, как гипертоническая, язвенная, сахарный диабет, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, в других - к развитию неврозов.

Но самые частые - это наши повседневные стрессы , которые хотя и сопровождаются (порой даже значительными) реакциями со стороны различных систем организма, но они преходящи и завершаются полным восстановлением. Эти стрессы человеку необходимы, так как они поддерживают тонус, тренируют психические процессы подобно тому, как физические нагрузки тренируют и укрепляют .

Поскольку неврозы - это психогенные заболевания , то для их развития непременным условием является наличие психоэмоционального стресса. Каким же он должен быть, чтобы вызвать психогенные расстройства? Известно, что порой даже самые незначительные раздражители вызывают бурную психоэмоциональную реакцию, а сильные и сверхсильные раздражители переносятся относительно легко. Объясняется это не только тем, какие раздражители на нас действуют, но и тем, как мы на них реагируем. И зависит это от нас самих, от нашего темперамента, нашего состояния, наших психологических установок, культуры, воспитания.

Многообразие процессов, происходящих в организме под влиянием стрессов, связано с тем, что все живые существа имеют огромный набор различных защитных механизмов, которые в стрессовых ситуациях вовлекаются в процесс по-разному: в различной последовательности и в разном сочетании. Например, один и тот же стрессовый раздражитель в зависимости от индивидуальных типологических особенностей человека может вызвать гневное раздражение либо чувство тревоги и страха.

В первом случае в кровь выбрасывается норадреналин, а во втором - . Не случайно адреналин образно называют гормоном трусливого кролика, а норадреналин - гормоном льва. И, тем не менее, при всем разнообразии реакций организма на различные стрессовые воздействия установлены некоторые общие закономерности. Они проявляются в виде последовательно развивающихся неспецифических реакций, направленных на мобилизацию физиологических систем и повышение сопротивляемости организма против стрессовых воздействий.

В самой общей и сильно упрощенной форме схема развития этих последовательных реакций представляется примерно в следующем виде. Любые стрессовые воздействия, воспринимаемые нервной системой, активируют специальные нейроэндокринные клетки гипоталамуса, которые начинают выделять гормон - кортикотропный релизинг фактор . Он оказывает стимулирующее влияние на клетки передней доли гипофиза, которые, в свою очередь, начинают продуцировать и выделять адренокортикотропный гормон. Под его влиянием усиливается функция коры надпочечников. В результате выделяется большое количество кортикостероидов, крайне необходимых для адаптации, особенно в самом начале стрессового воздействия.

Таким образом, описанная цепочка последовательных процессов осуществляется так называемой гипоталамо-гипофизорно-адреналовой системой . Уже в первые минуты момента стрессовых воздействий уровень всех компонентов указанной системы в резко возрастает. В этот общий неспецифический тип реакций в разной последовательности вовлекаются и многие другие системы, выполняя ту же функцию защиты и адаптации. Это, прежде всего, касается симпатоадреналовой системы , играющей ключевую роль в экстренной мобилизации сил организма против стресса.

Разумеется, длительные стрессовые воздействия и сопровождающие их сдвиги со стороны гормональных систем не могут не сказаться на состоянии обменных процессов. Особенно при этом страдает обмен липидов, и электролитов.

Важная роль в реакциях на стрессовые раздражители принадлежит также гормонам щитовидной железы. Вся сложная гамма взаимосвязанных реакций регулируется и контролируется высшими отделами центральной нервной системы, чем и обеспечивается адекватное поведение человека при действии стрессовых раздражителей. В тех же случаях, когда защитных сил организма оказывается недостаточно, возникают психосоматические заболевания или невроз.

Вот, например, каким может быть механизм развития инфаркта миокарда, который, к сожалению, является нередким последствием стресса. Под воздействием чрезмерно сильных раздражителей утрачивается регулирующая деятельность гипоталамуса как высшего вегетативного центра, страдает регуляция и гормонально-медиаторной системы. В результате может произойти длительное и устойчивое сужение коронарных сосудов, особенно опасное для тех, у кого они поражены атеросклерозом. А это вызывает нарушение кровоснабжения миокарда, из-за чего мышца сердца не получает необходимого количества кислорода и питательных веществ и развивается инфаркт миокарда.

Для предупреждения разрушительного действия стресса на организм очень важно укреплять нервную систему. Для этого необходимы достаточный , рациональная организация труда, все общеукрепляющие процедуры, в том числе закаливание и занятия физкультурой. Надо постараться быть выдержанным и корректным как на работе, так и в семье. Главное - научиться правильно воспринимать любую стрессовую ситуацию. Не надо, как это делают многие, вновь и вновь мысленно ее «прокручивать», обдумывать и «проговаривать» по ночам. Древние говорили: «Cor ne edito» - «Не грызи свое сердце». Прислушайтесь к этому мудрому совету!