Лекции - анализ внешней политики. Анализ внешней политики государства: основные подходы и методы (35) Отличие мировой политики от международных отношений

Раздел 7

Успешной политическая деятельность является лишь тогда, когда происходит постоянно осуществляемый политический анализ, на основе которого осуществляется определенный прогноз, выстраивается стратегия действий и обеспечивается консультирование субъекта (участника) политического процесса.

7.1. Политический анализ и политическое прогнозирование

Политический анализ: особенности осуществления. Политические явления не являются случайными и изолированными друг от друга. Все явления политической жизни находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Кроме того, они имеют тесные связи также с демографическими, экономическими, юридическими и иными социальными отношениями в обществе. Т.е. политическую практику невозможно представить без политического анализа.

Политический анализ (от греч. analysis - разложение, разделение) - это: 1) метод, предполагающий мысленное разложение политических явлений на отдельные составляющие; 2) совокупность способов и приемов прикладного исследования политической ситуации .

Приведенное трудно назвать однозначным определению понятия “политический анализ”, которое было бы наиболее приближено к сущности политического менеджмента. Здесь наилучшим образом подойдет такое определение: политический анализ - процесс сбора и обобщения информации о политической систему в целом и отдельные ее составляющие, выявление связей, взаимозависимости и механизмов взаимодействия субъектов политического процесса, его закономерностей, аналогов и детерминант с целью прогнозирования направлений и будущих результатов, последствий политических действий и их влияния на развитие общества .

Ключевым понятием политического анализа является политическая идея как форма осмысления политической действительности.

Начало политического анализа находим еще в религиозных мифах и легендах (более 5 тыс. лет назад), позже - в мифах Древней Греции, Индии, Древних Китая и Рима. Такой анализ имел форму философских трактатов, определенных изложений или толкований законов, этических норм и т.д.

Во времена средневековья к вопросам, связанных с политическим анализом (что такое политика, власть, государство и т.д.), обращаются Аврелий Августин, Фома Аквинский, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. де Токвиль и другие.

Позднее (XIX в.) политический анализ в плане методологии исследования политики, ее составляющих, политических процессов глубоко разработали К. Маркс, М. Вебер, В. Парето, Г. Моска, а в ХХ ст. - К. Поппер, Х. Арендт, С. Бжезинский, Э. Фромм, Г. Арон, Г. Маркузе, Д. Истон, Г. Лассуел, другие политологи, социальные политики, социологи.

Как ведущая теоретико-прикладная отрасль в комплексе политических наук политическая аналитика, а следовательно и политический анализ, сформировавшихся в ХХ в.

Как прикладная дисциплина политический анализ выполняет три основные функции :

Описательную (отражение политической системы, политических явлений и процессов);

Регулятивную (предоставления предложений, рекомендаций, прогнозов относительно практического решения политических вопросов и проблем);

Прогностическую (моделирование политических процессов и их последствий в практической политической деятельности).

Научным инструментарием политического анализа являются:

Системный подход (систематизация совокупности объектов, выявление их связей и взаимодействий);

Структурно-функциональный анализ (связи и взаимодействие групп объектов системы);

Сравнительный анализ (сопоставление, выявление аналогов, противоречий, различий, определение динамики в политике);

Математико-статистический анализ (представление общественно-политических явлений, процессов в виде схем, диаграмм, моделей) .

Политический анализ имеет ярко выраженный синергетический характер и поэтому ему присущи большинство признаков системности, то есть широчайшего охвата предмета анализа.

Политический анализ имеет два основных философских принципах, на которых он базируется и практически осуществляется:

Принцип взаимосвязи политических явлений. Такие связи являются: длительными и короткими, существенными и несущественными, непосредственными и косвенными, случайными и необходимыми, внутренними и внешними;

Принцип постоянного развития (историзма). Все политические явления постоянно развиваются (во времени и пространстве, генетически - от зарождения, становления, развития и отмирания). Принцип постоянного развития часто называют еще принципом системности.

Политический анализ имеет отдельные виды (формы), среди которых выделяют следующие основные: анализ данных, диахронный анализ, дисперсионный анализ, анализ документов, кластерный анализ, анализ когорты, контекстуальный анализ, корреляционный анализ, многомерный анализ, многофакторный анализ, синхронный анализ, системный анализ, структурный анализ и др.

Анализ данных - эмпирический анализ собранных данных о политических явлениях и событиях, политической жизни с целью получения первичной информации, раскрытие определенных связей между явлениями и данными, исследуются.

Диахронный анализ - анализ политических объектов, явлений, событий, процессов в их временном пространстве, то есть есть возможность и делается попытка взглянуть на генезис таких объектов и явлений, зафиксировать их в времени.

Дисперсионный анализ (по методу Г. Фишера) - позволяет выявить систематические расхождения между результатами непосредственных политических изменений при определенных условиях, что также меняются.

Анализ документов - один из самых распространенных в политике, поскольку первое, а часто и наиболее точное представление о конкретные политические события, явления, объекты политики можно получить в результате глубокого анализа (часто контент-анализа) политических документов (проекты, решения, воззвания, программы, уставы, листовки и т.д).

Кластерный анализ - метод группировки определенных данных о политике, объекты политики, политической деятельности за определенными классами. Собраны и распределены по классам, такие данные становятся ближе друг к одних и, следовательно, более точной общая картина объекта, события и т.п.

Анализ когорты - анализ отдельных социальных групп (групп населения) с целью определения и фиксации характерных (и отличных от других групп) черт, характеристик, политических действий, политического поведения. На основе таких анализов можно сделать соответствующие выводы и настоящем долговременные политические прогнозы.

Контекстуальный анализ - используется тогда, когда возникает потребность определить индивидуальные признаки любого политического явления или объекта политики в контексте с другими.

Политический анализ имеет три основных компоненты, ради которых он и осуществляется:

Анализ реально существующей политической ситуации;

Прогноз развития такой ситуации;

Принятие соответствующих компетентных политических решений.

Политическое прогнозирование: сущность и особенности. Любая будущая (в перспективе) политическая деятельность закономерно связана, вытекает из прошлого и сегодняшнего развития политики, политических явлений и действий. Осуществлен политический анализ дает возможность определить набор возможных вариантов реализации цели, задачи в практической политической деятельности, то есть осуществить политический прогноз относительно возможного хода событий и их результата.

Прогноз - это вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях, пути, тенденции развития определенного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроки их осуществления.

Не следует путать прогноз (в частности политический) с предвидением. Последнее имеет характер определенной абсолютизованої достоверности.

Политическое прогнозирование связано с большим количеством политических переменных, поэтому оно также совершенно отличное от политического планирования.

Чтобы понять особенности именно политического прогнозирования, напомним, что прогнозирование вообще, это: а) форма опережающего отражения чего-либо в научном познании; б) процесс определение перспектив развития определенного явления, события, основанное на знании закономерностей развития и информации о прошлом и современное состояние этого явления или события .

Прогноз предполагает определенное моделирование явлений, событий, процессов, создания мысленных образов.

Объектами прогнозирования, как правило, есть процессы, явления, события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека. Поэтому в зависимости от природы объектов различают объекты прогнозирования социальные, экономические, научно-технические и политические.

Согласно цели разработки прогноза (проблемно-целевой критерий) существуют два основных типа прогнозов:

Поисковый прогноз - определение возможных состояний какого-либо явления в будущем. Это своеобразная ретроспекция, проектирование современного явления в будущем;

Нормативный прогноз - поиск путей, возможностей, средств с целью достижения желаемого, желаемого, ожидаемого состояния соответствующих явлений. При этом заранее задаются как основа определенные нормы, стимулы, идеалы и т.д.

Кроме того, прогнозы разделяют на: оперативные (текущие), кратко-, средне-, долго - и далекострокові (наддовгострокові).

Основными способами разработки прогнозов являются:

Анкетирование (интервью, опроса);

Экстраполированием и интерполирование (построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого явления);

Моделирование (построение поисковых и нормативных моделей с учетом предполагаемой или желаемой изменения прогнозируемого явления на определенный, предсказуемый период и т.д.).

Часто в процессе прогнозирования используются несколько или все указанные способы разработки прогнозов.

Политический прогноз - процесс разработка научно обоснованного рассуждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления, а также о рекомендации по практической деятельности в условиях определенной теоретической действительности.

Объектом политического прогнозирования могут быть: политические системы, политические партии, власть, политические группы, отдельные лица, то есть все субъекты политики, политического процесса.

Для осуществления политического прогнозирования, разработки и реализации стратегической политики любой политик, участник политического процесса должен обязательно иметь так называемое стратегическое мышление в политике. По мнению А. Валевского, стратегическое политическое мышление находится под влиянием и детермінацією исторически-культурной традиции народа, страны, определенных стратегических интересов, иерархии стратегических целей т.д.

Политическое прогнозирование, предсказания непосредственно связано с политической вероятностью, поскольку любое политическое действие, явление при определенных условиях и обстоятельствах вполне возможны.

Самыми распространенными в политике есть логическая, статистическая и субъективная вероятность.

Политическая вероятность - возникновение определенного утверждения, точки зрения, полученных в результате логических действий.

Статистическая вероятность существует тогда, когда учитывается соответствующая частота (периодичность) повторение явлений, событий т.д. Например, политические забастовки, которые при соответствующих условиях происходили на протяжении некоторого последнего времени.

Субъективная вероятность - оценка индивидом (спостерігаючою, действующим лицом) возможности возникновения определенного события на основе повторного опыта.

Политическое прогнозирование - не просто проекция в будущее, предвидение ожидаемого результата - это научно обоснованная, всесторонняя информация о будущем развитии определенных политических процессов и разработка на этой почве соответствующих стратегических и тактических основ политической деятельности.

Политический прогноз - это: а) научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем и путях его развития; б) способ научного обоснования политических решений.

Методологической основой политического прогнозирование считается философия политики, поскольку только с ее помощью можно осуществлять действительно комплексный, всесторонний анализ политических явлений, событий, процессов, прогнозировать их развитие. В последнее время начала активно формироваться и такая сравнительно новая научная дисциплина, как политическая прогностика.

Каждый политический прогноз имеет соответствующий степень вероятности, возможности. Идеальных прогнозов не объективно существует, хотя всегда те, кто составляет прогноз, пытаются что представить его себе как самый точный и самый вероятный, то есть идеальный.

Главная цель политических прогнозов: избавиться от нежелательного, неожиданного, неудовлетворительного (для конкретного субъекта политики) развития политических событий; привыкнуть к необратимому, того, что может произойти почти неизбежно; ускорить вероятное развитие конкретного политического явления, процесса в желаемом направлении.

Политические прогнозы сбываются с целью: определения основных тенденций в развитии международных отношений; предсказание развития политических конфликтов, итогов избирательных кампаний; определение популярности политических партий, общественных организаций, объединений, отдельных лидеров, государственных, общественных деятелей, возможных последствий определенного политического решения и т.д.

Основные функции политического прогноза:

Нормативная. Во время прогнозирования максимально придерживаются определенных показателей, норм, пытаются реализовать прогностическую модель;

Орієнтувальна. Речь идет о определение субъектом управления наиболее реальных, оптимальных направлений деятельности и об избирательном подходе к информации;

Предупредительная. В этом случае речь идет о предупреждении органа управления, субъекта политики в отношении возможных и реальных отклонений от существующей прогностической модели.

Типы политических прогнозов:

Научные, нормативные, интервальные;

Кратко-, средне-, долгосрочные.

Последние по временным срокам тоже конкретизируются:

Оперативные (до 1 месяца);

Краткосрочные (до 1 года);

Среднесрочные (от 1 до 5 лет);

Долгосрочные (от 5 до 15 лет);

Стратегические (сверхсрочные) - до 30 лет.

Различают также такие типы политического прогнозирования:

Внутриполитическое. Как правило, это прогнозирование конкретных политических событий, деятельности политических институтов общества, политических процессов, имеющих место в нем;

Внешнеполитическое. Это прогнозирование в сфере международных отношений и внешней политики в целом. При этом в первую очередь оценивают и прогнозируют общую обстановку в мире, регионе, стране, отношения между странами, правительствами и т.д.

Политические прогнозы могут быть двух типов:

Поисковые. Это выявление и уточнения тех перспективных проблем, которые можно попробовать решить именно политическим путем, методом политического управления. Составляется прогноз (предположение) - что произойдет в обществе, политике при условии сохранения реально существующих общественно-политического состояния, ситуации;

Нормативные. В этом случае внимание сосредотачивается на путях, средствах, возможностях изменения положения дел.

Основные принципы политического прогнозирования:

Системность. В этом случае политика, политический процесс рассматриваются комплексно, в их целостности, единстве, как определенная совокупность самостоятельных направлений (составляющих) прогнозирования;

Согласованность. Самостоятельные направления (составляющие), этапы политического прогноза должны быть взаимосогласованными, взаимосвязанными, что обеспечивает наибольшую достоверность прогноза;

Непрерывность. По мере возникновения, поступления новых данных, информации во времени политический прогноз имеет непрерывно корректироваться, уточняться, углубляться;

Верифікаційність. Существует потребность и необходимость постоянного определения достоверности разработанного политического прогноза, на что и направлен этот принцип;

Альтернативность. Политическая жизнь может и развивается по многим траекториям, направлениями, моделями, поскольку взаимоотношения между субъектами политики являются также слишком изменчивыми, специфическими. То есть должны учитывать (предполагать) все возможные пути и особенности развития политических отношений, а на этой основе предвидеть альтернативные модели политических решений и действий;

Рентабельность. В какой степени осуществление политических проектов, действий, решений может быть максимально реализованным и результативным.

Известный российский политолог А. В. Сергеев выделяет следующие принципы политического прогнозирования:

Отношение к социально-политической действительности как к объективной реальности. Речь идет прежде всего о прогнозе развития объективных факторов, влияющих на суть и характер политики, политических процессов;

Целостный, системный подход, т.е. нужно стараться принимать во внимание и рассматривать все части (субъекты) политического процесса системно, целостно, в их единстве, взаимодействии;

Признание исторического детерминизма, то есть объективных закономерностей функционирования и развития социально-политических систем;

Комплексный характер прогнозирования;

Классовый подход, что конкретизируется в принципе партийности. Имеется в виду, что для политического прогнозирование существенное значение имеет прогнозирование.

Политические прогнозы составляются по счет использования определенного инструментария: анкетирование, опрос общественного мнения, анализ различных источников информации, данных, результатов различных исследований (научных, прикладных, специальных).

Существует более 150 различных методов политического прогнозирования, среди которых наиболее распространенными являются:

Верификации (проверки достоверности данных);

іконічного (образного) моделирования;

Анализа публикаций;

Экспертных оценок;

Генерации идей;

Построения сценариев;

Интервью.

Итак, инструментарий политического прогнозирование состоит в основном из различных методов анкетирования, качественных и количественных методов оценки различных данных опроса общественного мнения, специальных систем развития событий и т.д.

В последнее время в политике используют некоторые довольно интересные инновационные методы политического анализа, среди которых заметно выделяются такие:

Метод коллективной экспертной оценки. Для его использования создаются специальные экспертные группы, которые назначают экспертов и на основе их ответов на конкретные вопросы определяют окончательную оценку как своеобразное среднее суждение (среднее арифметическое значение оценок всех экспертов или среднее нормализованное, взвешенное значение оценки);

метод коллективной генерации идей (метод “мозговой атаки”). Это что-то вроде метода дискуссии. Сначала формируется группа участников “мозговой атаки” (до 15 человек). Затем составляется проблемная записка участника “мозговой атаки”, по которой далее ведется обсуждение (критика, дополнения, вынесение на рассмотрение новых мыслей, идей, предложений). На следующем этапе происходит систематизация наработанных идей, их обоснование, объяснение. После этого обоснованные идеи могут критиковаться учитывая наличие проблем и препятствий к ее осуществления. На завершающем этапе участники “мозговой атаки” составляют перечень тех идей и предложений, которые фактически выдержали критику и имеют право на существование. “Мозговую атаку” могут осуществлять несколько групп одновременно, параллельно, работая над разработкой одной и той же проблемы;

Метод построения сценариев. Основа такого метода - попытка установить логическую последовательность действий в политике, политическом процессе, чтобы обеспечить практическое решение существующих проблем. Это дает возможность хорошо учесть расстановку сил, спланировать постепенное приближение к зпрогнозованого результата.

Известный украинский политолог В. П. Горбатенко среди основных методов политического прогнозирования называет еще и такие :

Экспертный опрос. Чаще всего речь идет о заполнении экспертами специальных анкет, а затем их обработка;

Историческая аналогия. Базируется на переносе определенных закономерностей исторического развития, схожих событий по времени из других сфер знания;

Контекстуальное картографирование. Это - системное рассмотрение объекта путем последовательного или комбинированного просмотра, анализа и синтеза всех вероятных комбинаций его составляющих;

Сеточные графики. Осуществление поиска и определение кратчайших путей к определенной, очерченной цели;

Дерево целей. Разделение объекта познания на отдельные элементы (составляющие), иерархически, логически связаны между собой;

Имитирование. Это построение, создание соответствующих моделей (прежде всего математических) с целью изучения и верификации прогнозных решений;

Операционное моделирование. Базируется на применении, использовании математического аппарата;

Анализ взаимных влияний. Предусматривает использование своеобразных матриц событий, которые влияют на развитие политической ситуации или составляют основу исследования политических проблем;

Каузальное моделирование. Базируется на установке соответствующих причинно-следственных связей известных политических событий, явлений;

Статистическое моделирование. Это разработка и анализ моделей, которые базируются на статистическом материале прошлого и современного;

Метод игры. Используется в непосредственных предплановых политических исследованиях, а также для верификации политических прогнозов.

Такая классификация методов политического прогнозирования является самой полной из всех нам известных.

Составление политического прогноза является системой соответствующих поэтапных действий, а именно:

Структурный анализ соответствующей ситуации, а то и политической системы в целом или отдельных ее компонентов;

Определение особенностей и характера связей в политическом процессе, ситуации и зависимостей между ними;

Проявление и определение главных (доминирующих) тенденций, направлений развития действующих в системе политических процессов;

Экстраполяция отдельных процессов относительно их развития в будущем;

Синтез и взаимодействие развития отдельных процессов;

Подготовка комплексного прогноза развития политической системы общества, отдельных ее составляющих и т.д.

Сделать политический прогноз максимально реальным, достоверным можно лишь при условии сочетания изложенных действий.

Политические прогнозы делают политические эксперты.

Политическая экспертиза в различных странах осуществляется по-разному, в зависимости от многих обстоятельств и исторической и политической традиций, уровня демократического развития, особенностей политических процессов и т.п. Существуют и специальные структуры - общественные, государственные, которыми являются институты политического образования, анализа и экспертизы, центры, лаборатории.

Большое значение в отдельных странах уделяется обучению, теоретической и практической подготовке политических экспертов, которые, как правило, являются независимыми - они не входят в никаких субъектов политики, действующих в соответствии с конкретным заказов на осуществление политической экспертизы.

Логическим следствием политического прогноза есть политическое предсказание.

Вообще предсказания - это возможность предсказать развитие последствия событий, процессов, явлений. Оно связано с причинно-следственным процессом и связями.

Предсказание может базироваться на религиозной вере, астрологии, жизненном опыте и научных данных. Политическое предсказания в основном базируется на научных данных и результатах и на глубоком анализе общественной практики, политических процессов .

МО - это особый вид общественных отношений, имеющий широкий субъектный состав, характеризующийся анархичностью и выходящий за рамки внутриобщественных взаимодействий территориальных образований. совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, государствами и объединениями государств.

Подходы к определению:

1. определение специфики участников.

2. Определение особой природы МО.

3. критерий локализации

Определение международных отношений как многообразие связей предполагает необходимость их классификации – выделения типов, видов, уровней и состояния.
Классификация

1. на основе классового критерия

· отношения господства и подчинения (отношения в эпоху феодализма и капитализма)

· отношения сотрудничества и взаимопомощи (теория социалистического мира)

· переходные отношения (отношения между развивающимися странами, освободившимися от колониальной зависимости)

2. на основе общецивилизационного критерия

3. по сферам общественной жизни

· экономические

· политические

· военно-стратегические

· культурные

· идеологические

4. на основе взаимодействующих участников

· межгосударственные отношения

· межпартийные отношения

· отношения между международными организациями , ТНК , частными лицами

5. по степени развития и интенсивности

· отношения высокого уровня

· отношения среднего уровня

· отношения низкого уровня

6. на основе геополитического критерия

· глобальные/общепланетные

· региональные

· субрегиональные

7. по степени напряжённости

· отношения стабильности и нестабильности

· отношения доверия и вражды

· отношения сотрудничества и конфликта

· отношения мира и войны

междисциплинарный подход допускает прямой перенос методов исследования из одной научной дисциплины в другую. Перенос методов обусловлен обнаружением сходств исследуемых предметных областей. В результате появляется «междисциплинарная дисциплина» – биофизика , использующая междисциплинарный подход. По такому принципу организованы и другие бинарные (двойные) междисциплинарные дисциплины. Продолжая пример с биологией, можно продолжить список таких междисциплинарных дисциплин – биохимия , биомеханика , социобиология , бионика , а также многие другие. Однако использование «чужой» дисциплинарной методологии редко приводит к изменению дисциплинарного образа предмета исследования. Следует отметить, что, для сохранения границ дисциплинарных коробок, в междисциплинарных исследованиях всегда присутствуют «ведущая» и «ведомая» дисциплины. Все результаты, даже те, которые получены при помощи методологии «ведомой» дисциплины, интерпретируются с позиции дисциплинарного подхода «ведущей» дисциплины. Поэтому междисциплинарный подход предназначен, прежде всего, для решения конкретных дисциплинарных проблем, в решении которых какая-либо конкретная дисциплина испытывает концептуальные и методологические трудности.

Теория международных отношений относится к числу сравнительно молодых обществоведческих дисциплин, хотя ее истоки можно найти в социально-политической мысли прошлых столетий и Даже тысячелетий. Поскольку предметная область теории международных отношений – это сфера политики, постольку данная наука относится к области политического знания, более того, до недавнего времени она рассматривалась как один из разделов политической науки.

Уровни анализа и методы исследования в мировой политике

3 уровня анализа:

♦ уровень индивида (анализ индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в политический процесс на мировой арене).

♦ уровень отдельного государства (исследуются, напри­мер, процессы принятия политических решений, но уже с точки зрения не психологических особенностей, а того, каков в той или иной стране механизм принятия решений)

♦ глобальный уровень (изучение как взаимодействия государств, так и негосударственных участников мировой политической сис­темы).

Методы

каче­ственные

(использование аналитических процедур для изучения тех или иных фактов, про­цессов и т.п.)

  • количественные

(для выявления тех или иных числовых параметров)

*когнитивное картирование

Транскрипт

1 А.В. Гукасов Теоретические основы анализа внешней политики современных государств В условиях глобализации отдельно взятое государство не может существовать обособленно, поскольку для обеспечения устойчивого развития ему необходимо постоянно вступать в различные виды взаимодействий с другими акторами системы международных отношений, комплекс которых образует внешнюю политику. Внешняя политика современных государств представляет собой сложный, многоуровневый процесс, и соответственно для ее детального исследования необходимо подвергнуть анализу каждый из входящих в нее уровней. Разработкой различных уровней анализа внешней политики занимался ряд исследователей в области международных отношений. Одну из первых работ в данной области выпустили Р. Снайдер, Г. Брак и Б. Сапин «Принятие решений как подход к изучению международной политики» , в которой они отказались от понимания национального государства как метафизической абстракции, одновременно признавая государственный уровень анализа внешней политики фундаментальным и сделав акцент на процессе принятия внешнеполитических решений. Немалый вклад в разработку уровней анализа внешней политики внесли исследования Г. Спроут и М. Спроут , которые полагали, что рассуждать о могуществе в межгосударственных отношениях без учета внешней политики, которую они ассоциировали со стратегиями, решениями и целями, ошибочно. Однако в отличие от Р. Снайдера, Г. Брака и Б. Сапина, Г. Спроут и М. Спроут в своих исследованиях по-другому расставили приоритеты, полагая, что для полного анализа внешней политики необходимо учитывать психологическую среду, в которой находятся личности или группы, участвующие в принятии внешнеполитических решений. Несмотря на значительный вклад вышеуказанных работ в общую теорию внешней политики, они главным образом были сконцентрированы на исследовании ее отдельных уровней, тем самым не подвергая комплексному анализу данную политологическую категорию. В данной связи знаменательной является работа Дж. Розенау «Предтеории и теории внешней политики» , в которой автор пришел к выводу о том, что для лучшего понимания категории «внешняя политика» необходимо выработать обобщающую теорию, которая, по

2 его мнению, заключается в интегрировании информации, полученной в результате анализа на различных уровнях: от индивидуальных особенностей политического лидера до системы международных отношений. Подобный подход позволяет комплексно исследовать внешнюю политику с точки зрения основных уровней анализа, систематизируя полученные данные и не ограничиваясь рамками исследования только одного из уровней. Работа Розенау стала одной из первых в своем роде и внесла значительный вклад в теорию уровневого анализа внешней политики. Подобную с Розенау позицию занимает К. Уолц, который в работе «Человек, государство и война: теоретический анализ» , исследуя природу международных конфликтов, анализировал ее по трем категориям. Первая категория это человеческое поведение, в рамках которой дается характеристика политическим лидерам, подвергаются анализу их личные качества, мотивы действий и решения, которые могут привести к эскалации международного конфликта. Вторая категория это внутреннее устройство государства, в рамках которой акцентируется внимание на анализе типа управления, экономической модели, политических групп и т.д. Третья категория это система международных отношений, которую автор определил как анархическую, поскольку в ней отсутствует механизм управления государствами. Идеи Уолтца развивал американский политолог Д. Сингер в работе «Проблема уровня анализа в международных отношениях» , в которой он подробно исследовал международную систему и государство как уровни анализа международных отношений. Сингер полагал, что системный уровень анализа позволяет всецело проанализировать комплекс международных отношений, а государственный уровень анализа детально проанализировать международные отношения с точки зрения суверенного государства, акцентируя внимание на тот факт, что, являясь основным актором международных отношений, они могут самостоятельно выбирать направление собственной линии политики. Большой вклад в исследование уровней анализа внешней политики внесла работа В. Хадсон «Анализ внешней политики: классические и современные теории» , в которой было выделено пять уровней анализа. На первом уровне исследуется индивидуальное принятие внешнеполитических решений, основу которого составляют политическая психология лидера и его роль в процессе формирования и реализации внешней политики. На втором уровне рассматривается групповое принятие внешнеполитических решений, в основе которого лежит процесс организации взаимодействия между субъектами групп, участвующих в формировании и реализации внешней политики. На третьем уровне под-

3 вергается анализу роль культурной, социальной и национальной идентичностей в процессе принятия внешнеполитических решений. На четвертом уровне исследуется влияние внутренней политики государства на внешнеполитический процесс. На пятом уровне проводится анализ отличительных особенностей государства таких как масштаб, природные и демографические ресурсы, географическое положение, политическая система, военный и экономический потенциал, которые определяют характер внешней политики, а также анализируется система международных отношений, оказывающая на нее значительное влияние. Существенный вклад в развитие данного направления теории внешней политики внесла также работа отечественных ученых А.Д. Богатурова, Н.А. Косолапова, М.А. Хрусталева «Очерки теории и политического анализа международных отношений» . В своей работе авторы, отмечая важность остальных уровней анализа, сделали акцент на исследовании системного уровня, поскольку он позволяет применить прикладные методы и техники анализа в различном их сочетании, позволяя более полно исследовать международные отношения и мировую политику, а также способствует более точному прогнозированию в данной области. Системный уровень анализа позволил авторам проанализировать стабильность, устойчивость и характер эволюции современной системы международных отношений, исследовать ее региональные подсистемы, а также подвергнуть анализу глобализацию и ее влияние на мировую политическую систему. Основываясь на исследовании различных уровней анализа, проведенном в работах, касающихся данной проблематики, в самом общем виде можно выделить три основных уровня анализа внешней политики: индивидуальный, государственный и системный. В рамках индивидуального уровня анализа внешней политики внимание акцентируется на решениях, которые принимают отдельные личности, участвующие в процессе формирования и реализации внешней политики. Данный тип анализа включает главным образом исследование характерных черт, желаний и идеалов этих личностей и влияние, которое они оказывают на принятие решений в области внешней политики. Тем не менее, несмотря на всю важность человеческого фактора, процесс формирования и реализации внешней политики во многом зависит от структуры политической системы государства, которая исследуется на государственном уровне анализа внешней политики. Данный уровень анализа заключается в исследовании культурноцивилизационных и исторических традиций государства, а также его

4 геополитического положения, которые в совокупности позволяют дать объяснение характеру внешней политики государства. В рамках данного уровня анализа не менее важным остается исследование механизмов формирования внешней политики, т.е. тех внутригосударственных акторов, которые участвуют в данном процессе. В этой связи актуализируется значение исследования характера политического режима государства, от которого напрямую зависит количество акторов, задействованных в процессе формирования и реализации внешней политики, а также роль политического лидера в данном процессе. Помимо двух вышеуказанных уровней анализа, также актуальным остается и значение системного уровня анализа внешней политики, в основе которого лежит понимание того, что все государства действуют в глобальной социально-экономической и политико-географической среде и что специфические характеристики данной системы во многом определяют модель взаимодействия между ними. В рамках данного подхода проводится анализ влияния системы международных отношений на внешнюю политику государства, акцентируя внимание на том, как государства реагируют на изменения внутри этой системы. В данном случае одним из наиболее важных факторов выступает могущество государства в мировой политической системе, которое является основой при формулировании национальных интересов и определяет его поведение на мировой арене. Исходя из вышеприведенного анализа, можно сделать вывод о том, что категория «внешняя политика» и ее анализ не теряют своей актуальности на современном этапе. Не оставляет сомнения тот факт, что процессы глобализации и регионализации вносят свои коррективы в понимание данной категории. Тем не менее, в современных условиях система международных отношений формируется и регулируется главным образом посредством внешнеполитической деятельности государств, в основе которой лежит категория «национальный интерес». Библиографический список 1. Snyder R., Bruck H., Sapin B. Decision-Making as an Approach to the Study of International Politics. Princeton: Princeton University Press, p. 2. Sprout H., Sprout M. Man-Milieu Relationship Hypotheses in the Context of International Politics. Princeton: Princeton University Press, p. 3. Rosenau J. The Study of World Politics: Theoretical and Methodological Challenges. N.Y.: Routledge, P Waltz K. Man, the State, and War: A Theoretical Analysis. N.Y.: Columbia University Press, p. 5. Singer D. The Level-of-Analysis Problem in International Relations // World Politics P

5 6. Hudson V. Foreign Policy Analysis: Classic and Contemporary Theory. Lanham: The Rowman and Littlefield Publishing Group, p. 7. Богатуров А.Д., Косолапов Н.А., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М.: НОФМО, с.


Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Международная олимпиада молодежи - 2020 Перечень, содержание тем и литература по "Международным отношениям" для учащихся 10-11 классов

АННОТАЦИЯ диссертационной работы Абилдаева Алмаза Сызганбековича на тему «Политика Казахстана в обеспечении энергетической безопасности Центральной Азии» представленной на соискание степени доктора философии

15 А.В. Гукасов «Мягкая сила» во внешней политике современных государств При осуществлении внешней политики и реализации национальных интересов государства используют разнообразные инструменты, которые

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет мировой экономики и мировой политики

1. Наименование дисциплины Методология подготовки диссертационного исследования по отношений 2. Уровень высшего образования Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре. 3. Направление подготовки,

ÁÀÊÛ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒÈÍÈÍ ÕßÁßÐËßÐÈ ¹4 Ùóìàíèòàð åëìëÿð ñåðèéàñû 2005 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВ: К ВОПРОСУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ (анализ теоретических подходов) А.РАДЖАБЛИ Системный

СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава первая. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 5 1.1. Общая характеристика социальной психологии как науки 6 1.2. Предмет и задачи социальной психологии 8 1.3. Система социально-психологического

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ВОПРОСОВ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» (уровень бакалавр) Блок «История и теория международных отношений» 1. Международные

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" Отделение

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Факультет

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ Говоруха Анастасия Михайловна студентка Шевченко Ольга Михайловна д-р филос. наук, доцент Институт социологии и регионоведения ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» г. Ростов-на-Дону,

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1 по томе 3 а. Эволюция теоретических представлений о международных отношениях 1. Основные методологические подходы к изучению международных отношений. 2. Характерные

62 С.В. Ануфриенко Медиатизация политики и политизация медиа Расширение влияния медиа является объективной закономерностью современности в ее внутри- и межгосударственных проекциях. Участие медиа приобретает

Наработки в разных сферах научного знания. В целом, плодотворное сотрудничество государств участников Содружества Независимых Государств в научной и инновационной сферах будет способствовать повышению

Темы рефератов для поступающих на основную образовательную программу «Международные отношения и мировая политика» по направлению подготовки 41.06.01 «Политические науки и регионоведение» 1. «Глобализация

Разработку эффективных финансово-экономических стандартов деятельности российских коммерческих банков и обеспечение их инновационного единства с международной банковской системой. Эти тенденции оказывают

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА доктора психологических наук, профессора кафедры общей и социальной психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ярославский

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ: АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И.И. Погорская (Киев) Идея национального суверенитета является традиционной фундаментальной ценностной

УДК 327.83 Проблематика разработки концепта мягкой силы в современной политической науке Ковба Дарья Михайловна магистр политологии, аспирант ИФиП Уральское отделение Российской академии наук, E-mail:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» Башкирский институт социальных технологий (название филиала) Кафедра Истории государства и права и конституционного

êöñöçáàà ÖÇêéèÖâëäàÖ àëëãöñéçäçàü: ÇáÉãüÑ àá Çéëíéóçéâ ÖÇêéèõ Introduction to European Studies: A New Approach to uniting Europe / еd. by D. Milczarek, A. Adamczyk, K. Zajaczkowski ; Centre for Europe,

М. М Лебедева Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ Глобальная и региональная безопасность: неразрывность уровней Вопрос о неразрывности различных уровней безопасности

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени

ЛЕКЦИЯ 20 Моделирование в географии План лекции 1. Отличие модели от других средств познания. 2. Главная цель и задачи моделирования в географических исследованиях. 3. Классификации моделей и особенности

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 1 КОНЯХИН Виталий Вячеславович Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, аспирант

Пояснительная записка. Данная рабочая программа предназначена для изучения обществознания учащимися 10 класса (базового уровня). Программа разработана на основе примерной программы Министерства образования

Е.В. Андреева Образование как институт политической социализации в современной России Процессы модернизации в России на рубеже XX-XXI вв. оказали существенное противоречивое влияние на социально-экономическое

ПОЛИТОЛОГИЯ УДК 327 ББК 66.4(0) ПРОЦЕСС, ПОВЕДЕНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ И ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ А.И. Кондратов Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи основных понятий,

Военное планирование в Российской Федерации составная часть военных мер организации обороны Российской Федерации, заключающаяся в определении порядка и способов реализации целей и задач развития военной

УДК 331-1 Новицкий В.В., магистрант Южный федеральный университет Россия, г. Таганрог Никишина А.Ю., магистрант Южный федеральный университет Россия, г. Таганрог Корсакова Т.В., д.п.н., доцент, профессор

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Формат титульного листа должен соответствовать требованиям, приведенным в приложении) (1) Составлена в

В Диссертационный совет Д 209.002.03 Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации Отзыв официального оппонента на диссертационную работу

РЕЗЮМЕ Тема исследования: Становление нового мирового порядка: основные факторы и ключевые направления. Автор: Давид Бабаян. Научный руководитель: Миргород Д.А., преподаватель. Организация: Институт международных

SWorld 17-29 March 2015 http://www.sworld.education/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/march-2015 MODERN DIRECTIONS OF THEORETICAL AND APPLIED RESEARCHES

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» Факультет экономики и управления Кафедра государственного и муниципального управления Аннотация

I. Название дисциплины: Теория и практика политической глобалистики II. Составитель: Леонова Ольга Георгиевна III. Цели и задачи дисциплины А. Основная цель курса: привитие студентам навыков самостоятельного

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева Перечень дисциплин, включенных в программу экзамена 1. Методология исследования экономических региональных процессов 2. Теория международных региональных

История международных отношений: Учебное пособие / Колл. авт.; под ред. Г.В. Каменской, О.А. Колобова, Э.Г. Соловьева. - М.: Логос, 2007.- 712 с. Освещается история международных отношений. В отличие от

Государственное управление/4. Подготовка государственных служащих Д.пс. н. Володарская Е.А. Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (Россия) Требования к подготовке управленцев

Основы теории_мо_рус_азаматова_3кр_летний сем Преподаватель: Иембекова М. Для студентов по академической задолженности 1. Укажите определение, наиболее соответствующее понятию «средняя держава»: 2. Предприятия,

Лекция 3 Политическая система 1. Понятие и признаки политической системы общества. 2. Структура и функции политической системы общества. 1. Понятие и признаки политической системы общества. Различные политические

ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ Составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по указанным направлениям и Положением

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по указанным

УДК 327 К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И.В. Халанский Рассматриваются концептуальные возможности реализма и либерализма в рамках современной теории международной

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ» Шматков Р.Н. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕФОРМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Shmatkov R.N.

Отзыв официального рецензента на диссертацию Чукаловой Рамили Рафаиловны на тему «Военно-политическое сотрудничество Республики Казахстан со странами СНГ в свете новых вызовов», представленной к защите

Содержание образовательных программ специальности «5B020200-Международные отношения» Наименование дисциплины 1 Новая история стран Азии и Африки 2 Новейшая история стран Азии и Африки 3 Новая история стран

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Социальная психология» 1. Социальная психология изучает поведение индивида в социальном контексте, считает 2. Социальная психология включает в себя такую

Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Д.Ш. МУХАМЕДЖАНОВА МИРОВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И КАЗАХСТАН: СОТРУДНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ Алматы

ЖИЛИНА Н. В., КНЯЖЕВА О. В. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА И ОСНОВНОЙ ИДЕИ КОНЦЕПЦИИ TQM Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению качества как одного из фундаментальных понятий экономики

Содержание стр. 1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), 4 соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы 2. Место дисциплины в структуре образовательной

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ (ПРЕДПРИЯТИЯМИ) УДК 330.34.014.2 Ресурсный подход к управленческой диагностике ЭКОНОМИЧЕСКОЙ безопасности организации Коломыцева Ольга Юрьевна, кандидат экономических

ФЕДЕРАЛЬНАЯ с л у ж б а ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования Новосибирский военный институт ты щ генерала

2013 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Серия 6 Вып. 2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТАХ УДК 327.8 Д. А. Ланко ПРОБЛЕМА СОТРУДНИЧЕСТВА В ТРЕТЬЕМ «БОЛЬШОМ

УДК: 34.096 Глебова А.В. студентка 5 курса, 89 группы, факультета экономической безопасности и таможенного дела Саратовский социально-экономический институт (филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова) Российская Федерация,

ЛЕКЦИЯ 4 Методы геоэкологических исследований План лекции 1. Множественность методов исследований и принципы их классификации. 2. Содержание общенаучных, междисциплинарных и специфических методов исследований.

Б. С. Мусрепов Теория военого управления: история и современность Obronność - Zeszyty Naukowe Wydziału Zarządzania i Dowodzenia Akademii Obrony Narodowej nr 1(13), 136-140 2015 OBRONNOŚĆ. Zeszyty Naukowe

(ПРОЕКТ ВИДЕНИЯ) 3-Й ВСЕМИРНЫЙ ТЮРКСКИЙ ФОРУМ (28-30 мая 2014, Эдирне) Главная тема - 1 Тюркские республики; Культурная дипломатия и туризм Учитывая географическое распределение тюркских республик,

ОТЗЫВ официального оппонента на диссертацию Блинова Алексея Владимировича «Реализация государственной политики по управлению учебными заведениями Министерства народного просвещения на территории Западной

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» На правах рукописи Мгалоблишвили Виолетта Ивановна ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

УГРОЗЫ И РИСКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ THREATS AND RISKS OF ENSURING POLITICAL SECURITY OF MODERN RUSSIA Савченко И.А., студентка 4 курса направления подготовки 41.03.04

Российский государственный социальный университет Факультет дистанционного обучения ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1 по дисциплине «Инновация в системе образования» Эссе «Ваше мнение по вопросу: каковы перспективы

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ УДК 65.011.46 КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ Г.В. Голикова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической

Структура и отличительные черты общих методов

политического анализа

Основания методологического разнообразия политического анализа во многом предопределены, с одной стороны, его особенностями как прикладной дисциплины; а с другой – спецификой политической проблематики как предмета анализа. Успешность применения тех или иных способов отображения ситуации в политическом анализе во многом зависит от их способности сохранять оперативность и инно-вационность; предлагать сравнительно простые действия, не требующие значительных временных, организационных и прочих затрат; быть достаточно гибкими, легко адаптируемыми к различным проблемным ситуациям; сочетать преимущества неформальной качественной аргументации с достоинствами формализованных количественных выкладок.

В целом можно выделить две группы методов политического анализа – общие и частные. Общие методы предопределяют направленность, ракурс и методологическое обеспечение всех этапов политического анализа. К ним можно отнести ивент-анализ (англ, event – событие), ситуационный анализ и некоторые другие.

К частным относятся стандартные методы, заимствованные из статистики, социологии, экономики и других дисциплин; их применение в различных комбинациях на отдельных стадиях (этапах) политического анализа определяется конкретной целесообразностью, например, характером проблемы, ракурсом исследования, доступностью данных, обеспеченностью организационными и иными ресурсами и др. К данной группе методов можно отнести выборочный метод, метод экспертной оценки, корреляционный и факторный анализ, контент-анализ, математическое моделирование, анализ выгод и издержек и др.

Среди общих методов, помогающих формированию наиболее важных оценок и способов интерпретации ситуации, важнейшее значение имеет ивент-анализ, в рамках которого политический процесс представляется как событийный ряд, представленный, например, в виде выступлений политических лидеров, массовых демонстраций, выборов, принятия нормативных актов, политических убийств и т.д., каждое из которых оказывает то или иное воздействие на ситуацию в целом и за каждым из которых стоят конкретные действующие лица со своими интересами, и т.д. Тем самым данный метод позволяет упорядочить поток политических событий (в противоположность наложению готовой концептуальной схемы на ситуацию, что часто приводит к неадекватным результатам), предлагая методологический инструментарий, помогающий структурировать их таким образом, чтобы сквозь череду явлений проявились объективные тенденции, скрытые порой от самих действующих лиц этого процесса. В результате появляется возможность выработать объективную оценку, сформулировать и обосновать прогноз развития событий.

Типовая схема этого метода анализа, в частности, предполагает:

выявление участников политического процесса и неполитических субъектов, стоящих за каждым из участников или оказывающих влияние на процесс в целом;

оценку уровней политического влияния и других ресурсов каждого из участников событий и поддерживающих его сил;

установление стратегических целей и тактических задач участников политического процесса, оценку расстановки политических сил и конфигурации интересов;

выяснение возможных стратегических союзов и тактических коалиций, формирование сценариев развития событий и оценку характера реакции участников и субъектов политического процесса на те или иные сценарии развития политической ситуации;

формулирование альтернативных действий и оценку вероятности их успеха;

формирование целостной стратегии на основе оптимальных вариантов действий с учетом прогноза развития политической ситуации, а также средств и ресурсов для их реализации.

Таким образом, метод ивент-анализа предполагает последовательное описание следующей схемы: политическая ситуация – события – среда – участники (их ресурсы, интересы, взаимосвязи) – ограничения деятельности – цели и задачи (критерии успеха/неуспеха) – альтернативные решения – сценарии и прогнозы – стратегия действий.

В качестве примера прикладного применения ивент-анализа можно упомянуть разработку, осуществленную Институтом анализа и управления конфликтами и стабильностью (ИАУКС) в рамках проекта «Система управления конфликтами и стабильностью» (САУКС-Рос-сия). Далее (в сокращенном и адаптированном виде) приведена базовая схема рубрикации для пособытийного ввода данных в систему.

Внесение в базу данных записей в соответствии с приведенной рубрикацией позволяет построить гибкую систему индексов, которые отражали бы динамику событий и позволяли сделать обоснованные заключения относительно обозначившихся тенденций, отражающих общее состояние политической стабильности в том или ином регионе, а также их пороговые значения.

Системы ситуационного анализа, подобные описанной, позволяют решать комплексные прикладные задачи, связанные с информационным обеспечением процесса принятия политических решений. Задача-минимум – это мониторинг политической ситуации, отслеживание изменений ключевых параметров ситуации. Задача более высокого уровня – осуществление прогноза ее развития, построение и апробирование сценариев. Наконец, задача-максимум – на основе мониторинга данных обеспечить автоматизированное генерирование комплексных стратегий управления политическим процессом как в его отдельных сегментах, так и в целом. И хотя сегодня удовлетворительных прикладных решений на уровне задачи-максимум еще не предложено, можно ожидать, что ускоряющийся с каждым днем прогресс в области компьютерных и нейронных технологий, искусственного интеллекта, математического моделирования и системного анализа позволит в обозримом будущем выйти на уровень решения и этих сложнейших задач.

Продолжение схемы 1

Частные методы

политического анализа

Специфика частных методов политического анализа проявляется в их соответствии со структурой процесса политического анализа, в учете условий и ограничений их применения на важнейших этапах изучения ситуации, а также в аналитических и прикладных возможностях их применения.

Так, формулировка и концептуализация проблемы предполагают применение методов выборочного исследования, контент-анализа, интервьюирования, тестирования, экспериментальных методов, позволяющих расширить информационную базу политического анализа. При этом широко используются и описательные, качественные и иные методы – исторический, нормативный, структурно-функциональный, системный, институциональный и другие, позволяющие «встроить» представление о проблеме в широкий исторический контекст.

Существенное усложнение методов связано с процедурами опера-ционализации, за счет которых разнообразным переменным присваиваются определенные значения. Грамотно осуществленная операцио-нализация помогает повысить уровень измерения показателей, что позволяет в дальнейшем использовать математические методы высокого Уровня сложности.

Модели взаимосвязи зависимых и независимых переменных

Так, корреляционный анализ, включающий методы линейной и множественной регрессии, позволяет измерять связь между зависимыми и независимыми переменными. Оставаясь стандартным и необходимым условием решения более сложных задач с применением методов более высокого порядка, регрессионный метод не позволяет, тем не менее, отобразить реальные причинно-следственные связи между переменными. Типичная модель взаимосвязей, полученная в результате стандартного регрессионного анализа, показана на схеме 2а.

В реальной ситуации, однако, независимые переменные (Х1, Х2) могут оказывать влияние друг на друга, а также на зависимую переменную (Х3), причем это влияние может быть как прямым, так и обратным 2b, с.

Примером многомерного статистического анализа, позволяющего оценить точность таких моделей путем эмпирической оценки прямых и непрямых воздействий одной переменной на другую, является пат-анализ. В нем различаются эндогенные (частично определенные внутренними переменными данной модели) и экзогенные (полностью обусловленные внешними по отношению к данной модели факторами) переменные. Здесь оперируют понятием рекурсивной модели, которая означает, что все взаимосвязи между переменными имеют однонаправленный характер (схема 2b), а также нерекурсивной модели, в которой существует обратная связь (схема 2с) между любыми переменными. За счет этого создаются возможности для применения различных методик расчета вариантов статистической взаимосвязи между переменными.

Важным преимуществом пат-анализа является то, что он позволяет судить не только о том, связаны ли переменные в нашей модели именно так, как мы предполагали, но и о том, каково относительное влияние каждой переменной на другие переменные в данной модели. Зная это, мы можем выработать рекомендации, помогающие направить практические усилия на изменение именно той переменной, которая имеет наибольшее влияние и тем самым обеспечивает наиболее эффективное и результативное применение наших усилий.

Важное место среди частных методов занимает и факторный анализ, или метод многомерной математической статистики, с помощью которого на основе измерения парных корреляций между признаками ситуации можно получить набор новых, укрупненных переменных, которые не могут быть измерены напрямую; эти укрупненные переменные и называют факторами (схема 3).

Соотношения между наблюдаемыми признаками и латентными

факторами: общими (F) и специфическими (U)

Например, данная схема дает возможность объяснить корреляции между наблюдаемыми признаками (z) на основании предположения о влиянии на них нескольких «латентных» (скрытых) факторов (F – общие, U – специфические). При этом данные факторы оказывают разное влияние (факторную нагрузку) на изменение того или иного наблюдаемого признака. Значения факторных нагрузок обычно являются результатом вычислительной процедуры, предметом интерпретации.

При моделировании проблемной ситуации, как правило, используются методы математической и компьютерной имитации, благодаря которым аналитик может взять на вооружение многие из методов, разработанных в логике, статистике, физике, экономике и других отраслях знаний, и применить их к изучению политического поведения. Математические модели ясны и эксплицитны по форме и не оставляют недоговоренностей относительно предполагаемых связей между явлениями; они позволяют воспроизводить события прошлого, настоящего, а также вероятного будущего, и при этом проверять действие сил в тех процессах, реальное протекание которых осуществить в современных условиях и обстановке трудно или вообще невозможно (например, глобальный термоядерный конфликт). Модели, применяемые в этой разновидности политического анализа, можно подразделить на три основные группы:

детерминированные (каузальные) модели, в которых математически описываются причинно-следственные связи изучаемой системы;

вероятностные модели, основанные на методологии рационального выбора (т.е. на предположении, что субъект принимает решение исходя из соотношения ожидаемых выгод и издержек, помноженных на вероятность их наступления);

3) модели оптимизации, построенные на предположении, что некоторые переменные или ситуации в исследуемом процессе должны быть максимизированы или минимизированы.

Важный этап аналитического процесса – постановка целей, которые, по мнению одного из классиков политического анализа А. Вил-давски, «множественны, противоречивы и расплывчаты». При этом используются методы перевода общих абстрактных целей в более конкретные задачи, формулируются условия и конкретные способы их достижения. Вместе с тем сами задачи в основном понимаются как условия, которые должны быть удовлетворены, либо как ресурсы, необходимые для достижения цели. В то же время конкретные измерители степени достижения той или иной цели служат критериями оценки альтернативных решений. Формализованной методикой, применяемой на этом этапе, часто выступает экспертная оценка (такое ее прикладное приложение, как построение дерева целей).

Решение этих задач неразрывно связано с формулированием прогнозов и выбором наиболее адекватных альтернатив. Стандартизованный метод оценки политических альтернатив, получивший широкое применение в практике политического анализа за рубежом, – это анализ выгод и издержек (АВИ). Данный метод может быть основным тогда, когда эффективность представляется единственной значимой целью. Концептуально АВИ сравнительно прост: он сводит все возможные альтернативы к денежной форме, предполагая выбор той из них, которая генерирует наибольшие выгоды. Таким образом, в рамках АВИ, даже если мы имеем различные цели в обыденном понимании этого слова, они могут быть сведены к выгодам и издержкам, которые, в свою очередь, могут быть выражены в денежной форме.

В случае когда приходится выбирать решения на основе нескольких критериев, то задача состоит в том, чтобы найти компромисс между ними, чтобы «заказчик» мог оценить, в какой мере он разделяет предпочтения аналитика. Один из таких методов, метод удовлетворительных альтернатив, предполагает определение допустимых пороговых значений. При достижении целей после определения допустимых пороговых значений для нескольких критериев производится отсев тех альтернатив, которые не соответствуют им (знакомая студентам формула «зачет–незачет»). Проблема возникает в случае, если ни одна из альтернатив не соответствует пороговым значениям – тогда надо либо выработать лучшие альтернативы, либо понизить уровень пороговых значений (что, как правило, и происходит).

Этим же целям служит и метод доминантных альтернатив, который в свою очередь предполагает порядковое ранжирование каждой альтернативы по каждому из критериев (т.е. это уже «экзамен» с «оценками»). Альтернатива признается оптимальной, если она превосходит, по меньшей мере, одну альтернативу и не уступает всем остальным. Методом исключения можно определить одну или несколько таких альтернатив, в равной мере удовлетворяющих нашим критериям.

Этот метод доминантных альтернатив не всегда может служить способом выявления оптимального решения. Однако он весьма полезен в следующих ситуациях: а) если мы имеем дело с большим количеством альтернатив, значительную часть которых следует отсеять для дальнейшей работы; б) если предпочтения могут быть упорядочены, но не могут быть выражены в интервальной шкале; в) если альтернативы подлежат сравнению как по количественным, так и по качественным критериям; г) если мы ограничены во времени.

Методом эквивалентных альтернатив выбирается один из критериев, выраженный в количественной шкале (как правило, в денежном выражении), и для каждой альтернативы производится процедура конвертации, исходя из того, каким количеством выбранного критерия мы могли бы «пожертвовать» для компенсации разницы по остальным критериям. Например, мы имеем два альтернативных решения (а) и (б), которые оцениваем по двум критериям: бюджетные поступления и экологический ущерб. Если выбрать первый критерий как базовый, то процедура конвертации сводится к тому, чтобы в денежной форме оценить разницу в экологическом ущербе, заложенном в каждой из альтернатив, а затем вычесть полученное значение из величины бюджетных поступлений, ожидаемых от альтернативы с наибольшим вероятным ущербом, после чего сравнить оставшиеся значения и сделать выбор между (а) и (б). Альтернатива с наибольшим совокупным значением признается лучшей.

В рамках политического анализа разработаны различные математические методики, в том числе компьютерные программы, развивающие данный метод в направлении большей формальной строгости. Как правило, эти развитые методики предполагают определение целевой функции лица, принимающего решение: функции, которая содержит математическое описание весовых коэффициентов, выражающих относительную значимость каждого из критериев, и позволяет максимизировать или минимизировать различные комбинации их значений.

Ограниченность этих методик заключается в том, что во многих случаях в процесс принятия решений прямо или косвенно вовлекаются несколько субъектов, имеющих разные представления о приоритетности того или иного критерия. По ряду причин легче достичь коллективного согласия по конкретной альтернативе, чем по весовым значениям отдельных критериев.

В силу этого широкое применение в политическом анализе нашли менее формализованные методы сравнения альтернатив, например: матрица Геллера, в которой каждый столбец представляет одну альтернативу, каждая строка – оценочный критерий. Воздействия альтернатив по каждому из критериев выражаются в «натуральной» форме: в количественных (часы, тонны, кубометры, человеко-дни) и качественных значениях («возможны проблемы с профсоюзом» или «неизбежны внешнеполитические осложнения»). Степень, с которой каждая альтернатива удовлетворяет данному критерию, обозначается разным цветом, обрамлением, штриховкой или иным визуальным способом, в соответствии со схемой «лучшее решение – второе (третье и т.д.) лучшее решение – худшее решение». Такая матрица позволяет выявить различные последствия альтернатив – и количественные, и качественные. Она предоставляет клиенту или лицам, принимающим решения, возможность вынести решение самостоятельно, приписав каждому критерию собственные весовые предпочтения.

Итак, если в целом систематизировать основной методологический аппарат политического анализа в соответствии с основными задачами, возникающими на важнейших этапах аналитического процесса, то можно получить следующую картину:

Обозначения:

А – формулировка проблемы, В концептуализация проблемы, С опера-ционализация, D моделирование, Е определение целей и задач, F определение альтернативных решений, G прогнозирование и оценка, Н сравнение альтернатив, I формулирование рекомендаций, S сбор информации.

1 – исторический, нормативный, институциональный, системный, структурно-функциональный и др.; 2 – опрос, интервью, тестирование, шкалирование и др.; 3 – корреляционный анализ, факторный анализ, анализ временных радов и др.; 4 – анализ выгод и издержек, анализ эффективности издержек, макрои микроэкономические теории; 5 – математическое моделирование; 6 – метод Делфи, «мозговой штурм», методы прогнозирования и построения сценариев; 7 ~~ лабораторные и полевые эксперименты, квазиэкспериментальные методы.

Свое конкретное воплощение и выражение политический анализ имеет в процессе политического консультирования.

ОТЛИЧИЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Во-первых, до сих пор такое отличие, как считает ряд исследователей, довольно условно, и оба понятия нередко в политической литературе используются в качестве синонимов, хотя для нас они представляют самостоятельные объекты познания.

Во-вторых, при изучении международных отношений внимание преимущественно концентрируется на взаимоотношениях государств. Центральным предметом исследований международных отношений были (и в значительной степени остаются) суверенные государства, которые, согласно метафоре А. Уолферса, сталкиваются на мировой арене наподобие бильярдных шаров.

В мировой политике изучается более широкий круг акторов и проблем (государства, правительственные и неправительственные организации, регионы, транснациональные корпорации, индивиды) . «Очевидно, что предмет исследования мировой политики гораздо обширнее, разнороднее и сложнее, чем тот, которым занимаются традиционные международные отношения», - читаем мы в одной из научных публикаций.

В-третьих, в большинстве современных исследований международные отношения выступают как часть мировой политики. Мировая политика рассматривается как ядро, как база международных отношений.

В-четвёртых, ещё одно из принципиальных отличий мировой политики как научного направления от международных отношений заключается в том, что мировая политика исторически возникла позже международных отношений.

Исходя из вышеизложенного, после выяснения сути мировой политики и международных отношений, их особенностей и отличительных черт можно теперь дать определение предмета «Мировой политики и международных отношений»: «Мировая политика и международные отношения» есть самостоятельная учебная и научная дисциплина изучающая теорию и практику, закономерности взаимодействия, сотрудничества, как отдельных государств, так и межправительственных организаций, международных неправительственных организаций, транснациональных корпораций, регионов, индивидов, и других участников мирового политического процесса в экономической, политической, правовой, дипломатической, военной, гуманитарной, культурной и иных сферах.

Как уже было отмечено, мировая политика и международные отношения охватывают очень широкий круг проблем и участников международного общения и взаимодействия. Перед исследователем всегда стоит вопрос: как объяснить то или иное мировое явление или событие, обусловленное целым рядом факторов, имеющее к тому же множество аспектов? В связи с этим возникает методологический вопрос о том, как выявлять причинно-следственные связи, дать глубокий и содержательный анализ мировой политике, международным отношениям, явлениям и событиям, входящих в мировой процесс.



В качестве иллюстрации к только что сказанному, воспользуемся примером англичанина Барри Бузана, кото­рый пишет, что причины начала Второй мировой войны можно искать и в стремлении к реваншу Германии, и в слабости Фран­ции, и в личностных особенностях Сталина или Гитлера, и в не­стабильности системы международных отношений конца 1930-х годов в целом. Иными словами, объяснение любому событию в международной жизни может быть найдено на уровне и отдельных политических деятелей, и государств, и всей мировой системы.

В конце 1950-х гг. под влиянием сциентизма (от лат. scientia - наука; «сциентизм» - абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества) в международных исследованиях возникла идея о необходимости ввести понятие уровней анализа.

Термин «уровни анализа» стал широко использоваться благодаря статье американ­ского исследователя Дж. Д. Сингера «Проблема уров­ней анализа в международных отношениях», опубликованной в 1961 г. Он вы­делил два уровня анализа - международную систему в целом и уровень отдельного государства.

Естественно, что данный методологический подход к поиску закономерностей развития мировой политики международных отношений все эти годы совершенствовался.

В настоящее время, как правило, различают и используют три уровня анализа:

уровень индивида;

уровень отдельного государства;

глобальный уровень.

Первый уровень - уровень индивида , предполагает анализ индивидуальных особенностей людей, вовлеченных в политический процесс на мировой арене. Большинство исследований в этой области ведется в рамках поли­тической психологии, где нередко выделяются два подуровня: по­литической элиты и масс.

На втором уровне ― отдельных государств ― исследуются, напри­мер, процессы принятия политических решений, но уже с точки зрения не психологических особенностей того или иного индивида, а того, каков в той или иной стране механизм принятия политических решений решений в сфере международной жизни.

Так, в исследованиях американского автора Р.Н. Лебоу обнаружено, что давление внутреннего фактора может заставлять политических де­ятелей основывать свое видение внешней политики на предполо­жениях и ожиданиях, которые далеки от действительности. Как показали другие исследования, важным также оказывается то, ка­кую роль в принятии решения международного характера играют военные и гражданские лица. Данный уровень анализа предполагает рассмотрение экономических, военных, внут­риполитических и других вопросов, которые обусловливают формиро­вание внешнеполитического курса и влияют на общемировые процессы.

Глобальный уровень анализа мировой политики и международных отношений является, пожалуй, наиболее слож­ным. Он предполагает изучение как взаимодействий государств, так и негосударственных участников мировой политической сис­темы. Выявляется роль отдельных структурных элементов в формирова­нии и функционировании этой системы, исследуются вопро­сы сотрудничества и конкуренции различных акторов, определя­ются тенденции развития самой системы.

Другими важными компонен­тами проводимых международных исследований являются данные и выбор метода.

Принято различать первичные и вторичные данные. К первич­ным обычно относят такие, как заявления и выступления полити­ческих деятелей, официальные документы и прочие источники информации: статистические данные, исторические факты и т.п. К вторичным данным принадлежат материалы, основанные на первичных данных и отраженные в научных публикациях.

Методы исследования (приёмы, способы познания), используемые в мировой политике, а также в междуна­родных отношениях подразделяют на две большие группы: каче­ственные и количественные.

Качественные методы: историко-социологический, наблюдение, сравнение, изучение документов и т.п.

Качественные методы предполагают использование аналитических процедур для изучения тех или иных фактов, про­цессов и т.п. Ранее эти методы ча­сто назывались историко-описательными, предполагающими обра­щение к историческому знанию, а также интуитивно-логическими, т.е. ориентированными на научный труд в виде эссе. Сегодня они довольно широко используются при изучении мировой полити­ки и международных отношениий.

Количественные методы появились в международных исследо­ваниях позднее качественных (по этой причине ученых, которые пользовались ими, называли модернистами) и предназначались для выявления тех или иных числовых параметров. Их применение было особенно популярно в 1960-е годы. В то время к исследованию об­щественных наук и международных отношений, в частности, было привлечено много математиков: тогда казалось, что такой подход позволит избежать субъективизма в исследовании.

Особое внимание исследователи, которые используют количе­ственные методы, обращают на такой критерий, как валидность, т.е. определение того, действительно ли метод позволяет получить ту информацию, которая необходима. Еще одним значимым пара­метром при выборе метода является его надежность. Она предпо­лагает, что и при использовании этого метода другим исследова­телем будут получены аналогичные результаты.

Базовые методики качественного анализа: контент-анализ, ивент-анализ, когнитивное картирование. Их ещё называют экспликативными методами.

Наиболее распространен среди количественных методов иссле­дования контент-анализ (анализ содержания), а также и ивент-анализ (анализ событий).

Первый, введенный американским поли­тологом Г. Лассуэлом, представляет собой изучение текста с точки зрения частоты появления в нем тех или иных клю­чевых слов и словосочетаний. Например, проанализировав таким образом ста­тьи, опубликованные в одной из газет, Г. Лассуэл показал ее про­фашистскую ориентацию, что послужило поводом для судебного разбирательства вопроса о закрытии газеты.

При использовании контент-анализа важен правильный вы­бор ключевых слов. Ограничение на использование контент-ана­лиза накладывает проблема контекста. Если статья, выступление, документ и тому подобные тексты написаны на так называемыо эзо­повом языке, где значимы не столько сами слова, сколько кон­текст, то они сложно поддаются исследованию с помощью кон­тент-анализа.

Ивент-анализ ориентирован на выявление частоты появления определенных событий. Как и в случае с контент-анализом, пер­воначально определяют критерии, по которым учитываются и клас­сифицируются события. Иными словами, выявляются некие ана­логи «ключевых слов», характеризующие частоту, интенсивность, продолжительность события (например, конфликтных отношений). Далее определяют динамику развития процесса. Используя ивент-анализ, можно, в частности, проследить динамику уступок на пере­говорах, определить, с какой скоростью они делаются, кто из участ­ников первым идет на компромиссные решения и т.п. Метод ивент-анализа получил развитие в работах Э. Азара, Л. Блюмфильда, а также некоторых других авторов и предполагает создание довольно большого банка событийных данных.

Менее распространено, по сравнению с предыдущими мето­дами, когнитивное картирование. Этот метод использовался в рабо­тах О. Холсти, P. Аксельрода и др. В его осно­ве лежат представления когнитивных психологов, согласно кото­рым для понимания поведения крайне важно знать, как человек воспринимает и организует полученную информацию. В междуна­родных исследованиях данный метод ориентирован на изучение так называемой «естественной логики», прежде всего политичес­ких деятелей. Суть заключается в том, что на основании текстов выступлений выявляются ключевые категории, которые использу­ет тот или иной политик, и между ними определяются причинно-следственные связи. Так, американские исследователи М. Бонэм и М. Шапиро, проанализировав тексты выступлений политических деятелей, сделали прогноз относительно их поведения в ближневосточном конфликте.

Количественные методы довольно трудоемки. Это с самого на­чала ограничивало их применение. Внимание к количественным методам вновь было привлечено в связи с широким внедрением компьютерной техники, позволяющей до определенной степени решить проблему трудоемкости работ и дать быструю количествен­ную оценку. Например, компьютерная обработка текста позволяет оперативно проводить контент-анализ. Одновременно исследова­тели стали больше внимания обращать на проблему интерпрета­ции полученных данных.

Тем временем в русле качественных методов стали внедряться процедуры, предусматривающие некие формализованные момен­ты, но с точки зрения не столько количественных оценок, сколь­ко организации исследования. При его проведении в ряде случае стали учитываться требования, предъявляемые к организации ра­боты, формулированию, обоснованию гипотезы, что типично для естественных наук.

Развитие получили также ситуационные анализы, представляю­щие собой семинары экспертов, на которых делается анализ ситу­ации, выявляются ключевые моменты, а также составляются прогнозы относительно возможных сценариев дальнейшего развития. Ситуационные анализы нашли широкое распространение, осо­бенно в научно-практических организациях и учреждениях.

Кроме того, стали использоваться и такие аналитические про­цедуры, как анализ конкретных ситуаций (англ.: case study). Они предусматривают применение теоретических положений при ис­следовании конкретных событий на мировой арене. Все это сдела­ло понятия «логико-описательного» и «историко-интуитивного» подходов устаревшими.

В настоящее время дихотомия методов «количественные - ка­чественные» в целом в международных исследованиях снята. Соот­ветственно и разделение исследователей на модернистов и тради­ционалистов также осталось в прошлом. На данный факт обраща­ют внимание многие авторы, в том числе российские. Например, П.А. Цыганков справедливо указывает на неправомерность проти­вопоставления количественных и качественных методов, которые не только не исключают, а, напротив, дополняют друг друга.

Преимущества и недостатки различных методов, необходимость их сочетания и относительность.

Сделаем следующие выводы по лекции:

1. Мировая политика и международные отношения могут рассматриваться как процесс, как деятельность, как наука и учебная дисциплина.

2. «Мировая политика и международные отношения» есть самостоятельная учебная и научная дисциплина изучающая теорию и практику, закономерности взаимодействия, сотрудничества, как отдельных государств, так и межправительственных организаций, международных неправительственных организаций, транснациональных корпораций, регионов, индивидов, и других участников мирового политического процесса в экономической, политической, правовой, дипломатической, военной, гуманитарной, культурной и иных сферах.

3. «Мировая политика и международные отношения» предполагает использование различных уровней анализа, данных и методов исследования.