Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля? Обзор всех моментов. Какой динамометрический ключ для автомобиля лучше

Мы слишком трепетно любим свои машины, и слишком дорого они нам обходятся, чтобы позволить себе безалаберно относиться к их ремонту. Конечно, лучше всего это делать в сервисной мастерской. Но есть некоторые индивидуумы, вроде меня, которые предпочитают перебирать своего железного коня собственными руками, считая, что никто, кроме них, не знает лучше особенностей именно этой конкретной машины.
У каждого такого фанатичного автолюбителя должен быть внушительный запас инструментов, без которых невозможен качественный ремонт.
Для того, чтобы не повредить резьбу или головку болта при установке колес, и чтобы сам процесс шел быстрее и надежнее, необходимо приобрести удобный динамометрический ключ.

Что такое динамометрический ключ?

В салонах по продаже запасных частей и инструмента можно приобрести динамометрические ключи нескольких разновидностей.
Самый простой из них – ключ стрелочного типа. Его устройство очень незамысловато: на рукоятке крепится шкала с делениями. При достижении определённого усилия, прикладываемого к болту, стрелка показывает силу, которая прикладывается мастером. Таким образом, детали вашего автомобиля защищены от повреждений.
Ключи предельного типа удобны тем, что не надо постоянно следить за показаниями счетчика. При достижении заданного значения силы, ключ оповещает нас громким щелчком. Дополнительное удобство этого инструмента заключается в том, что его можно использовать для соединений и с правой, и с левой резьбой.
Наконец, как достижение техники, можно использовать дисплейные ключи, возможности которых позволяют произвольно задать предел прикладываемого усилия. Данные о вашей работе высвечиваются на экране. Такое сложное устройство недешево стоит и приобретать его целесообразно только если вы работаете в автомастерской.

Как пользоваться динамометрическим ключом?

К каждому динамометрическому ключу, приобретенному в магазине, прилагается подробная инструкция, в которой указываются рабочий диапазон инструмента и пошаговое описание действий, которые необходимо совершать для получения желаемого результата.
Чтобы избежать быстрой поломки и в полной мере воспользоваться преимуществами, предоставляемыми при работе динамометрическим ключом, необходимо соблюдать несколько простых правил:
подбирать инструмент таким образом, чтобы требуемое усилие располагалось между критическими значениями, указанными в инструкции, ближе к середине интервала;
как любой другой измерительный прибор динамометрический ключ должен периодически проходить тестирование для корректировки, в случае необходимости его показателей;
при работе категорически запрещено превышать установленные на устройстве показатели во избежание поломки;
после завершения работы динамометрический ключ должен быть осмотрен на предмет повреждений корпуса;
храните ключ только с установленными нулевыми значениями.

Невнимание к эти требованиям легко может привести к поломке динамометрического ключа и к искажению его показаний.

Как сделать динамометрический ключ своими руками?

Если приобретение заводского динамометрического ключа для вас почему-то неприемлемо, придется вспомнить школьный курс физики. Инструкции по эксплуатации и ремонту узлов автомобиля рекомендуют использовать для различных соединений моменты, выраженные в ньютонах на метр. В переводе на человеческий язык 10 Н/м означает, что к рычагу длиной 1 метр приложено усилие в 1 килограмм. Отсюда следует зависимость длины рычага от ваших возможностей. Для хрупкой барышни понадобится именно метровый рычаг, а я рукой могу создать усилие в 10 кг. Следовательно, мне понадобится рычаг в 10 см.

В качестве измерителя силы (динамометра) подойдет обычные пружинные весы с крючком и циферблатом (вертикальная шкала менее точная), на которых бабушки у входа на рынок взвешивают и продают картошку. Их иначе называют «безмен».
Оптимальным для большинства случаев будет безмен на 20 кг и трубка длиной 1/2 метра. Внутренний диаметр трубы (в идеале 2,5 см) должен позволять удобно одеть её на ключ. На другом конце рычага проделываются два отверстия, которые позволяют установить импровизированный динамометр строго перпендикулярно к трубе. Такая конструкция позволяет затягивать гайки с моментом от нуля до 100 Н/м. Для наглядности приведу примеры:

Для получения момента 10 Н/м необходимо приложить усилие 2 кг
для затягивания свеч с моментом 30 Н/м – 6 кг
50 Н/м – 10 кг.

Специфика такого самодельного рычага состоит в его абсолютной универсальности. Используемую трубку можно надеть на обычный и разводной ключ. Она вполне подойдет для шестигранника и воротка трубочного ключа. Такой разноплановый инструмент невозможно найти в магазинах ни за какие деньги.

Ограничение такого динамометрического ключа заключается в хлопотности оперирования такой замысловатой конструкцией. Для серьезных работ в двигателе автомобиля все же больше подходит хорошая станция техобслуживания с её профессиональным инструментом.

Около полугода назад, я разжился замечательным и недорогим динамометрическим ключом Force 5-25 Нм. Сразу после покупки попробовал затянуть им несколько болтов, в качестве теста, и отложил его на полку, ведь ТО мотоцикла планировалось еще не скоро. Через пол года, когда ключ понадобился, я с ужасом обнаружил, что после последнего использования, я забыл выкрутить вороток в нулевое положене… получается все это время инструмент лежал в «напряженном» состоянии…

«На точность измерений это вряд ли повлияет в лучшую сторону», подумал я, и решил подвергнуть ключ нехитрому тесту. Дабы понять, можно ли продолжать пользоваться этим инструментом, или же моя невнимательность привела к его порче… Для проверки, нам понадобиться обычный бытовой «безмен», и 10 минут свободного времени. Кому интересно, добро пожаловать под кат!)))

1) Первым делом проверим точность весов. В «паспорте» к весам указана точность измерения +-10 грамм. Однако, не будем верить на слово производителям, и взвесим на них два литра холодной воды… Весы оказались достаточно точными, приступаем к шагу два…


2) Возьмем болт на 8, накрутим на него две гайки (одну до самой шляпки болта, а вторую лишь немного «наживим»), зажмем в тиски, затянем болт до предела обычным длинным воротком (моментом затяжки явно больше 25 Нм).

3) Насадим ключ на подготовленный болт так, чтобы вороток смотрел либо вверх, либо вниз (да, удобней проводить измерения когда вороток ключа располагается горизонтально, но в этом случае расчеты сильно усложняются).

4) Выставляем на ключе любой момент затяжки, и плавно, постепенно тянем крюком безмена за заранее выбранное, приметное место на воротке, до тех пор пока ключ не сработает. Запоминаем показания весов, в момент срабатывания ключа. Направление силы, с которой мы тянем наш безмен, должно быть строго перпендикулярно воротку ключа. После этого замеряем расстояние от центра головки нашего ключа до того места на воротке, к которому мы прикладывали силу. Эксперимент необходимо повторить несколько раз, для разных значений момента затяжки. У моей модели ключа, длина воротка меняется, в зависимости от выставленного момента, поэтому измерение плеча (расстояния от центра головки ключа до точки приложения силы) я производил после каждой смены момента затяжки. Заносим полученные результаты в таблицу, для удобства и наглядности.



5) Производим расчет экспериментальных значений момента затяжки по формуле: М = m*g*l
где M - искомый теоретический момент затяжки (Нм), m - показания нашего безмена(Кг), l - плече (м), g - ускорение свободного падения.


6) Сравниваем полученные теоретические результаты, с моментами, выставленными на ключе. Я проводил измерения для 5, 7, 10, 15, 20 и 25 Нм.
Для моей модели ключа, производитель заявил допустимую погрешность в 4%. Мы видим, что полученные значения укладываются в эту погрешность.

Вывод: ключ исправен и пригоден для использования.

Нам понадобится : весы типа динамометра, линейка/сантиметр/тетрадный лист/другий измерительный прибор и собственно то, что мы будем тянуть (шестигранник или ключ)

Предисловие: на многих деталях пишут едва заметным шрифтом вещи вроде "5Nm" или "40N*m". Увидеть эти надписи вы можете на кассете, на выносе и на многих других деталях велосипеда. Они означают усилие, с которым необходимо затягивать данный винт/гайку/etc. Итак, что такое Ньютон*Метр?

Ньютон-метр (обозначение Н·м, международное — N·m) — единица измерения момента силы в Международной системе единиц (СИ). Один ньютон-метр равен произведению плеча рычага в 1 метр и веса материала на рычаге в 1 ньютон.

Для затягивания с точным моментом силы нужен динамометрический ключ. Для механика это незаменимая вещь, но не каждый любитель захочет покупать инструмент за 200грн что бы воспользоваться им пару раз. Итак, есть способ затянуть гайку с правильным моментом и схематически этот способ изображен ниже:

Вместо динамоментрического ключа мы будем использовать обычный ключ, но тянуть будем не рукой, а динамоментом. У меня на картинке цифровые весы для взвешивания велосипеда, но подойдет любой базарный динамометр, их еще иногда называют "безмен" или "кантер". Рассмотрим все на примере:

Итак, у нас есть кассета, ее нужно затянуть с усилием 40 H*m. Но наши весы показывают все в килограмах. Очевидно, что F=m*g, g=10 и потому для упрощения счета приймем, что 10 Ньютон == 1кг. То есть затягивать нужно с усилием 4кг*1метр. Но у нас нет ключа длинной 1 метр (у меня вот нет), потому делаем так:

4кг*м = 4кг*1м = 20кг*0,2м.

Таким образом, что бы затянуть узел с усилием 40Н*м нужно тянуть за рычаг 20см (у меня длина разводного ключа такая) прикладывая такую силу, что бы видеть на экране весов 20кг. Тянуть нужно строго перпендикулярно рычагу. Вытянуть такой вес одной рукой - без проблем, а вторая рука понадобится, что бы придерживать ключ, дабы он не выскользнул из гнезда.

Так же этим способом можно затягивать болты и пр под шестигран, используя для этого Г-образный шестигранник с "шариком" на конце. Для большей "уверенности" можно сделать более надежное соединение шестигранника и ключка (например, поверх пару нейлоновых стяжек одеть).


Таким образом мы получили велосипед с правильно затянутыми узлами не потратив ни денег ни времени на покупку динамоментрического ключа.

Динамометрический ключ - инструмент весьма специфичный. С одной стороны, это всем известная трещотка с храповым механизмом, переключателем направления вращения, с другой - это измерительный инструмент, необходимый для точного дозирования момента затяжки резьбового соединения. Второе, как нетрудно предположить, и будет являться основной задачей, решаемой с помощью динамометрического ключа.

Для чего вообще применяются динамометрические ключи?


НЕПРОСТАЯ ПРОСТОТА


Любое резьбовое соединение представляет собой нарезанные с определенными геометрическими параметрами и определенным классом точности витки в отверстии (гайка, отверстие в блоке цилиндров и т. п.) и контактирующие с ними витки на стержне (болт, шпилька и т. п.), выполненные с теми же геометрическими параметрами. При контакте внутренней и наружной резьб во время затяжки крепежа происходит преобразование вращательного движения стержня относительно отверстия в поступательное. При достижении крайнего положения, например нижняя поверхность головки болта достигла поверхности шайбы, происходит затяжка соединения, а именно, при отсутствии движения стержня его витки с каждым оборотом ключа будут все с большей и большей силой прижиматься к виткам в отверстии, при этом будет расти величина момента, необходимого для поворота ключа. В силу накопленной от нижней части резьбы геометрической погрешности в восприятии нагрузки затяжки будут участвовать только несколько ближайших к опорной поверхности витков, именно они и будут деформироваться при превышении допустимой нагрузки на витки, действующей вдоль оси стержня. Именно этой силой и обуславливается наибольший момент затяжки резьбового соединения.

Некоторые опытные автолюбители могут «от руки» с определенной долей точности произвести затяжку соединения, не превысив необходимый момент, но много ли среди нас таких мастеров? Ну а о последствиях перетяжки крепежа говорить не приходится, разве что не все знают, что если даже вы не сорвали резьбу, но момент затяжки был превышен, то в соединении будут сохраняться избыточные напряжения, которые могут в дальнейшем привести к деформации, а то и разрушению элементов крепежа или деталей. При этом не стоит недооценивать опасность недотянутого соединения, ведь автомобиль - конструкция весьма вибронагруженная, а не законтренные резьбовые соединения не любят вибрации и стремятся к саморазвинчиванию. Наверное, очень обидным был бы капитальный ремонт двигателя, вызванный открутившимся болтом крепления головки блока.

Действительно, хотя динамометрический ключ и не является инструментом первой необходимости, но браться за более или менее сложный ремонт, например ремонт двигателя, без его помощи бессмысленно и опасно.


КАК МЫ ТЕСТИРОВАЛИ


В прошлых номерах вы могли ознакомиться с тестом комбинированных ключей, трещоточных ключей, торцевых головок. Все это инструмент силовой, поэтому основным этапом испытаний для него являлось достижение разрушающего момента. С динамометрическими ключами ситуация немного иная. Так как это инструмент измерительный, то основной нашей задачей было определение точности соответствия установленного момента и выдаваемого в действительности. Кроме того, проводилось измерение твердости основных рабочих элементов.


ИЗМЕРЕНИЕ ТВЕРДОСТИ


В качестве критерия для оценки ключей мы применяли ГОСТ 25605-83, регламентирующий твердость рабочих элементов трещоточных ключей. Согласно этому ГОСТу наиболее нагруженные детали должны изготавливаться из стали 40 ХФА и иметь твердость в пределах 46,5–51,5 HRC. На твердость мы проверяли наиболее нагруженные в процессе эксплуатации детали: корпус, храповое колесо, присоединительный квадрат, собачка.


ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТОЧНОСТИ КЛЮЧЕЙ


Для оценки погрешности измерения момента для каждого ключа его шкала была разбита на 6 частей в процентах от максимального значения, то есть минимальное значение момента соответствует 0%, следующее - 20%, далее 60%, 80%, и максимальное значение момента - 100%. Это сделано для того, чтобы облегчить сравнительную оценку ключей, диапазон измерений для которых различен. Как вы уже догадались, для каждого процента устанавливается свое значение момента, различное для разных ключей. Это значение устанавливается на шкале испытываемого ключа, и для него проводятся 5 измерений действительных моментов, далее по полученным значениям выводится средняя погрешность. Та же операция проводится для каждого процента, для всех ключей.


СТАТИЧЕСКОЕ НАГРУЖЕНИЕ


На втором этапе было проведено длительное испытание ключей при статическом нагружении моментом, близким по величине к предельному значению для данного ключа. Время выдерживания ключа под нагрузкой составило 50 часов. Для ключей были установлены следующие значения моментов:

Force - 335 Н.м

Jonnesway - 192 Н.м

Kabo - 188 Н.м

«Мастак» - 196 Н.м

MoB - 97 Н.м

Teng Tools - 196 Н.м

После проведения длительных статических испытаний была проведена оценка установившихся погрешностей.



OVERHAUL OH4312

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Ключ комбинированный

В первую очередь специалисты лаборатории провели оценку твердости данного комбинированного ключа, по которой можно предварительно судить о качестве исполнения. Для испытанного образца твердость составила 45,5 HRC, что с большим запасом превосходит требования нормативных документов.

При нагружении ключа минимальным испытательным моментом (в соответствии с ГОСТом) рабочие грани не получили каких-либо видимых повреждений. При дальнейшем нагружении при моменте 100 Н.м грани открытого зева получили пластические деформации, открытый зев при этом моменте остался без повреждений. Очень хороший результат, если учитывать, что требования ГОСТа ограничиваются отметкой 51,5 Н.м.

Разрушение открытого зева произошло при максимальном моменте 140 Н.м из-за среза металла с рабочих граней.

При испытании кольцевого зева по достижении момента 226 Н.м произошли значительные пластические деформации в зоне перехода рукоятки в кольцо зева, т. е. произошел сильный изгиб рукоятки. Этот параметр также намного превышает требуемые стандартом 72,6 Н.м.

РЕЗЮМЕ

Испытания показали, что «первый блин» получился очень хорошим — комбинированные ключи OVERHAUL очень высокого качества.



OVERHAUL OH3138

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Трещоточный ключ

Как было сказано выше, минимальный испытательный момент для трещоточного ключа с размером присоединительного квадрата 3/8" равен 165 Н.м. На первом этапе испытаний проводилось пятикратное нагружение образца указанным моментом, результатом чего явились незначительные потертости на рабочих гранях квадрата. Второй этап испытаний показал, что при достижении первым образцом момента 330 Н.м произошел срез присоединительного квадрата, у второго образца также срезался квадрат, но при немного меньшем моменте — 308 Н.м. В результате испытаний было установлено 2-кратное превышение требований ГОСТа. Отличный результат!

РЕЗЮМЕ

И вновь результаты не отличились оригинальностью. Скажете скучно? Зато прочно! Требования ГОСТа были превышены почти в 2 раза.

Этот ключ может пригодится, если вы собрались менять запчасти Крайслер . Впрочем, он отлично справится с ремонтом любого автомобиля.



OVERHAUL OH3402/3412

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Торцевые головки с рабочим размером 13 и 19

Как и в случае с комбинированными ключами, испытание головок проводилось в 2 этапа. Сначала проводилось нагружение головок до номинального момента, указанного в ГОСТе, а затем они подвергались нагружению до разрушения головки или оправки. Замеры твердости показали, что образцы хоть и без запаса, но все же уложились в требования ГОСТ 25605-83, показав результаты на нижней границе допуска.

При нагружении головок на 13 номинальным моментом 141 Н.м на их гранях были обнаружены незначительные следы контакта с оправкой, дальнейшее нагружение привело к тому, что при достижении первым образцом момента 269 Н.м произошло его разрушение по ребру, при этом достигнуто почти 2-кратное превышение требований ГОСТа, так что и здесь никаких неприятных событий не произошло.

При испытании второго образца (на 19) по достижении момента 363 Н.м произошло разрушение твердосплавной оправки, головка при этом осталась целой и невредимой.

РЕЗЮМЕ

Обе головки OVERHAUL прошли тест успешно. Головка типоразмером 13 разрушилась при нагружении моментом, практически в 2 раза (!) превышающим требования нормативных документов. А головка типоразмером 19 и вовсе осталась невредимой, так как она оказалась прочнее даже специально изготовленного испытательного оборудования.



FORCE

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 350 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: флажковый.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Данный динамометрический ключ среди всех представленных на тест имеет максимальное значение устанавливаемого момента — 350 Н.м. Диапазон регулировок — от 70 Н.м до 350 Н.м, пронумерован на основной шкале через 35 Н.м, имеется также кольцевая шкала на рукоятке, пронумерованная до 35 Н.м, ее цена деления составляет 1 Н.м. Таким образом, ключ позволяет установить момент с точностью до 1 Н.м.

Установка момента производится вращением рукоятки, при этом установка больших значений момента требует приложения значительных усилий при вращении рукоятки. Ключ имеет фиксатор, выполненный в виде расположенной на торце рукоятки закручиваемой головки, переключатель направления вращения флажкового типа. Рукоятка металлическая, имеет насечку от проскальзывания ладони. На ощупь рукоятка воспринимается достаточно грубой, но, взяв во внимание силовые свойства данного ключа, это не воспринимается недостатком.

Максимальную погрешность ключ имеет на минимальном значении момента, для 70 Н.м она составляет 5,3%. На больших моментах погрешность очень низка: от 2,5% до 0,2%. В результате испытания статическим нагружением ключ показал наилучший среди других образцов результат: для минимального значения момента погрешность не изменилась, для момента 182 Н.м она составила 3,8%, а для момента 350 Н.м — всего 2,3%.

Испытания на твердость показали невысокую твердость корпуса, она составила 32,7 HRC, собачка и присоединительный квадрат напротив показали хороший результат: 41,7 и 50,3 HRC соответственно.

В целом ключ воспринимается как большое силовое устройство, не требующее к себе нежного отношения, а результаты испытаний только подтверждают это впечатление.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: высокая точность как до, так и после статического нагружения.

НЕДОСТАТКИ: не совсем удобный фиксатор.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: этот динамометрический ключ довольно трудно представить в гараже автолюбителя, а вот на верстаке профессионала ремонтника в фирменном автосервисе он будет смотреться максимально органично.



JONNESWAY T 06150

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ТИПОРАЗМЕР ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОГО КВАДРАТА: 1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 200 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: флажковый.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Представленный для испытаний ключ имеет диапазон регулирования от 40 Н.м до 200 Н.м. Шкала выполнена в виде окна с подвижной меткой, имеет цену деления 5 Н.м, то есть момент устанавливается с точностью до 5 Н.м. Установка момента производится вращением концевой части рукоятки вместе с фиксатором, регулировка момента во всем диапазоне шкалы не требует больших усилий. Фиксатор имеет очень удобную конструкцию, он представляет собой кольцо с зубчатой внутренней поверхностью, которое сдвигается вдоль оси рукоятки вверх или вниз, тем самым фиксируя ручку от проворачивания. Сама рукоятка выполнена из пластика с резиновыми вставками, имеет шестигранное сечение, в ней же выполнено окно со шкалами моментов. Ключ имеет переключатель направления вращения флажкового типа.

Погрешность варьируется в пределах от 2,2% до 1,5%, при этом ее максимальное значение достигается на минимальном моменте.

Твердость основных рабочих элементов данного образца достаточно стабильна, при этом корпус имеет среди других образцов самое высокое ее значение — 45,7 HRC, твердость собачки и присоединительного квадрата равна соответственно 36,7 и 50 HRC.

Ключ оставляет впечатление добротного инструмента, имеющего небольшую погрешность, достаточно удобную конструкцию. Пожалуй, это идеальный выбор для увлеченных автолюбителей.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: очень удобный фиксатор, удобная рукоятка.

НЕДОСТАТКИ: мелкая шкала с крупной ценой деления.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: этот ключ вполне соответствует высокому классу данной марки.



KABO

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ТИПОРАЗМЕР ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОГО КВАДРАТА: 1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 210 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: флажковый.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Динамометрический ключ, представленный на испытания, имеет диапазон регулирования от 20 Н.м до 210 Н.м. Шкала нанесена на подвижном валу в окне с неподвижной риской, установка момента по такой шкале достаточной удобна, но на больших значениях требует больших усилий вращения рукоятки. Цена деления основной шкалы — 10 Н.м, на рукоятке имеется дополнительная кольцевая шкала с ценой деления 1 Н.м. Фиксатор достаточно удобен и оригинален, он выполнен в виде имеющей небольшой ход пробки на торце рукоятки. Рукоятка выполнена из пластика, имеет эргономичную форму с проточками от проскальзывания руки. Корпус ключа имеет приятное на ощупь покрытие матовым хромом. Ключ снабжен переключателем направления вращения флажкового типа. Присоединительный квадрат выполнен переставным с одной стороны ключа на другую.

Погрешность у данного образца имеет достаточно большие значения и варьируется в пределах от 3,6% до 7,9%.

Ключ имеет ввысокие и стабильные показатели твердости. Твердость корпуса — 43,7 HRC, присоединительного квадрата — 46,3 HRC.

Ключ выполнен очень качественно, а по хорошим значениям твердости можно судить о его долговечности.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: удобная шкала, эргономичная рукоятка, удобный фиксатор.

НЕДОСТАТКИ: большие значения погрешностей.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: очень стильный и эргономичный ключ, а за красоту можно простить многое.

Кстати, в России появился новый Сигма Сервис, официальный дилер Skoda . И на этом сервисе используется в том числе и рассмотренный выше инструмент.



МАСТАК

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ТИПОРАЗМЕР ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОГО КВАДРАТА: 1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 210 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: флажковый.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Представленный для испытаний ключ имеет диапазон регулирования от 28 Н.м до 210 Н.м. Шкала выполнена насеченной на корпусе ключа, меткой для нее служит верхний обрез рукоятки. На рукоятке имеется дополнительная кольцевая шкала. Основная шкала имеет цену деления 14 Н.м, дополнительная — 1 Н.м. Это позволяет устанавливать значения моментов с точностью до 1 Н.м. Достижение максимального значения момента требует значительного усилия при вращении рукоятки. Фиксатор выполнен в виде завинчиваемой головки на торце рукоятки. Рукоятка металлическая, имеет насечку от проскальзывания ладони. Ключ имеет переключатель направления вращения флажкового типа.

Испытания выявили достаточно большую погрешность при установленном моменте 100,8 Н.м, она составила 8,3%. Остальные значения варьируются от 4,4% до 1%, что является достаточно неплохим результатом.

По твердости ключ продемонстрировал средние, но весьма стабильные результаты: твердость корпуса — 31,3 HRC, собачки — 41,3 HRC, присоединительного квадрата — 48,3 HRC.

Данный инструмент является новинкой на российском рынке, но, несмотря на это, имеет отличное качество изготовления и хорошие потребительские качества.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: стабильная твердость позволяет сделать вывод о высоком качестве изготовления, хорошая точность при средних и высоких моментах, очень низкая цена.

НЕДОСТАТКИ: не очень удобный фиксатор, металлическая рукоятка.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: качественный инструмент с достаточной точностью.



MOB

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ТИПОРАЗМЕР ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОГО КВАДРАТА: 1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 100 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: движковый.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Данный ключ самый малоразмерный из представленных на тест образцов. Диапазон его регулирования — от 20 Н.м до 100 Н.м. Шкала этого ключа выполнена в окне. Разметка нанесена на вращающийся вал, а на окне имеется неподвижная красная метка. Цена деления составляет 1 Н.м. Пользоваться этой шкалой очень удобно. Регулирование во всем диапазоне устанавливаемых моментов практически не требует усилий, производится вращением рукоятки. Фиксатор имеет очень удобную конструкцию в виде поворотного торца рукоятки. Его положения имеют четкую фиксацию. Ключ имеет приятную и удобную на ощупь прорезиненную рукоятку. Переключатель направления вращения выполнен в виде перемещаемой пластинки на обратной от присоединительного квадрата стороне головки ключа. Это делает его хорошо защищенным от случайного переключения.

Испытания показали невысокую погрешность данного ключа. Она находится в пределах от 4,2% до 1,6%. Максимальное значение погрешности выявлено на минимальном значении устанавливаемого момента.

По твердости ключ также продемонстрировал очень хорошие результаты. Твердость корпуса — 41,7 HRC, собачки — 45 HRC, присоединительного квадрата — 52,3 HRC. Кстати, этот ключ используют дилеры МАЗ в своих мастерских.

Качество данного ключа очень высокое, это проявляется во всем: в конструкции шкалы, рукоятки, фиксатора. Кроме того, ключ демонстрирует хорошие значения по погрешностям и отличные значения твердости рабочих элементов.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: высокое качество, удобная рукоятка, шкала, фиксатор.

НЕДОСТАТКИ: минусов как таковых не обнаружено.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: очень качественный и хорошо продуманный динамометрический ключ для невысоких моментов затягивания.



TENG TOOLS

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ТИПОРАЗМЕР ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОГО КВАДРАТА: 1/2”.

МАКСИМАЛЬНЫЙ МОМЕНТ: 210 Н.м.

КОНСТРУКЦИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ: движковый.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

Для испытаний представлен ключ с диапазоном регулирования от 40 Н.м до 210 Н.м. Основная шкала нанесена на корпусе ключа, меткой для нее служит верхняя кромка рукоятки. Цена деления основной шкалы — 10 Н.м. На рукоятке имеется дополнительная кольцевая шкала с ценой деления 1 Н.м. Установка необходимого момента осуществляется вращением рукоятки, при этом достижение по шкале моментов большой величины требует значительных усилий. Рукоятка имеет резиновую накладку, которая, по всей видимости, может быть удалена. В результате останется обыкновенная металлическая рукоятка с насечкой против проскальзывания руки. Фиксатор выполнен в виде вращающейся головки на торце рукоятки. Корпус ключа окрашен в яркий красный цвет, что придает ключу более профессиональный вид. На верхней поверхности головки ключа имеется шкала для точной протяжки крепежа. Шкала пронумерована от вертикали на 90 градусов в каждую сторону, цена деления шкалы — 15 градусов. На многих самых ответственных крепежах после затягивания определенным моментом требуется довернуть его на определенный угол, и от чувства этого самого угла во многом зависит надежность и ресурс детали и механизма. Здесь же расположен переключатель направления вращения флажкового типа.

Погрешность у данного образца варьируется в пределах от 5,5% до 0,5%, что является достаточно хорошим результатом.

По твердости ключ также продемонстрировал неплохой результат: твердость корпуса — 42,3 HRC, собачки — 37,3 HRC, присоединительного квадрата — 49,7 HRC.

Ключ произвел очень хорошее впечатление по качеству и общим характеристикам. Бесспорно, данный ключ станет надежным помощником любому автолюбителю или работнику сервиса.

РЕЗЮМЕ

ДОСТОИНСТВА: невысокая погрешность, наличие шкалы протяжки крепежа, прорезиненная ручка.

НЕДОСТАТКИ: не очень удобный фиксатор.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА: показав хорошие характеристики по точности и эргономичности, данный ключ покорил шкалой на головке, позволяющей контролировать угол затяжки крепежа — простейшее решение, которое может реально выручить, причем не один раз.

Для точной и надежной сборки строительных конструкций, промышленного оборудования и любой другой техники необходимо затягивать резьбовые соединения с определенным, заранее известным крутящим моментом. Именно для этого и применяется . Как пользоваться этим инструментом мы расскажем далее.

Главным отличием динамометрического ключа от обычного гаечного является наличие в конструкции динамометра, который измеряет момент силы при затяжке. Если профессиональными строительными или монтажными работами вы и не занимаетесь, такой ключ вам все равно пригодится: для обслуживания вашего автомобиля. Регулярное и правильное использование ключа гарантирует максимально надежную фиксацию колесных болтов.

Как и в случае с любым другим современным инструментом, выделяются различные типы динамометрических ключей:

Предельные. Используются для быстрой затяжки с точным моментом, который задан заранее. По достижении выбранного значения звучит звуковой сигнал. Особенно удобны для шиномонтажных работ, где для всех соединений нужен одинаковый крутящий момент.

Шкальные. Момент силы в процессе затягивания отображается на встроенной шкале.

Стрелочные. Тип, аналогичный предыдущему. Отличается тем, что дает данные о моменте силы не только в процессе закручивания, но и на крепеже, уже установленном.

Следующее, что вам понадобится, после того, как вы выбрали подходящий динамометрический ключ - инструкция по обслуживанию автомобиля. Именно в ней вы найдете информацию о крутящем моменте, на котором производится затяжка соединений. Рекомендовано использовать такой ключ, чтобы необходимое для затяжки значение лежало в середине рабочего диапазона ключа (интервал указывается в Нм).

Итак, приступаем к затягиванию соединения:

Снимите блокировку ключа, повернув фиксатор в основании ручки.

Установите на ручке требуемое значение крутящего момента (например, 100 Нм). Для этого, вращая рукоятку, выберите максимально близкое значение на шкале ключа (98) и совместите с уточняющим делением на ручке (2). (Шкала может варьироваться в зависимости от типа и марки ключа).

Верните блокировку ручки.

Установите трещотку в положение откручивания.

Наденьте ключ на гайку и слегка ослабьте ее.

Переключите трещотку в положение закручивания.

Аккуратно вращайте ключ по направлению затягивания, пока не услышите щелчок.

Щелчок означает, что заданный крутящий момент достигнут, и подтяжка завершена. При необходимости повторите процесс для остальных гаек.

Важно: ключ хранится только в нулевом положении. По окончании работы обязательно верните момент к значению 0 Нм. Так вы предотвратите преждевременный выход из строя и сможете избежать неточностей в работе.