Как выбрать динамометрический ключ для автомобиля? Обзор всех моментов. Выбираем динамометрический ключ для авто

Динамометрический ключ для автомобиля - специальный инструмент для затяжки резьбовых соединений на заданный момент (усилие). Момент затяжки контролирует специальный механизм внутри корпуса изделия, в зависимости от типа специнструмента он может отличаться.
В современных автомобилях для узлов регламентируют требования по затягиванию резьбы при сборке механизмов, от этого зависит надежность, безопасность в эксплуатации, а так же срок службы деталей и точность сопряжения элементов.
Моментный ключ – полезное приспособление для автомобиля, которое обязательно в наличии у каждого. У автомастеров и автолюбителей при выборе и покупке возникают вопросы по фирме и модели, поэтому в данной статье раскрыто следующее:

  • лучшие виды ключей для автомобиля их принцип действия и устройство;
  • какой ключ лучше и как конкретно выбирать инструмент для автомобиля;
  • на что обратить внимание при покупке;
  • на каких производителей ориентироваться, выбор лучших по обзору;
  • какие цены в 2016 году.

В предыдущей статье, где говорилось про момент затяжки подшипника передней ступицы , вкратце было рассказано и о разновидностях динамометрических ключей. Тут мы подробнее рассмотрим устройство и принцип работы, сделаем обзор лучших динамометрических ключей для автомобиля и выберем варианты для покупки.

Обратите внимание:

Правила пользования динамометрическим ключём для автомобиля читайте в следующей статье.

Динамометрический ключ для автомобиля - какой лучше по конструкции и исполнению?

Ручной и слесарный инструмент, в том числе и динамометрические ключи для автомобилей широко представлены в торговых точках. Делятся данные изделия на 4-5 видов и различаются: по исполнению, конструкции, принципу работы. В обзоре рассмотрим четыре типа динамометрических ключей четырех производителей, далее определим, какой лучше выбрать для ремонта автомобиля.

Динамометрический ключ предельного типа регулируемый


Предельный или щелчковый - распространенный тип динамометрического ключа. Функциональность и доступность в цене - главные качества. Работают по принципу предварительной установки значения крутящего момента. После достижения заданного значения срабатывает механизм, раздаются щелчки, далее ключ перестает передавать момент на головку. Конструкция представляет собой вид «трещотки», к которой присоединяется насадку на квадрат и фиксируется переключателем.

В рукоятке расположен регулировочный механизм со шкалой (основная и вспомогательная). Настраивается приспособление инструкции (смотрите видео ниже) . Продаются так же упрощенные по регулировке аналоги, как на фото ниже.


Погрешность точности такого ключа колеблется в пределах 3-5%, продаются и ключи поточнее, но их стоимость выше. При выборе предельного динамометрического ключа для автомобиля обращайте внимание на предел (интервал) момента , поэтому перед покупкой ориентируйтесь на потребности. Изучите регламентируемые моменты затягивания резьбовых соединений у автомобиля.
Средний диапазон min значений варьируется 0,5 -15 НМ, max 3 - 100 НМ и более.


Видео-инструкция по настойке

Важно к прочтению:

Приобретайте изделия только со съемным квадратом, чтобы не было ограничения диапазона используемых головок. Щелчковые ключи способны затягивать по часовой стрелке, для затяжки против часовой стрелки переключается стыковочный квадрат (храповый механизм).

Из минусов приспособления отмечаем тот факт, что если нет опыта работы, то при срабатывании щелчкового механизма произойдёт перетяжка резьбы. Так же сбиваются регулировка после нескольких операций, поэтому за этим приходится следить.

Важно знать:

При покупке смотрите гарантийный талон, а так же свидетельство о поверке устройства. Калибровка специнструмента должна проводится после 10 000 использований или раз в год.

Динамометрические ключи стрелочные


Динамометрический ключ со стрелочным индикатором, который показывает величину прикладываемой силы, работают по принципу динамометра. Устройство динамометра встроено в корпус, а стрелка и индикатор расположена сверху прибора. Квадрат для присоединения головок и насадок расположен на верхней части. Минус изделия заключается в том, что приходится улавливаться требуемое усилие, поэтому и точность приспособления ниже, чем у других типов специнструмента. Единственный ограничитель затяжки – это остановка стрелки при достижении нужной величины прикладываемой силы.
Для эксплуатации автомобиля это не лучший вариант, чаще "стрелочный" используют в других отраслях.
Плюсы данного изделия:

  1. Не высокая стоимость из-за конструкции.
  2. Повышенная прочность и надежность, так как инструмент выполнен из цельной и закаленной стали.
  3. Рабочий интервал ограничен только шкалой (0-300 Н*М).

Цифровой динамометрический ключ

Инструменты с цифровой индикацией – дорогостоящие, но является лучшими и точными, из-за полезных дополнений:

  • встроенная память;
  • разнообразие в настройке;
  • подключение к компьютеру и калибровка;
  • дата, время, марка автомобиля;
  • количество использований ключа;
  • вибрация или звуковой сигнал в процессе работы.

Конструкция цифрового приспособления для затяжки представлена на фото. Состоит тестируемый образец из стандартного корпуса, рабочей частью с присоединительным квадратом. Жесткий стержень с механическим устройством внутри нужен для определения момента, а так же внутри расположен связующий элемент-датчик для передачи данных на цифровой дисплей.

Важно знать:

Точность цифровых динамометрических ключей до 1 %, это лучший показатель среди рассматриваемых специнструментов. Калибровка производится автоматически или делается специальной кнопкой. Продаются модели с функцией подключения к ПК, тогда поверка выполняется через компьютер. Средний интервал усилий динамометрических ключей 20 - 250 НМ. К минусам относится высокая стоимость, но продаются варианты проще, точность которых не занижена по сравнению с дорогими моделями.

Ключ-адаптер динамометрический

Адаптер-динамометр – электронное устройство с механическим приводом, которое присоединяется к трещотке, на переходник вставляют головку или другую насадку. В зависимости от комплектации в набор содержит дополнительные переходники. Так же продаются наборы с несколькими адаптерами, которые различаются по интервалам моментов.
На адаптере расположен цифровой дисплей, а ещё кнопки, чтобы сделать настройку. Принцип работы схож с электронным изделием, описанным выше. Внутри стоят аккумуляторы, корпус выполняется из прочного пластика. Главный плюс адаптера - это универсальность. Стоимость сопоставима со среднестатистическим механическим динамометрическим ключом. Переходник популярен в 2016 году и будет одним лучших выборов при покупке, упростит обслуживание автомобиля.

Какой фирмы динамометрический ключ лучше и как выбрать динамометрический ключ для автомобиля

Динамометрический ключ подбирается исходя из потребностей. Для обслуживания автомобиля в гараже подойдет механический с ограничителем или стрелочный, для автосервиса рассматривается цифровой вариант.
Обзор лучших динамометрических ключей, представленный в статье, поможет вам определиться с выбором конкретного типа и производителя. Остановится на лучшем динамометрическом ключе вы сможете изучив дальнейший материал статьи. Модели в обзоре протестированы непосредственно при затяжке резьбовых соединений узлов автомобиля, с min и max усилиями. В подведении итогов выбираем лучший динамометрический ключ для автомобиля.

Ключ динамометрический "Berger" BG-12 TW

Технические характеристики

Немецкая фирма JULIUS Berger GmbH поставщик ручного инструмента, большая часть которого разрабатывается в Германии. Производитель славится своей надежностью, прочностью, а так же лучшим соотношением цена/качество.
Рассматриваемый динамометрический ключ отличается внешним видом с хромированными поверхностями. Образец Тайваньского производства не разочаровал в тестировании. Проверялся образец минимальным и максимальным моментом закручивания гаек и болтов, а так же шестигранных метизов. Погрешность в точности составила 4%, заявленная погрешность 3 %.
Единственный минус – нет резиновой прокладки на рукоятке, поэтому рука проскальзывает, если не использовать перчатки. Одновременно тестировался такой же образец, но с набором головок. Насадки других производителей так же совместимы с инструментом и подходят без проблем.

Дополнительно:

  1. Трещотка и регулятор работают стабильно.
  2. Без проблем было закручено/откручено 30 гаек с различной силой затягивания.
  3. Две шкалы: килограммы и Нм.
  4. Удобный кейс для хранения
  5. Подробная инструкция на русском языке
  6. Сертификат качества, гарантийный талон в комплекте.

Ключ динамометрический "Alca" CR-V 450 000

Технические характеристики

Брэнд "Alca" является официальным представителем германской компании HEYNER Germany (Хайнер Германия).
Модель CR-V 450 000 мало отличается от первого рассмотренного варианта, но цена выше за счет дополнительных удлинителей, а так же переходника. Прочный хромированный корпус позволят прикладывать усилия до 250 Н*М, механический регулятор на рукоятке работает по общему принципу, не затруднителен в настройке. Трещоточный механизм функционирует корректно, ограничитель срабатывает так же без затруднений.

Видео по обзору "Alca" CR-V 450 000

Динамометрический ключ "Heyner" 40 - 200 Nm

Технические характеристики

HEYNER Germany (Хайнер Германия) – производитель ручных и автоматических инструментов, аксессуаров для обслуживания автомобилей. Отличается лучшим качеством, надежностью, а так же гарантией, сроком службы.
Динамометрический ключ "Heyner" 40 - 200 Nm имеет эргономичную конструкцию, удобную прорезиненную рукоятку и прост в регулировке, так как шкала сделана с выступающей линзой.
Стоимость продукции HEYNER намного выше предыдущих образцов продукции, но за лучшее качество надо платить, что в дальнейшем окупается, так как надежность и срок службы выше, чем у вариантов дешевле.

Обзор инструмента представлен фото отчетом:

Технические характеристики

Фирма Gross (Германия), основана в 2008 году. Компания выпускает разнообразный, современный, эффективный, надежный инструмент. Пользуется авторитетом в Европе. Адаптер-динамометр используется для присоединения к трещотке или к торцовым вороткам с дюймовым квадратом.
Переходник состоит из стальной сердцевины, которая с одной стороны выполнена в виде присоединительного квадрата для насадок, а с другой в виде отверстия для присоединения воротка или трещотки. Корпус с дисплеем и кнопками по настройке выполнен из крепкого ударопрочного пластика, в комплекте так же предусмотрен резиновый чехол, переходник ¾ дюйма.
Точность затяжки составила 2%, это сопоставимо с полноценными электронными автомобильными динамометрическими ключами, но стоимость адаптера при этом в разы ниже. Адаптер оснащен звуковым, а так же диодным сигналом для оповещения при достижении нужного усилия. Отслеживание крутящего момента происходит в реальном времени на дисплее изделия. Самый удобный, современный и эргономичный вариант среди представленных.

Видео по обзору адаптера Gross

Рейтинг динамометрических ключей для автомобиля – какой лучше выбрать?

Из четырех представленных в обзоре динамометрических ключей для автомобиля лучший рейтинг получили инструменты фирм: Heyner, Gross. В итоге для окончательного выбора мы оставили два разных по конструкции и принципу действия инструмента (механический, электронный), дальше выбор совершается исходя из предпочтений, а так же потребностей.
По качеству и надежности оба варианта выполнены на высоком уровне. Если вы предпочитаете классические инструменты то остановитесь на Heyner, если вам понравился цифровая модель – Адаптер фирмы Gross, вы не разочаруетесь, если приобретете такой переходник. Теперь выбор за Вами.

Полезная информация по лучшим динамометрическим ключам для автомобиля и их выбору

  1. Заказывайте изделия только в проверенных интернет магазинах, спрашивайте сертификаты на продукцию такого типа (например Ozon).
  2. Важный параметр надежности изделия такого типа - твердость металла, уточняйте или по сверяйте твёрдость. Значения по ГОСТу 40-60 HRC. У представленных образцов, твердость после измерения получилась в пределах 55 HRC.
  3. Как правильно пользоваться динамометрическим ключом для автомобиля читайте в следующих статьях.
  4. Храните такие инструменты только с расслабленной пружиной, или настраивайте на минимальное значение.
  5. При работе соблюдайте главные правила: держитесь только за рукоятку, прижимайте трещотку к узлу.

Для чего нужен динамометрический ключ? Инструменты для закручивания и откручивания гаек называются ключами. Существуют их разные модификации, в том числе и торцевые головки. Они надёжней накидных и рожковых ключей, благодаря более плотному обхвату гайки, исключающему её проскакивание и зализывание.

В слесарных работах бывает необходимо зажать гайку со строго определённым усилием. Это нужно для того, чтобы исключить её отвёртывание в процессе эксплуатации, но при этом не пережать или прикручиваемую поверхность, и не сорвать резьбу. Для этого используют динамометрические ключи. Благодаря специальному устройству они контролируют усилие, с которым происходит затягивание.

Какими бывают динамометрические ключи и как ими пользоваться

Эти инструменты делятся на три основных типа, отличающиеся не только механизмом, но и точностью измерения, а характеристики обязательно имеются в инструкции динамометрических ключей:

1. Стрелочный . Самая простая и дешёвая разновидность. Имеют наименьшую точность измерений. Погрешность составляет до 10 %. Диапазон прилагаемых усилий до 280 Нм. Контроль работы производится визуально, что не всегда удобно. Специалисты не считают этот тип достойным внимания.


стрелочный динамометрический ключ

2. Щелчковый (трещотка) . Наиболее распространённый тип . Его погрешность может составлять всего 5 %, что считается допустимой нормой. Диапазон 40-360 Нм. Большинство профессиональных трещоток изготовлено по этой технологии.

3. Электронный . Имеет цифровую шкалу, и максимальную точность измерений. Погрешность не более 1%. Это самая дорогая категория динамометрических ключей. Диапазон усилий в пределах 20-350 Нм. Имеется звуковая и световая индикация порога прикладываемых усилий.

Существуют динамометрические ключи, приспособленные только на затягивание. Однако это не всегда удобно, особенно при работе с гайками, имеющими обратную резьбу. В этом случае необходимо приобрести инструмент, поддерживающий работу в нескольких позициях. Как правило, это фиксированный режим, режим откручивания и закручивания.

Особенности электрического и места использования.


электронный динамометрический ключ

От того, как вы будете пользоваться динамометрическим ключом, зависит тип, который нужно приобрести. Профессиональные инструменты можно разделить на имеющие сменные наконечники, и с несъёмной трещоткой. Замена наконечников позволяет использовать не только обычный щелчковый механизм, но и специальные приспособления в виде рожковых или накидных насадок.

Нужна ли инструкция к динамометрическому ключу

Определить допустимый диапазон усилий прикладываемых к инструменту, можно даже на глаз. Чем он больше, тем большие сможет выдержать. Рычаги длиной около 50см, как правило, рассчитаны на затягивания гаек с усилием не больше 100Нм. Этого вполне достаточно для большинства работ в автомобильной мастерской. Те, которые равны или больше 70см. выдержат уже до 350 Нм. Но не стоит определять характеристики на глазок. Более точно определить параметры динамометрического ключа позволит инструкция, которая обязательно идёт в комплекте.


щелчковый динамометрический ключ

Принцип работы с таким инструментом заключается в следующем. Когда необходимо выдерживать определённые усилия при завёртывании гаек или болтов, нужно предварительно выставить эту величину. Это делается при помощи специального механизма, расположенного в рукоятке рычага или рядом с ней. Вы либо накручиваете , либо перемещаете шкалу до необходимой величины. В случае, когда имеется электронная шкала, нужное усилие выставляется на ней. Если вы не знаете, как пользоваться динамометрическим ключом настоятельно рекомендуется обратиться к инструкции.

После использования инструмента, измерительный механизм необходимо перевести в нулевое положение, поскольку несоблюдение этого правила приведёт к быстрому расслаблению пружины, и как следствие некорректной работе. Также очень важно не использовать ключ в качестве воротка для откручивания чрезмерно затянутых и заржавленных гаек и, конечно же, не рекомендуется применять к нему усилия больше тех, на которые он рассчитан. Соблюдая правила работы и хранения инструмента, вы долго сможете использовать его в работе, не опасаясь появления недопустимых погрешностей.

Мы слишком трепетно любим свои машины, и слишком дорого они нам обходятся, чтобы позволить себе безалаберно относиться к их ремонту. Конечно, лучше всего это делать в сервисной мастерской. Но есть некоторые индивидуумы, вроде меня, которые предпочитают перебирать своего железного коня собственными руками, считая, что никто, кроме них, не знает лучше особенностей именно этой конкретной машины.
У каждого такого фанатичного автолюбителя должен быть внушительный запас инструментов, без которых невозможен качественный ремонт.
Для того, чтобы не повредить резьбу или головку болта при установке колес, и чтобы сам процесс шел быстрее и надежнее, необходимо приобрести удобный динамометрический ключ.

Что такое динамометрический ключ?

В салонах по продаже запасных частей и инструмента можно приобрести динамометрические ключи нескольких разновидностей.
Самый простой из них – ключ стрелочного типа. Его устройство очень незамысловато: на рукоятке крепится шкала с делениями. При достижении определённого усилия, прикладываемого к болту, стрелка показывает силу, которая прикладывается мастером. Таким образом, детали вашего автомобиля защищены от повреждений.
Ключи предельного типа удобны тем, что не надо постоянно следить за показаниями счетчика. При достижении заданного значения силы, ключ оповещает нас громким щелчком. Дополнительное удобство этого инструмента заключается в том, что его можно использовать для соединений и с правой, и с левой резьбой.
Наконец, как достижение техники, можно использовать дисплейные ключи, возможности которых позволяют произвольно задать предел прикладываемого усилия. Данные о вашей работе высвечиваются на экране. Такое сложное устройство недешево стоит и приобретать его целесообразно только если вы работаете в автомастерской.

Как пользоваться динамометрическим ключом?

К каждому динамометрическому ключу, приобретенному в магазине, прилагается подробная инструкция, в которой указываются рабочий диапазон инструмента и пошаговое описание действий, которые необходимо совершать для получения желаемого результата.
Чтобы избежать быстрой поломки и в полной мере воспользоваться преимуществами, предоставляемыми при работе динамометрическим ключом, необходимо соблюдать несколько простых правил:
подбирать инструмент таким образом, чтобы требуемое усилие располагалось между критическими значениями, указанными в инструкции, ближе к середине интервала;
как любой другой измерительный прибор динамометрический ключ должен периодически проходить тестирование для корректировки, в случае необходимости его показателей;
при работе категорически запрещено превышать установленные на устройстве показатели во избежание поломки;
после завершения работы динамометрический ключ должен быть осмотрен на предмет повреждений корпуса;
храните ключ только с установленными нулевыми значениями.

Невнимание к эти требованиям легко может привести к поломке динамометрического ключа и к искажению его показаний.

Как сделать динамометрический ключ своими руками?

Если приобретение заводского динамометрического ключа для вас почему-то неприемлемо, придется вспомнить школьный курс физики. Инструкции по эксплуатации и ремонту узлов автомобиля рекомендуют использовать для различных соединений моменты, выраженные в ньютонах на метр. В переводе на человеческий язык 10 Н/м означает, что к рычагу длиной 1 метр приложено усилие в 1 килограмм. Отсюда следует зависимость длины рычага от ваших возможностей. Для хрупкой барышни понадобится именно метровый рычаг, а я рукой могу создать усилие в 10 кг. Следовательно, мне понадобится рычаг в 10 см.

В качестве измерителя силы (динамометра) подойдет обычные пружинные весы с крючком и циферблатом (вертикальная шкала менее точная), на которых бабушки у входа на рынок взвешивают и продают картошку. Их иначе называют «безмен».
Оптимальным для большинства случаев будет безмен на 20 кг и трубка длиной 1/2 метра. Внутренний диаметр трубы (в идеале 2,5 см) должен позволять удобно одеть её на ключ. На другом конце рычага проделываются два отверстия, которые позволяют установить импровизированный динамометр строго перпендикулярно к трубе. Такая конструкция позволяет затягивать гайки с моментом от нуля до 100 Н/м. Для наглядности приведу примеры:

Для получения момента 10 Н/м необходимо приложить усилие 2 кг
для затягивания свеч с моментом 30 Н/м – 6 кг
50 Н/м – 10 кг.

Специфика такого самодельного рычага состоит в его абсолютной универсальности. Используемую трубку можно надеть на обычный и разводной ключ. Она вполне подойдет для шестигранника и воротка трубочного ключа. Такой разноплановый инструмент невозможно найти в магазинах ни за какие деньги.

Ограничение такого динамометрического ключа заключается в хлопотности оперирования такой замысловатой конструкцией. Для серьезных работ в двигателе автомобиля все же больше подходит хорошая станция техобслуживания с её профессиональным инструментом.

В любом руководстве по эксплуатации автомобиля можно найти упоминание о необходимости затяжки резьбовых соединений с определённым крутящим моментом. Опытные мастера могут добиваться требуемой прочности «на глаз», используя только свой опыт, однако даже они могут ошибаться.

Последствия ошибок могут быть очень неприятными - от поломки шпильки крепления колеса до непоправимого разрушения блока цилиндров двигателя. Именно поэтому эксперты настоятельно рекомендуют приобретать динамометрические ключи каждому автомобилисту, который занимается самостоятельным ремонтом своего транспортного средства.

При этом нужно знать, какой динамометрический ключ для автомобиля лучше купить для использования в конкретных обстоятельствах.

Основные разновидности

Наиболее простым и распространённым вариантом такого инструмента являются стрелочные ключи, которые также называют торсионными по типу применяемого в них механизма. Они показывают значение крутящего момента при воздействии на него,например, при нажатии руками. Подобные динамометрические ключи не имеют никакого механизма безопасности при превышении разрешённого крутящего момента. Кроме того, говорить о большой точности не приходится - погрешность может достигать 15%.


Если вы часто выполняете сложные работы с необходимостью точного ограничения крутящего момента, лучше купить предельные динамометрические ключи. После достижения заданного крутящего момента они попросту перестают передавать его на обрабатываемое резьбовое соединение. Ранее были популярны ломающиеся динамометрические ключи, которые выходили из зацепления сразу после достижения максимального значения.

Однако их надёжность действительно оставляла желать лучше, поэтому на смену подобным механизмам пришли трещоточные ключи. Такие динамометрические инструменты используют известный каждому человеку храповой механизм, заставляющий бесцельно прокручивать головку ключа при превышении разрешённого крутящего момента.


Третьим вариантом являются , которые получили очень широкое распространение на профессиональных сервисных станциях. Если у динамометрического ключа с храповым механизмом погрешность достигает примерно 5%, то в этом случае её удаётся удерживать в пределах 1%.

Конструкция инструмента может включать в себя защитную трещотку, но чаще встречаются ключи с жидкокристаллическим индикатором, задачей которого является только информирование пользователя. Существенным недостатком электронных динамометрических ключей является их высокая цена, которая делает такие инструмента почти недоступными для частных собственников.


Существуют и специальные головки, которые надеваются на гайковёрты либо воротки различных размеров - чаще всего в них применяется храповой механизм, останавливающий передачу крутящего момента свыше установленного предела.

Однако в профессиональных гайковёртах крутящий момент регулируется непосредственно на самом устройстве, поэтому динамометрические головки устанавливают только на простейшие бытовые устройства и ручные приспособления. В продаже можно найти и крупные силовые ключи с длинными рукоятками, которые идеально подходят для выполнения наиболее сложных работ.

Конкретные модели

Согласно ГОСТ, динамометрические ключи должны выдерживать усилие до 60 Нм, после чего допускается их проскальзывание, разрушение металла зёва или даже излом рукояти. Однако некоторые операции требуют приложения намного больших усилий, поэтому на рынке присутствуют и модели, способные переносить по-настоящему огромные усилия. Также обращать внимание нужно и на твёрдость металла, из которого изготавливается динамометрический инструмент. Минимальным значением является 30HRC, хотя специалисты рекомендуют подбирать ключи, у которых этот показатель достигает 50–55 HRC и больше.



Динамометрический ключ KABO

Второе заслуженное место занимает ключ известной многим марки KABO. Этот динамометрический инструмент отличается очень удобной регулировкой - в нём имеется два кольца настройки, одно из которых позволяет устанавливать значение с точностью до 10 Нм, а другое - всего до 1 Нм. Ключ имеет феноменальную точность - даже при максимальном уровне крутящего момента, равном 210 Нм, погрешность не превышает 2%.

Для удобства работы в нём также предусмотрен флажковый переключатель, который даёт возможность выбирать направление вращения. В сравнении с рассмотренной выше моделью этот динамометрический ключ имеет два недостатка, представленных ограниченным крутящим моментом и умеренной твёрдостью (45 HRC), которая обуславливает средний срок службы приспособления.

Если вам потребовался компактный динамометрический ключ, нужно обратить внимание на модель OVERHAUL OH3138, которая также выполнена в форм-факторе воротка с трещоткой. Предельное значение крутящего момента для этого устройства составляет 100 Нм, однако испытания показали, что даже полуторакратное превышение указанного значения не приводит к излому рукояти.


Моментальный излом происходит только при резком приложении усилия более чем в 300 Нм, чего добиться при самостоятельном ремонте автомобиля практически невозможно. Преимуществом такой модели является и удобная прорезиненая рукоять, которая позволяет обходиться при затяжке наиболее прочных резьбовых соединений.

Если вы задумываетесь, какой динамометрический ключ выбрать, не расходуя много денег, обратите внимание на российскую продукцию - специалисты СТО неплохо отзываются об инструментах торговой марки «Мастак». Ключ с удлинённым воротком рассчитан на 210 Нм, причём он мог бы выдержать и большую нагрузку.


Однако очень слабая рукоятка с твёрдостью, равной всего 32HRC - при большом усилии она может попросту отломаться, оставив вас без дорогостоящего ключа. Радует инструмент и погрешностью, которая не превышает 3% при достижении показателя в 30 Нм. Однако при меньших усилиях затяжки разница между фактическими показателями и требуемыми для ремонта может достигать 10%, что делает устройство доступным только для домашнего использования.

Точность и надёжность

При выборе динамометрического ключа для самостоятельного ремонта автомобиля вам нужно отдать предпочтение устройству с идеально сбалансированными характеристиками. Вовсе не обязательно приобретать инструменты с предельными показателями крутящего момента, достигающими 250–300 Нм, поскольку для выполнения большинства работ будет вполне достаточно 200 Нм.


Также вам не понадобятся приспособления, изготовленные из сверхпрочных сталей, имеющих твёрдость 50 HRC - хватит 35–40 HRC. Следование этим простым рекомендациям поможет получить качественный инструмент без лишних денежных затрат. Однако если вы собираетесь заниматься профессиональным ремонтом машин или приобретаете ключи для грузовика, стоит выбирать только лучшие модели из лучших.

Около полугода назад, я разжился замечательным и недорогим динамометрическим ключом Force 5-25 Нм. Сразу после покупки попробовал затянуть им несколько болтов, в качестве теста, и отложил его на полку, ведь ТО мотоцикла планировалось еще не скоро. Через пол года, когда ключ понадобился, я с ужасом обнаружил, что после последнего использования, я забыл выкрутить вороток в нулевое положене… получается все это время инструмент лежал в «напряженном» состоянии…

«На точность измерений это вряд ли повлияет в лучшую сторону», подумал я, и решил подвергнуть ключ нехитрому тесту. Дабы понять, можно ли продолжать пользоваться этим инструментом, или же моя невнимательность привела к его порче… Для проверки, нам понадобиться обычный бытовой «безмен», и 10 минут свободного времени. Кому интересно, добро пожаловать под кат!)))

1) Первым делом проверим точность весов. В «паспорте» к весам указана точность измерения +-10 грамм. Однако, не будем верить на слово производителям, и взвесим на них два литра холодной воды… Весы оказались достаточно точными, приступаем к шагу два…


2) Возьмем болт на 8, накрутим на него две гайки (одну до самой шляпки болта, а вторую лишь немного «наживим»), зажмем в тиски, затянем болт до предела обычным длинным воротком (моментом затяжки явно больше 25 Нм).

3) Насадим ключ на подготовленный болт так, чтобы вороток смотрел либо вверх, либо вниз (да, удобней проводить измерения когда вороток ключа располагается горизонтально, но в этом случае расчеты сильно усложняются).

4) Выставляем на ключе любой момент затяжки, и плавно, постепенно тянем крюком безмена за заранее выбранное, приметное место на воротке, до тех пор пока ключ не сработает. Запоминаем показания весов, в момент срабатывания ключа. Направление силы, с которой мы тянем наш безмен, должно быть строго перпендикулярно воротку ключа. После этого замеряем расстояние от центра головки нашего ключа до того места на воротке, к которому мы прикладывали силу. Эксперимент необходимо повторить несколько раз, для разных значений момента затяжки. У моей модели ключа, длина воротка меняется, в зависимости от выставленного момента, поэтому измерение плеча (расстояния от центра головки ключа до точки приложения силы) я производил после каждой смены момента затяжки. Заносим полученные результаты в таблицу, для удобства и наглядности.



5) Производим расчет экспериментальных значений момента затяжки по формуле: М = m*g*l
где M - искомый теоретический момент затяжки (Нм), m - показания нашего безмена(Кг), l - плече (м), g - ускорение свободного падения.


6) Сравниваем полученные теоретические результаты, с моментами, выставленными на ключе. Я проводил измерения для 5, 7, 10, 15, 20 и 25 Нм.
Для моей модели ключа, производитель заявил допустимую погрешность в 4%. Мы видим, что полученные значения укладываются в эту погрешность.

Вывод: ключ исправен и пригоден для использования.