Джованни боккаччо краткая биография и творчество. Краткая биография джованни боккаччо. Смотреть что такое "Боккаччо, Джованни" в других словарях

(1313-1375) итальянский писатель

В мировую культуру Боккаччо вошел в основном как автор знаменитого «Декамерона». Книги, как и люди, имеют свою репутацию. Есть репутация и у «Декамерона». Спросите о нем у любого человека, не очень глубоко знакомого с историей культуры, и он скорее всего скажет, что это книга о разных любовных похождениях, причем в основном монахов и проходимцев.

Можно сказать, что человечество удержало в своей памяти очень важную сторону знаменитой книги. Но только одну сторону. Были у нее и другие. Например, прямое выражение и защита высокого гуманистического идеала, защита человеческих добродетелей, благородства и великодушия, мужества и терпения. Вообще, книга эта многообразна и показывает человеческие отношения с разных сторон. По аналогии с «Божественной комедией» Данте итальянцы давно уже назвали «Декамерон» «человеческой комедией».

Боккаччо был младшим современником Петрарки. Вместе с ним он стал великим основоположником гуманистической культуры европейского Возрождения. Однако к гуманизму Возрождения великий итальянец пришел своим путем.

Джованни Боккаччо родился во второй половине 1313 года в Чертальдо, небольшом городке под Флоренцией. Некоторые источники указывают, что он родился в Париже. Но история о рождении его в Париже - такая же легенда, как и версия о королевском происхождении его возлюбленной Фьямметты. Джованни был сыном купца Боккаччо ди Келлино, связанного с богатейшими банкирскими домами Барди и Перуцци.

Около 1330 года Боккаччо поселился в Неаполе, где по настоянию отца изучал сперва коммерцию, а затем каноническое право. Ни купца, ни юриста из него не получилось. Его увлекала только поэзия. Именно в Неаполе, в окружении короля Роберта Анжуйского, Боккаччо стал поэтом и гуманистом. Он с жадностью читал Вергилия, Овидия, Тита Ливия и Апулея, меньше занимался филологией, но очень хорошо знал и чувствовал поэзию Данте, французские рыцарские романы и народные былины - кантари.

Главным, однако, были не книги. К гуманистическому открытию мира и человека Боккаччо пришел не столько в результате нового прочтения классиков, сколько под влиянием непосредственного восприятия самой действительности. Для юного флорентийца Неаполь стал окном в яркий и авантюрный мир Средиземноморья - в мир Гомера, арабов, морских разбойников и купцов-мореплавателей, тоже нередко промышлявших корсарством. Соприкосновение с этим миром заставило будущего писателя по-новому задуматься над ролью, которую играют в жизни человека ум, великодушие, мужество, судьба, случай, а также привило ему любовь к романтике, которая составила одну из самых привлекательных сторон его будущих произведений. Неаполь выбил Боккаччо из проторенной колеи сословного уклада и открыл ему глаза на реальную жизнь простых итальянцев.

При дворе короля Роберта он встретил Марию Д"Акви-но, которую под именем Фьямметты («Огонек») прославил во многих произведениях. В Неаполе прошел большой период творчества Боккаччо. Здесь, помимо многочисленных стихотворений, воспевающих Фьямметту, и поэмы «Охота Дианы», написанной под влиянием дантовской «Новой жизни», он создал роман в прозе и две большие поэмы - «Филострато» и «Тезеида», связанные с итальянскими обработками античных сюжетов и французских рыцарских романов. В XIV-XV вв. эти произведения пользовались огромной популярностью и сыграли важную роль в формировании новой итальянской литературы.

В 1340 году Боккаччо пришлось вернуться во Флоренцию по настоянию разорившегося отца. Однако торговые операции его по-прежнему не увлекали. Он продолжал заниматься поэзией и постепенно втянулся в общественную и политическую жизнь родного города. Боккаччо был первым гуманистом на службе у Флорентийской республики. В середине XIV века он стал одним из ее авторитетнейших дипломатов. Именно флорентийский народ - «пополо» - с его жизненными, общественными, а также эстетическими идеалами помог Боккаччо в полной мере постичь жизнь. Его повседневный быт, интересы и привычки отразились в повести «Фьямметта», написанной в 1343 году.

Вершина творчества писателя - «Декамерон» - был написан в 1350-1353 годах. Это самая ранняя из великих книг литературы Нового времени. Она появилась раньше «Гаргантюа и Пантагрюэля», раньше «Дон Кихота». Она была написана на заре европейской цивилизации. И вместе с тем «Декамерон» и сейчас абсолютно живая книга.

То, что это произведение появилось так рано, вызвано особенностями итальянской истории. Появление великой литературы в конечном счете всегда является откликом на великие исторические события, знаменующие возвышение нации, важным шагом в ее историческом развитии. Так, ликвидация феодальной раздробленности, укрепление центральной власти и превращение Англии во владычицу морей породили Шекспира и его плеяду.

То же произошло в Италии, которая в XIII-XIV веках выдвинула Данте, Петрарку и Боккаччо. За два века до этой литературной эпохи итальянские города нанесли поражение феодалам и превратились в независимые города-коммуны, жизнь которых носила свободный и демократический характер.

Критики Боккаччо пытались доказать, что «Декамерон» подрывает устои религии и морали. Возражая лицемерным критикам, автор говорил, что при желании непристойности можно обнаружить даже в Библии. Он специально оговаривал, что его новеллы не предназначены для погрязших в ханжестве бюргеров и их жен - для тех, «кому надо читать «Отче наш» либо испечь пирог или торт своему духовнику».

В качестве сюжетного материала Боккаччо в равной степени использовал анекдоты, составлявшие значительную часть городского фольклора, и религиозно-нравоучительные «примеры», которыми уснащали проповеди прославленные служители церкви, а также французские фаблио и восточные сказки, «Метаморфозы» Апулея и устные рассказы современных ему флорентийцев. Все эти повествования оформлены как рассказы семи девушек и трех юношей, которые решили покинуть пораженный чумой город и насладиться общением друг с другом в одном из близлежащих поместий.

Главным в «Декамероне» оказались новые идеи. Это не сборник разрозненных рассказов, а цельное, внутренне законченное произведение. Флоренция в нем - не условное место действия. Это настоящая Флоренция XIV века, с ее социальным укладом, с ее людьми, среди которых встречаются известные мастера культуры, с ее оставившими память событиями. К их числу относится ужасная эпидемия чумы, обрушившаяся на «лучший город во всей Италии» в 1348 году и унесшая огромное количество человеческих жизней. С подробного описания чумы Боккаччо и начинает свою книгу.

С замечательной откровенностью повествует он о делах католического клира и особенно охотно - о монашеской братии. В средневековой новеллистике у него были предшественники, но он превзошел их силой и яркостью своего смелого дарования. Вопросы догматические автора не интересовали. Его привлекала только жизнь в ее многообразии. И, конечно, Боккаччо не был бы Боккаччо, если бы в самом своем значительном произведении не отвел достойного места земной человеческой любви. Любовь в «Декамероне» не только буйство плоти, это - большое чувство, способное преобразить человека, поднять его на значительную высоту. О силе и стойкости любви повествуют многие новеллы «Декамерона» . Для героев Боккаччо без сильной любви нет подлинной жизни на земле. При этом среди причин, ведущих к трагической развязке, особое место занимает сословное и имущественное неравенство.

Со страниц «Декамерона» на читателя смотрела живая Италия, многоликая и многоцветная. Из всех итальянских городов Боккаччо особенно охотно описывает Флоренцию и Неаполь. Они ему хорошо известны, с ними связано многое в его жизни. Наслаждаясь беседами и поэзией, рассказчики «Декамерона» продолжают жить слаженной общественной жизнью. Смех, радостное жизнелюбие и свобода, царящие в созданном ими обществе, возникли не потому, что в зачумленной Флоренции пал авторитет как божеских, так и человеческих законов, а, напротив, потому, что, вопреки чуме, «республика поэтов» сохраняет верность нормам общечеловеческой морали. Общество рассказчиков «Декамерона» связано и с вполне реальным Боккаччо, и с современной Флоренцией.

В «Декамероне» писатель обогнал свой век. Книга имела колоссальный успех и была почти сразу переведена на многие языки. Над ней хохотали во Флоренции, Лондоне и Париже. В Италии ее проклинали с церковных кафедр, что только усиливало ее популярность. Жанр сборника коротких рассказов после Боккаччо стал невероятно популярным во всей европейской литературе, но прежде всего в Италии.

С приближением старости впечатлительный и неуравновешенный писатель, испытывая страх перед смертью, стал придавать большее значение вере и церковным обрядам. Однако творчество позднего Боккаччо не дает оснований сказать, что его миропонимание серьезно изменилось. Об этом говорит и его общность с другим великим гуманистом - Франческо Петраркой, дружба с которым достигает в эти годы вершины.

Произведения, написанные Боккаччо по-латыни, менее оригинальны и интересны, чем его ранняя поэзия и «Декамерон». Наибольшее значение из всех латинских сочинений Боккаччо для дальнейшего развития литературы Ренессанса во всей Европе имел обширный трактат об античной мифологии - «Генеалогия языческих богов» (1350-1363). Вызвали интерес и его трактаты «О знаменитых женщинах» и «О несчастиях знаменитых людей».

В последний период своего творчества Боккаччо сохранил интерес к народному языку и к народной культуре даже в ее самых непосредственных фольклорных проявлениях. В последние годы самоотверженность писателя и его умение предварять грядущее направление мыслей проявилось в трудах о Данте, положивших начало новому литературоведению.

Боккаччо всегда ценил гений Данте. Он стал автором первой биографии великого поэта, написал комментарий к 17 песням «Божественной комедии». Примерно за год до своей кончины, в октябре 1373 года, писатель получил от Флорентийской коммуны поручение прочесть публичные лекции о бессмертной поэме Данте. Боккаччо читал их в церкви Сан-Стефано до января следующего года, когда болезнь вынудила его отказаться от этого.

Умер Боккаччо в Чертальдо 21 декабря 1375 года. На надгробии писателя написано: «Занятием его была благая поэзия». Гуманизм творчества Джованни Боккаччо неистребим, как сама жизнь. Интерес к «Декамерону» и другим произведениям великого итальянского писателя существовал вчера, существует сегодня и будет существовать завтра.

Джованни Боккаччо - итальянский поэт и писатель эпохи раннего Возрождения, гуманист. Родился в 1313 г., предположительно в июне или июле. Он был рожден во Флоренции и стал плодом любви флорентийского купца и француженки. Возможно, именно из-за матери некоторые источники указывают местом его рождения Париж. Сам Джованни называл себя Боккаччо да Чертальдо - по названию местности, откуда происходила его семья.

Примерно в 1330 г. Боккаччо переселился в Неаполь: несмотря на заметную с малых лет литературную одаренность мальчика, отец видел его в будущем только купцом, поэтому отправил обучаться премудростям коммерции. Однако юный Боккаччо не проявлял ни способностей, ни интереса к торговле. Отец в конце концов потерял надежду на то, что сын продолжит его дело, и разрешил заниматься каноническим правом. Но и юристом Боккаччо не стал, единственной его страстью была поэзия, которой он получил возможность посвятить всего себя лишь значительно позднее, после смерти отца в 1348 г.

Живя в Неаполе, Боккаччо становится частью окружения короля Роберта Анжуйского. Именно на этот период приходится его становление как поэта и гуманиста. Его друзьями были ученые, образованные люди, влиятельные персоны. Джованни запоем читал древних авторов, да и сама среда в значительной мере способствовала расширению его представлений о мире. Именно с Неаполем связан довольно большой период его творческой биографии. В честь своей музы, которую в стихах называл Фьяметтой, он написал большое количество стихотворений; кроме того, были созданы поэмы «Охота Дианы», «Тезеида», «Филострато», а также прозаический роман, которые имели для становления новой итальянской литературы большое значение.

В 1340 г., отец, который к тому времени полностью разорился, затребовал возвращения Боккаччо во Флоренцию, хотя тот, как и раньше, был равнодушен к коммерции. Постепенно гуманист стал участвовать в политической и общественной жизни города. В 1341 г. в его жизни появилась дружба, которую он пронес через всю жизнь, - с Франческо Петраркой . Благодаря этим отношениям Боккаччо стал относиться к себе и к жизни более серьезно. Среди горожан он пользовался большим влиянием, ему часто от имени Флорентийской республики давали поручения дипломатического характера. Боккаччо отдавал много сил просветительской работе, пробуждал интерес к древности, к наукам, лично переписывал старинные рукописи.

В 1350-1353 гг. Боккаччо написал главное произведение своей жизни, прославившее его в веках, - «Декамерон» - сотню новелл, опередивших свое время, создающих яркую панораму итальянской жизни, пронизанных свободомыслием, живым юмором, идеями гуманизма. Успех его стал просто ошеломляющим, причем в разных странах, на языки которых она тут же была переведена.

В 1363 г. Боккаччо покинул Флоренцию и приехал в Чертальдо, небольшое имение, где полностью погрузился в свои книги, жил, довольствуясь малым. Чем ближе маячила старость, тем более суеверным становился Боккаччо, серьезнее относился к вере и церкви, однако говорить о том, что в его мировоззрении произошел перелом, было бы большим преувеличением. Об этом свидетельствуют и его творчество, и апогей дружбы и единства взглядов с Петраркой. С написанных в эти годы трудов, посвященных Данте , начало развиваться литературоведение нового образца. Публичные лекции о «Божественной комедии» он читал, пока его не свалил с ног тяжелый недуг. Сильнейшее впечатление на Боккаччо произвела смерть Петрарки, он пережил друга чуть меньше чем на полтора года. 21 декабря 1375 г. сердце великого гуманиста, одного из самых образованных людей Италии своего времени, остановилось.

БОККАЧЧО, ДЖОВАННИ (Boccaccio, Giovanni) (1313–1375), итальянский прозаик, поэт, гуманист. Незаконный сын купца Боккаччо дель фу Келлино, известного больше как Боккачино из Чертальдо, городка к юго-западу от Флоренции, Боккаччо родился в 1313 предположительно в Париже; его мать, Жанна, была француженкой.

Ко времени рождения сына Боккачино работал на флорентийский банкирский дом Барди. В 1316 или немногим позже работодатели отозвали его во Флоренцию. Он взял с собой сына, и ранние годы будущий писатель провел в благотворной атмосфере города, где к тому времени процветали коммерция и искусства. Под руководством Джованни да Страда, отца поэта Дзаноби, он изучал «грамматику» (латынь). Позднее отец решил ознакомить его с «арифметикой» – искусством вести счета.

В 1327 дом Барди послал Боккачино в Неаполь управляющим Неаполитанским отделением банка. В Неаполе Джованни, уже мечтавшего о славе поэта, отдали в ученики к флорентийскому купцу. В этой должности он, по его словам, потратил впустую шесть лет. Еще шесть лет было потрачено на изучение канонического права, вновь по настоянию отца. Лишь затем Боккачино назначил Джованни содержание.

Жизнь в Неаполе чрезвычайно развила Боккаччо. Сын влиятельного банкира, не раз ссужавшего деньгами короля Роберта Анжуйского (1309–1343), он имел доступ ко двору просвещенного монарха, где встречал солдат, мореплавателей, богатых купцов и философов. Тогда же Боккаччо пережил несколько любовных увлечений, пока 30 марта 1336 в маленькой церкви Сан Лоренцо не встретил женщину, Марию д"Аквино, вошедшую в историю литературы под именем Фьямметты. Для нее или о ней написаны практически все ранние книги Боккаччо. Поначалу роман развивался в лучших традициях куртуазной любви, но вскоре Мария стала любовницей Джованни. Она недолго хранила ему верность. Уязвленный изменой Боккаччо написал сонет – одно из самых злых обличений в итальянской литературе.

В 1339 дом Барди потерпел крушение. Боккачино потерял работу, Джованни лишился содержания. Какое-то время он пытался прожить на скудный доход от маленького имения под Пьедигротта, подаренного ему отцом. После смерти мачехи и единокровного брата, 11 января 1341, он вернулся во Флоренцию. В жизненных неурядицах Боккаччо поддерживали лишь дружба Петрарки, с которым он познакомился в 1350, когда тот приехал во Флоренцию, и нежная любовь к своей незаконной дочери Виоланте, смерть которой он оплакал в латинских стихах.

Флоренция назначила Боккаччо своим казначеем, поручила приобрести у Неаполя город Прато и по меньшей мере семь раз посылала с важными дипломатическими поручениями, из них трижды – к различным папам. По долгу службы он объездил всю Италию, бывал в Авиньоне и, вероятно, в Тироле. Последние годы жизни Боккаччо были безрадостными. Будучи немолодым человеком, он влюбился во вдову, которая выставила его на посмешище. В ответ Боккаччо написал небольшую книгу Ворон (Il Corbaccio , 1355) – шедевр женоненавистничества даже для эпохи, когда оно было в порядке вещей. Несколько лет спустя его посетил монах Иоахим Чани и, укоряя Боккаччо за «греховный» тон сочинений, убеждал его сжечь все свои книги. Лишь письмо Петрарки удержало писателя от этого шага. Затем Боккаччо предпринял поездку в Неаполь, но его там не ждали ни обещанная работа, ни сердечный прием. Тогда он уехал на родину отца, в Чертальдо.

В последний раз Боккаччо появился на людях в 1373, когда ему было поручено прочесть во Флоренции курс лекций о Данте. Но силы его покидали, и из задуманного курса он прочел лишь малую часть. Умер Боккаччо в Чертальдо 31 декабря 1375.

Творческое наследие Боккаччо обширно и разнообразно. Помимо романа в новеллах Декамерон (Decamerone , 1348–1351), он написал четыре больших поэмы, роман и повесть, аллегорию в духе Данте Амето (L"Ameto , 1342), сатиру Ворон , биографическую книгу Жизнь Данте Алигьери (Vita di Dante , 1360–1363) и комментарии к 17 песням его Божественной комедии , четыре трактата на латинском языке, множество стихотворений, письма и латинские эклоги.

Некоторые сочинения Боккаччо оказали немалое влияние на писателей последующих поколений. Так, поэма Филострато (Filostrato , 1338) вдохновила Чосера на создание Троила и Хризеиды , около 2700 строк которой – почти дословный перевод из Боккаччо. Другая большая поэма Боккаччо, Тезеида (Teseida , 1339), написанная октавами, дала тому же Чосеру сюжет для истории рыцаря в Кентерберийских рассказах . В 1344–1346 Боккаччо написал поэму Фьезоланские нимфы (Ninfale Fiesolano ), изысканную идиллию, не превзойденную даже в пору расцвета литературы Возрождения.

Романы Филоколо (Filocolo , 1336) и Элегия мадонны Фьямметты (L"Elegia di madonna Fiammetta , 1343), несмотря на некоторое многословие, дают яркие и правдивые картины жизни Неаполя и представление о роли в ней Боккаччо. Первый является пересказом старинной французской легенды Флуар и Бланшефлор . Второй глубоко автобиографичен и считается первым психологическим романом. Из научных трудов Боккаччо лишь Жизнь Данте Алигьери и приложенные к ней Комментарии к Божественной комедии (Commento alla Commedia ) сохраняют научную ценность. Они основаны на материалах, предоставленных племянником Данте Андреа Поцци, его близкими друзьями Дино Перини и Пьеро Джардино, его дочерью Антонией (в монашестве сестрой Беатриче) и, возможно, сыновьями Пьетро и Якопо. С Боккаччо берет начало культ Данте. Латинские трактаты Боккаччо О злоключениях знаменитых мужей (De casibus virorum illustribus ), О знаменитых женщинах (De claris mulieribus ), О генеалогии богов (De genealogia deorum gentilium ) и О горах, лесах, источниках... (De montibus, silvis, fontibus, lacubus, etc. ), многое теряя из-за традиционного для Cредневековья догматического подхода, интересны биографическими отсылками и имеют историческое значение как образцы предгуманистической литературы.

Примечательны события, послужившие толчком к созданию Декамерона. В 1348 в Европе свирепствовала эпидемия бубонной чумы, унесшая жизни 25 миллионов человек. Болезнь не обошла и Италию, включая Флоренцию. Чума затронула и нравы. Одни увидели в ней карающую руку Господню, и это стало причиной мощного всплеска религиозности. Другие – их было большинство – сделали жизненным принципом «carpe diem» – «лови мгновенье». К ним относился и Боккаччо.

Задолго до того он собирал забавные и любопытные притчи, истории и анекдоты. Источники были самые разные: восточные сказки и французские фаблио, Римские деяния (Gesta Romanorum ) и ранние сборники новелл, такие, как Новеллино (Cento Novelle Antiche ) и Похождения сицилийца (L"Avventuroso Ciciliano ), дворцовые и уличные сплетни и, наконец, реальные события того времени. Умудренный жизненным опытом и пережитыми бедствиями, в расцвете творческих сил, Боккаччо был готов приступить к их обработке. Сделав рассказчиками трех юношей (каждый из них, возможно, представляет какую-то сторону личности автора) и семь молодых женщин (вероятно, его возлюбленных), которые, спасаясь от чумы, покидают Флоренцию, Боккаччо свел все новеллы в единое, цельное произведение.

Несмотря на очевидное влияние цицероновского маньеризма, язык Декамерона живой, красочный, богатый, изысканный и мелодичный. Боккаччо галантен, уравновешен, более искушен, порой циничен, но неизменно человеколюбив. Он оставил нам картину блестящей и бурной эпохи – осени Средневековья. Из Декамерона черпали образы и идеи Чосер, У.Шекспир, Мольер, мадам де Севинье, Дж.Свифт, Ж.Лафонтен, И.В.Гёте, Д.Китс, Дж.Г.Байрон и Г.У.Лонгфелло.

Биография - БОКАЧЧО ДЖОВАННИ (1313-1375)
Джованни Боккаччо - итальянский поэт и писатель эпохи раннего Возрождения, гуманист. Родился в 1313 г., предположительно в июне или июле. Он был рожден во Флоренции и стал плодом любви флорентийского купца и француженки. Возможно, именно из-за матери некоторые источники указывают местом его рождения Париж. Сам Джованни называл себя Боккаччо да Чертальдо - по названию местности, откуда происходила его семья.
Примерно в 1330 г. Боккаччо переселился в Неаполь: несмотря на заметную с малых лет литературную одаренность мальчика, отец видел его в будущем только купцом, поэтому отправил обучаться премудростям коммерции. Однако юный Боккаччо не проявлял ни способностей, ни интереса к торговле. Отец в конце концов потерял надежду на то, что сын продолжит его дело, и разрешил заниматься каноническим правом. Но и юристом Боккаччо не стал, единственной его страстью была поэзия, которой он получил возможность посвятить всего себя лишь значительно позднее, после смерти отца в 1348 г.
Живя в Неаполе, Боккаччо становится частью окружения короля Роберта Анжуйского. Именно на этот период приходится его становление как поэта и гуманиста. Его друзьями были ученые, образованные люди, влиятельные персоны. Джованни запоем читал древних авторов, да и сама среда в значительной мере способствовала расширению его представлений о мире. Именно с Неаполем связан довольно большой период его творческой биографии. В честь своей музы, которую в стихах называл Фьяметтой, он написал большое количество стихотворений; кроме того, были созданы поэмы «Охота Дианы», «Тезеида», «Филострато», а также прозаический роман, которые имели для становления новой итальянской литературы большое значение.
В 1340 г., отец, который к тому времени полностью разорился, затребовал возвращения Боккаччо во Флоренцию, хотя тот, как и раньше, был равнодушен к коммерции. Постепенно гуманист стал участвовать в политической и общественной жизни города. В 1341 г. в его жизни появилась дружба, которую он пронес через всю жизнь, - с Франческо Петраркой. Благодаря этим отношениям Боккаччо стал относиться к себе и к жизни более серьезно. Среди горожан он пользовался большим влиянием, ему часто от имени Флорентийской республики давали поручения дипломатического характера. Боккаччо отдавал много сил просветительской работе, пробуждал интерес к древности, к наукам, лично переписывал старинные рукописи.
В 1350-1353 гг. Боккаччо написал главное произведение своей жизни, прославившее его в веках, - «Декамерон» - сотню новелл, опередивших свое время, создающих яркую панораму итальянской жизни, пронизанных свободомыслием, живым юмором, идеями гуманизма. Успех его стал просто ошеломляющим, причем в разных странах, на языки которых она тут же была переведена.
В 1363 г. Боккаччо покинул Флоренцию и приехал в Чертальдо, небольшое имение, где полностью погрузился в свои книги, жил, довольствуясь малым. Чем ближе маячила старость, тем более суеверным становился Боккаччо, серьезнее относился к вере и церкви, однако говорить о том, что в его мировоззрении произошел перелом, было бы большим преувеличением. Об этом свидетельствуют и его творчество, и апогей дружбы и единства взглядов с Петраркой. С написанных в эти годы трудов, посвященных Данте, начало развиваться литературоведение нового образца. Публичные лекции о «Божественной комедии» он читал, пока его не свалил с ног тяжелый недуг. Сильнейшее впечатление на Боккаччо произвела смерть Петрарки, он пережил друга чуть меньше чем на полтора года. 21 декабря 1375 г. сердце великого гуманиста, одного из самых образованных людей Италии своего времени, остановилось.

Джованни Боккаччо - итальянский поэт и писатель эпохи раннего Возрождения, гуманист. Родился в 1313 г., предположительно в июне или июле. Он был рожден во Флоренции и стал плодом любви флорентийского купца и француженки. Возможно, именно из-за матери некоторые источники указывают местом его рождения Париж. Сам Джованни называл себя Боккаччо да Чертальдо - по названию местности, откуда происходила его семья.

Примерно в 1330 г. Боккаччо переселился в Неаполь: несмотря на заметную с малых лет литературную одаренность мальчика, отец видел его в будущем только купцом, поэтому отправил обучаться премудростям коммерции. Однако юный Боккаччо не проявлял ни способностей, ни интереса к торговле. Отец в конце концов потерял надежду на то, что сын продолжит его дело, и разрешил заниматься каноническим правом. Но и юристом Боккаччо не стал, единственной его страстью была поэзия, которой он получил возможность посвятить всего себя лишь значительно позднее, после смерти отца в 1348 г.

Живя в Неаполе, Боккаччо становится частью окружения короля Роберта Анжуйского. Именно на этот период приходится его становление как поэта и гуманиста. Его друзьями были ученые, образованные люди, влиятельные персоны. Джованни запоем читал древних авторов, да и сама среда в значительной мере способствовала расширению его представлений о мире. Именно с Неаполем связан довольно большой период его творческой биографии. В честь своей музы, которую в стихах называл Фьяметтой, он написал большое количество стихотворений; кроме того, были созданы поэмы «Охота Дианы», «Тезеида», «Филострато», а также прозаический роман, которые имели для становления новой итальянской литературы большое значение.

В 1340 г., отец, который к тому времени полностью разорился, затребовал возвращения Боккаччо во Флоренцию, хотя тот, как и раньше, был равнодушен к коммерции. Постепенно гуманист стал участвовать в политической и общественной жизни города. В 1341 г. в его жизни появилась дружба, которую он пронес через всю жизнь, - с Франческо Петраркой. Благодаря этим отношениям Боккаччо стал относиться к себе и к жизни более серьезно. Среди горожан он пользовался большим влиянием, ему часто от имени Флорентийской республики давали поручения дипломатического характера. Боккаччо отдавал много сил просветительской работе, пробуждал интерес к древности, к наукам, лично переписывал старинные рукописи.

В 1350-1353 гг. Боккаччо написал главное произведение своей жизни, прославившее его в веках, - «Декамерон» - сотню новелл, опередивших свое время, создающих яркую панораму итальянской жизни, пронизанных свободомыслием, живым юмором, идеями гуманизма. Успех его стал просто ошеломляющим, причем в разных странах, на языки которых она тут же была переведена.

В 1363 г. Боккаччо покинул Флоренцию и приехал в Чертальдо, небольшое имение, где полностью погрузился в свои книги, жил, довольствуясь малым. Чем ближе маячила старость, тем более суеверным становился Боккаччо, серьезнее относился к вере и церкви, однако говорить о том, что в его мировоззрении произошел перелом, было бы большим преувеличением. Об этом свидетельствуют и его творчество, и апогей дружбы и единства взглядов с Петраркой. С написанных в эти годы трудов, посвященных Данте , начало развиваться литературоведение нового образца. Публичные лекции о «Божественной комедии» он читал, пока его не свалил с ног тяжелый недуг. Сильнейшее впечатление на Боккаччо произвела смерть Петрарки, он пережил друга чуть меньше чем на полтора года. 21 декабря 1375 г. сердце великого гуманиста, одного из самых образованных людей Италии своего времени, остановилось.

Биография из Википедии

Незаконный сын флорентийского купца Боккачино да Челлино и француженки. Семейство его происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да Чертальдо. Уже в младенчестве он выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятом году отец отдал его в обучение к купцу, который провозился с ним целых 6 лет и всё-таки принуждён был отослать его обратно к отцу ввиду неискоренимого отвращения молодого Боккаччо к купеческому занятию. Тем не менее, Боккаччо пришлось ещё 20 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе, пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучать каноническое право. Только после смерти отца (1348) Боккаччо получил возможность вполне отдаться своей склонности к литературе. Во время своего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта он подружился со многими учёными того времени, в число его близких друзей, в частности, входил известный математик Паоло Дагомари, снискал расположение молодой королевы Иоанны и дамы Марии, его вдохновительницы, описанной им потом под именем Фьямметты.

Дружба его с Петраркой началась ещё в 1341 в Риме и продолжалась до самой смерти последнего. Петрарке он обязан тем, что расстался со своей прежней разгульной и не совсем целомудренной жизнью и стал вообще требовательнее к самому себе. В 1349 Боккаччо окончательно поселился во Флоренции и неоднократно был избираем своими согражданами для дипломатических поручений. Так, в 1350 он был посланником при Астарро ди Поленто в Равенне; в 1351 его отправили в Падую, чтобы возвестить Петрарке об отмене приговора об его изгнании и уговорить его занять кафедру во Флорентийском университете. В декабре того же года он получил поручение к Людвигу V Бранденбургскому, сыну Людвига IV Баварского, испросить у него помощи против Висконти. В 1353 он был послан к Иннокентию VI в Авиньон для переговоров о предстоящем свидании последнего с Карлом IV и позже к Урбану V. С 1363 он поселился в маленьком имении в Чертальдо, живя на скудные средства и совершенно зарывшись в своих книгах. Там же он схватил долговременную болезнь, от которой медленно оправлялся. Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую кафедру для объяснения поэмы последнего, и эта кафедра была поручена в 1373 Боккаччо. Смерть Петрарки так сильно огорчила его, что он заболел и 17 месяцев спустя, 21 декабря 1375, умер.

Памятник Боккаччо, поставленный на Сольферинской площади в Чертальдо, открыт 22 июня 1879. В честь Боккаччо назван кратер на Меркурии.

Гуманистическая деятельность

Джованни Боккаччо . Статуя у дворца Уффици

Боккаччо был первым гуманистом и одним из наиболее ученых людей Италии. У Андалонэ дель Неро он изучал астрономию и целых три года содержал в своём доме калабрийского грека Леонтия Пилата, большого знатока греческой литературы, чтобы читать с ним Гомера . Подобно своему другу Петрарке, он собирал книги и собственноручно переписал очень многие редкие рукописи, которые почти все погибли во время пожара в монастыре Санто-Спирито (1471). Он воспользовался своим влиянием на современников, чтобы возбудить в них любовь к изучению и знакомству с древними. Его стараниями во Флоренции была основана кафедра греческого языка и его литературы. Один из первых он обратил внимание общества на жалкое состояние наук в монастырях, которые считались их хранителями. В монастыре Монте-Кассино, самом знаменитом и учёном во всей тогдашней Европе, Боккаччо нашёл библиотеку запущенной до такой степени, что книги на полках были покрыты слоями пыли, у одних рукописей были выдраны листы, другие были изрезаны и исковерканы, а, например, чудные рукописи Гомера и Платона были исчерчены надписями и богословской полемикой. Там он узнал, между прочим, что монахи выдирают из манускриптов листы пергамента и, соскабливая старый текст, изготовляют псалтыри и амулеты, зарабатывая на этом.

Творчество

Сочинения на народном языке

К ранним сочинениям Боккаччо (неаполитанского периода) относятся: поэмы «Филострато» (ок. 1335), «Тезеида» (ок. 1339-41), роман «Филоколо» (ок. 1336-38), основанные на сюжетах средневековых романов. Более поздние произведения (флорентийского периода): «Фьезоланские нимфы» (1345), навеянные «Метаморфозами» Овидия , «Амето», и повесть «Фьямметта» (1343). Вершина творчества Боккаччо - «Декамерон».

На итальянском языке им написаны «Тезеида» («La Teseide», перв. изд., Феррара, 1475), первая попытка романтического эпоса в октавах; «Любовное видение» («Amorosa visione»); «Филоколо» («Filocolo»), роман, в котором сюжет заимствован из древнефранцузского романа о Флуаре и Бланшефлор; «Фьяметта» («L’amorosa Fiammetta», Падуя, 1472), трогательная история душевных страданий покинутой Фьяметты; «Ameto» (Венеция, 1477) - пасторальный роман в прозе и стихах; «Филострато» («Il Filostrato», изд. 1480), поэма в октавах, изображающая историю любви Троила и Крессиды; «Il corbaccio о labirinto d’amore» (Флоренция, 1487) - едкий памфлет на женщин («Корбаччо») (1354-1355, опубликована в 1487).

Латинские сочинения

Боккаччо - автор ряда исторических и мифологических сочинений на латинском языке. В их числе энциклопедический труд «Генеалогия языческих богов» в 15 книгах («De genealogia deorum gentilium», первая редакция около 1360, трактаты «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» («De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus et de nominibus maris», начат около 1355-1357); 9 книг «О несчастиях знаменитых людей» («De casibus virorum et feminarum illustrium», первая редакция около 1360). Книга «О знаменитых женщинах» («De claris mulieribus», начат около 1361) включает в себя 106 женских биографий - от Евы до королевы Иоанны Неаполитанской.

Боккаччо о Данте

Данте Боккаччо посвятил два сочинения на итальянском языке - «Малый трактат в похвалу Данте» («Trattatello in laude di Dante»; точное название - «Origine vita е costumi di Dante Alighieri», первая редакция - 1352, третья - до 1372) и незавершённый цикл лекций о «Божественной Комедии».

Первое сочинение заключает в себе биографию великого поэта, правда, более похожую на роман и апологию, чем на историю; второе заключает в себе комментарий на «Божественную комедию», доведённый только до начала 17-й песни ада.

Декамерон

Главным произведением Боккаччо, обессмертившим его имя, был его прославленный и ославленный «Декамерон» (10-дневные рассказы) - собрание 100 повестей, рассказанных обществом из 7 дам и 3 мужчин, которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время этими рассказами. «Декамерон» написан частью в Неаполе, частью во Флоренции, и содержание его Боккаччо черпал или из древнефранцузских «Fabliaux», или из «Cento novelle antiche» (Bologna, nelle case di Gerolamo Benedetti, 1525), а также из современных поэту событий. Рассказы изложены изящным, лёгким языком, поражающим богатством слов и выражений, и дышат жизненной правдой и разнообразием. Боккаччо использовал целый набор схем и приёмов. В них изображены люди всяких состояний, всякого возраста и характера, приключения самые разнообразные, начиная с самых весёлых и смешных и кончая самыми трагическими и трогательными.

«Декамерон» переведён почти на все языки (русский перев. А. Н. Веселовского, М., 1891), из него черпали вдохновение многие писатели и больше всех Шекспир .

Список произведений

неаполитанский период:
  • 1334, эротическая поэма «Дом Дианы» (La caccia di Diana)
  • ок. 1336-38, роман «Филоколо» (Filocolo)
  • ок. 1335-40, поэма «Филострато» (Filostrato)
  • ок. 1339-41, поэма «Тезеида» (Teseida delle nozze di Emilia)
флорентийский период:
  • 1341-42, пасторальный роман «Амето» (Comedia delle ninfe fiorentine; Ninfale d’Ameto; Ameto)
  • начало 1340-х, аллегорическая поэма «Любовное видение» (Amorosa visione)
  • 1343-44, повесть «Фьяметта» (Elegia di Madonna Fiammetta; Fiammetta)
  • 1345, поэма «Фьезоланские нимфы» (Ninfale fiesolano)
  • 1350-е: «Декамерон» (Decameron)
  • 1354-1355, сатирическая поэма против женщин «Корбаччо» («Il corbaccio о labirinto d’amore»)
  • ок. 1360, книга «Жизнь Данте Алигьери» («Малый трактат в похвалу Данте», «Trattatello in laude di Dante» ; точное название - «Origine vita е costumi di Dante Alighieri», первая редакция - 1352, третья - до 1372)
  • Цикл лекций о «Божественной Комедии» (Argomenti in terza rima alla Divina Commedia ), незавершён
  • Трактат «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» («De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus et de nominibus maris», начат около 1355-1357, лат. яз.
  • «Генеалогия языческих богов» в 15 книгах (De genealogia deorum gentilium , первая редакция около 1360, лат. яз.
  • «О несчастиях знаменитых людей» (De casibus virorum et feminarum illustrium , первая редакция около 1360, в 9 книгах, лат. яз.
  • «О знаменитых женщинах» (De claris mulieribus , начат около 1361) включает в себя 106 женских биографий
  • Буколические песни (Bucolicum carmen)
  • Сонеты
  • Письма

Издания

Первое издание его, так наз. «Deo gratias», вышло без обозначения года и места, второе в Венеции в 1471 г., оба in folio и теперь крайне редки. ЭСБЕ называла лучшими изданиями Боккаччо следующие: Поджиали (Ливорно, 1789-90, 4 т.); «Ventisettana» (Флоренция, 1827); критическое издание Биаджоли, с историко-литературным комментарием (Париж, 1823, 5 т.); Уго Фосколо (Лондон, 1825, 3 т., с историческим введением); Фанфани вместе с «Annotazioni dei Deputati» (3 т., Флоренция, 1857); карманное издание напечатано в «Biblioteka d’autori italiani» (т. 3 и 4, Лейпциг). «Opere complete» Боккаччо изданы (Флоренция, 17 т. 1827).

Обозрение изданий Боккаччо находится в книге Пассано «I novellieri italiani in prosa» (Турин, 1878).

Многие книги Боккаччо иллюстрировал в конце XV века французский придворный миниатюрист Робине Тестар.