Проводки по обеспечению контракта. Бухучет обеспечение заявки участия в конкурсе Проводки отчисления для участия в аукционе

Как отразить в БУ (какие проводки) перечисление и возврат нам обратно ден. ср-в, вносимых в качестве финансового обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (госзакупки) по причине не выигрыша конкурса?

В целях бухгалтерского учета понесенные на участие в конкурсе расходы являются авансом, поэтому они отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» до момента окончания и оглашения итогового решения. Затем, в месяце объявления результата, обеспечение или возвращается или засчитывается как предоплата:

Дебет 60 Кредит 76 - учтен ранее выплаченный задаток в качестве предоплаты;

Дебет 51 Кредит 76 - получен возвращенный задаток.

Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Как продавать товары учреждениям госсектора, госорганам, которые проводят закупки по правилам Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

В течение пяти рабочих дней с момента поступления необходимых документов и сведений оператор электронной площадки обязан:*

  • принять решение об аккредитации или об отказе в аккредитации участника закупки;
  • направить участнику уведомление о принятом решении.

Для конкурса способ обеспечения заявки вы выбираете сами. Обеспечить заявку можно двумя способами:*

  • внести определенную сумму денег на счет заказчика (реквизиты будут приведены на официальном сайте госзакупок в извещении о закупке);
  • предоставить банковскую гарантию.

Порядок внесения денежных средств и условия банковской гарантии приведены в статьях , Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Из статьи журнала

Фирма участвует в торгах. Учет расходов

Бухгалтерский учет расходов

В целях бухгалтерского учета понесенные на участие в торгах расходы, по сути, являются не чем иным, как авансом, поэтому они отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» до момента окончания торгов и оглашения итогового решения.*

Затем, в месяце объявления результата, кредитовое сальдо по счету 76 списывается либо как расходы по обычным видам деятельности (счета «Товары», «Расходы на продажу») (в случае выигрыша), либо в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») (при проигрыше).

Однако на практике бывают и иные варианты, когда, к примеру, для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах компания должна перечислить денежные средства на счет, открытый участнику оператором электронной площадки. При этом организация-участник вправе распоряжаться этими денежными средствами.

В данной ситуации рекомендуем учитывать эти средства не на счете 76 , а обособленно, например на счете 55 «Специальные счета в банках».

Для того чтобы средства, перечисленные для участия в аукционе, были учтены обособленно, в рабочем плане счетов можно закрепить аналитические счета к счету 55 :

  • 55-о «Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах»;
  • 55-б «Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах заблокированные».

Блокировка оператором электронной площадки средств на момент подачи заявки на участие в аукционе отражается по дебету счета 55-б и кредиту счета 55-о. Одновременно делается запись по счету 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

А вот при разблокировании средств по результатам участия в аукционе в учете организации производятся обратные записи.

Пример*

ООО «Камелия» участвует в торгах на приобретение нежилого здания. По условиям торгов участники должны перечислить задаток и разработать проект по участию.

Для отражения рассматриваемых операций в учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи.

На дату выплаты задатка:

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 51
выплачен задаток.

В периоде подготовки к торгам:

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 60 (76)
приобретены услуги по созданию проекта для участия в торгах (если такие услуги приобретаются);

Дебет 19 Кредит 60 (76)
отражен «входной» НДС по услугам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 19
принят к вычету «входной» НДС;

Дебет 76 субсчет «Торги»
Кредит 10 (41, 43, 70)
создан проект на участие в торгах.

На дату объявления результатов торгов, если торги проиграны:

Дебет 51
Кредит 76 субсчет «Торги»
получен возвращенный задаток;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы»
Кредит 76 субсчет «Торги»
списаны расходы, связанные с подготовкой к торгам.

На дату объявления результатов торгов, если торги выиграны:

Дебет 60
Кредит 76 субсчет «Торги»
учтен ранее выплаченный задаток в качестве предоплаты (без учета НДС);

Дебет 08
Кредит 76 субсчет «Торги»
списаны затраты, связанные с подготовкой к торгам.

Налоговый учет затрат*

В случае победы расходы, понесенные в связи с участием в торгах, несомненно, можно будет признать экономически оправданными и «произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода». Расходы на участие в торгах включаются в прочие (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Расходы на участие в торгах должны быть документально подтверждены.

Но затраты на участие в торгах можно учесть при расчете налога на прибыль даже в том случае, если торги для компании закончились поражением. Как отмечают финансисты, «расходы организации на участие в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов, если они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов участникам, и не возвращаются при проигрыше». Об этом сказано в письмах Минфина России от 16 января 2008 г. № 03-03-06/1/7 , от 7 ноября 2005 г. № 03-11-04/2/109 , ФНС России от 18 ноября 2005 г. № ММ-6-02/961 , УФНС России по г. Москве от 27 января 2006 г. № 20-12/5557 .

Хотим отметить, что ранее Минфин России и налоговые органы считали иначе, говоря о том, что учесть затраты на проигранный тендер нельзя. Аргументация их звучала так: поскольку расходы на участие в конкурсе, который был проигран, не приводят к получению дохода, то не выполняется одно из условий признания расходов, установленных Налогового кодекса РФ. Таким образом, «не представляется возможным признание этих расходов в целях налогообложения прибыли организации» (письма Минфина России от 21 января 2004 г. № 04-02-05/3/1 , УФНС России по г. Москве от 22 марта 2005 г. № 20-12/19398).

Конечно же, в такой ситуации суды поддерживали налогоплательщиков, ведь проигрыш тендера не означает, что расходы изначально не были направлены на получение дохода (постановления ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2005 г. № А44-1354/2005-15 , ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 октября 2004 г. № А19-2575/04-33-Ф02-4074/04-С1).

Для избежания нежелательных налоговых рисков хотим отметить, что для принятия расходов на участие в торгах помимо всего прочего необходимо выполнить следующие условия:

1) расходы должны быть понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов их участникам (в частности, к таким расходам относятся затраты на уплату сбора за участие в торгах, на приобретение тендерной документации, предоставление банковской гарантии);

2) затраты и факт участия в торгах должны быть документально подтверждены;

3) тематика торгов должна соответствовать направлениям основной деятельности фирмы. То есть компания, основная деятельность которой напрямую не связана с деятельностью, указанной в конкурсной заявке, не может учитывать эти расходы при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 24 июля 2006 г. № 03-03-04/2/179);

4) расходы должны быть понесены фактически. Бывает, что участие в торгах платное и участник должен заплатить задаток, который возвращается при проигрыше. Таким образом, фактически компания расходов не понесла, поэтому включать их в расчет налогооблагаемой прибыли нельзя (письмо Минфина России от 31 октября 2005 г. № 03-03-02/121).

Важно запомнить

Даже если торги проиграны, торговая фирма может признать расходы на участие в них в целях налогообложения прибыли. Но есть условие: тематика торгов должна быть связана с деятельностью фирмы.

Основные расходы участника:

Сумма обеспечения заявки (возвращается после завершения торгов);

Плата, взимаемая с победителя торгов (составляется акт приемки передачи);

Расходы на программное обеспечение, сертификат электронной подписи для электронных торгов и т.д. (акты, лицензионный договор).

Законом N 44-ФЗ устанавливаются два вида обеспечения:

1) обеспечение заявки;

2) обеспечение исполнения контракта.

Сумма денежных средств, внесенная участником размещения заказа для обеспечения заявки на участие в аукционе (она должна быть возвращена заказчиком в некоторых, определенных законом случаях) с точки зрения бухгалтерского учета не является расходом организации, что следует из п. 2 ПБУ 10/99, поэтому на эту сумму делается проводка Дт 76 Кт51.Одновременно с этим в разрезе торгов делается проводка по забалансовому счету 009

После завершения аукциона сумма денежного обеспечения возвращается:

Что касается и всех затрат, напрямую связанных с участием конкурсе, до его завершения, сначала должны быть аккумулированы по Дт 76 счета. Так как до окончания торгов формально не относятся к расходам.

По заверении торгов возможно 2 варианта отражения указных расходов:

Аукцион выигран - Дт20,25,44 Кт76;

Аукцион проигран — Дт 91,2 Кт 76.

По расходам на ключ эцп для торгов затраты могут быть признаны единовременно путем списания со счета расчетов с дебиторами и кредиторами на счет затрат.

Все указанные расходы учитываются при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7).

Бухгалтерский учет обеспечения заявки на участие в закупке

При этом они принимаются к расходам единовременно, в связи с чем в отношении суммы обеспечения по контракту возникает отложенное налоговое обязательство.

Что касается иных режимов налогообложения, в частности «упрощенки», то тут ситуация неоднозначна:

Минфин в своих письмах от 07.12.2007 N 03-11-05/317, от 08.08.2014 N 03-11-11/39673 указывает, что расходы на ключ электронной подписи для торгов, обеспечительный платеж по заявке, затраты, связанные с информационным обеспечением торгов, на сертификат эцп для торгов, не могут быть учтены в составе расходов при УСН. Поскольку указанные затраты не включены в перечень, утвержденный п. 1 ст. 346.16 НК РФ, который является закрытым.

Вместе с тем есть Постановлении АС СЗО от 08.10.2014 по делу N А13-9590/2013 с абсолютно противоположным мнением, согласно которому все расходы, в том числе и по обеспечению участия в торгах, покупке эцп для торгов для ип и организаций могут быть приняты к налоговому учету. При этом суд ссылается на пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, который позволяет упрощенцам уменьшить доходы на сумму материальных затрат, определенных в соответствии с положениями ст. 254 НК РФ.

Ответить

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Скидка для победителя или что должен знать участник торгов, регистрируясь на электронных площадках. И о чём обязаны знать заказчики

Скидка для победителя — звучит интригующе. Операторы торговых площадок снизили на треть плату за участие в торгах, но малый бизнес этим так и не привлекли. Почему же так происходит и почему победитель должен платить за свою победу оператору электронной площадки? Если в сфере коррупционных отношений плата за победу является нормой, то вряд ли это можно назвать нормой для официальных платежей. А тем не менее это так, и Федеральная антимонопольная служба об этом знает.

Только вот не все Заказчики об этом уведомлены. Иначе как объяснить тот факт, что некоторые из них публикуют на площадках аукционы с начальной (максимальной) ценой 12 тысяч рублей и даже менее – от 1000 рублей. Скажите, ну какая компания в здравом уме будет участвовать в таком аукционе, и что за наценка должна быть в этом случае, чтобы тендеры были выгодными для поставщика? Участник торгов должен внести обеспечение заявки, затем ещё обеспечение контракта в случае победы (все эти деньги изымаются из оборота на определённое время). Плюс ещё победитель должен отстегнуть площадке деньги за победу. До недавнего времени, например, на Сбербанке победитель платил в случае победы 3 тысячи рублей. Сегодня площадки снизили плату благодаря инициативе антимонопольной службы, но малый бизнес всё равно не хочет принимать участие в торгах.

На первый взгляд плата за участие в торгах ничтожно мала – всего 2 тысячи рублей (с августа 2013 года). Да, она действительно мала, если контракты заключаются на сотни тысяч, миллионов или даже миллиардов рублей. Но если зайти на сайт закупок и отфильтровать открытые аукционы с ценой до 10000 рублей, то обнаружится довольно много таких заявок. В основном это закупки медикаментов для небольших лечебных учреждений. От обеспечения лекарствами зависит жизнь и смерть сельских жителей, и если вовремя не закупить нужные медикаменты, больным придётся покупать их за свои деньги. В данном случае ожидание, когда больница наконец-то закупит лекарства, недопустимо. А ведь это в основном люди преклонного возраста с небольшой пенсией. Почему же так происходит? Почему никто не предупредил конкурсные комиссии лечебных учреждений, что на аукционы стоимостью 2 или 3 и даже 10 тысяч рублей вряд ли кто будет подавать заявки. Разве только тот, кто не в курсе, что в случае победы с них могут списать приличную для этого аукциона сумму. Ведь порой плата за победу превышает стоимость самих торгов, не говоря уже о прибыли. Скажите, разве можно таким образом привлечь малый бизнес к участию в торгах?

Хорошо ещё, что сегодня в законе прописывается оплата за выполнение контракта максимум 30 суток. Раньше предприятия вообще могли ждать оплату за выполненные работы или поставку контракта по полгода и более. Авансовая система оплаты для госпредприятия – большая редкость. И как в таких условиях работать малому бизнесу? Брать кредит? А кто будет компенсировать расходы на проценты?

Неужели нельзя было выбрать такую достаточно удобную форму размещения для небольших закупок, как запрос котировок. Тогда и желающих принять участие в конкурсе было бы гораздо больше. Заказчик, выбрав такую форму размещения заказа, как запрос котировок, ничего бы не нарушил, если бы разместил бы таким образом тендеры на сумму до 500 тысяч рублей.

Один нюанс, который должен знать поставщик – на Сбербанке плата за участие в размере 2000 рублей берётся, если аукцион состоялся. Если вы видите, что вам выгодно участвовать, но сумма лота мала – подавайте заявку, но не играйте. Тогда, если никто, кроме вас не подаст заявку, вы признаетесь победителем и с вас не возьмут плату за участие. Хоть это обнадёживает. То есть плату не берут, если контракт заключается с единственным поставщиком.

Во всех остальных случаях, как показывает практика, плата автоматически списывается после заключения контракта. Так что при подаче заявки нужно это обязательно учитывать при целесообразности экономической составляющей. Документы за плату появляются как постфактум в личном кабинете. В бумажном виде документы приходят по почте, при неторопливости почты счета можно ждать месяцами – так что готовьтесь к вопросам бухгалтеров. При получении документов нужно подписать один экземпляр и отправить по почте – ещё один из пунктов расхода, хоть и небольшой.

Посмотрим, что же происходит на коммерческих площадках. Там есть плата за абонентское обслуживание клиентов. Да, денег за победу не берут, но платить-то всё равно придётся. А для малого бизнеса каждая копейка на счету. Выиграешь ты или нет – это ещё под вопросом, а денежки отстегни.

Компания – конкурсант на торгах: бухгалтерский учет и налоги

ФАС не видит ничего криминального в том, что за победу в торгах операторы электронных площадок берут деньги. К тому же электронные аукционы могут быть полностью бесплатными, если общая сумма обеспечения заявок на всех площадках за четыре квартала подряд достигнет 720 миллиардов рублей. Такая инициатива поступила от ФАС, но дождутся ли Поставщики этого момента?

Как отразить в учете оплату средств для обеспечения участия в открытых аукционах в электронном виде?

Ответ

В бухгалтерском учете денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, учитываются по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

ДЕБЕТ 009

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

КРЕДИТ 009
– списана сумма обеспечения.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух VIP - версия

Статья: Компания участвует в госпоставках

Аукцион в электронной форме

Его проведение обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в интернете. Для этого предусмотрена возможность получения сертификата электронной цифровой подписи в следующих удостоверяющих центрах:

  • ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная Система Торгов» ();
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка» ();
  • ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» ();
  • ЗАО «ММВБ – Информационные технологии» ();
  • ООО «РТС-тендер» ().

Субъектам малого предпринимательства, размещающим заказ, не нужно подтверждать свой статус. Об этом сообщается в .

Размер обязательного денежного обеспечения заявки на участие не может быть менее чем 0,5 процента и не более 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Время начала проведения устанавливается оператором площадки. Победителем считается тот, кто предложит наиболее низкую цену контракта.*

Как отразить операции

При участии в торгах возникают расходы:

  • на получение сертификата электронной цифровой подписи;
  • на аккредитацию и комиссию за операции на площадке.

В налоговом учете они относятся к прочим в соответствии со Налогового кодекса РФ. Конкретный вид расхода может не быть предусмотрен .

Однако если он экономически оправдан и документально подтвержден, то его можно учесть при расчете налога на прибыль ().

Если торги проиграны, то расходы могут быть учтены в качестве внереализационных (письма , ).

Однако если организация находится на упрощенной системе налогообложения, то расходы на участие в торгах нельзя учесть. Об этом чиновники напомнили в письмах Минфина России , .*

Принимая участие в госпоставках, организация представляет один из следующих вариантов финансового обеспечения:

  • банковскую гарантию;
  • договор поручительства;
  • залог, в том числе в форме вклада или депозита.

При этом расходы на банковскую гарантию признаются в составе прочих (). В то же время денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения, не включаются в состав расходов организации (). В свою очередь возвращенная сумма обеспечения в доход также не включается. В том числе если предприятие находится на упрощенной системе налогообложения (письма Минфина России , ).* Не учитывается обеспечение и при расчете налога на добавленную стоимость.

В бухгалтерском учете денежные средства, внесенные в качестве обеспечения, учитываются по дебету «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Перечисление и возврат обеспечения отражается следующими записями:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
– перечислено обеспечение заявки;

ДЕБЕТ 009
– отражена сумма выданного обеспечения;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– возвращена сумма обеспечения;

КРЕДИТ 009
– списана сумма обеспечения.*

При получении от оператора электронной площадки акта и счета-фактуры на сумму удержанной комиссии составляются проводки:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76
– отражена сумма комиссии без учета сумм налога на добавленную стоимость;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76
– выделен НДС по комиссии.

Е.В. Шестакова, генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», к. ю. н.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение

-- Выберите обзор из списка -- "Горячие" документы Новое в российском законодательстве Новости для бухгалтера Новости для юриста Госзакупки: главные новости Документы на регистрации в Минюсте РФ Вопросы и ответы по бухучету и налогообложению Схемы корреспонденций счетов Материалы из журнала "Главная книга" Новое в налогообложении пользователей недр Новое в московском законодательстве Новое в законодательстве Московской области Новое в региональном законодательстве Проекты нормативных правовых актов Новое о законопроектах: от первого чтения до подписания Обзор законопроектов Итоги заседаний Государственной Думы Итоги заседаний Совета Государственной Думы Итоги заседаний Совета Федерации Новое: юридическая пресса, комментарии и книги Новое в законодательстве в сфере здравоохранения

Выпуск от 20 июня 2014 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете организации, принимавшей участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на поставку товара и выигравшей его, внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе и возврат этих средств после заключения контракта?

Денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе перечислены организацией на счет заказчика в сумме 130 000 руб. В день заключения государственного контракта денежные средства возвращены на расчетный счет организации.

Корреспонденция счетов:

Гражданско-правовые отношения

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, касающиеся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 44-ФЗ).

При осуществлении государственных закупок определение поставщиков по государственному контракту производится в том числе конкурентным способом (ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ). Под конкурсом понимается конкурентный способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч. 2, 3 ст. 24 Федерального закона N 44-ФЗ).

Под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ).

В целях участия в открытом конкурсе участник закупки представляет заявку на участие в конкурсе в порядке, установленном ст. 51 Федерального закона N 44-ФЗ.

По результатам рассмотрения и оценки заявок определяется победитель конкурса, с которым заключается государственный контракт (ч. 7, 8 ст. 53, ч. 1 ст. 54 Федерального закона N 44-ФЗ). В рассматриваемой ситуации организация выиграла конкурс.

При проведении конкурса заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации заказчиком должны быть указаны в том числе размер и форма обеспечения заявок. В данном случае обеспечение заявки на участие в конкурсе предоставляется участником закупки путем внесения денежных средств, что соответствует положениям ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ.

Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, возвращаются победителю конкурса после заключения контракта (ч. 8 ст. 54, п. 1 ч. 6 ст. 44 Федерального закона N 44-ФЗ).

Бухгалтерский учет

Денежные средства, перечисленные организацией в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не включаются в состав расходов, поскольку не соответствуют понятию расхода, установленному п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н. Эти денежные средства учитываются в качестве дебиторской задолженности на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (п. 16 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Одновременно сумма обеспечения заявки на участие в конкурсе отражается на забалансовом счете 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные" (Инструкция по применению Плана счетов).

На дату возврата суммы обеспечения в учете организации производится бухгалтерская запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 76. Сумма выданного обеспечения по исполненному организацией обязательству списывается со счета 009 (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Обеспечение заявки на участие в конкурсе не связано с реализацией товаров (работ, услуг). Следовательно, объекта налогообложения по НДС, предусмотренного пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ, при перечислении денежных средств в целях обеспечения заявки и их возврате не возникает.

Налог на прибыль организаций

Денежные средства, перечисленные заказчику, носят обеспечительную функцию, то есть их природа аналогична задатку, залогу. Поэтому, полагаем, они не включаются в состав расходов организации на основании п. 32 ст. 270, п. 1 ст. 252 НК РФ.

Следовательно, при возврате этих денежных средств у организации не возникает экономической выгоды, то есть дохода в смысле ст. 41 НК РФ.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

На дату перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки

Перечислены денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе

130 000

Отражена сумма выданного обеспечения

130 000

Бухгалтерская справка

После заключения государственного контракта

Получены денежные средства от заказчика после заключения контракта

130 000

Выписка банка по расчетному счету

Списана сумма обеспечения по выполненному обязательству

130 000

Бухгалтерская справка

Т.Е.Меликовская
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Чтобы заключить договор с потенциальным деловым партнером, компаниям иногда приходится принимать участие в торгах (конкурсе, аукционе, тендере). При этом возникают определенные расходы, приходится вносить задаток или иное обеспечение. Между тем, результаты конкурса непредсказуемы, и в итоге можно так и не заключить желаемый договор. Как учесть понесенные расходы?

Когда и как проводятся торги

Государственные и муниципальные закупки

Чаще всего участниками торгов в форме конкурса или аукциона компании становятся в том случае, если они хотят стать участниками размещения заказов в рамках требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с целью в дальнейшем заключить государственный или муниципальный контракт (с государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, с органами местного самоуправления или с казенными учреждениями и иными получателями бюджетных средств) либо гражданско-правовой договор с бюджетным учреждением.
В соответствии с Законом N 94-ФЗ заказчики не вправе взимать с участников плату за участие в конкурсах и аукционах, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в установленных случаях. В частности, у заказчиков не возникает никаких обязанностей по оплате стоимости услуг по размещению заказов специализированной организации, которые она оказывает государственному или муниципальному заказчику на договорной основе (Письмо Минэкономразвития России от 15.09.2011 N Д28-376).
Однако заказчиком и уполномоченным органом может быть установлено требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, и тогда такое требование в равной мере распространяется на всех участников размещения соответствующего заказа и указывается в конкурсной документации или в документации об аукционе.
Участник может самостоятельно выбирать один из следующих способов обеспечения:
- безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией;
- договор поручительства;
- передача заказчику в залог (в том числе в форме вклада или депозита).
Представлять обеспечение не требуется лишь в том случае, если победителем конкурса или аукциона - либо тем участником, с которым заключается контракт, - является бюджетное учреждение.
Если победитель конкурса или аукциона (равно как и "второй в очереди" участник в случае отказа победителя) уклоняется от заключения контракта, денежные средства, внесенные им в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, не возвращаются.
В других случаях, например, если заказчик отказался от проведения конкурса или аукциона, если заявка поступала с опозданием (после окончания их приема), если участник не был допущен к участию в конкурсе или аукционе или не стал победителем, сумма обеспечения должна быть ему возвращена. Возврат осуществляется и после заключения контракта с участником-победителем (или, если он отказался, с участником, которому был присвоен второй номер по итогам конкурса или который сделал предпоследнее предложение о цене контракта на аукционе).

Аукционы в электронной форме

Проведение открытого аукциона в электронной форме обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет. В частности, оператор электронной площадки производит аккредитацию участников размещения заказа сроком на три года и обеспечивает открытие им счета для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме.
Участник размещения заказа имеет право распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете для проведения операций по обеспечению его участия в открытых аукционах в электронной форме, но лишь в части, в которой не осуществлено . Такое блокирование оператор производит в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в течение одного часа с момента получения такой заявки от участника. Если заявку возвращают или участник сам отзывает свою заявку, оператор прекращает блокирование средств по его счету в течение одного рабочего дня со дня возврата или поступления уведомления об отзыве заявки. Кроме того, блокирование операций прекращается, если участник не принял участие в открытом аукционе или если его заявка признана не соответствующей предъявляемым требованиям (в течение одного рабочего дня после дня размещения на электронной площадке протокола проведения открытого аукциона).
Когда аукцион благополучно состоялся и с победителем заключается контракт, в течение одного рабочего дня со дня его заключения оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счетам всех участников аукциона. Со счета участника, с которым заключен контракт, оператор списывает денежные средства в качестве платы за участие в таком открытом аукционе в размере, определенном по результатам отбора операторов электронных площадок.
Если же участник уклоняется от заключения контракта, оператор прекращает блокирование операций по его счету и перечисляет заблокированные ранее денежные средства заказчику, а также списывает со счета такого участника открытого аукциона денежные средства в качестве платы за участие в открытом аукционе.
Как подчеркивалось в Информационном сообщении Минэкономразвития России "О завершении экспертизы операторов электронных площадок", плата за участие в открытом аукционе в электронной форме, в соответствии с гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ, на отобранных электронных площадках взимается только с победителя аукциона (лица, с которым заключается контракт) и не может составлять более 3000 руб.
Сам факт подачи участником заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме подтверждает его согласие на списание денежных средств, находящихся на его счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, в качестве платы за участие в данном аукционе.

Открытый конкурс на право проведения обязательного аудита

В аналогичном порядке проводятся торги в форме открытого конкурса для заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Договор по итогам открытого конкурса должны заключать организации, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%; государственные корпорации; государственные компании; государственные унитарные предприятия; муниципальные унитарные предприятия.

Закупки, осуществляемые государственными корпорациями, унитарными предприятиями, автономными учреждениями и некоторыми другими юридическими лицами

С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", который регламентирует порядок осуществления закупок:
- государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50%;
- дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей в совокупности принадлежит вышеуказанным юридическим лицам, а также, в свою очередь, их дочерними хозяйственными обществами.
Кроме того, лишь по итогам конкурса или аукциона могут заключаться договоры аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом и иные договоры, предусматривающие переход прав в отношении государственного или муниципального имущества. В этом случае нужно руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.

Прочие случаи проведения торгов

Необходимость проведения торгов регламентирована и в ряде других случаев. Так, в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" лишь по результатам торгов (аукциона, конкурса) может быть выдана лицензия на оказание услуг связи в случае, если:
- услуга связи будет оказываться с использованием радиочастотного спектра, а государственная комиссия по радиочастотам установит, что доступный для оказания услуг связи радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов связи на данной территории;
- на территории имеются ограниченные ресурсы сети связи общего пользования, в том числе ограниченный ресурс нумерации, и федеральный орган исполнительной власти в области связи устанавливает, что количество операторов связи на данной территории должно быть ограничено.
Кроме того, согласно п. 3.3 ст. 14 и п. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" лишь на основе торгов (в форме аукциона или конкурса) могут заключаться договоры:
- на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы на федеральных телеканалах с государственным участием;
- на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
Конкурсы распространены и в строительстве (например, конкурсы на создание архитектурных проектов (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации"), на разработку архитектурных проектов и проектной документации объектов жилищного строительства (Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства")).

Общие нормы гражданского законодательства

Сама возможность заключения договора на торгах с лицом, выигравшим их, предоставлена Гражданским кодексом РФ. В нем же (ст. ст. 447 - 449 ГК РФ) установлены и общие требования к торгам.
Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо; в закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Согласно п. 4 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроке и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату; также задаток возвращается и лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
Сумма задатка, внесенного лицом, выигравшим торги, при заключении договора с ним зачитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Но если это лицо уклоняется от подписания протокола о результатах торгов, который имеет силу договора и должен быть подписан в день проведения аукциона или конкурса, внесенный им задаток остается у организатора торгов. Если же от подписания договора уклоняется не победитель, а организатор торгов, он обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Учет обеспечения участия в торгах

Чтобы правильно отражать операции, связанные с участием в торгах, у компании-конкурсанта, необходимо четко дифференцировать все возникающие выплаты и обязательства. Ведь они имеют различную природу и, соответственно, должны отражаться по-разному.

Если уплачивается задаток

Задаток, внесенный участником торгов, в большинстве случаев подлежит возврату или зачету в счет исполнения обязательств по заключенному договору. Удерживается он лишь в том случае, если победитель, с которым должен быть заключен договор, уклоняется от его заключения. То есть задатки, вносимые для участия в торгах, играют ту же обеспечительную функцию, что и любые другие задатки. А потому они подлежат учету в качестве дебиторской задолженности организатора торгов. Включать сумму задатка в состав расходов в момент его внесения нельзя, это противоречит требованиям п. 3 ПБУ 10/99.
Для учета внесенных задатков целесообразно использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", к которому открыть отдельный субсчет для этих целей. Внесение задатка отражается по дебету этого счета в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетные счета".
Если задаток возвращается компании-участнику, в учете просто производят обратную запись по дебету счета 51 и кредиту счета 76.
Когда компания побеждает в торгах, но отказывается заключать договор (контракт), сумма удерживаемого задатка подлежит включению в состав прочих расходов и списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", ведь, по сути, она становится штрафной санкцией за неисполнение обязательств организации-победителя (пример 1).

Пример 1. Компания приняла участие в конкурсе, по условиям которого ей необходимо перечислить задаток в размере 300 000 руб. Конкурс она выиграла, но от заключения договора отказалась, в связи с чем задаток был удержан организатором торгов (заказчиком).
Операции отражаются в учете компании следующими записями:

К-т сч. 51 "Расчетные счета"
300 000 руб.



300 000 руб.
в состав прочих расходов списана сумма задатка, удержанного организатором торгов.

Если же компания побеждает в торгах, но организатор торгов (заказчик) не хочет заключать договор (контракт) и возвращает сумму задатка в двойном размере, необходимо признать половину возвращаемой суммы прочим доходом компании-конкурсанта (пример 2).

Пример 2. Изменим условия примера 1, предположим, что компания выиграла конкурс, но заказчик (организатор торгов) отказался заключать договор и вернул полученный ранее задаток в двойном размере.
В учете компании-конкурсанта в такой ситуации составляются следующие записи:
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
300 000 руб.
задаток перечислен организатору конкурса;
Д-т сч. 51 "Расчетные счета"
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
600 000 руб.
задаток возвращен организатором в двойном размере в связи с его отказом от заключения договора с компанией-победителем;
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
К-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"
300 000 руб.
сумма превышения полученной от заказчика суммы над суммой первоначально внесенного задатка включена в состав прочих доходов.

Если предоставляется банковская гарантия или поручительство

Помимо задатков, в некоторых случаях обеспечение может предоставляться участником в форме безотзывной банковской гарантии или договора поручительства.
В этом случае счет 76 не применяется, ведь ни задаток, ни аванс не вносятся и вообще никакого перечисления денежных средств организация не производит. Однако необходимо организовать забалансовый учет полученных обеспечений обязательств (в форме банковской гарантии или поручительства), для этого задействуют счет 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные".
Вознаграждение банку за выдачу банковской гарантии (ст. 369 ГК РФ) включается в состав прочих расходов (относится в дебет счета 91) в общем порядке, как и расходы на оплату других услуг банков и кредитных организаций (п. 11 ПБУ 10/99) (пример 3).

Пример 3. Компания, принимающая участие в торгах, предоставляет обеспечение в форме безотзывной банковской гарантии в сумме 400 000 руб. Комиссия банка за предоставление гарантии составила 500 руб. Торги компания проиграла.
Произведены учетные записи:
Д-т сч. 008
400 000 руб.
отражено получение банковской гарантии в качестве обеспечения участия в торгах;
Д-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
500 руб.
уплачена комиссия (вознаграждение) банку за предоставление гарантии;
Д-т сч. 91 "Прочие доходы и расходы"
К-т сч. 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
500 руб.
сумма вознаграждения банка включена в состав прочих расходов;
К-т сч. 008
400 000 руб.
после объявления результатов торгов списана сумма обеспечения (банковская гарантия).

Если компания участвует в торгах на электронной площадке

Когда компания-конкурсант участвует в проведении открытого аукциона на электронной площадке, задаток, как таковой, не вносится, и задействовать счет 76 нет необходимости. Однако нужно организовать учет сумм, переводимых на счет оператора электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме. Причем следует предусмотреть раздельный учет сумм, которыми участник может распоряжаться свободно, и сумм, блокируемых оператором по установленным правилам при подаче участником заявок на участие в аукционах.
На наш взгляд, для этих целей нужно применять счет 55 "Специальные счета в банках", к которому в рабочем плане счетов можно предусмотреть отдельный субсчет "Средства на обеспечение заявок на участие в открытых аукционах в электронной форме" (к примеру, 55-4), аналитические счета "Свободные средства на счете, открытом оператором электронной площадки" (для упрощения дальнейших записей закодируем его как 55-41) и "Заблокированные средства на обеспечение поданных заявок" (55-42).
При перечислении средств с расчетного счета на счет, открытый оператором электронной площадки, следует кредитовать счет 51 "Расчетные счета" и дебетовать аналитический счет 55-41.
При блокировке средств оператором площадки на основании поданных организацией заявок на участие в аукционах производится внутренняя запись по счету 55 (с кредита аналитического счета 55-41 в дебет счета 55-42). Одновременно следует отразить за балансом выданные обеспечения обязательств (по дебету счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные").
Когда заблокированные средства разблокируют, осуществляется обратная внутренняя запись по счету 55 и производится списание выданного обеспечения обязательства по кредиту забалансового счета 009 (пример 4).

Пример 4. Компания прошла аккредитацию на электронной площадке и перечислила на счет, открытый оператором площадки, 500 000 руб. В текущем месяце она подала заявку на участие в одном аукционе. В соответствии с его условиями на основании заявки оператор заблокировал средства в обеспечение заявки в размере 280 000 руб. Аукцион компания проиграла, средства были разблокированы.
Произведены учетные записи:

К-т сч. 51 "Расчетные счета"
500 000 руб.
перечислены средства на счет, открытый оператором электронной площадки;
Д-т сч. 55 "Специальные счета в банках" (аналитический счет 55-42)
К-т сч. 55 "Специальные счета в банках" (аналитический счет 55-41)
280 000 руб.
заблокированы оператором электронной площадки средства в обеспечение участия компании в аукционе;
Д-т сч. 55 "Специальные счета в банках" (аналитический счет 55-41)
К-т сч. 55 "Специальные счета в банках" (аналитический счет 55-42)
280 000 руб.
разблокированы оператором электронной площадки средства, которые были ранее заблокированы в обеспечение участия компании в аукционе.

Если компания побеждает в аукционе и заключает соответствующий контракт, помимо разблокирования средств оператор электронной площадки также взимает плату за участие в аукционе. Списание средств с аналитического счета 55-41 производят в дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (на расчеты с оператором), а затем данную сумму включают в состав расходов компании-победителя.
Когда компания побеждает, но отказывается заключить выигранный контракт, с нее также удерживаются денежные средства, которые были заблокированы для обеспечения участия в аукционе. По сути, в этом случае они становятся штрафной санкцией, удерживаемой за нарушение условий аукциона. Причем оператор разблокирует средства и списывает указанную сумму со счета участника, поэтому в учете компании сначала производится внутренняя запись по разблокированию средств, затем запись с кредита аналитического счета 55-41 в дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", после чего удержанная сумма включается в состав прочих расходов (списывается в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы").

Май 2012 г.