История гимназии медведниковых. История Медведниковской гимназии: величие здравого расчета и доброй воли. История создания Медведниковской мужской гимназии

Образовательное учреждение выполнили в востребованном тогда модерне. Его особенностью стали лаконичность и умеренность в декоре, что было достаточно редко для этого стиля той поры.

Главной достопримечательностью фасадной части стали размещенные справа арочное и полуовальное оконные проемы, предназначенные для естественного освещения залов гимназии.

Остальные окна, тоже не маленьких размеров, устроены в классных комнатах и также являются важной составляющей декорирования фасада. Пространство между ними - простенки - облицованы керамической плиткой темно-зеленого оттенка и украшены орнаментальной плиткой светло-зеленого цвета, размещенной в виде горизонтальных полосок.

Окна трех последних этажей имеют одинаковое обрамление, а оконные проемы второго и третьего уровней, к тому же, визуально были объединены общими в исполнении декоративными рамками, что придает простенкам между окнами вид пилястров. Этот элемент удачно дополняют действительные, устроенные под изгибом карнизной части и поддерживающие ее.

В декоре здания Медведниковской гимназии приковывает взгляд ленточный руст, который используется не только на нижнем уровне, но и украшает всю плоскость по правой стороне строения, в которой находятся гигантские по площади окна. Причем, рустовка будто подчеркивает арки устроенных входов и верхнего оконного проема.

Изысканным элементом декоративного убранства фасада являются рокайльные картуши, которые украшают одну из исполненных рустованных пилястр, а также главные окна.

Основной акцент при проектировании здания в Староконюшенном переулке был более направлен на внутреннюю структуру строения, нежели на наружное декоративное убранство.

Архитектор уделил огромное внимание инженерной оснащенности здания и повышенной комфортности, что, несомненно, являлось характерной чертой стиля модерн. Здесь были устроены просторные залы, высокие потолки, широкие коридорные проходы и большой гимнастический зал. Часть гимназических классов выполнили в виде амфитеатров, что было более присуще университетским аудиториям.

Из инженерных коммуникаций стоит обратить внимание на вентиляцию с использованием пылеосадочных камер, которая позволяла обновлять воздух в помещениях трижды в час.

Планировка внутренних помещений гимназии была устроена по принципу разделения пространств начальных и старших классов, которые имели отдельные входы в изолированные друг от друга учебные аудитории и иные помещения.

Еще одной оригинальной идеей здания можно считать размещенный на крыше зал для игр, который укрывал от непогоды застекленный свод.

История создания Медведниковской мужской гимназии

Иван Логгинович Медведников - купец 1-ой гильдии из Иркутска - заработал свое немалое состояние на золотодобыче и перепродаже пушнины. Слыл как щедрый благотворитель не только в родном городе, но и в Москве, куда переехал с семьей в 50-е годы девятнадцатого столетия. Личные средства направлялись им на строительство храмов, учебных заведений и больниц. Кроме этого, Иван Логгинович выплачивал стипендии гимназистам и студентам из необеспеченных семей.

В 1889 году Медведникова не стало. Его супруга - Александра Ксенофонтовна - решает продолжить былую благотворительную деятельность. В конечном итоге, она полностью отписала в завещании свое и мужнино состояние на богоугодные дела. Распоряжаться деньгами был назначен Николай Алексеевич Цветков - ее душеприказчик.

После смерти Александры Медведниковой Цветков посчитал правильным увековечить память о супругах в реализации проекта общеобразовательного учреждения прогрессивного типа. Указ о создании новой гимназии, которая должна была носить имя Ивана Логгиновича и Александры Ксенофонтовны Медведниковых, подписал лично Николай II. Произошло это в 1901 году, 8 июня.

В этом же году состоялась закладка здания Медведниковской гимназии, а школьные классы, до окончания строительства, разместили в доме по улице Поварская, 40 .

В настоящее время в строении по Староконюшенному переулку, 18 находится школа №59, которая, к сожалению, носит имя не Медведниковых, а Николая Васильевича Гоголя.

Каким образом удавалось частным учебным учреждениям в Москве, Петербурге, российской провинции добиваться таких успехов, за чей счет существовали Медведниковская гимназия и реальное училище Мазинга в Москве, Тенишевское училище в Петербурге, громадная Кекинская гимназия в Ростове Великом? Ответ довольно прост – в основе всех этих учреждений лежали здравый расчет и добрая воля благотворителей.

В последние годы мы все чаще слышим о необходимости унификации образовательных программ, создании единой линейки учебников, объединения школ в образовательные комбинаты и упразднения специальных учебных заведений. За последние пять лет многие гимназии, спецшколы и лицеи, действительно, лишились особой поддержки государства, а многие экспериментальные образовательные программы были закрыты. На этом фоне тем более удивительным и интересным представляется тот факт, что одной из важнейших отличительных черт образовательной системы Российской Империи даже в самые неблагоприятные для нее 1880-90-е гг., когда в государственной образовательной политике преобладал реакционный дух, вполне выраженный знаменитым «Циркуляром о кухаркиных детях», было ее разнообразие. В конце XIX века на первый план выходят частные учебные учреждения

Забытые традиции

В Империи существовало множество частных и казенных учебных учреждений, программы которых (хотя и имели некоторый общий стержень), позволяли радикально пересматривать и порядок учебного процесса, и систему изложения курсов. Конечно же, основным источником новейших идей в сфере образования становились именно частные гимназии и училища, которые «при царизме», в отличие от современных, в большинстве случаев не были сословно или классово замкнутыми, а, напротив того, имели репутацию демократических заведений, чьи по тем временам очень либеральные программы курсов составляли лучшие университетские профессора. Кстати, многие представители университетской профессуры преподавали в гимназиях и училищах, и не видели в этом ничего зазорного, чего не скажешь о современных наших школах даже самого высокого уровня. Каким же образом удавалось частным учебным учреждениям в Москве, Петербурге, российской провинции добиваться таких успехов, за чей счет существовали Медведниковская гимназия и реальное училище Мазинга в Москве, Тенишевское училище в Петербурге, громадная Кекинская гимназия в Ростове Великом? Ответ довольно прост – в основе всех этих учреждений лежит здравый расчет и добрая воля благотворителей.

Хорошим примером для понимания того, как было устроено частное образование в Российской империи в начале XX века, может стать знаменитая Медведниковская гимназия. Она располагалась по двум адресам. В начале (с 1901 по 1904 гг.) в особняке князя А. Б. Голицына на Поварской улице (д. 40), построенном в 1880-х гг. по проекту архитектора А. Э. Эрихсона (по его же проектам построены издательство сытинского «Русского слова» на Тверской, аптека Феррейна на Никольской, музей Щукина на М. Грузинской). А позже (с 1904 и по сей день) располагалась в Староконюшенном переулке (д. 18)., в здании, специально для гимназии построенном по проекту архитектора И.С. Кузнецова (который проектировал так же «Деловой двор» на Славянской площади и Саввино-Сторожевское подворье во дворе дома № 6 по Тверской улице).

Фото liveinmsk.ru

Архитектура как основание удачной образовательной модели

История создания гимназии вполне типична для начала XX века: вдова купца Ивана Логиновича Медведникова – Александра Ксенофонтовна, много занимавшаяся благотворительностью, по своему завещанию оставила 2 миллиона рублей «на нужды благотворительности и просвещения», назначив своим душеприказчиком знаменитого Н.А. Цветкова. После смерти Александры Ксенофонтовны (1899 г.), коллежский асессор Николай Алексеевич Цветков распорядился часть завещанных денег выделить для создания частной гимназии имени Ивана и Александры Медведниковых и строительства в Староконюшенном переулке, недалеко от церкви Иоанна Предтечи (прихожанкой которой была Александра Ксенофонтовна) специального здания для гимназии.

Архитектором был приглашен Иван Сергеевич Кузнецов, который и раньше много строил для семьи Медведниковых. Он совместно с преподавателями разрабатывал проект школы нового типа, предполагавшей обустроить пространство не только для обучения, но и для различных внеурочных и внеклассных занятий. Одним из важных новаторских элементов стало создание огромного зала под стеклянной крышей для подвижных игр во время плохой погоды, а также планомерное разделение помещений между младшими и старшими классами, которые имели не только особый вход в здание, но также и собственные рекреации и площадки для игр. Здание также было оборудовано всеми новейшими достижениями техники: лифт, телефон, электричество, водопровод, душевые кабины, автономная система отопления, система вентиляции и кондиционирования.


Парадный зал гимназии в Староконюшенном переулке.

И.С. Кузнецов, как и положено архитектору эпохи модерна, разрабатывал не только план здания и решение фасада, но также и все мельчайшие детали – расстекловку окон, форму и размер дверных ручек, тяжесть входных дверей, парты, стулья и кафедры для преподавателей в кабинетах. Им были созданы даже наброски для особенных авторских физических приборов (например, колесо машины Вирмшурста в его исполнении не только обладало необычной формы спицами, но и было снабжено чугунной ручкой в форме молнии!). Такая детальная проработка, а также создание подробной инструкции по правильной эксплуатации здания, были внове для московской публики, но именно они позволили быстро наладить образовательный процесс, не занимая головы почтенных профессоров простыми бытовыми проблемами.

Из оставшихся после строительства и отделки помещений средств по распоряжению Цветкова был образован фонд поддержки гимназии, наподобие современных эндаументов: гимназия существовала не за счет расходования вложенной в фонд суммы, но за счет процентов с нее. Это позволило учредить специальные стипендии для беднейших учеников, которые могли учиться в гимназии бесплатно. Число таких стипендиатов изначально равнялось 30, но позже стали появляться и другие «именные» стипендии. Прочие ученики платили 300 рублей в год, однако эти деньги не были основным доходом учебного зеведения – как и многие другие негосударственные учебные учреждения Медведниковская гимназия существовала за счет пожертвований меценатов, дополнительных вкладов попечителей и все более разраставшегося со временем фонда. Именно на попечителей гимназии ложилась задача поиска все новых средств для развития школы и материального поощрения ее сотрудников. Кажется, что в условиях постоянно сокращающегося государственного финансирования именно такая задача ложится на плечи и современных попечителей российских школ.

Именно эта финансовая и даже — в известном смысле — политическая независимость позволяла Медведниковской гимназии развивать свою собственную модель образования, в основу которой (вопреки принципу, распространенному среди казенных гимназий), были положены не только древние языки, но и изучение современных европейских языков, современной литературы, технических и естественнонаучных предметов. Также в школе появилось множество факультативов и дополнительных предметов, что при наличии собственной столовой с горячими (по тем временам это было очень важное, даже радикальное нововведение!) завтраками и обедами, давало ученикам школы возможность находиться там большую часть дня. Конечно, внесение таких изменений требовало высочайшего согласия, но после его получения школа оказывалась практически независимой.

Демократические принципы работы школы

В гимназии работали многие известные ученые, профессора университетов, такие, как Н.М. Кулагин, С.П. Моравский, Б.А. Фохт, М.К. Любавский (последний преподавал в гимназии историю, будучи уже ректором Московского университета!). Директором школы с 1901 по 1912 годы был известный историк и педагог В.П. Недачин, который и разрабатывал основные принципы работы школы. Некоторые из них до сих пор производят особенное впечатление. Например, в основу внутришкольных взаимоотношений ставилась идея дебюрократизации, «замена формального, чисто чиновничьего отношения к делу воспитания и обучения детей отношением истинно педагогическим, т.е. разумным, сердечным, основанным на близком общении учащих с учащимися и на взаимной их любви и доверии», индивидуальная работа с каждым учеником, устранение узкой предметной специализации, создание настоящей средней «общеобразовательной» школы.

К сожалению, несмотря на заступничество попечителей и преподавателей, в 1912 году Недачин был снят со своей должности, а спустя несколько лет он эмигрировал, и стал основателем Русской гимназии в Париже, в программе которой во многом были реализованы педагогические наработки Медведниковской гимназии. Вообще программа гимназии стала основой для многих новых учебных учреждений – среди них, помимо упомянутой Русской гимназии в Париже, женская гимназия Хвостовой в Кривоарбатском переулке и Кекинская гимназия (позже — училище) в Ростове Великом.

После Октябрьской революции 1917 года фонд и попечительский совет гимназии перестали существовать, а сама гимназия была национализирована и перепрофилирована. После ряда переименований и экспериментов с программой, гимназия Медведниковых получила номер «59», а позже посвящение Н.В. Гоголю.Так она называется и сейчас.

Гимназия Медведниковых (официальное название "9-я классическая гимназия Ивана и Александры Медведниковых) - среднее учебное заведение для мальчиков Российской империи, расположенное в Москве. В настоящее время - школа № 59 им. Н. В. Гоголя.

Иркутский купец Иван Логгинович Медведников активно занимался благотворительностью в Иркутске и в Москве, куда он переехал в 1850-е годы после непродолжительного пребывания в Петербурге. После его смерти в 1889 году вдова Александра Ксенофонтовна Медведникова продолжила благотворительность и, после выделения в завещании немалых сумм на конкретные цели (в том числе миллиона рублей на больницу для неизлечимо больных) завещала остальной капитал (несколько миллионов рублей) на благотворительные цели «по усмотрению» душеприказчика, коллежского советника Николая Алексеевича Цветкова.

Цветков решил, что «лучшим способом увековечить её память будет дать русскому обществу такую школу, где бы серьёзность учения соответствовала возрасту, развитию и силам учащихся». Он обратился с заявлением о намерении принести крупный дар И. и А. Медведниковых (450 тыс. руб.) Министерству народного просвещения на учреждение в Москве средней общеобразовательной школы (гимназии) нового типа. По высочайшему повелению Николая II, гимназия имени Ивана и Александры Медведниковых была учреждена 8 июня 1901 года. Открылась гимназия 2 октября 1901 года. Тогда же, в сентябре 1901 года, было заложено здание гимназии по адресу Староконюшенный переулок, дом 18 (по другим источникам, закладка произошла 12 мая 1902 года - нынешний . Новое здание строилось по проекту художника-архитектора И. С. Кузнецова и было закончено в январе 1904 года. До этого занятия происходили в помещении на Поварской улице, 40.

Проект И. С. Кузнецова включал обширные залы и коридоры, высокие потолки, эффективную вентиляцию с пылеосадочными камерами, способную трижды обновить воздух в классах в течение каждого часа, большой гимнастический зал (построенный на деньги промышленника Н. А. Второва, земляка Медведниковых).

Строительство обошлось в 300 тысяч рублей. Оборудование гимназии также проводилось по последнему слову техники: шинели гимназистов просушивались и подогревались в раздевалке; для гимназии была заказана специально сконструированная школьная мебель, оборудованы мастерские. Общие затраты составили 1 миллион рублей.

Гимназия поначалу существовала при поддержке московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

Н. А. Цветков и первый директор гимназии Василий Павлович Недачин сумели создать новый тип гимназического образования в России, рассчитывая, что по образцу Медведниковской гимназии будет перестроена вся школьная система. Количество часов на изучение древних языков было сокращено, зато обязательным стало изучение новых: французского, немецкого, английского, расширилось преподавание мироведения, естественной истории, физической географии, анатомии и гигиены. В штат гимназии вошли преподаватель гимнастики, педиатр и дантист. Всем ученикам предлагались горячие завтраки. Родители учеников участвовали в работе педагогического совета.

Предварительной подготовке учеников к поступлению в гимназию способствовала устроенная при ней особая подготовительная школа с трехлетним курсом, в которую принимались дети в возрасте 7–8 лет. Ребят учили чтению, письму, иностранным языкам, Закону Божьему. Расписание было построено таким образом, чтобы уроки чередовались со специальным часом для подвижных игр. После подготовительного класса ученики поступали в первый гимназический класс. При этом обязательно сдавали вступительные экзамены, потому что поступали и дети, бывшие на домашнем обучении. В гимназических классах вместо специального часа подвижных игр в середине дня полагались уроки гимнастики или пения. Заканчивалась учёба в три часа дня, но многие ученики приходили и вечером: на факультативы или просто поиграть на школьном дворе, который зимой становился катком, а летом - площадкой для спортивных игр. В самом здании были предусмотрены специальные залы для отдыха в ненастную погоду.

Плата за обучение составляла 300 рублей в год, но некоторые ученики были от нее освобождены. Одним из главных условий, поставленных Н. А. Цветковым, было бесплатное обучение беднейших детей в память покойных благотворителей Медведниковых. По Высочайше утвержденному Положению об учреждении гимназии было установлено 30 стипендий имени Медведниковых. С течением времени при гимназии были учреждены ещё четыре именные стипендии. При этом гимназия, как и все другие казённые учебные заведения, освобождала от платы за учение всех детей преподавателей средних учебных заведений, а также 10% «достойных из беднейших учеников». Общее число всех освобождённых от платы за учение доходило до 120 человек, что составляло около 30% от общего числа учащихся. Кроме того, гимназия назначала из своих специальных средств пособия ученикам до тысячи рублей в год и освобождала от платы за завтраки 40 человек.

Л. В. Собинов, у которого здесь учились сыновья, устраивал благотворительные концерты в пользу учащихся.

Учебные программы этой мужской гимназии вошли в основу открывшейся в 1906 году гимназии для девочек Н. П. Хвостовой в Кривоарбатском переулке (дом № 15).

Около 1912 года директором гимназии становится Сергей Николаевич Эверлинг вместо снятого «за либеральность» В. П. Недачина.

Гимназия Медведниковых перестала существовать весной 1918 года; её бывший директор В. П. Недачин вскоре эмигрировал и создал в 1920-х годах русскую гимназию в Париже (Недачин собрал в ней лучших своих педагогов, привлёк бывшую профессуру Московского университета и возродил в новых сложных условиях славные традиции Медведниковской гимназии. Не удивительно, что именно эта гимназия просуществовала дольше всех учебных заведений эмиграции).

Было введено совместное обучение: часть учеников перевели в бывшую женскую гимназию Ломоносовой, а часть учениц оттуда перевели в Медведниковскую гиманзию.

  • В 1920-21 годах она стала 21-й трудовой школой Хамовнического района, специализированной в «гуманитарном цикле»
  • С 1921 года стала 106 объединённой школой Хамовнического района
  • С 1923 года стала 9-й опытной школой МОНО
  • В том же 1923 году после слияния с другими бывшими гимназиями школа стала 20-ой опытной школой имени Томаса Эдисона
  • В 1925-1930 годах школа была фабрично-заводской семилеткой с химическим и административно-советским уклоном
  • В 1933 году школа наконец получила сегодняшний номер (59-я)
  • В 1943 году вводится раздельное обучение, школа вновь становится мужской
  • 9 февраля 1952 года школе было присвоено имя Н. В. Гоголя
  • С 1954/1955 учебного года восстанавливается совместное обучение.

Директора школы:

  • С 1943 по 1954 - Давид Натанович Розенбаум
  • С 1954 по 1962 - Алексей Иванович Шемякин
  • С 1962 по 1963 - Валентин Григорьевич Панфилов
  • С 1963 по? - Алексей Алексеевич Агарев
  • С? по 1982 - Ирина Георгиевна Шишкина (мать М. П. Шишкина)
  • С 1982 по 2004 - Валентина Васильевна Ершова
  • С 2004 по настоящее время - Виктория Михайловна Филькина

Гимназию (до революции) закончили - Ю. А. Завадский, Г. П. Гольц, С. И. Фудель, Е. В. Милановский, А. А. Сидоров, Иммануил Великовский.

Среди учеников школы (после революции) - академики С. С. Аверинцев, В. И. Арнольд, В.П. Маслов, Ю.А. Рыжов (два последних учились в одном классе), В.П. Мясников, политик и писатель В. К. Буковский, биофизик А. М. Жаботинский, основатель компании «Вымпел-Коммуникации» («Билайн») Д. Б. Зимин, фотожурналист Борис Кауфман, философ и культуролог Г. С. Померанц, протоиерей Александр Салтыков, актёр В. С. Шалевич. В школе учились также археолог Н. Я. Мерперт, актер Р. Я. Плятт, писатель-фантаст Кир Булычёв, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв, писатель М. П. Шишкин и др.

Известные педагоги:

  • Кулагин, Николай Михайлович - мироведение (1903)
  • Любавский, Матвей Кузьмич - история (1914)
  • Моравский, Сергей Павлович - история (1903-1907)
  • Надеждин, Христофор Алексеевич - Закон Божий (1901-1915)
  • Фохт, Борис Александрович - философская пропедевтика.
  • В 1907 году в здании гимназии помещался только что основанный Московский археологический институт.
  • Медведниковская гимназия фигурирует в романе М. П. Шишкина «Взятие Измаила»:

Покойный родился в семье директора школы, где в цветочном горшке на подоконнике огрызок яблока, а из туалета лезет запах мочи.

Чу! Что за нездешние звуки летят по пустынным вечерним коридорам? Чьи шаги нарушают дерзко покой цитат и портретов? За кем бежит вприпрыжку по натертому до свиста паркету эхо Медведниковской гимназии?

Это бьет сарацин-невидимок шлемоблещущий мальчик, измученный очками с одним стеклом от косоглазия и истерзанный навязчивым страхом проглотить паука. Отец подарил мне на шестилетие сделанный в столярке учениками рыцарский набор - шлем, маленькие латы, похожий на крышку от кастрюли щит, обоюдоострый меч и длиннотенное копье. Вечером, когда здание запиралось на ночь, я убегал из флигеля, где отцу дали казенную квартиру, и с воплями носился по темным коридорам, разя направо и налево полчища врагов. Это был мой захваченный ими дом, мой замок, моя крепость, и я в яростных схватках срубал чалмы вместе с головами с обидчиков, очищая от скверны школу этаж за этажом.

  • В здании школы снимались сцены из фильмов: «Однажды 20 лет спустя», «Господин гимназист», «Дворы нашего детства», «Розыгрыш», «Александровский сад», «Казус Кукоцкого», выпуск № 46 киножурнала «Ералаш» (сюжет второй - «40 чертей и одна зеленая муха») и др.
  • Герой фильма «Гостья из будущего» (по повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперед») дед Павел учился в 59-й.
Ответить Подписаться Скрыть

Вот и настал День Знаний. Для кого-то это событие является радостным, для кого-то – не очень. Однако, именно сегодня тысячи детей, родителей и их родственников празднуют начало учебного года.

Традиция делать из начала школьных и университетских будней праздник имеет старинные корни. Задумывались ли вы о том, насколько изменились наши представления об образовании за последний век? Еще 150-100 лет назад образование мог получить далеко не каждый, 200 лет назад образование было доступно лишь привилегированным сословиям общества и редким счастливчикам, которые в нужное время оказались в нужном месте.

А насколько сильно отличался режим гимназиста прошлых лет от режима нынешнего ребенка!? Читая воспоминания Пушкина о Царском Селе, мемуары членов императорской семьи о домашнем обучении и даже – сентиментальные произведения Лидии Чарской о жизни гимназисток, мы видим, насколько отлаженным, четким и даже «армейским» был режим жизни и учебы этих детей. Но, несмотря на все трудности, образование воспринимали как благо, дорогу в будущее и ключ к жизни. Не случайно здания образовательных учреждений до революции возводились лучшими зодчими того времени. Они по праву считались одними из самых красивых зданий в городе и служили предметами всеобщего восхищения.

В честь Первого сентября я хочу представить вашему вниманию небольшую подборку замечательных по красоте своей архитектуры учебных учреждений, построенных до революции.

2. Вторая Московская Гимназия была открыта в 1836 году в бывшем дворце графа Мусина-Пушкина на площади Разгуляй. Под её управлением работали московские уездные училища. При гимназии имелся благородный пансион. Здание гимназии в начале XX века. На заглавной фотографии - Первая Московская Гимназия (губернская), организованная на базе существовавшего с 22 сентября 1786 года Московского Главного народного училища.

3. Третья Московская Гимназия (из книги: Краткий исторический очерк пятидесятилетия Московской III гимназии. - М., 1889).

4. Четвертая Московская Мужская Гимназия с благородным пансионом при ней была учреждена 1 июня 1849 года.

5. Пятая Московская Гимназия в 1914 году.

6. Шестая Московская Гимназия была открыта не позднее 1871 года. В 1882-1917 она располагалась в здании, которое сегодня занимает Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского.

7. Седьмая Московская Гимназия, в память Александра III, была на площади Страстного монастыря, Страстной, ныне – Пушкинской пл. Здание бывшей гимназии не уцелело, оно находилось рядом со старым зданием типографии Известий. Его снесли при строительстве нового здания издательства. Считается, что во времена грибоедовской Москвы дом, в котором позднее была открыта гимназия, принадлежал Фамусову, герою комедии ""Горе от ума".

8. Гимназия им. Г.Шелапутина (названа в память сына жертвователя П.Г.Шелапутина). Располагалась в Трубецком пер. (по-советски – пер. Хользунова).


9. Медведниковская Гимназия (по имени жертвователя иркутского купца И.Л.Медведникова и его вдовы А.К.Медведниковой) по адресу Староконюшенный пер. 18. В советское время – школа №59 им. Н.В.Гоголя, преобразованная в новосоветскую гимназию им. А.С.Грибоедова.

10. Гимназия на Б. Якиманке в 1909 году.

11. Императорский Царскосельский лицей (с 1843 по 1917 годы - Александровский лицей) - привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им.

12. Елецкая Классическая Мужская Гимназия - среднее образовательное учебное заведение в городе Ельце Российской империи. Основано в ноябре 1871 года.

13. В 1879 году в Ельце открылась женская гимназия. Она давала педагогическое образование. В статье 45 Положения о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения от 1870 года говорится о том, что выпускницам давалось звание учительницы начальных училищ и право заниматься обучением на дому.

14. Рязанская Мужская Гимназия - главное учебное заведение в Рязанской губернии в 1804-1917 годах.

15. Здание Второй Мужской Гимназии: парадный вход справа - для учителей; левый вход - для гимназистов. Перекресток Астраханской и Николодворянской улиц.

16. Владимирская Лингвистическая Гимназия им А. Г. Столетова (или гимназия № 23) - среднее общеобразовательное учреждение в России. Одна из старейших гимназий в России. Открытка начала XX века.

В завещании Александра Медведникова выделила часть средств на конкретные цели (например, 1 миллион рублей шел на больницу для неизлечимо больных), а остальной капитал - на благотворительность «по усмотрению» душеприказчика, коллежского советника Николая Цветкова.

Цветков решил, что лучшим способом увековечить ее память будет создать образцовую школу. 8 июня 1901 года он получил разрешение открыть гимназию имени Ивана и Александры Медведниковых. 2 октября она начала работу в доме №40 на Поварской.

Тем временем в Староконюшенном переулке заложили фундамент здания по проекту И.С. Кузнецова, куда гимназия перебралась в 1904 году.

В новом доме были большие помещения и коридоры, высокие потолки, гимнастический зал. Оборудовали гимназию Медведниковых по последнему слову техники: шинели учащихся просушивали и подогревали в раздевалке, мебель для гимназии изготовили на заказ, обустроили мастерские, а вентиляция с пылеосадочными камерами трижды обновляла воздух в классах в течение каждого часа. На все это потребовался 1 миллион рублей.

Путеводитель по архитектурным стилям

Н.А. Цветков и первый директор гимназии Василий Недачин создали новый тип гимназического образования в России.

Количество часов на изучение древних языков сократили, зато обязательным стало изучение французского, немецкого и английского. Расширилось преподавание мироведения, естественной истории, физической географии, анатомии и гигиены. В штат гимназии вошли преподаватель гимнастики, педиатр и дантист. Ученикам предлагали горячие завтраки. Родители гимназистов входили в педагогический совет. Стоимость обучения достигала 300 рублей в год, но некоторых учили бесплатно.

Цветков и Недачин рассчитывали, что по образцу Медведниковской гимназии будет перестроена вся школьная система. Ее учебные программы уже стали основой открывшейся в 1906 году гимназии для девочек Н.П. Хвостовой. Но в 1918 гимназия Медведниковых закрылась.

В.П. Недачин вскоре эмигрировал и создал в 1920-х русскую гимназию в Париже. А в бывшей мужской гимназии Медведниковых ввели совместное обучение. Вскоре она стала называться Опытной школой имени Томаса Эдисона. А после того, как в 1952 году в честь столетия со дня кончины Н.В. Гоголя ученики победили в творческом конкурсе, школе присвоили имя Гоголя.