Ильин учитель литературы его методика. Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов. Урок - это помощь

Ильин Евгений Николаевич. То новое, что внес он в дидактику, видно будет лучше и нагляднее, если его методику сравнить с привычной методикой изучения литературы в школе.

Система подачи нового материала по литературе имела традиционную схему: 1) излагается биография писателя, поэта; 2) изучается и анализируется его творчество по крупным разделам, например, лирика, гражданская поэзия, сказки, исторические повести А.С. Пушкина или других писателей, поэтов; 3) общие идеи иллюстрируются отрывками из произведений писателя, цитатами из стихов поэта; 4) делаются выводы о художественных особенностях произведений, о вкладе писателя в историю литературы. Есть, конечно, и варианты. При этой системе учитель “дает” (транслирует) материал, а ученик его “берет”, если есть желание “брать”. Очень часто у ученика не возникает интереса к чтению произведения. Не все ученики читают программную литературу. У Е.Н. Ильина читают все! Негативная сторона традиционного изучения литературы: на первом месте стоит познавательная задача, а уж потом - воспитательная. В методической системе Е.Н. Ильина есть ряд находок в построении изучения темы, подаваемых “наоборот”, в отличие от традиционного. Педагог-новатор главную цель преподавания литературы видит в ее воспитательной функции, а уже потом - в познавательной. “Интенсифицировать знания в массовой школе в полной мере удается лишь на воспитательной основе”. Отказавшись от пассивных методов обучения (”Запоминай так, как сказано в учебнике!”), он разнообразными приемами побуждает учащихся к активному поиску “своей истины”, собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем. Постоянно используются приемы, рассчитанные на эмоциональное воздействие литературных и поэтических произведений на ученика. “В какой мере работа ума становится трудом души - вот критерий урока литературы”.

Е. Н. Ильин деталь считает жемчужиной текста. “Одним узелком все распутать и снова собрать в узелок - разве не заманчиво? Проблемность, целостность, образность - все, все в этом узелке”". Начиная с “мелочи” и “детали”, преподаватель рассуждает, ищет, спорит, ошибается, исправляется и доходит до больших обобщений: от детали -> через поиск -> к обобщениям. Поиск, начатый на уроке, продолжается за его пределами, появляются творческие, иногда - игровые задания.

Особое внимание уделяется репликам, вопросам учащихся на уроке. В них выражается поиск, спор, сомнение, возражение, стремление иметь свою точку зрения. Развивается любознательность, ученик тянется к литературе. И учитель не только учит, но и сам учится у школьников.

Е. Н. Ильин придает значение педагогической технике. Артистизм учителя он считает наивысшим учебным средством. Урок литературы - это искусство, и учитель - художник своего урока: он и сценарист, и режиссер, и исполнитель, и взыскательный критик, и литературовед. Если этого нет, утверждает Е.Н. Ильин, то учитель имеет дело с пресловутой “галереей образов”, “фигур, персонажей, куда неожиданно попадает и словесник-академист как один из “типичных представителей” неживой, незримой литературы”.


Велико значение общения учителя с учащимися в учебно-воспитательной работе, считает Е. Н. Ильин. Необходимо строить новый тип отношений учителя с учеником, в основе которого - “доброжелательность, мудрая простота, взаимный контакт и интерес”.

Мы рассказали об опыте новатора-преподавателя литературы. Но что у Е.Н. Ильина возьмет учитель других предметов? Предвидя такой вопрос, в одной из книг он сам ответил, что его опыт должен заинтересовать не только словесников и не только учителей, потому что он выверен многолетней практикой и высоким стабильным конечным результатом. Безусловно, учитель любого предмета возьмет воспитательную функцию урока, обеспечивающую успех работы учителя, прием как узел урока, активную поисковую работу учащихся вместе с учителем как сотворчество, общение учителя и учеников как духовный контакт, педагогическую технику как атрибут педагогического мастерства.

Педагогика © 2009 All Rights Reserved

Словесник Ильин

Педагог-новатор, учитель литературы из г. Санкт-Петербург, автор оригинальной концепции преподавания изящной словесности.

По Ильину, литература не просто учебный предмет, а «постижение жизни», а анализ произведения сопровождается «трудом души». Список программных произведений содержит перечень важнейших нравственных проблем, не решив которые невозможно воспитать Человека. Урок-проблема характеризуется постановкой актуального, злободневного, личностно-значимого вопроса, на который ученик и учитель совместно ищут ответ.

Обсуждение прочитанного выливается в выработку жизненной позиции, а личностное отношение к героям произведений проясняет мировоззренческие нравственно-этические принципы. Активное участие в полемике всех учеников класса обеспечивается реализацией учителем «закона трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем».
Одна узловая деталь стать точкой «развертывания» всего произведения, а ответ на вопрос, обращенный к данному конкретному классу и даже конкретной личности, требует досконального знания произведения, критических материалов, биографии писателя.
Уроки Е.Н. Ильина - это «художественный анализ художественного произведения». Артистизм, экспрессию, эмоциональное воздействие он считает одними из важных педагогических техник.

Ильин Евгений Николаевич (р. 8 ноября 1929 года) - учитель литературы 307-й, затем 516-й средней школы Ленинграда (С.-Петербурга). В 1960-70-х годах разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения. Система Ильина стала одной из составляющих педагогики сотрудничества.

О нём

Вся его жизнь - это борьба за внимание. Не за дисциплину, не за тишину на уроке - за внимание. Но разве и во всей школе, и в искусстве, и во всем мире не идет сегодня борьба за внимание людей - за людей? Ильин говорит только о своем классе, но попадает в самый нерв современности.

На этот поразительный по точности и простоте вопрос - как завоевать внимание учеников - Ильин отвечает с такою же неожиданной простотой. Он говорит, что урок литературы надо строить точно теми же средствами, какими строится художественное произведение. Ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… - словом, языком искусства». Прием, деталь и вопрос - в этих трех словах весь Ильин.

Сочинения

  • Урок продолжается. - М., 1973.
  • Искусство общения. - М., 1982.
  • Роман М. А. Шолохова «Поднятая целина» (Из опыта работы). Кн. для учителя. - М., 1985.
  • Шаги навстречу. - М., 1986.
  • Рождение урока. - М., 1986.
  • Путь к ученику. - М., 1988.
  • Герой нашего урока. - М., 1991.
  • «Минувших дней итоги…» - Л., 1991.
  • Из блокнота словесника. - СПб., 1993.
  • Давайте соберемся. - М., 1994 (соавт.).
  • Как увлечь книгой. - СПб., 1995.
  • Воспитаем читателя. - СПб., 1995.

Литература

  • Соловейчик С. Л. «Словесник Ильин». «Комсомольская правда», 14.04.1977.
  • Останкинские вечера. - М., 1988.
  • Иванихин В. В. Почему у Ильина читают все? - М., 1990.

Авторская система ленинградского (петербургского) учителя литературы Евгения Николаевича Ильина была разработана в 1960-1970-е гг., но широкую известность в СССР приобрела в середине 1980-х – начале 1990-х гг. (именно в это время вышла книга В.В. Иванихина «Почему у Ильина читают все?» (1990) , а также издано большинство педагогических сочинений самого Е.Н. Ильина: «Рождение урока» (1986), «Путь к ученику» (1988), «Из блокнота словесника» (1993), «Как увлечь книгой» (1995) и др.

1. Идея «обучающего воспитания» . Роль литературы как учебного предмета состоит, в первую очередь, в том, чтобы организовать осмысление детьми нравственных проблем, с которыми они сталкиваются или столкнутся в жизни. Поэтому в обучении «по Ильину» на первый план выходит нравственное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.

2. Идея преподавания литературы как искусства (а не как научной дисциплины). По мнению Е.Н. Ильина, литература – изучаемый в школе вид искусства, в котором можно объединить все научные знания по гуманитарным дисциплинам, придать им целостность и усилить их влияние на личность ученика личностно-эмоциональным отношением. Важно то, какое эмоциональное воздействие оказывает художественное произведение на учеников. Это не означает пренебрежения дидактическим принципом научности, поскольку у Ильина сохраняется фактическая точность, историческая достоверность, освоение учениками литературоведческих понятий. Но главным становится не отвлеченное понимание и запоминание фактов, а переживание описанных в произведении проблем, постановка себя на место литературного героя в ситуациях нравственного выбора, сострадание ему. Это позволяет ученикам глубоко осмысливать содержание произведение художественной литературы в тесной связи с современными проблемами.

Реализуя эти идеи, Е.Н. Ильин особым образом структурировал содержание школьного курса литературы. В каждом художественном произведении он выделил нравственные вопросы-проблемы, которые так или иначе в нём ставятся. Урок, таким образом, посвящается не формальной теме, взятой из типовой программы, а проблеме, которая способна пробудить интерес учеников. Смыслом урока становится поиск ответа на вопрос, осмысление проблемы, обсуждение возможных путей её решения.

Процесс обучения у Е.Н. Ильина основан на формуле «от опыта личности – к анализу художественного произведения и от него – к Книге». Введение учеников в структуру изучаемого материала осуществляется посредством цепочки «деталь – вопрос – проблема».

1. «Деталь». Изучение литературного произведения начинается с яркой детали, стимулирующей интерес ученика к книге. Это может быть небольшой фрагмент из произведения, факт из биографии автора или что-то ещё. Главная задача использования детали – сделать так, чтобы детям захотелось об этом говорить и узнать больше.

2. «Вопрос». Способ введения учащихся в проблему. Основные требования к вопросу:

Злободневность вопроса, личностная значимость для учащихся;

По возможности – обращение вопроса именно к школьникам данного класса и даже к конкретному ученику;

Разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, должно требовать тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с биографией автора, с историей создания изучаемого произведения.

3. «Проблема». Поиск ответа на поставленный вопрос в режиме диалога, организуемого и инициируемого учителем (коллективное обсуждение проблемы, дискуссия). Участниками диалога выступают три основных субъекта: учитель, ученик и автор художественного произведения (благодаря постоянным обращениям к тексту). Причём ученики, осмысливающие и эмоционально переживающие книгу, создают новый личностный контекст, становясь в какой-то степени соавторами.

Следует отметить, что предложенный Е.Н. Ильиным способ создания проблемных ситуаций «деталь – вопрос – проблема» универсален, он вполне может применяться в преподавании других предметов.

Примечания

Валерий Васильевич Иванихин – кандидат педагогических наук, профессор Шадринского гос. пед. института. Не упущу возможности похвастаться и приписать себя к числу его учеников. В.В. Иванихин вёл у нас курс методики преподавания литературы (тогда он как раз работал над этой книгой и часто обращался на занятиях к опыту Е.Н. Ильина), под его научным руководством я писал курсовую, а впоследствии, работая в сельской школе, неоднократно обращался к нему за советом. Он посоветовал мне поступать в аспирантуру, подсказал тему диссертации и помог написать мою первую научную статью.
Возможно, Вас заинтересуют...

Родился в Ленинграде в 1929г.

Пережил блокаду, работал на

заводе, закончил ЛГУ и более

30 – ти лет проработал

в школе учителем

литературы.

В 80 – е годы стал широко известен в

среде педагогов.

Разработал оригинальную концепцию

преподавания литературы

на основе педагогического общения. Выпустил несколько книг о своём педагогическом творчестве.

«Говорить о Евгении Николаевиче можно без конца. Но главное - он оригинален. Его своеобразие покорило нас».

«Наш литератор - необыкновенный человек. Чувствуется, что он не просто преподаватель, он еще и мастер своего дела».

«Мне почему-то кажется иногда, что это у нас не урок, а подготовка к чему-то очень важному…»

«Ведь нет такой науки - учиться жизни, а Евгений Николаевич как бы подготавливает нас к жизни, в полном смысле слова».

«Литератор у нас вообще личность…»

  • Артистизм учителя он считает наивысшим учебным средством.
  • В практике Ильинаон видел,что жест бывает красноречивее слова, а мимика в кратчайшую долю секунды доказывает то, на что потребовались бы монологи.
  • Кроме того, проведение воспитательной работы с «исторической партой», когда учитель рассказывает классу о ребятах, которые сидели когда-то за теми же партами, знакомит с их именами, мыслями, находками. Некоторые парты имеют целый «список» интересных учеников.
  • Широко использует прием «Пишем книгу», когда ученик на время урока становится известным писателем или поэтом.

  • При вопросе у ребенка мысль пробуждается, но при ответе она затухает.
  • Искусство педагога - направить ребенка на путь творчества. Ученики «оживают», когда учитель вместе с ними ищет истину.
  • Чтобы вопросы-проблемы служили действенным средством нравственного воспитания, Е.Н. Ильин предлагал глубоко изучать своих учащихся (на уроке, экскурсии, в театре; изучать каждого в отдельности и класс в целом).
  • По глубокому убеждению Е.Н. Ильина, учитель должен уметь «читать» ученика, знать о нем не меньше, чем о героях, писателях. Важно воздействовать на ученика практическим опытом литературы.