СНиП лишь рекомендует. Обязывает Технический регламент

На вопрос, что такое свод законов , можно ответить однозначно – все законы, которые подлежать четко определенному направлению правового поля. То есть, в принципе, существует такое понятие, как федеральное законодательство. Именно оно и является основой формирования правовых взаимоотношений в пределах государства. Федеральные законы создает специализированный государственный орган, основывая на тех законодательствах и конституционных нормах, которые уже существуют в нашей стране. Свод законов – это определенный комплекс федеральных законодательств, которые четко определяют особенное правовое поле. Например, гражданский кодекс представляет собой свод законов, направленных на поддержание гражданских взаимоотношений. Вполне очевидно, что данные законы все касаются гражданских отношений и формируют правила поведения государства в процессе судебных разбирательств по тому или же иному закону.

Как формируется свод законов?

В нашей стране существует четко проработанная судебная система, которая в действительности формирует аспекты защиты интересов и прав граждан. И вполне очевидно, что судебная система не может работать независимо от законодательной базы. Именно по этой причине, определенные законы были собраны в кодексы, которые имеют определенную юридическую направленность. То есть, речь идет об административном, арбитражном, гражданском, уголовном кодексе и пр.

Таким образом, становится понятно, что свод законов формируется на основании направленности того или же иного закона. Например, если закон касается договорных отношений, то он входит в свод гражданского законодательства и является частью гражданского кодекса.

Важность правильного применения законов на практике

Вся законодательная база, которая есть в нашей стране, изначально направлена на максимальную защиту интересов человека. Но, судебная система считается дополнительным элементом защиты интересов и прав граждан, так как она сформирована таким образом, чтобы максимально предотвратить возможные негативные аспекты, связанные с нарушением прав граждан судьями, рассматривающими различные дела. Такая структура строения судебной системы считается идеальной. Тем не менее, она видоизменяется, как и законодательная база нашей страны.

Вполне очевидно, что наличие законодательства в нашей стране формирует уникальную возможность правильно и адекватно оценивать различные, негативные аспекты поведения человека, а также государственных инстанций. Сегодня практически каждый человек имеет возможность использовать законодательную базу в защите своих индивидуальных прав и интересов, посредством обращения в судебную инстанцию. И именно в данном случае свод законов будет основой к рассмотрению дела и последующему принятию решения.

P.S. Если Вам требуется отделка в Митино - кликните по ссылке.


Законодательство формирует стандартную базу данных, на основании которых нормируются те или же иные правовые взаимоотношения. На вопрос, что такое часть статьи закона, можно...


Вопрос, что такое периодический закон, весьма многогранный. Ведь в данном случае речь может идти как о законодательстве судебной системы, так и о законе Менделеева. То есть,...


Многие задают вопрос, что такое справедливый закон. В принципе, вполне очевидно, что в нашей стране сформировалось мнение о том, что процесс правосудия базируется на финансовом...


Нередко у простых и законопослушных граждан, возникает вполне логический вопрос, что такое нарушение закона. В принципе, вполне очевидно, что нарушать основные нормы...

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О порядке разработки и утверждения сводов правил

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О техническом регулировании » Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения сводов правил.

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации, связанные с реализацией настоящего постановления.

3. Федеральным органам исполнительной власти в 3-месячный срок обеспечить приведение своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим постановлением.

Председатель Правительства Российской Федерации В. ПУТИН

ПРАВИЛА
разработки и утверждения сводов правил

. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Правила в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании » регулируют деятельность по разработке и утверждению сводов правил.

2. Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

3. Своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или к объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

4. Своды правил являются составной частью национальной системы стандартизации Российской Федерации.

Технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, устанавливаемые в сводах правил, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологий. В сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых (на добровольной основе) они применяются.

. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ СВОДОВ ПРАВИЛ И ВНЕСЕНИЕ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ

5. Федеральные органы исполнительной власти и иные заинтересованные лица могут при необходимости направить разработчику предложения о разработке сводов правил. При этом предложения должны содержать обоснование целесообразности разработки сводов правил, сведения об использовании при их разработке требований международных стандартов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти.

6. При разработке проекта свода правил разработчиком учитываются общие требования к построению, изложению и оформлению документов, установленные для национальных стандартов.

В разрабатываемом проекте свода правил не допускается дублирование требований национальных стандартов и иных документов. Не допускаются ссылки на документы, информация о которых отсутствует в официальных печатных изданиях федеральных органов исполнительной власти и (или) в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

7. По завершении разработки проекта свода правил оформляется уведомление по форме согласно приложению № , которое направляется в национальный орган Российской Федерации по стандартизации для опубликования в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

8. Доступность проекта свода правил заинтересованным лицам для ознакомления и предоставление указанным лицам по их требованию копий проекта свода правил обеспечиваются разработчиком.

9. Разработчик дорабатывает проект свода правил с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, составляет перечень указанных замечаний с кратким изложением их содержания и результатов обсуждения, а также проводит публичное обсуждение проекта свода правил.

10. После завершения публичного обсуждения проекта свода правил разработчик готовит уведомление о завершении публичного обсуждения проекта свода правил по форме согласно приложению № и направляет его в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

11. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта свода правил должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

12. Срок публичного обсуждения проекта свода правил с даты опубликования уведомления о его разработке до даты опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения указанного проекта должен составлять не менее 2 месяцев.

13. С даты опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта свода правил указанный проект и перечень полученных в письменной форме замечаний должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

14. Разработчик осуществляет подготовку окончательной редакции проекта свода правил с учетом результатов его публичного обсуждения и пояснительной записки, включающей в себя характеристику полученных отзывов заинтересованных лиц, сведения о результатах публичного обсуждения проекта свода правил, а также сведения о публикации уведомления о завершении публичного обсуждения указанного проекта.

15. На стадии подготовки к утверждению проекта свода правил разработчик организует проведение экспертизы указанного проекта.

16. Экспертиза проводится организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствующей сфере, или экспертными комиссиями.

Порядок создания и деятельности экспертной комиссии, а также персональный состав и руководитель экспертной комиссии утверждаются разработчиком.

17. По результатам экспертизы оформляется экспертное заключение. Экспертное заключение подписывает руководитель экспертной комиссии или специализированной организации и направляет их разработчику не позднее, чем за 30 дней до даты утверждения свода правил.

18. При положительных результатах экспертизы разработчик издает приказ об утверждении свода правил.

В приказе устанавливается дата введения свода правил в действие с учетом времени, которое необходимо затратить на опубликование свода правил и обеспечение его доступности заинтересованным лицам для ознакомления.

19. При отрицательных результатах экспертизы разработчик принимает решение о доработке проекта свода правил и устанавливает срок повторного рассмотрения указанного проекта.

а) пояснительная записка к проекту свода правил;

б) перечень полученных в письменной форме замечаний;

в) документы, подтверждающие согласование проекта свода правил (в случае, если оно проводилось);

г) положительное экспертное заключение специализированной организации или экспертной комиссии;

д) копия приказа об утверждении свода правил.

21. Разработка и утверждение изменений, вносимых в свод правил, осуществляются на основе положений, предусмотренных для разработки свода правил.

III . РЕГИСТРАЦИЯ СВОДА ПРАВИЛ

22. Регистрация утвержденного свода правил осуществляется национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

23. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации в 5-дневный срок с даты поступления документов, предусмотренных пунктом настоящих Правил, принимает решение о регистрации свода правил.

24. В случае представления разработчиком не всех документов, предусмотренных пунктом настоящих Правил, национальный орган Российской Федерации по стандартизации запрашивает недостающие документы.

В случае непредставления разработчиком в течение месяца с даты направления запроса недостающих документов, национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение об отказе в регистрации свода правил и возврате представленных документов.

25. Своду правил при регистрации присваивается обозначение, состоящее из названий начальных букв слов «свод правил» - «СП», порядкового регистрационного номера, кода разработчика, утвердившего свод правил, и года утверждения свода правил. Код разработчика присваивается в соответствии с Общероссийским классификатором органов государственной власти и управления.

27. После регистрации свода правил национальный орган Российской Федерации по стандартизации возвращает разработчику подлинник зарегистрированного свода правил с присвоенным ему обозначением и размещает свод правил в электронно-цифровой форме и на бумажном носителе в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов для обеспечения доступа к нему заинтересованных лиц.

. ОПУБЛИКОВАНИЕ СВОДОВ ПРАВИЛ

28. Право издания и распространения сводов правил принадлежит разработчику.

а) определять в установленном законодательством Российской Федерации порядке организации, осуществляющие изготовление тиража свода правил и его распространение;

б) устанавливать правила распространения официально опубликованных сводов правил.

31. Ссылки на своды правил в разрабатываемой и применяемой документации осуществляются только при наличии официально изданных экземпляров сводов правил или экземпляров, приобретенных в организациях, предусмотренных подпунктом «а» пункта настоящих Правил.

32. Для соблюдения требований технических регламентов и оценки соответствия своды правил применяют после внесения их в перечни национальных стандартов и (или) сводов правил, подлежащие утверждению и опубликованию в установленном порядке.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Правилам разработки
и утверждения сводов правил

(форма)

УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта свода правил

1. Разработчик __________________________________________________________

(наименование)

2. Объект свода правил с указанием кодов ОКС ______________________________

(указать,

в отношении каких объектов сводов правил будут установлены требования)

(наименование)

_______________________________________________________________________

5. Положения, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

6. Срок публичного обсуждения проекта свода правил ________________________

(количество месяцев)

7. Прием замечаний по проекту свода правил осуществляется по адресу:

______________________________________________________________________

8. Копию проекта свода правил можно получить _____________________________

3. Проект свода правил ___________________________________________________

(наименование)

4. Технический регламент ________________________________________________

(наименование технического регламента,

_______________________________________________________________________

для соблюдения требований которого разрабатывается проект свода правил)

5. Положения, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

6. Копию доработанного проекта свода правил и перечня замечаний заинтересованных лиц можно получить _______________________________________

_______________________________________________________________________

(почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты)

____________________________________ _______________ ___________________

(должность, наименование разработчика) (личная подпись) (расшифровка подписи)

«___» _______________ 200_ г.

Повод для этой статьи - мои исследования на тему обязательности положений СНиП в строительстве вообще и частного дома в частности. Наверное, нет такого человека, кто бы не озадачивался подобными вопросами, но наши СНиПы столь многочисленны и многословны, что выбрать из них то, что важно именно для тебя - задачка та еще.

И не занимался бы я этим делом, но в сети на различных форумах такой разнобой на эту тему, что диву даешься. Одни говорят, что все обязательно, другие, наоборот, утверждают рекомендательность. А как же на самом деле?

В своих поисках нашел я таки документ под названием Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" . Замечу: почти 20 лет этому указу, и его отмены я в сети не обнаружил. Он до сих пор действует.

С чего бы это вдруг и как оно относится к моей теме о СНиПах? А вот давай, Мастер, по порядку и пойдем.

Сначала приведу статью 10 означенного указа.

10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию , а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Вот так. Если какой-нить СНиП или СанПИН не зарегистрирован в Минюсте, то и соблюдать их, как бы, не обязательно. И в суде при разрешении споров положения этих нормативов не учитываются.

Интересно, правда? Не знаю, как ты, Мастер, а я вот до сего дня чесал себе репу: как меня могут наказать, ежели я чего-то не соблюл в своих строительных делах? Оказывается, зря трепетал, никто меня в турму сажать и не собирался.

А есть у нас СНиПы, зарегистрированые в Минюсте? Может быть, какие-то и есть, но я ни одного не нашел. Но идем, однако, дальше. Вот еще один важный документ, поважнее будет: Федеральный закон "О техническом регулировании" , и в этом законе присутствет пункт 3 статьи 4:

3. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера , за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9_1 настоящего Федерального закона.

А что это за статьи 5 и 9_1? Эти статьи частного застройщика не касаются, так что идем дальше. О чем говорил этот пункт? О том, что МинСтрой и другие, создающие СНиПы, вправе издавать только документы рекомендательные, то бишь, не обязательные к исполнению.

Зато в этом же законе есть глава 2, где говорится о технических регламентах. Эти регламенты принимаются практически исключительно в целях обеспечения безопасности. Для граждан, для строений, для имущества, для процессов строительства и т.п.

А вот и Технический регламент о безопасности зданий и сооружений , нормами которого определен минимум требований к зданиям и сооружениям на всех этапах жизненного цикла. И в этом регламенте пункт 1 статьи 6 гласит:

1. Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

И вот он, действующий перечень национальных стандартов и сводов правил , утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521.

Постановление называется "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

В этот перечень и входят некоторые (не все!) СНиП и их (не все!) пункты, соблюдать которые должен каждый в обязательном порядке.

Вот, например, в перечне присутствует СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Это так называемая актуализированная редакция одноименного СНиП 2.07.01-89*

Тут же приводятся обязательные разделы этого свода правил:
Разделы 1 (пункт 1.1), 4, 5 (за исключением пунктов 5.4, 5.7), 6 (за исключением пункта 6.3), 8 (пункты 8.2-8.6, 8.8, 8.9, 8.12-8.20, 8.24-8.26), 9, 10 (пункты 10.1-10.5), 11 (пункты 11.1-11.24, 11.25 (таблица 10, 6 за исключением примечания 4), 11.26, 11.27), 12 (за исключением пункта 12.33), 13, 14.

В этом своде правил, опять же к примеру, имеется пункт 7.1, который, среди прочего, регламентирует расстояния до границ участка:

В районах усадебной и садово-дачной застройки..... Расстояние от границы участка должно быть не менее, м: до стены жилого дома - 3; до хозяйственных построек - 1.

Однако же, посмотрим на перечень обязательных пунктов этого свода. Нет там раздела 7. То бишь, этот раздел Технический регламент о безопасности зданий и сооружений не считает актуальным для целей безопасности. И потому вспоминаем статью 10 Указа президента, приведенную выше, ибо этот раздел остается рекомендательным.

А других СНиПов или сводов правил, где могли бы указываться эти расстояния, в утвержденном Перечне стандартов и сводов правил нет.

Занятно. Есть, правда, другие документы, где указываются расстояния. Например, свод правил СП 30-102-99 Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства . И статья там соответствующая имеется:

5.3.2 Усадебный, одно-двухквартирный дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов - не менее чем на 3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м.

И еще одна:

5.3.4 До границы соседнего приквартирного участка расстояния по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее: от усадебного, одно- двухквартирного и блокированного дома - 3 м с учетом требований п.4.1.5 настоящего Свода правил; от постройки для содержания скота и птицы - 4 м; от других построек (бани, гаража и др.) - 1 м; от стволов высокорослых деревьев - 4 м; среднерослых - 2 м; от кустарника - 1 м.

Статьи-то есть, только этот свод правил не зарегистрирован в Минюсте и на него не ссылается перечень национальных стандартов и сводов правил. И, следовательно, смотрим опять статью 10 Указа президента, что в начале этого текста приведена.

И вот еще. Смотрим Технический регламент о требованиях пожарной безопасности . Там тоже была статья "Статья 75. Противопожарные расстояния на территориях садовых, дачных и приусадебных земельных участков". Но она утратила силу с 12 июля 2012 года (Федеральный закон от 10 июля 2012 года N 117-ФЗ).

PS: я был бы очень признателен, если меня обоснованно поправят более опытные в юриспруденции люди.