Женщины масоны: если очень хочется, то можно…. «Женское масонство», «женское Евангелие», женщина — Верховный жрец и Глава церкви Есть ли в обществе масонов и женщины

Суворов, Кутузов, Бернс, Моцарт, Пушкин, Оскар Уайльд, император Александр I , митрополит Филарет (Дроздов)... Как ни странно, в биографиях этих людей, есть нечто объединяющее их. Все они были членами масонских лож. Этот поразительный факт всегда интриговал меня, поскольку мое мнение о масонстве несколько противоречило участию в этом движении всех перечисленных выше людей. Всегда упрямо вставал резонный вопрос - если они все были масонами, то что же такое масонство на самом деле, и все ли мы знаем о нем? Вопрос долгое время оставался для меня открытым, пока... Просматривая в Интернете новости, я случайно встретил заметку под любопытным названием: "Российские масоны заявили о себе". В ней кратко говорилось о появлении официального сайта русских масонов, и приводилась соответствующая ссылка (www.freemasonry.ru). Мне оставалось только написать письмо по указанному на страничке электронному адресу и ждать ответа. Ответ пришел три дня спустя: " Давайте встретимся". Далее следовали имя и номер контактного телефона. Встреча должна была состояться в одном из кафе. Я пришел за десять минут до назначенного часа, сел за столик и стал ждать. "Масонство - это свободное сообщество независимых людей безотносительно к их вероисповеданию, стремящееся к практическому достижению идеалов мира, любви и братства. Масонство полагает своими целями нравственное усовершенствование человечества и практику облеченной в символические формы и ритуалы истинной благотворительности. Масонство налагает на всех своих посвященных обязательство уважать чужое мнение и строго запрещает любые дискуссии по политическим или религиозным вопросам, дабы являться неизменным центром братского единения, в котором царит совершенная гармония мысли..." (из Конституции Великой Ложи России). Мой собеседник появился минута в минуту. Тридцати с небольшим лет, с аккуратной бородкой, в простом костюме. Манера держаться и говорить сразу выдает высшее гуманитарное образование. По его просьбе мы заказали по кружечке зеленого чая и начали разговор. - (Я) Итак, вы - масон... - (Мой собеседник улыбается) Да, с 1993 года я являюсь членом Всемирного Ордена Вольных Каменщиков. Принят в братство я был в Москве в Достопочтенной Ложе "Гармония", которая тогда входила в юрисдикцию Великой Национальной Ложи Франции. Я являюсь членом своей Достопочтенной Ложи с момента ее учреждения, участвовал в первой Генеральной Ассамблее Великой Ложи России. - О масонах говорят совершенно противоречивые вещи. С одной стороны, масонами были Кутузов, Пушкин, Моцарт. А с другой стороны, масонов обвиняют чуть ли не во всех войнах и революциях, начиная с XV II века. Где же истина? - Все дело в том, что существуют два совершенно разных типа организаций, именующих себя масонскими ложами. Мы называем эти организации регулярным и нерегулярными ложами. Регулярное масонство берет свое начало в средневековых цеховых гильдиях вольных каменщиков, строителей готических соборов, крепостей и замков. В основе его ритуалов лежит символизм строительных работ. В современном своем виде регулярное масонство оформилось в XVШ веке в Англии. Собственно говоря, это и есть настоящее, истинное масонство. Именно в регулярные ложи входили и Пушкин, и Суворов, и Моцарт, и множество других выдающихся людей своих эпох, подлинных сынов своих отечеств, пламенных патриотов и борцов за высокие идеалы. Основными принципами любой регулярной ложи являются: вера в единого Бога, уважение чужого мнения, стремление к достижению идеалов мира, любви и человеческого братства. Регулярные масоны обязаны любить свою страну, быть верными ее законам и законно избранным властям, полагать труд основным долгом человека, почитать труд во всех его формах. Один из видных деятелей мирового масонства Альберт Пайк писал: "Как гражданин своей страны масон должен быть на стороне конституционного правительства, закона, порядка, дисциплины и подчинения государственной власти". Нерегулярное масонство - это собрание людей называющих себя масонами, но при этом отвергающих основополагающие принципы масонства. Наиболее крупная нерегулярная масонская организация - Великий Восток Франции. Надо сразу отметить, что во Франции есть и регулярное масонство. Регулярными масонскими организациями являются Великая Национальная Ложа Франции и Верховный Совет Франции. Ложи нерегулярных масонов не признаны всемирным масонским братством. В нерегулярных ложах совершенно другая идеология, иная структура, иные принципы. За идеи, которые они проповедуют, регулярные масоны ответственности не несут. Кстати, на сайте Великой Ложи России (ВЛР) есть специальный раздел, посвященный проблеме нерегулярного масонства. Настоятельно рекомендую изучить его всем, кто так, или иначе интересуется темой вольных каменщиков. А такие организации, как Бнай Брит, клуб "Ротари", Бильдербергский клуб вообще не имеют отношения к масонству. Они и не претендуют на наименование масонских организаций. - Антимасонские авторы пишут о масонстве как об антихристианском обществе. Кроме того, масонов обвиняют в сатанизме... -Чрезвычайно обидно, что люди, прочитавшие такие книги, как "За фасадом масонского храма" Л. Замойского, "Тайные битвы ХХ века" Виноградова, "исторические работы" Воробьевского, Платонова и т.п. бредни, принимают написанное в них за чистую монету. Сами же авторы совершенно не разбираются в сути предмета, откровенно злоупотребляя неведением читателей. Так, например, Виноградов к месту и не к месту упоминает нерегулярный Великий Восток Франции, который, как я уже сказал, не является регулярной великой ложей. В противовес подобным книгам я порекомендовал бы интересующимся замечательные труды А. Серкова по истории русского масонства, фундаментальную работу А. Уайта "Энциклопедия масонства", двухтомник под редакцией С. Мельгунова "Масонство в его прошлом и настоящем", а так же изданную еще в советское (!) время работу М. Морамарко "Масонство в прошлом и настоящем". Тема масонства и сатанизма - вообще, грустный нонсенс. Небезызвестный Лео Таксиль, кстати, сам масон, написал в свое время шутливый памфлет, в котором представил масонов, как сборище дьяволопоклонников. После публикации памфлета автор публично честно признался, что все описанное им - вымысел, но было поздно - "сенсация" с быстротой молнии пошла гулять по свету. Так глупая шутка стала печальной ошибкой. Если бы все было так, как описал Таксиль, что бы делал тогда среди вольных каменщиков полководец М.И. Кутузов, которого русские масоны за его значительные заслуги перед братством, уважительно зовут Лавр Зеленеющий? Сразу хочу подчеркнуть, что масонство - это не религия, не церковь, не экуменическая организация, не культ и не секта. Масонство не строится по конфессиональному принципу. Цель масонства - собрать вместе хороших людей для взаимного общения и помощи друг другу, не взирая на их сословные, национальные и религиозные различия. В Великой Ложе России, масоном может быть любой свободный человек добрых нравов, верующий в Единого Бога, Творца мира. Сегодня в нашем братстве состоят христиане, причем разных конфессий, мусульмане, иудеи, буддисты... Это вполне соответствует традициям российского общества и государства. Российскими дворянами были и православные и протестанты и мусульмане, но никто же не считает российское дворянство экуменической организацией или особой религией. Дабы пресечь религиозные споры между братьями, мы называем Бога Великим Архитектором Вселенной, а каждый из нас подразумевает под этим именем Бога в соответствии с учением своей религии. Хочу заметить, что в Основных Государственных Законах Российской Империи (1857 года) было сказано: "Все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов, и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укреплении силы Империи". В Великой Ложе России масоны-христиане присягают на Библии, открытой на первой главе Евангелия от Иоанна. Апостол Иоанн традиционно считается покровителем трех начальных ступеней (покровителем высших градусов считается апостол Андрей Первозванный). - И все же, главным из грехов масонства считают международный заговор, направленный на свержение существующих режимов. - Тема международного масонского заговора, некой тайной организации, руководимой из единого центра абсурдна. Все Великие Ложи всех стран полностью суверенны. Великая Ложа России также не подчиняется каким-либо зарубежным масонским организациям. Наша ложа никогда не получала никаких денег из-за рубежа. В целом ряде государств Европы и Америки масонство есть общность, неотделимая от государственных и национальных традиций. В Италии масоны принимали самое активное участие в создании единого Итальянского государства в 19 веке. Национальный герой Италии Гарибальди был масоном. Регулярное масонство никогда не было антимонархической организацией. Великим Мастером Объединенной Великой Ложи Англии традиционно является один из членов королевской семьи, Великим Мастером Шведского Ордена Вольных Каменщиков - король Швеции. По масонской легенде первым русским масоном был Петр I. Но, это легенда, а вот то, что императоры Павел I, Александр I , Александр II были масонами - это исторический факт. Во многих странах с монархической формой правления масонство и дворянство тесно связаны друг с другом. Один из высших градусов Шведского масонского устава дает право на получение шведского дворянства. - В свое время много говорили об итальянской ложе "П-2". Что Вы можете сказать по этому поводу? Ложа "Пропаганда-2" - прискорбный пример деградации масонской ложи. Она отказалась от ритуала, масонского символизма, традиций. Эта организация перестала быть масонской ложей и превратилась в конспиративный политический кружок. Слава Богу, в Великой Ложе России никогда не было подобных тенденций. - На масонских собраниях произносят молитвы? - Верующий человек всякое благое дело должен начинать с молитвы... В армии тоже служат молебны, но никто же не говорит, что армия - это религиозное объединение. Масонство не провозглашает какой либо религиозной доктрины и не претендует на то, чтобы указывать путь к спасению. - И все же, место масонских собраний называется храмом... - Университет тоже называют "храмом науки". Каждый масон всю свою жизнь строит в душе храм. Жизнь масона - это великая стройка. Масонский храм - не место отправления культа. Он лишь подготовленное место для вечно длящихся работ, в первую очередь, работ над собой. Масон строит себя, но построить "до маковки" свой храм не может, потому что нет границ для человеческого познания, а значит количество "кирпичиков" для храма - безгранично. - Должен признаться, красивый символ. - Масонство вообще, глубоко символично. Масонская символика чрезвычайно органична и потрясающе красива. Как готический храм, или поэма о любви. - Кстати, о любви... Как масоны относятся к "этому" ? - Если вы имеете виду брак и семью, то образно говоря, семья для масона - есть единственная из четырех стен его собственного храма, которая возведена целиком. В обряде посвящения в первый градус брату вручают белые перчатки и розу, предназначенные "женщине, которую он больше всего почитает и уважает". Кроме того, чтобы жены не чувствовали себя обделенными вниманием, по окончании работ в ложе их приглашают на обязательное застолье - Агапу. В Конституциях Андерсена -авторитетном документе регулярного масонства, сказано, что масон должен ".. не задерживаться на собраниях слишком долго, и вдали от дома.... дабы ваши семьи не чувствовали себя униженными и обделенными". В книге А. Серкова в списках российских масонов XIX века, рядом с фамилиями многих братьев присутствуют фамилии их жен, масонских "сестер". - Вы сказали "российские масоны". Современные российские масоны. Кто они? - Зачастую почему-то считается, что это, в первую очередь, олигархи. По этому поводу я приведу ответ Великого Мастера Великой Ложи России. Когда его спросили, есть ли в числе братьев крупные политические деятели, он ответил: "Я думаю, могут быть". Великая Ложа России была учреждена в 1995 году. Но она является законным наследником почти трехсотлетних традиций русского масонство. Несмотря на более чем семидесятилетний перерыв в работе регулярных лож в России, традиции дореволюционного масонства были переданы нам, что называется "из рук в руки". Хочется отметить, что в создании Великой Ложи России принимал участие наш брат В.С.Шидловский, потомок последнего предводителя дворянства в нашем городе. При проведении Агапы первый тост мы поднимаем за Россию, второй - за законно избранного президента Путина Владимира Владимировича. Это - не пафос, это - прямое следование принципам регулярного масонства. В историческом масонском документе - Уставе, принятом на Вильгельмсбадском конгрессе обязанности масона перечислены в следующем порядке - к Богу и религии, к Государю и Отечеству, к человеку вообще, к братьям, к масонскому Ордену. Антихристианские и антигосударственные спекуляции насчет масонства есть либо намеренная фальсификация, либо описание деятельности некоторых лож нерегулярного масонства. Регулярные масоны не проповедуют никакой метафизической доктрины, не придерживаются какой-либо политической идеологии. Вопросы религии, политики, экономики, юриспруденции оставляются нами за стеной ложи. Так, например, вспоминая историю, скажу, что масонами были не только участники Декабрьского восстания на Сенатской площади, но и шеф жандармов А.Х. Бенкендорф. Говоря о русском обществе XVIII века, Н.А. Бердяев писал: "Лучшие русские люди были масонами". Эти традиции мы стараемся продолжать и сейчас. - Скажите, какую должность в ложе занимаете лично вы? - В настоящее время я являюсь Досточтимым мастером, т.е. руководителем ложи. - Какие цели преследует ложа? - Цель, повторяю, у масонства, и соответственно у нашей ложи одна - собрать вместе хороших людей, чтобы сделать их еще лучше. К нам может прийти любой мужчина старше 21 года, не судимый, верующий в Бога. Если же он, скажем, будет мусульманином, или иудеем по вероисповеданию, то при его посвящении и при проведении работ в ложе, рядом с христианской Библией будут лежать Коран, или Тора. Кандидат должен обладать высокими моральными качествами, достаточным интеллектом, терпимостью к чужому мнению, внутренней добротой и вниманием к людям, чувством долга и чести, стремлением к самосовершенствованию. Обязательным условием является вступительный и ежегодный членский взнос. Его сумма посильна, в принципе, любому серьезному, искренне желающему вступить кандидату, без ущерба для его семьи. - Можете ли вы что-то сообщить о составе и количестве членов ложи? - В составе ложи есть представители самых разных социальных слоев, в том числе - научные работники, студенты, предприниматели. Это настоящее братство серьезных, ответственных людей, готовых всегда прийти друг другу на помощь. - И все эти люди ходят на собраниях ложи в расписных фартуках и делают странные знаки руками? - Да, причем получая от самого процесса исполнения ритуала прежде всего эстетическое наслаждение удивительно красивыми обрядами четырехсотлетней давности. Подчеркну, что масонский ритуал не содержит ни капли сектантской религиозности. Обряды, которые мы совершаем, отчасти заимствованы у рыцарских орденов, отчасти у цехового братства средневековых вольных каменщиков. - Что вы лично получаете от ложи - деньги, связи? - Единственное вознаграждение для меня - знать, что я исполнил свой долг. - Серьезно? - Абсолютно. Мы поговорили еще немного, допили остатки чая, пожали на прощание руки и разошлись по своим делам... Было тихо, роились снежинки. Я шел и думал, а все же, кто они на самом деле, эти загадочные масоны?

Уже больше ста лет масонское посвящение открыто для женщин, и они наравне с мужчинами. Но при этом вопрос, могут ли женщины быть масонами, до сих пор время от времени поднимается и горячо обсуждается в разных кругах.

Традиционное спекулятивное масонство XVIII века действительно было доступно только мужчинам. Однако, в настоящее время во всем мире и в частности в России работает масса масонских послушаний, которые принимают в свои ряды женщин.

Прослеживая историю королевского искусства, начиная со средневековых гильдий вольных каменщиков, можно увидеть, что вход женщинам в масонство был закрыт лишь в XVIII веке, да и то ненадолго.

Женщины в средневековых гильдиях ремесленников

Вопреки расхожему мнению о том, что оперативными каменщиками были только мужчины, существуют документальные свидетельства о членстве женщин в средневековых каменщических гильдиях.

К примеру, в документе 1449 года, озаглавленном как «Постановления о ремеслах» («Ordinances of Crafts») г.Норвича, говорится об учениках каменщиков и в мужском, и в женском роде:
«And euery other broder or sister of eny gilde…» («И любой другой брат или сестра любой гильдии…»)
«And that he or she be of fre berthe» («И что он или она должны быть свободны»)

В более позднем манускрипте Йорка #4 1693 года описывается принесение клятвы при посвящении, и также используются как мужской, так и женский род (хотя кое-кто и предпочитает считать это опечаткой): “The one of the elders takeing the Booke and that hee or shee that is to be made mason shall lay their hands thereon, and the charge shall be given.”

Есть упоминания о женщинах в оперативном масонстве и в XVIII веке. К примеру, запись о некой Мэри Банистер, дочери цирюльника из города Баркинг, которая в 1714 году была назначена учеником-масоном на 7-летний срок после уплаты 5 шиллингов.

Женщины в спекулятивном масонстве XVIII века

Нужно отметить, что на момент возникновения масонства в том виде, к которому мы привыкли, говорить о женском равноправии не приходилось. Женщины в обществе полностью зависели от мужчин — отцов или супругов, чаще всего не получали образования и, строго говоря, не могли считаться свободными.

Однако даже в те времена были исключения. Самой известной женщиной, получившей масонское посвящение, была Элизабет Олдворт (в девичестве Сэнт Леджер), посвященная в спекулятивной ложе в 1712 году.


И только в двадцатых годах XVIII века, формулируя постулаты спекулятивного масонства в своих знаменитых Конституциях, преподобный Джеймс Андерсон (действуя, впрочем, от лица свежепровозгласившей себя Великой Ложи Англии) официально запретил женщинам вступать в масонские ложи.

Ложи адопции и Орден Восточной Звезды

В течение некоторого времени, пока в обществе преобладали патриархальные отношения, спекулятивное масонство оставалось прерогативой свободных мужчин доброго нрава, преимущественно дворянского происхождения и христианского вероисповедания. Их жены, матери, сестры и дочери к посвящению не допускались, однако при некоторых мужских ложах создавались так называемые ложи адопции, работавшие по специально разработанным для них ритуалам (не масонским).

Позже стали появляться парамасонские организации — не только для женщин, но и для детей масонов. Например, Орден Мопса или существующий по сей день Орден Восточной Звезды.

Отдельно следует отметить ложу La Loge de Juste, которая была основана в Гааге в 1751. В отличие от адопционных лож La Loge de Juste работала не по отдельным ритуалам, а приняла принцип гендерного равенства как основополагающий и адаптировала масонские ритуалы таким образом, чтобы «ее члены и мужского, и женского пола могли выражать равенство, братство и обоюдное стремление к добродетели и мудрости».

Мария Дерэм и Орден LE DROIT HUMAIN («Право Человека»)

Все изменилось во второй половине XIX века, когда вместе с научным и техническим прогрессом произошли и значительные изменения в обществе, воплощающие идеи социального равенства для всех, включая женщин.

Особенно активно развивались общественные движения во Франции усилиями либеральной республиканской буржуазии. Увеличивалось количество феминистических обществ, в которых состояли не только женщины, но и прогрессивно мыслившие мужчины, политики и франкмасоны. Одной из активных деятелей этого движения была феминистка, писательница, журналистка Мария Дерэм, учредившая в 1866 году Общество защиты прав женщин.

Вопрос обретения женщинами всей совокупности прав наравне с мужчинами поднимали не только общественные организации, но и масонские ложи, поскольку равенство — одна из основополагающих масонских ценностей. Эту идею продвигал и Великий Восток Франции, который в 1868 году в ответ на антимасонские и антифеминистические атаки принял решение провести несколько конференций для разъяснения обществу своей точки зрения. Первый цикл конференций было предложено провести Марии Дерэм, которая использовала эту возможность, чтобы донести до общества голос женщин.

Спустя несколько лет Жорж Мартен — врач, парижский муниципальный советник, стал одним из основателей Великой Символической Шотландской Ложи. Он поддержал братьев ложи «Вольнодумцы» на Востоке города Пек, когда они приняли решение посвятить Марию Дерэм во франкмасонство.

Церемония посвящения состоялась 14 января 1882 года. И несмотря на то, что первая реакция на посвящение Марии Дерэм была отрицательной, оно стало важнейшей поворотной точкой, и именно эта дата считается отправной в истории возникновения Ордена «Право Человека» и смешанного масонства.

Возглавив ложу «Новый Иерусалим» Великой Символической Шотландской Ложи, Жорж Мартен обратился к различным масонским послушаниям с предложением создать смешанные ложи, но после их уклончивых ответов начал действовать самостоятельно. В мае 1987 года ложа «Новый Иерусалим» разработала проект смешанных лож, и, так как Великая Символическая Шотландская Ложа не поддержала эту идею, Мария Дерэм и Жорж Мартен приняли решение учредить смешанную ложу, независимую от всех послушаний.

Первыми посвященными и учредительницами новой ложи стали 16 известных феминисток. 4 апреля 1893 года Брат и Сестры-основатели подписали хартию Великой символической шотландской смешанной ложи Франции Le Droit Humain («Право Человека»), которая была признана французским законодательством. Эта ложа стала материнской для Масонского смешанного международного ордена LE DROIT HUMAIN.

Женщины в масонстве в наше время

Несмотря на то, что ландмарка о масонстве только для мужчин до сих пор бытует в так называемых «регулярных» ложах, в настоящее время существует множество либеральных послушаний, открытых для женщин, которые хотят стать масонами. Это послушания, которые уже на протяжении долгих лет ведут свои работы и обеспечивают тщательную передачу Традиции своим адептам. Одни из них являются смешанными, иные допускают к посвящению только женщин (по аналогии с «традиционным» мужским масонством). Либеральные послушания, имеющие взаимное признание, время от времени совместно проводят собрания для Сестер и Братьев, а также мероприятия, открытые для широкой аудитории.
Некоторые из этих послушаний, включая Орден LE DROIT HUMAIN, представлены и в России.

Кто такая женщина-масон?

Это женщина, прошедшая масонскую инициацию и состоящая в одной или нескольких масонских ложах. Это совершеннолетняя женщина добрых нравов, свободная от предрассудков, разделяющая принципы гуманизма и вечные человеческие ценности и стремящаяся воплощать их в своей жизни.

Она может иметь любое образование и профессию или не иметь их вовсе. Она может быть любой национальности и принадлежать к любой конфессии или не принадлежать ни к одной. У нее может быть семья, домашние животные, хобби, а может не быть.

Женщина-масон точно так же, как и мужчина-масон, стремится работать над собой, исследовать свой внутренний мир, расширять области познания. Она открыта для основополагающих принципов масонства — Свободы, Равенства и Братства. Каждый месяц она встречает в своей Ложе Сестер и Братьев, и трудится вместе с ними во имя Прогресса Человечества.

Голубничая Ю.

В качестве основополагающего правила всех масонских лож установлен запрет на принятие женщин: «Рабы, женщины, нечестивцы или люди, лишенные морали, не могут быть приняты в орден; в него могут войти лишь люди с хорошей репутацией». Таким образом, женщины причислялись к категории «нечистых» и безнравственных людей. Но природа женщин распорядилась таким образом, что они считают своим долгом бороться с любыми категоричными правилами, введенными мужчинами. Поэтому, начиная уже с XVIII века не только в США, но и во всем мире начинают создаваться как обоеполые, так и чисто женские масонские ложи. Однако среди некоторых исследователей существует версия, что женское масонство в качестве продолжателя женских жреческих орденов древнего мира появилось одновременно с образованием мужских лож.

В основном в женских ложах существует три или четыре степени посвящения. В ритуалах особую роль играет символ запретного плода, яблока Евы, которое было предложено самим Люцифером. Так, при возведении каждой посвященной во вторую степень, ей задается вопрос: «Вы товарищ?». Ответ подразумевается следующего характера: «Мне известен запретный плод». Далее, новички должны давать определенную масонскую клятву, которая подразумевает исключение каких-либо любовных связей впоследствии: «Клянусь никогда не есть зерен яблока, ибо они заключают в себе семя запретного плода. Клянусь подвязку ордена не снимать этой ночью и никогда не выдавать тайны».

Следует отметить, что ритуал женского масонства в гораздо большей степени, чем мужского, подвержен символике Ветхого Завета. Так, при посвящении Совершенной Мастерицы в четвертую степень ей открывают тайну, которая заключается в том, что первое заседание ложи было еще в раю в период невинности Адама и Евы. Второе же заседание было в ковчеге Ноя во время потопа. В третий раз заседали три ангела, посланные Богом Аврааму. Четвертое заседание состоялось в пещере, когда ангелы после разрушения Содома посетили Лота и его семью. Пятое заседание было проведено Иосифом, когда он обрел своего брата Вениамина. Конечно, не стоит забывать, что существует много версий и различных так называемых «сказок» о женском масонстве и о специфике его ритуалов. К тому же можно предположить, что каких-либо установленных обрядов, общепринятых для всех женских масонских лож, не существует. Конечно, есть определенные императивы, которым должна соответствовать каждая женская масонская организация, но обычаи и порядки внутри ложи задаются самими основательницами.

Элеонора Рузвельт

Одной из самых известных руководительниц американского женского масонства была Элеонора Рузвельт, жена 32-ого президента США Франклина Делано Рузвельта. Первая леди все свое время посвящала проблемам американских женщин. Уже на съезде демократической партии 1924 года Рузвельт говорила о равноправии женщин. Можно предположить, что ложа такого рода представляла собой некий феминистский клуб, где обсуждалась дискриминация женщин в США.

Самыми известными масонскими женскими организациями в США являются следующие ложи: Орден Восточной Звезды (2 500 000 членов и многочисленные дочерние организации во всем мире), Белый храм Иерусалима (основанная в 1894 году), Пурпурный Орден, Дочери Нила, Дочери Моканны, Орден Радуги для девушек и Дочери Труда для девушек.

Рассмотрим повинимательнее самую известную масонскую ложу, которая считается преимущественно женской – Орден Восточной Звезды. Эта ложа была основана адвокатом и филантропом из Бостона Робертом Моррисом 28 декабря 1868 года в городе Нью-Йорке. Несмотря на то, что женская ложа была создана мужчиной, со временем она была признана как преимущественно женская. Члены Ордена должны быть старше 18 лет и являться хорошо зарекомендовавшими себя Мастерами. Каждое Отделение ложи состоит из 18-ти офицеров, где подавляющее большинство женщины. Возглавляют ложу Великая Матрона и Патрон. Предполагается, что должность Патрона может занимать исключительно мужчина. Однако в случае, когда на этот пост отсутствует подходящая кандидатура мужского пола, в роли Патрона может выступать женщина. Идеология Ордена базируется на женских образах Библии. Тем не менее, в организацию могут вступать люди разной конфессиональной принадлежности. Эмблема Ордена представляет собой пятиконечную звезду, которая олицетворяет собой звезду Вифлеема. Орден Восточной Звезды занимается образовательной и научной деятельностью, однако преследует, прежде всего, благотворительные цели.

Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо обозначить роль женских масонских лож в США. Для этого, полагаю, нужно для начала определить роль женщины в системе масонства. Так, женам, невестам, дочерям, любовницам масонов отводится задача получения от мужчин того, что находится, прежде всего, в интересах хозяев ложи (это может быть, например, любая значимая информация, налаживание связей, создание основы для дальнейшего манипулирования в нужном ключе и т.д.). Иными словами, женщина является своеобразным «орудием» для достижения целей масонских организаций. Если же говорить о значении женских масонских организаций в общественной жизни США, то оно носит, вероятно, в большей степени формальный характер. Наибольший процент членов в этих организациях составляют феминистки, соответственно, масонские женские ложи – это так называемые «феминистские клубы», завуалированные под нечто большее, чем они есть на самом деле, нечто таинственное и мистическое, что придает им популярность в стране; это так называемый эпатаж и пафос эмансипированных женщин. Однако нельзя не отметить, что наличие женщины в мире, и не только в масонском, придает ему новый специфический «вкус», некую неординарность и своеобразную глубину.

Главные герои конспирологических теорий, главные подозреваемые в стремлении к мировому господству и участии в политических заговорах, главные хранители секретных знаний, главные любители тайных символов и затейливых рукопожатий… «Вокруг света» разобрался, кто же такие масоны на самом деле.

Говорят, что масоны тайно правят миром. Это правда?

Это заблуждение. Они просто не смогли бы этого делать: на заседаниях ложи запрещается спорить о государственной политике и религии. Это прописано в Конституции Андерсона - масонском уставе, разработанном членом Великой ложи Англии братом Джеймсом Андерсоном в 1723 году. Масоны «строят» мир только в вопросах культуры, науки и духовных ценностей. Эти законы соблюдаются до сих пор. Цель масонов - не захватить мир, а сделать его лучше, совершеннее.

Что же такое совершенный мир, с их точки зрения?

В масонской символике есть три добродетели - красота, сила и мудрость. Идеальный мир тот, где каждый возводит на этих опорах храм внутри себя. Масонство основано на чувстве единства Жизни и Высшего Нравственного Закона. Правило: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» - закон для вольного каменщика. Братья должны неукоснительно следовать ему и в ложе, и в мире «профанов» - людей непосвященных. У каждого ордена есть свое предназначение: госпитальеры занимались медициной, тамплиеры создали, по сути, саму основу государственности и экономическую систему мира, а масоны развивают культуру и науку.


А как же строительство? Ведь масоны называют себя «вольными каменщиками»?

Первоначально масонами действительно были профессиональные каменщики, заключившие тайные союзы для распространения в своем кругу секретных технологий. Это называлось оперативным масонством. В начале XVIII века в масоны стали брать людей, не имеющих отношения к строительству, - так появилось умозрительное символическое масонство. Сегодня люди приходят в ложи, чтобы проще было овладевать знаниями, духовно обогащаться.


Ученик: разобраться в себе

Но знаниями можно овладевать в соответствующих институтах. Зачем нашим современникам для этого становиться масонами?

Масонская ложа тоже своего рода институт, а вдобавок коллектив единомышленников. Это братство людей с общими целями по совершенствованию себя и мира. Есть два способа постигать мир. Один научный - когда мир исследуют как собрание атомов, молекул или элементарных частиц, раскладывая его на составляющие. И есть способ духовный, при котором мир воспринимают как единое целое, храм, где обитает Дух. Вот за этим Духом, за Тайной идут в масоны.

История: За каменной стеной

По легенде, тайное общество масонов было основано последователями архитектора Хирама, главного строителя храма Соломона. Слово «франкмасон» переводится со старофранцузского как «вольный каменщик». Философия масонов опирается на уставы, уложения и регламенты древних строительных гильдий и философию монотеистических религий. Считается, что первый масонский съезд был проведен в Йорке в 926 году. В 1717-м состоялось первое собрание Великой ложи, а в 1721-м брату Андерсону поручили составить свод постановлений из сохранившихся документов строительных товариществ. Этот устав был признан Конституцией нового ордена. В 1731 году Великий магистр Великой ложи Англии лорд Ловел назначил капитана Джона Филлипса провинциальным великим мастером России, а в 1740-е годы в масонские ложи стали вступать русские дворяне. Масонство в России запрещали четыре императора: Екатерина II, Павел I, Александр I и Николай I. После Октябрьской революции движение также подверглось преследованиям. Новые масонские ложи стали появляться только в 1991 году, после развала Советского Союза, когда были официально разрешены.

Как в ложу попадают новые люди, если это тайная организация?

У большинства лож есть официальные сайты, на которых можно подать заявку на вступление. Но отбор очень строг, и желательно, чтобы хотя бы два брата являлись поручителями вступающего и несли за него ответственность. Соискатель должен быть старше 21 года. Исключение делают только для детей масонов: их принимают в ложу с 18 лет. Ведь они с детства воспитываются в этой среде и у них уже есть поручители. В любом случае соискатель должен быть человеком самостоятельным и финансово независимым, понимающим, зачем он решился на этот шаг. Руки и помыслы братьев чисты - будущий масон обязан не иметь долгов, судимостей, конфликтов с существующей государственной властью.


А если помыслы не чисты? Если человек хочет стать масоном из соображений личной выгоды?

Это недопустимо. Даже в ритуалах присутствует символическое предупреждение тем, кто хочет вступить в масонскую ложу из любопытства или корыстных и карьерных соображений. Но всегда находятся те, кто ищет полезных знакомств и прочей выгоды, поэтому, перед тем как принять профана в свои ряды, братья долго приглядываются к нему. Практикуются так называемые открытые встречи, где гости вместе с масонами обсуждают вопросы культуры, искусства и науки. Обычно такие встречи проводятся в кафе или ресторане. Когда братство вводит в свой круг нового члена, практикуется «опрос под повязкой», неоднократно описанный в литературе: соискателя с завязанными глазами заводят в храм, где его спрашивают, зачем он хочет вступить в ложу. После чего мастера голосуют черными и белыми шарами. Если кандидат наберет три черных шара, во вступлении ему откажут и возможности еще раз войти в храм у него уже не будет.

Что такое масонский храм, как он выглядит?

Храм - чисто символическое обозначение. Это помещение, которое символизирует место перед храмом Соломона, где жили и работали древние строители. Храмом может стать любое оформленное по канонам место с алтарем и креслами для заседаний братьев. В России масонские собрания проходят в частных или арендованных домах, ничем не выделяющихся из городского пейзажа.


Имеет ли значение религиозность соискателя для вступления в масонскую ложу?

Первые масоны пытались создать союз людей свободных и добрых нравов всех рас, национальностей и вероисповеданий. Девиз вольных каменщиков - «Свобода. Равенство. Братство». Но так сложилось исторически, что в масоны принимали только тех, кто верит в Бога и в бессмертие души. При этом не принципиально, будет брат христианином, мусульманином или буддистом. В масонстве существует понятие универсальной высшей силы - Великий Архитектор Вселенной. Для кого-то это христианский Бог, для кого-то Аллах. Профан приносит клятву, положив руку на священную для него книгу - на алтаре масонского храма рядом могут лежать Библия, Коран и Тора. Сейчас появилось так называемое либеральное масонство, куда, в отличие от регулярного, стали принимать атеистов и агностиков.

А женщин берут в масоны?

Согласно конституции Андерсона, масоны - мужское братство, но, например, «Великий восток Франции» в 1774 году начал принимать в свои ряды женщин. Сегодня женские ложи есть и в России, к примеру «Большая медведица». Дабы избежать раздоров между братьями, женщины и мужчины до сих пор постигают масонские истины отдельно и встречаются только на совместных работах Великой ложи. В любом случае считается, что независимо от религиозных убеждений, пола и национальности достойный соискатель верит в высшее предназначение Человека и Человечества и благодаря этой вере совершенствует окружающую действительность.


Подмастерье: познать мир

Вступая в ложу, профан начинает менять мир. Кто поручится, что он делает это правильно?

Чтобы менять мир, надо его познать. Путь познания подразумевает три ступени: ученик, подмастерье, мастер. Чтобы стать мастером, то есть полноценным масоном, брат должен заниматься саморазвитием, изучать науки, такие как геометрия, астрономия, философия, алхимия. Он должен защищать выполненные им зодческие работы, в которых будет отражено его понимание символики ордена и собственное восприятие мира. Это не обязательно доклад. Например, Бетховен выражал свое понимание масонства в музыкальных произведениях, а Пушкин писал стихи. Когда уровень знаний у брата начинает соответствовать следующей ступени, ложа проводит ритуал перехода с обязательными символическими испытаниями. По достижении уровня мастера дорога познания идет не вверх, а как бы вширь. Все мастера равны.


Но ведь в ложе существуют разные должности?

Безусловно. Во главе локальной ложи стоит Досточтимый мастер, или, по некоторым уставам, Мастер стула. На этот пост выбирают достойнейшего из братьев, тем самым оказывая ему честь. Досточтимый мастер, в свою очередь, предлагает на голосование кандидатуры офицеров - Первого и Второго стражей, Казначея и прочих. Но должность никак не выделяет братьев среди других мастеров, а просто означает работу, за которую они отвечают. У каждого офицера есть своя роль в ритуалах. Плюс существуют и чисто практические задачи: сбор денег на содержание ложи, решение хозяйственных вопросов, переписка с иностранными коллегами - все, как в любой организации, которая работает с внешним миром.

А как у них? Братский мир

Член масонской ложи с 2012 года Марк Б. из Нью-Йорка , рассказал корреспонденту «Вокруг света» Марине Соколовской о жизни забугорных масонов



В массовом сознании масонство окутано тайнами и мистикой. Многим нравится думать, что они станут частью некоего Великого Секрета и будут причастны к тому, чего не знают остальные. Но масонские секреты давно выложены в «Ютубе», обряды и ритуалы можно найти в Интернете, по крайней мере основные.

Несомненно, есть соискатели, рассчитывающие получить выгоды от членства: представляют, что станут серыми кардиналами, будут править « из-за кулисы», ну если не миром, то точно какой-то страной. Это очень смешно! По нашим правилам, масоны должны быть преданы собственному государству и чтить его законы. О каком мировом заговоре может идти речь? Ведь если случится война, масоны обязаны воевать за свою страну, даже друг против друга.

Возможно, лет сто назад все правители были членами ложи, но сейчас я не вижу масонов среди главных мировых политиков. Вообще за последние 70 лет состав ложи очень изменился. Те, кому за 70, - совсем другие масоны. Я видел таких в Израиле, вижу в США. Это элита. Теперь элитарность исчезла. Она еще сохранилась, например, в основной ложе - в Англии (именно оттуда выдаются лицензии другим странам): там братом не может стать каждый желающий. Или в Норвегии, где членами ложи традиционно были представители королевской семьи. «VIP -ложа» и в Иордании, в нее входит король.

А в США, например, в ложе можно встретить даже разнорабочих: вступление стоит около 100 долларов, и еще мы платим 20 долларов в год. Тут все просто: подай заявление через Интернет, пройди интервью, где главное показать себя адекватным человеком, - и добро пожаловать в масоны! Я не встречал пока кого-то, кому бы отказали в США. А в Израиле вступить стоит не менее тысячи и взносы в год выше, масонов там, по-моему, всего около двух тысяч человек.

Немного масонов и в России. Глава масонской ложи здесь - видный политический деятель, насколько я помню, из коммунистической партии. Что явно противоречит принципам масонства. Однако лицензию у них никто не забрал.

В традициях и правилах нашего общества помогать друг другу. Но на деле… Когда я из Израиля переехал в США, у меня совсем не было связей. И я пришел на собрание и сказал, что только прибыл. Никто не спросил, нужна ли помощь, хотя по правилам должны были.

Тогда я поинтересовался сам, есть ли работа для меня. В ответ люди покачали головами - и на этом все. Больше я никого не спрашивал и всего добился сам.

А в целом у нас быт как у обычных людей, жизнь как у обычных людей. Разница в том, что иногда мы собираемся для наших ритуалов, а еще знаем специальные пароли, без которых никуда.

И как масоны работают с внешним миром?

Основное «внешнее» направление деятельности масонских лож - благотворительность. Масоны организуют фонды, делают частные пожертвования больницам, хосписам, детским домам. У ложи есть несколько источников доходов. Во-первых, существуют вступительные и членские взносы. На сайте Великой ложи России обозначено, что первоначальный платеж составляет 10–20 тысяч рублей, а ежегодный - 6–10 тысяч. Эти деньги обычно тратятся на содержание ложи и ее работу. Во-вторых, после каждого собрания наполняется «кружка вдовы» - сосуд, в который любой брат может положить сумму по своему усмотрению. Деньги отсюда идут как в кассу взаимопомощи, так и на благотворительность. Но чаще члены братства принимают участие в благотворительности независимо от этих взносов, даже если они не слишком состоятельные люди.

А среди масонов таких много? Ведь считается, что в этот круг входят звезды эстрады, политики и бизнесмены? Кто из медийных российских личностей сейчас состоит в масонской ложе?

Такую информацию вы нигде не найдете. По масонскому уставу, профаны не должны знать, кто входит в ложу, пока брат сам не заявит публично, что он масон. Разглашать собственный статус не запрещено, но нельзя рассказывать о тех людях, которых масон видел на собрании ложи. Единственное, что мы можем утверждать про масонов России, - сегодня это представители среднего класса. И там не так много известных личностей. В нашей стране масонское движение не столь популярно, как, например, в США. За рубежом в состав лож входят многие известные и влиятельные люди. Но там и масонские храмы вполне официальны. В США, Великобритании, Израиле можно увидеть на зданиях таблички, на которых указано, что здесь располагается Великая ложа. А в России ложа может быть зарегистрирована как общество с ограниченной ответственностью. Например, Русская великая регулярная ложа зарегистрирована как Некоммерческое партнерство «Ассоциация развития искусства обработки камня „Русская великая регулярная ложа“», а Великая ложа России - как Некоммерческое партнерство общества древних принятых масонов шотландского обряда.


Мастер: побеждая смерть

Если все так зашифровано, то как узнать масона среди обычных людей?

Масона может узнать только другой масон. Сохранилась система секретных слов и рукопожатий, но в век современных технологий они скорее дань традиции. Сегодня уже существуют масонские удостоверения, а если брат отправляется в заграничную ложу, туда посылается электронное письмо. И о собраниях теперь оповещают в соцсетях и мессенджерах, а с иностранными братьями философские вопросы обсуждают на форумах. Конечно, у каждого масона из внешних атрибутов должен быть фартук, перчатки и перевязь, но эти предметы надеваются только для проведения храмовых ритуалов и не должны использоваться в миру. Даже рассказывать об их назначении и ритуальной символике строжайше запрещено.


А что будет, если брат нарушит запрет и обнародует секрет ложи?

За разглашение масонской тайны уставами ордена предписано наказание: масона могут «усыпить». Это означает, что брат навсегда исключается из рядов посвященных и больше не может посещать собрания и заходить в храм. Но тот, кто однажды стал масоном, остается масоном навсегда. Поэтому исключенных братьев и называют уснувшими. Такое наказание может последовать и за систематическое непосещение собраний без уважительной причины, за недостойное поведение, например уход из семьи. Каждый случай масонский суд разбирает отдельно. Изгнать могут и за участие в экстремистских, террористических, нацистских или любых других политических организациях, чьи цели противоречат идее мирного созидания. У брата заберут масонское удостоверение, которое открывает двери других лож, и больше никогда не примут в свои ряды.


Это очень напоминает исключение из партии. Можно ли провести такую параллель?

Как известно, Сталин масоном не был. Вопрос с Лениным до сих пор остается открытым. Но Советский Союз действительно напоминает попытку создать идеальное масонское государство, где любой сын тракториста может стать руководителем колхоза. Тот же девиз - «Свобода. Равенство. Братство», те же обозначения - Генеральный секретарь, Верховный совет. Устройство масонского ордена аналогично устройству любого рыцарского или монашеского, но цели у всех разные. Все закрытые общества отличаются друг от друга тем, что они несут в этот мир. Каждый строит свой храм внутри себя и свой идеальный мир вокруг.

Карта: Знаковые места Москвы


1. Московский государственный университет на Моховой - шестиконечные звезды, лжеколонны.

2. Дом Юшкова (Мясницкая, 21) - здание построено в форме рога изобилия.


3. Храм Василия Блаженного - шестиконечные звезды (символы расположены внутри).

4. Храм Христа Спасителя - шестиконечные звезды в убранстве храма.


5. Храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Б. Ордынка, 20) - шестиконечные звезды, колонны, балдахин Великого мастера на месте иконостаса.


6. Донской монастырь (на Шаболовке) - лучезарная дельта.


7. Институт Склифосовского - лучезарная дельта на фасаде.

8. Посольство Республики Абхазия (Гагаринский переулок, 11) - лучезарная дельта, молоток, раковины с жемчугом, наугольник.


9. Государственный музей А. С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2) - три кольца на фасаде.

10. Ресторан Центрального дома литераторов - масонские звезды в интерьере.


11. Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках - ветка акации над главным иконостасом.

12. Дом страхового общества «Россия» - под одним из балконов фигурка саламандры.

13. Донское кладбище - на могильных памятниках много лучезарных дельт.

14. Английский клуб (Тверская, 21) - с левой стороны от центральной колоннады окно в обрамлении двух колонн (Яхин и Боаз), химеры на воротах и на самом здании, триединый венок, львы с человеческими лицами, львы с кольцами в зубах («львы молчания»)

15. Памятник Калашникову - циркуль и треугольник на постаменте - предмет многочисленных дискуссий в Интернете. Многие видят в изображении намек на масонские символы. Скульптор Салават Щербаков считает это бредом.

Фото: ДМИТРИЙ ЗВЕРЕВ (X2), LEGION-MEDIA , РУСЛАН ШАМУКОВ / ТАСС, ДМИТРИЙ ЗВЕРЕВ (Х3), LEGION-MEDIA , GETTY IMAGES (X2), ДМИТРИЙ ЗВЕРЕВ, GETTY IMAGES, ЮЛИЯ БАТУРИНА, АЛЕКСЕЙ ГУСЕВ, ЕЛЕНА КОРОМЫСЛОВА, ОКСАНА АЛЕШИНА, ТАТЬЯНА БЕЛОВА, LANA1501 / ФОТОБАНК ЛОРИ, © УЧАСТНИКИ OPENSTREETMAP

Предыстория. Считается, что первая смешанная ложа появилась в Гааге в 1751 году, однако есть версия, правда, до сих пор ничем не подтвержденная, что женское масонство в качестве продолжателя женских жреческих орденов Древнего мира появилось одновременно с образованием мужских лож. Существует доказательство, что некоторые женщины были в состоянии получить мастерство в различных корпорациях еще до возникновения спекулятивного масонства. Это, например, могло случиться при смерти мужа-масона. Об этом свидетельствует, в частности книга торгов Парижа (1268), Устав Гильдии плотников в Норвиче (1375).

Первой женщиной - масоном была г-жа Олдворт из Ньюмаркет, графство Корк в Ирландии . Родилась она в 1713 году, ее отец и братья были членами аристократической масонской ложи. В 1732 году, в то время как отец Doncraile, его почтенный брат, организовали свои работы дома, молодая женщина сделала дыру в стене и ей удалось наблюдать заседание. Будучи пойманой, ее поведние привело к двухчасовым дебатам братьев, после чего было принято решение предложить ей выбор между инициированием и смертью. Она приняла инициирование и оставалась активным членом вплоть до своей смерти в возрасте 95 лет.

Итак, с первыми попытками приема в ложу женщин появилось новое движение, - адоптивное или совместное масонство, но так называемые регулярные ложи, то есть ложи, учрежденные под эгидой какой-​либо из великих юрисдикций мира и следующие букве изначальных уставов (ее члены признают существование Великого Архитектора Вселенной, не обсуждают на собраниях вопросы, касающиеся религии и политики, и проводят торжественные ритуальные работы при открытой Книге Священного Закона), до сих пор отказывают женщинам в праве приема.

Как бы то ни было, наиболее заметными в Европе среди подобных лож стали французские, весьма активно действовавшие в период с 1770-х по 1780-е годы. Надо, однако, сказать, что по «Конституции» Андерсена от 1723 года женщин категорически запрещалось принимать в масоны. Этот запрет вовсю действовал в Великобритании и в британских колониях в Америке (до обретения ею независимости, после чего Америка по числу «женских» лож быстро обогнала Европу), но континентальная Европа его нарушала. Адоптивные ложи давали дамам возможность общаться в кругу своих единомышленниц, разделявших просветительские и филантропические идеалы, молиться Великому Архитектору Вселенной - Богу масонов и ньютоновской науки, придумывать ритуалы и произносить речи. Главной фигурой на женских масонских церемониях была «королева амазонок». В окружении «сестер», наделенных военными званиями, «королева» совершала обряды инициации не только женщин, но и мужчин. Катехизисы адоптивных лож призывали женщин сопротивляться несправедливой власти мужчин, сбросить с себя их иго, подчинить отношения в семье своей воле и распоряжаться частной собственностью на равных с мужьями правах. На одной из церемоний «королева» вопрошала «великого патриарха», на каком основании мужчины считают себя собственниками и хозяевами женщин, а затем требовала, чтобы «сестры» освободились от этого рабства и относились к мужчинам, которые не примут их свободы, как к тиранам. Таким образом, в 1780-е годы французские масонские ложи способствовали если не эмансипации, то значительному прогрессу в отношениях между мужчинами и женщинами. Поэтому неверно было бы думать, что француженки приобщались к Просвещению только в собственных гостиных или в частных парижских салонах, - нет, этот процесс происходил и в адоптивных ложах. Здесь сам собой возникает естественный вопрос: какую роль играла или играет женщина в системе масонства?

Разумеется, здесь роль женщины та же, что и в любой политической системе, - любым способом выведать или получить от мужчины нужную для организации информацию, передать сообщение, наладить связи, создать почву для дальнейшего манипулирования субъектом в нужном ключе и тому подобное, короче - работать в интересах хозяев, или Мастеров, ложи. Иными словами, женщина является своеобразным орудием для достижения целей масонских организаций, той незаметной «подосновой» айсберга, которая позволяет ему двигаться к своей цели.

Исторической вехой в женском масонстве стал 1774 г., когда Великий Восток стал независимой федерацией масонских лож, в том числе и адаптивных лож, получивших в рамках конфедерации официальный статус и признание. Подобные ложи, по-прежнему имевшие те же имена, что их мужские двойники, быстро распространились по всей стране. Они были очень разнообразны, а некоторые из них, особенно парижские, приобрели значительный авторитет и престиж. В частности, Адаптивная Ложа «Девять Сестер» была женской группой, активно поддерживающейся мужской Ложей, в которой в 1778 году был посвящен Вольтер. Еще одна La Candeur, (Чистосердечие), созданная в 1775 году была настолько активна и знаменита, что вскоре затмила своего мужского «двойника» — мужскую Ложу, которая ее создала. Такая ситуация, правда, явилась причиной быстрого ограничения ее самостоятельности. Деятельность подобных лож сильно различалась, но в основном тяготела к филантропическим целям. Впрочем, различные события время от времени заставляли их членов все более и более интересоваться обществом и процессами, происходящими в нем.

Временем официального рождения либерального масонства можно считать вторую половину XIX века, когда произошло несколько событий, не имевших прецедентов до этого в масонском мире. Французская революция отменила все ложи, как адаптивные, так и мужские. После окончания революции, в период Империи, адаптивное масонство, как и масонство в целом было восстановлено и продолжало развиваться, несмотря на все превратности XIX века. Впрочем, уже без того романтического ореола, которым обладало прежде. Оно утеряло свое новаторство и мятежный дух и превратилось в инструмент власти, собирая преданную Бонапарту элиту вокруг нескольких известных фигур, таких как Жозефина де Богарне и Каролин Бонапарте. Адаптивное масонство стало престижным знаком для почти тридцати лож, большее количество которых находились в Париже. Большинство членов этих адаптивных лож не интересовались теперь проблемами общества, а занимались поверхностными вопросами.

С 1870 года появились первые посвященные женщины и в ложах устава Мемфис. Великий Восток Франции, возникший в 1773 году , является одной из старейших Великих Лож во Франции. Это самое крупное французское послушание. В ВВФ работают по Французскому, Французскому Восстановленному, Древнему и Принятому Шотландскому, Шотландскому Строгому Уставам (ритуалам) и Уставу Мемфис-Мицраим . В 1774 году после введения Адоптивного Устава в ряде своих лож он издал указ разрешающий их использование, после чего Герцогиня Бурбонская была избрана первой Великой Мастерицей Франции.

В начале ХХ века Великая Ложа Франции помогла возродиться адаптивным ложам и приняла конституцию, регулирующую их функционирование. 29 мая 1901 года Le Libre Examen («Свобода совести»), первая из созданных лож, провела дискуссию на тему «Место женщины в обществе». Первой Великим Мастером (титул дающейся Досточтимому мастеру адаптивной ложи) стала М. Бертхольт. Она была преемницей Бланш Мюрат, которая перешла из мадридской Ложи «Свободный Восток» и была принята в «Свободу совести» вскоре после ее создания. Эта ложа стала первой ложей Великой женской ложи Франции и Б.Мюрат стала номером один в ее списках. «Новый Иерусалим» — вторая ложа, — инсталлированная Великой Шотландской символической ложей, вошла в состав Великой Ложи Франции 31 мая 1907 г. Несмотря на Первую мировую войну, женское масонство продолжало утверждаться. Еще девять лож были созданы между июлем 1923 и декабрем 1936. Таким образом, к 1936 году их стало 11.

В 1935 году в ходе Конгресса братья, члены Великой ложи Франции, без консультаций с сестрами решили дать адаптивным ложам полную автономию и помочь им создать чисто женскую Великую Ложу. Решение было выражено следующей фразой: «Конгресс доверяет нашим сестрам честь утверждения женского масонства вровень с нашим». Вероятно, еще не чувствуя в себе сил справиться с такой задачей, большинство сестер решили сохранить свое прежнее положение. В течение года они организовали и оформили Ежегодный конгресс адаптивных лож и Великий Секретариат из пяти человек. Анна-Мария Педено-Жантили была избрана единогласно и руководила всеми общими сессиями в течение двух лет. К несчастью, Вторая мировая война рассеяла женщин-масонок, многие из них оказались в концентрационных лагерях вместе с Братьями, другие приняли активное участие во Французском сопротивлении.

Если же говорить о статистике, то в середине XVIII века общая численность масонских лож составляла порядка 50 тысяч человек - включая как европейцев, так и американцев, но женщин среди них было буквально несколько сотен. К 1785 году число женщин-​масонов достигло примерно 1500 человек. И хотя большинство лож по-​прежнему придерживалось «канонического» устава и не допускало в свои ряды ни женщин, ни крестьян, ни рабочих, ни, уж тем более, рабов, тем не менее ложи в своем стремлении к равенству и достоинству, к независимости, свободе слова и веротерпимости были обращены в будущее, в царство прав человека и эгалитарных идеалов, в мир общечеловеческих равенства и братства, невзирая на половую, расовую и религиозную принадлежность. Естественно, с ходом времени и по мере установления принципов равноправия между полами число женских лож увеличивалось, в XX веке, особенно в конце, достигнув внушительного числа.

Наибольшее количество таких организаций ныне сосредоточено в США, стране, славящейся своими свободами, равноправием и возможностями для всех. Поэтому, говоря о женских ложах, мы имеем в виду прежде всего американские, которые, как и все американское, сегодня задают тон в женском масонском движении.
На данный момент в США насчитывается великое множество женских масонских организаций, но самыми влиятельными из них являются, пожалуй, следующие: «Орден восточной звезды» (2 500 000 членов и многочисленные филиалы во всем мире), «Белый храм Иерусалима» (ложа основана в 1894 году), «Пурпурный орден», «Дочери Нила», «Дочери Моканны», «Орден радуги» и «Дочери труда» (последние две ложи - молодежные, с преимущественным правом избрания в них девушек).

Самая именитая и влиятельная ложа, состоящая главным образом из женщин, - это «Орден восточной звезды». Ложа была основана в Нью-​Йорке 28 декабря 1868 года адвокатом и филантропом из Бостона Робертом Моррисом. Несмотря на то что основателем ложи был мужчина, со временем, однако, ее ряды настолько пополнились женщинами-​масонами, что орден был признан преимущественно женским. Члены ложи должны быть старше 18 лет, иметь безупречную репутацию и быть квалифицированными мастерами (точнее - мастерицами) своего дела. Каждое отделение ложи состоит из 18 сановников (офицеров), большинство которых женщины. Возглавляют ложу Великая Матрона и Патрон. Предполагается, что должность Патрона может занимать исключительно мужчина. Однако если на этот пост отсутствует подходящая мужская кандидатура, то в роли Патрона может выступать и женщина.
В основе идеологии ложи - женские библейские образы. Тем не менее в организацию открыт доступ людям самых разных конфессий.

Эмблема ордена - пятиконечная звезда, олицетворяющая звезду Вифлеема. Орден в основном занимается образовательной и научной деятельностью, но уделяет много времени и благотворительным акциям. Что касается структуры современных женских лож (под словом «женский» мы имеем в виду смешанные ложи с преобладающим в них женским составом, потому как чисто женские ложи представляют собой не что иное, как феминистские клубы по интересам), то они по сложившей традиции имеют, как правило, три или четыре степени посвящения, а в их ритуалах особую роль играет символ запретного плода, яблока Евы, отведать которое ее искусил Лукавый. Поэтому при возведении кандидатки во вторую степень ей задается вопрос: «Вы - наш товарищ?» Подразумевается, что на это последует ответ: «Мне известен запретный плод». Далее посвящаемая дает масонскую клятву: «Клянусь никогда не есть зерен яблока, ибо они заключают в себе семя запретного плода. Клянусь не снимать этой ночью подвязку ордена и никогда не выдавать тайны», - что подразумевает избегание каких-​либо любовных связей в будущем. Следует отметить, что ритуал женского масонства в гораздо большей степени, чем мужского, пропитан символикой Ветхого Завета. Так, при посвящении Совершенной Мастерицы в четвертую степень ей открывают тайну, которая заключается в том, что первое заседание ложи происходило не где-​нибудь, а в раю, когда Адам и Ева были невинны и не познали греха; что второе заседание состоялось в ковчеге Ноя во время потопа; что в третий раз заседали три ангела, посланные Богом к Аврааму; что четвертое заседание имело место в пещере, когда ангелы после разрушения Содома посетили Лота и его семью, а пятое было проведено Иосифом, когда он обрел своего брата Вениамина. Разумеется, ходит много версий и всякого рода «сказок» о женском масонстве и о специфике его ритуалов, но, судя по всему, каких-​либо строго установленных, идентичных обрядов, общепринятых для всех женских масонских лож, не существует. Есть лишь определенные императивы, или указания, которым должна следовать каждая женская масонская организация, но обычаи и порядки внутри ложи задаются самими основательницами либо мастерицами.

Одна из самых известных женщин-​масонов нашего времени - Элеонора Рузвельт, жена 32-го президента США Франклина Делано Рузвельта, руководительница американского женского масонства, посвящавшая все свое время проблемам женщин. Вполне возможно, что возглавляемая ею ложа представляла собой некий феминистский клуб, где, скорее всего, обсуждалась дискриминация женщин в США и предпринимались посильные меры по ее смягчению, но при этом, однако, нельзя не отметить, что само наличие женщины в мире, и не только в масонском, придает ему новые специфические «вкус» и «изюминку», некую неординарность и своеобразную глубину. Так что, воистину, cherchez lafemme!

Великая Женская Ложа Франции (http://www.glff.org/internet/index.php) международная женская масонская организация, насчитывающая более 12 000 членов, объединенных в более 300 лож по всему миру. Как самостоятельная ВЛ работает с 1952 года. Исключает из своих принципов ландмарку о чисто мужском членстве в масонстве, признает право на свободу совести каждого, но, соответственно, светских характер современного общества в целом.

Ложи ВЖЛФ работают по нескольким уставам (ритуалам) — Древнему и Принятому Шотландскому Уставу, Французским Уставам, Шотландскому Строгому Уставу. Великая Символическая Ложа Франции — эта ложа работает по Уставу Мемфис Мицраим , в котором посвящения проходят до 95 градуса. В ВСЛФ насчитывается около 1000 братьев и сестёр, и эта ВЛ является смешанной.

В 2007 году Великий Восток отклонил предложение Великого Мастера Жан-Мишеля Килардета обсудить возможность членства в ложах женщин. Летний конвент (собрание представителей лож) 2010 года, после бурных дебатов и с перевесом всего в несколько голосов «за», позволил ложам проводить инициацию женщин.