Дельфины и их язык. Наука о дельфинотерапии Какая наука изучает дельфинов

В 1960-х учёные пытались научить дельфинов английскому языку, для чего давали им ЛСД. Говорить по-английски животные так и не научились. Источник: Jastrow, 2008 год

Дельфины - уникальные существа. И нет им подобных на Земле. Это водные млекопитающие с удивительными способностями: они бескорыстны, всегда приходят на помощь, очень музыкальны и коммуникабельны. Кажется, они гораздо мудрее человека. Учёный-биолог Вера Мысина о неразгаданных тайнах дельфинов.

Историю взаимодействия человека и дельфина принято исчислять с момента первых шумеро-семитских упоминаниях об этих животных.

Шумеры отождествляли дельфина с богом мудрости, хозяином мирового океана, из которого и вышел первочеловек в образе дельфина. В греческой мифологии дельфины всегда сопровождали богов, покровительствующих человеку, а в христианской символике дельфин означает возрождение или спасение.

Почему мифы и легенды многих народов говорят о дельфине как о существе дружественном, мудром, обладающем уникальным разумом и человеческими качествами?

Первыми на этот вопрос попытались ответить древние греки, которые не раз упоминали о физиологических особенностях этих животных в своих трактатах. Дельфины очень похожи на нас. Они тоже дышат лёгкими, то же четырехкамерное сердце, практически одинаковый с нами вес мозга, дельфины тоже теплокровные существа и даже размеры взрослых особей варьируются подобном человеческому росту - от 1,5 до 2 метров.

Кстати, именно от греческого слова «дельфос», означающего «брат» эти млекопитающие стали называться дельфинами. А братьями дельфины стали потому, что не раз спасали людей во время штормов и кораблекрушений, указывали путь к берегу и даже предупреждали об опасности!

Современная наука, изучая дельфинов, продолжает преподносить всё новые и новые факты об этих невероятных животных. О некоторых из них и хочу сегодня рассказать.

  • В стае дельфинов все являются родственниками, а взаимопомощь у них развита гораздо лучше людской. Почему? Всё дело в том, что дельфины никогда не ведут себя агрессивно и безразлично по отношению к сородичам. Сообща помогают ослабшему в стае дельфину держаться у поверхности, чтобы тот не захлебнулся, приносят ему обед, поют песни. Тем временем на суше доктора пишут целые «портянки» по клинической психологии о прямой зависимости состояния здоровья от враждебности, а в метрополитене голос циклично напоминает о том, что неплохо бы уступить место другому, более нуждающемуся в этой, своего рода, маленькой помощи.

  • У дельфинов как и у человека шесть уровней организации звуков: есть звук, слог, слово, фраза, абзац, контекст, кроме того есть и свои диалекты. Как и у людей язык делится на язык тела и язык звуков. Несмотря на многочисленные исследования учёных, полностью расшифровать язык дельфинов до настоящего времени не удалось никому. Но, тем не менее, советские учёные добились огромного прогресса в этом направлении, систематизировав более 180 различных звуков и знаков при помощи метода Зипфа. Стоить отметить, что большой вклад в изучении данного вопроса внесла секретная группа водолазов-спецназовцев, базирующаяся в годы СССР под Балаклавой. Если пограничник отрабатывает боевые задания с собакой, то у подводного спецназа его верным другом был дельфин. Причём сами водолазы отмечают, что дельфины порой предлагали такие нестандартные решения по выходу из искусственно смоделированной ситуации, что они оказывались куда эффективнее любых человеческих расчётов.
  • Перемещаясь группами, дельфины как и люди ориентируются на своего «гида». В незнакомой местности эти млекопитающие двигаются в очень плотном строю, что позволяет им моментально держать оборону в случае опасности. Ориентируются только на звуки ведущего, а передают информацию по цепочке при помощи определённых касаний.

  • Недавно американские учёные, если верить телеканалу BBC News, в результате многочисленных экспериментов и исследований пришли к выводу, что у каждого дельфина в стае есть своё уникальное имя. Оно даётся дельфину ещё при рождении и представляет собой характерный свист, на которой из стаи всегда откликается только одна особь. С помощью этих свистов к конкретному дельфину обращаются его сородичи.
  • «Язык тела» дельфинов практически во всём соответствует правилам вербальных коммуникаций человека. Общение с дельфинами положительно влияет на организм человека, особенно на детскую психику. С 1978 года началось развитие и применение дельфинотерапии. Суть её заключается в том, что больному просто дают проводить время с животным, общаться и контактировать. Современная медицина не находит объяснения многим болезням, она также не может пока объяснить как дельфинам удаётся положительно воздействовать на многие физические и психические заболевания человека, в особенности аутизма. Но сам факт того, что дельфинотерапия каким-то образом повышает иммунитет, помогает развитию речи у детей, исцеляет от ряда аутоиммунных болезней уже никто не отрицает.
  • Дельфины, как и люди, дарят друг другу подарки. Этот невероятно романтичный факт подтвердили этологи, изучающие дельфинов в дельте Амазонки. Самцы, чтобы привлечь внимание и расположить самку, дарят подарки потенциальным партнёршам. Какой же подарок может подарить эта «рыбина»? Чтобы самка приняла к рассмотрению кандидатуру на продолжение потомства, без «букета» из речных водорослей не обойтись.
  • Дельфины легко и бесконфликтно общаются со всеми земными животными. Удивительно здесь то, что и те отвечают им взаимностью. Больше всего положительных эмоций дельфины получают от общения с собаками, а представители семейства кошачьих вызывают массу вопросов и подозрений.
  • Дельфины как и люди понимают, что жизнь - это движение! Они любят активные игры и занимаются спортом! Чего только стоит наблюдать за дельфинами-серфингистами.
  • Дельфины узнают сами себя в зеркальном отражении среди других дельфинов и предметов.
  • В природе только два вида млекопитающих занимается сексом не только для продолжения рода, но и для удовольствия - это люди и дельфины.

Человек научился у дельфина многому. Рыбаки заимствовали у дельфина эхосонар для прицельной рыбной ловли, ведь дельфины никогда не ошибаются, отслеживая направление движения косяков рыбы. Учёные разработали акустические «очки», способные заменить слепым людям трости. Врачи получили бесценные знания по лечению многих болезней. На подводных лодках были применены приборы, позволяющие безошибочно оценить расстояние до любого объекта под водой…

Уже с античных времен дельфины завораживали человека, становились его друзьями, почитались им как боги. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения дельфинов на стенах египетских храмов, фрески 1500 до н.э., в Кносском дворце.

В греческой мифологии дельфины занимают особое место. Слово дельфин восходит к греческому δελφίς (delphis), которое в свою очередь произошло от индоевропейского корня δελφύς (delphus), «матка», «лоно», «утроба». Название животного может быть истолковано как «новорожденный младенец» (возможно из-за внешнего сходства с младенцем или из-за того, что крик дельфина похож на крик ребенка).

На других континентах также почитали и любили дельфинов. Просто в мифологии австралийских аборигенов дельфины были названы богами во времена сновидений (время сновидений – это описание периода перед сотворением Земли, когда еще не существовало физического, материального мира).

Большинство племен австралийских аборигенов считают, что все живые существа на Земле, являют собою связь и составляют одну большую систему, которая происходит непосредственно от их духовных предков из Времени сна). Римский писатель-эрудит Плиний Старший и его племянник политический деятель, писатель и адвокат Плиний Младший рассказывали о дельфинах, которые совместно с рыбаками ловили рыбу, а часто и спасали тонущих людей.

Для моряков дельфины – это ангелы счастья, и нередко блестящие лоцманы. Так дельфин под именем Пелорус Джек не раз помогал морякам обойти стороной кораблекрушения и погибели. Пелорус Джек появился в проливе между Северным и Южным островами Новой Зеландии на рубеже 19 века.

Хотя интерес человека к дельфинам насчитывает уже несколько тысячелетий, впервые взаимодействие человека с дельфинами становится предметом научного изучения лишь в 1950 -1970гг., благодаря исследованиям Джона Лилли. Целью научных исканий Лилли стало стремление создать язык символов и звуков, позволяющих вступить в близкий контакт с данным видом морских млекопитающих. В результате исследований было открыто, что длительное взаимодействие человека с дельфинами имеет положительные воздействия на человеческий мозг и функции сознания (Lilly, 1978). Было обнаружено, что контакт с дельфинами имеет явно положительное воздействие на процессы сознания, а именно расширение восприятия. Количественно это выражается в увеличении чувствительности, большей концентрации внимания и повышения интеллектуальной активности.

Вдохновленные достижениями психотерапевта из Нью-Йорка Бориса Левинсона – основателя пет-терапии, который начал свои исследования с собак, в Великобритании Хорас Доббс (Dobbs, 1977, 1992, 2004), а в США Дейв Натенсон (Nathanson 1997, 1998) решили изучить дельфинов в качестве пет-терапевтов. В своей работе Хорас Доббс как пионер в области дельфинотерапии описал случай одной пациентки, страдающей анорексией, которая смогла преодолеть депрессивное состояние благодаря дельфину, живущему на воле у побережья Англии. В середине 80−х в Ки-Ларго (Флорида) Натенсон основал центр дельфинотерапии и тем самым стал одним из главных исследователей воздействия дельфинов на человеческий организм.

Его столь часто цитируемые работы „Effectiveness of short-term dolphin-assisted-therapy for children with severe disabilities“ (эффективность краткосрочного взаимодействия с дельфинами для детей с нарушениями здоровья) и „Effectiveness of long-term dolphin-assisted-therapy for children with severe disabilities“ (эффективность длительного взаимодействия с дельфинами для детей с нарушениями здоровья) стали первыми доказательствами положительного воздействия дельфинотерапии. Одновременно с ним Бэтси Смит доказала положительное воздействие дельфинотерапии на эмоциональные и когнитивные способности людей с аутизмом (Smith 1984).

Современные исследования в области дельфинотерапии ученых Николь Кон и Ролфа Ёртер подтверждают результаты Натенсона и эффективность его терапии, названной сокращенно DHT (Dolphin Human Therapie), а также дельфинотерапии в Эйлате (Дельфиний риф, Израиль). Общая оценка результатов дельфинотерапии для детей с особыми возможностями, организованная институтом Dolphinswim (Центр альфа-терапии, Ялта), подтверждает положительные изменения при нарушениях различной этимологии, особенно при агрессии, социальной замкнутости и тревожности.

В области изучения эффективности дельфинотерапии следует в первую очередь отметить работы Людмилы Лукиной – ученого из Украины. Уже в начале 90−х годов Людмила Лукина научно обосновала эффективность дельфинотерапии при различных нарушениях (Lukina, 2003). В ее многочисленных работах и публикациях (за последние десять лет вышло более 20 научных публикаций по вопросам дельфинотерапии) ученый детально рассмотрела влияние дельфинотерапии на динамику развития различных заболеваний.

Среди прочего – влияние дельфинотерапии на функциональное развитие детей, реабилитацию детей с нарушениями психоневрологической этимологии, синдром хронической усталости, энурез, ДЦП, фобии, задержку речевого развития, неврастению и РДА (ранний детский аутизм).

Кроме того, ученой удалось выделить показатели (возраст, вид и степень нарушения, психологические и психические особенности заболевания), которые определяли эффективность дельфинотерапии.

Научное исследование, проведенное в Нюрнбергском дельфинарии Брайтенбахом фон Ферзен и Штумпфом, является первым лонгетюдным исследованием. Исследование проводилось в течение 10 лет на территории Нюрнбергского зоопарка. В процессе многих фаз научного исследования целенаправленно менялись составляющие терапии, подсчитывались плюсы и минусы. Согласно полученным результатам, выяснилось, что дельфинотерапия способствует положительным изменениям в сфере коммуникации, социально-эмоциональном поведении и эмоциональной устойчивости детей, положительной динамики в развитии отношений в диаде мать-ребенок. Поэтому дельфинотерапия является самой эффективной из всех видов пет-терапии.

Наряду с этими открытиями Брайтенбах открыл социально-педагогическую модель терапевтического механизма дельфинотерапии. Согласно данной модели, у клиента во время взаимодействия с дельфинами запускаются процессы, способствующие улучшению коммуникативных навыков и умений, особенно при взаимодействии клиента с его родителями. Родители же в свою очередь учатся лучше понимать реакции своего ребенка. Этот так называемый «эффект снежного кома» объясняет возникновение положительной динамики в сфере обучения у клиента гораздо позже проведения самой дельфинотерапии.

Дельфинам удается это за счет их адекватного отношения к людям и их особого социального чувства, а также коммуникативных способностей. Эти базовые способности дельфинов являются следствием их адаптации к морской среде обитания. Благодаря этому у них есть множество умений и способностей, которые отличают их от земноводных млекопитающих.

Дельфины от природы являются любознательными существами и умеют играючи и легко строить взаимодействие с людьми с и без ограничений. При этом их действия целенаправленны – они требуют и побуждают своих клиентов, учитывая их личностные возможности. Так, например, при физических ограничениях возрастает частота и интенсивность взаимодействия дельфина с пораженным участком тела.

При этом дельфины стимулируют не только психическое, но и неврологическое развитие человека. Так показатели ЭЭГ при взаимодействии человека с дельфином показали значительное снижение частоты волн головного мозга до альфа-волн и синхронизацию работы обоих полушарий.

Теория сонофореза Дэвида Кола объясняет данный эффект воздействием ультразвука, производимым дельфином (СОНАР). Согласно данной теории, ультразвук, производимым морским млекопитающим, стимулирует меж и внутриклеточные мембраны, что в свою очередь улучшает обмен веществ и проводимость синапсов.

Ссылаясь на описанные Брайтенбахом психологические аспекты, дельфины оказывают на человека положительное воздействие в сфере преодоления страхов, кроме того вызывают личностные высокоположительные переживания, способствующие созданию внутренних ресурсов. Речь идет о процессе, когда изначально животное является возбудителем страха, позже же благодаря поддерживающему воздействию сонофореза на нервную систему уменьшаются и постепенно устраняются причины страха.

Таким образом, дельфины помогают человеку испытать базисные страхи и в дальнейшем преодолевать их. В случае полного завершения данного процесса человек переживает положительные эмоции, которые ДеМарес описал следующими словами: «В основе желания встречи с дельфином лежит стремление быть полностью слитым с иным существом, с самим собой. Возникающие при этом чувства можно обозначить как единство, радость жизни, гармония и контакт взглядов. Это состояние переносит человека в момент истины, в новую точку отсчета, в отношении которой он может измерять свой личностный опыт».

Важной темой в дельфинотерапии является тема научных индикаторов. Данному вопросу посвящены исследования Норберта Тромпиша. В своих исследованиях ученый рассматривает качество изменений, вызванных дельфинотерапией у клиентов с аутизмом, ДЦП, Даун-синдромом, задержкой в развитии и апаллическим синдромом. При этом было установлено, что эффект терапии существенно зависит от характера проявления болезни.

Так, люди с нарушениями аутистического спектра достигают результатов в социальной сфере, люди с Даун-синдромом и задержкой в развитии – в сфере развития речи, клиенты с ДЦП – в двигательной сфере, и каждый из них приобретает чувство уверенности и самостоятельности, преодолевает свои внутренние страхи.

Терапевтический эффект при тяжелых нарушениях, например, при апаллическом синдроме, не столь значительны.

Данные исследования подтверждают положительное влияние взаимодействия с дельфинами и дельфинотерапии на человека. На сегодняшний день дельфинотерапия в научных кругах рассматривается как эффективное терапевтическое средство в лечении и реабилитации людей с различными психическими и физическими ограничениями. Особое влияние дельфинотерапия оказывает на развитие социальной, коммуникативной, когнитивной сфер и сферы развития речи.

В результате взаимодействия с дельфинами развивается способность воспринимать новую информацию, быстрее справляться со стрессом, укрепляются положительные ресурсы, уменьшаются страхи, иными словами, весь организм человека приходит к гармонии и равновесию. Тем не менее, еще немало вопросов о воздействии дельфинотерапии на физиологию мозга, о роли ультразвука в терапии остаются без ответа и требуют тщательных исследований и наблюдений.

Прежним научным исследованиям в области эффективности дельфинотерапии не хватало методического подхода, в них отсутствует необходимая оценочная база, система научных индикаторов, характеризующих то или иное нарушение. Вопрос определения факторов эффективности в дельфинотерапии сегодня особенно актуален. Кроме того остается неизученным вопрос спектра применения дельфинотерапии в психологии и психотерапии.

Безусловно, дельфинотерапия как наука, таит в себе множество захватывающих вопросов и открытий. Речь идет о междисциплинарном и интегральном подходе, о новой научной области изучения на стыке психологии и зоопсихологии, психотерапии, педагогики и морской био и зоологии и ветеринарии, которая пока еще представляет собой «неизведанную целину» и предлагает молодым ученым широкий простор для безумных идей и их воплощений!

Социальные комментарии Cackl e

Глава

Дельфины
и наука

За последние два десятилетия дельфины вышли на передний край науки. Они оказались превосходными лабораторными животными, которые спокойно относятся к экспериментам и позволяют делать над собой различные, порой очень сложные опыты. На дельфинах сделано много открытий в разных областях знаний.
Изучение дельфинов тесно связано с будущим науки и предстоящей практикой человека.
Как новое лабораторное животное, дельфин очень перспективен: на нем можно изучать важные вопросы физиологии, имеющие прямое отношение к медицине, технике, гидродинамике, бионике и т. д. По своему миролюбивому характеру, высокому уровню организации, исключительной терпеливости к разного рода опытам (в том числе к электростимуляции мозга с пробиванием отверстий в черепной коробке), по замечательным акустическим, эхолокационным, гидродинамическим свойствам и многим другим ценным качествам дельфин выдвигается на одно из первых мест в списке экспериментальных животных. Есть уверенность, что дельфин сыграет не меньшую роль в будущих исследованиях, чем в свое время сыграли «мученицы науки» - лягушка и собака.
В настоящее время на дельфинах очень активно разрабатываются проблемы гидробионики, где выделяются два главных направления: 1) гидродинамическое, включая изучение кожи с целью создания обшивок для скоростных судов, и 2) эхолокационное.
Первое, гидродинамическое, направление, в частности строение и антитурбулентные свойства кожного покрова, уже частично рассматривалось в главе 7 .
В ходе эволюции у китообразных, передвигающихся в плотной водной среде, образовались легко обтекаемая форма тела, упругий кожный покров, способный задерживать появление турбулентных пульсаций в пограничном слое воды, сформировался своеобразный локомоторный орган - хвостовой плавник - эффективный машущий движитель, приводимый в движение сильной мускулатурой.
Однако проблема передвижения китообразных с высокой скоростью была «решена» природой только тогда, когда появились два важнейших приспособления - «саморегуляция гидроупругости плавников» и самонастройка кожи к быстрому плаванию путем демпфирования. Саморегуляция плавников - не известное ранее явление - была открыта советскими учеными
С. В. Першиным, А. С. Соколовым и А. Г. Томилиным в 1968 году 1 на основе разносторонних исследований, проведенных на пяти видах дельфинов и трех видах китов. Эти исследователи установили, что у китообразных происходит автоматическое (рефлекторное) регулирование упругости плавников, особенно хвостового, в зависимости от скорости плавания при помощи специфических комплексных артерио-венозных сосудов, общего распределительного узла кровеносной системы и особой структуры покровных тканей хвостового плавника, включающих покрытие из сухожильных тяжей.

Хотя комплексные артерио-венозные сосуды в плавниках дельфинов были обнаружены одним из соавторов открытия еще около 20 лет назад, физиологическое назначение этих сосудов было установлено авторами совместно лишь в последние годы. Саморегулирование гидроупругости плавников позволяет китообразным двигаться с огромной скоростью и догонять юрких, скоростных рыб и головоногих моллюсков, обеспечивает высокую маневренность, возможность совершать высокие прыжки, внезапные рывки, мгновенные остановки при стремительном ходе и т. п. Экстремальный режим плавания китообразных создал необходимость изменения и регулирования упругих свойств плавников, и прежде всего хвостового плавника. Во время самого быстрого движения плавники дельфинов имеют наибольшую упругость, при отдыхе они расслаблены. Открытие явления саморегуляции гидроупругости плавников китообразных создает возможность технического моделирования разных устройств и конструкций с регулируемой упругостью и жесткостью их некоторых частей.

Другой секрет дельфина - переменное демпфирование его кожи на различных скоростях плавания, что является главной адаптацией кожных покровов китообразных к быстроходности. Советские исследователи (В. В. Бабенко, Л. Ф. Козлов, С. В. Першин, 1972) показали, что демпфирование кожи у дельфина осуществляется в основном сосочковым слоем, обильно снабженным кровеносными сосудами и нервами. Каждый сосочек кожи благодаря увеличению или уменьшению просвета кровеносных сосудов на различных скоростях плавания обладает переменной упругостью. В целом по всей коже это создает оптимальные условия демпфирования в соответствии с той или иной скоростью плавания. Такое регулирование переменного демпфирования совершается животными рефлекторно.
Дельфин при движении тонко использует в различных сочетаниях средства уменьшения гидродинамического сопротивления воды и управления пограничным слоем на поверхности своего тела. Он может улавливать гидродинамическое давление поля движущихся судов.
Второе главное направление гидробионических исследований китообразных - эхолокационное. Дельфины отлично ориентируются в водной среде с помощью превосходно развитого у них гидролокатора. В звуковой ориентации немаловажное значение имеет направленность посылаемых ими звуков.
В 1957 году зоологи из США. К. Норрис и В. Мак-Фарлан, описывая новый вид морской свиньи из Калифорнии, заметили, что лобная поверхность ее черепа подобна форме параболического зеркала, а мягкие части над челюстными костями напоминают линзу. Возникла мысль, что голова морской свиньи может концентрировать звуки, излученные воздушными мешками, как рефлектор и фокусирующий аппарат. Так зародилась гипотеза звукового прожектора и акустической линзы дельфинов, красиво объясняющая точность, прицельность и дальность эхолокации. В дальнейшей разработке этой гипотезы принимали участие как американские (Эванс и Прескотт), так и советские исследователи (А. В. Яблоков, В. М. Белькович, Е. В. Романенко, с соавторами и другие).

Рис. 62.

Изменение формы лобно-носовой (жировой) подушки белухи: до (А) и в момент (Б) фокусировки. Фото К. Рэя.

Тот факт, что эхолоцирующий дельфин, приближаясь к добыче, покачивает головой, как бы нацеливаясь на рыбу своим звуковым лучом, указывает, что звуковые волны дельфины посылают направленно.
Е. В. Романенко, А. Г. Томилин и Б. А. Артеменко летом 1963 года в небольшой бухте Черного моря провели эксперименты и с помощью их показали, что череп и мягкие ткани головы дельфинов действительно концентрируют звуковые колебания и играют роль акустического прожектора и звуковой линзы. Исследователи изучали, как концентрируют звуки очищенный череп и цельная голова обыкновенного дельфина в морской воде на глубине 1 м . Для этого излучатель звука (шарик из титаната бария) помещали в область расположения воздушных мешков - к переносице черепа дельфина. Излучатель подключали к звуковому генератору, работавшему то на одной, то на другой частоте. Колебания излучателя отражались от передней стенки черепа, проходили сквозь мягкие ткани головы в воду и воспринимались приемником в 1,5 м от излучателя (рис. 60). Направленность звука исследовалась путем вращения черепа или головы дельфина около вертикальной оси в горизонтальной плоскости. Приемник четко показывал направленность звука, так как интенсивность принимаемых им звуков при вращении черепа изменялась. Испытания показали, как изменяется направленность звуков, формируемая черепом и целой головой дельфина в зависимости от частоты акустического излучения. Оказалось, что с увеличением частоты от 10 до 180 кгц направленность звуков, обусловливаемая вогнутой передней поверхностью мозговой части черепа и мягкими тканями головы, четко возрастает, и звуковое поле суживается (рис. 61). Одновременно ту же закономерность на продельфине и афалине продемонстрировали американские исследователи Эванс, Сутерланд и Бейл.
Основную роль концентратора звуков выполняет череп, а дополнительную - мягкие ткани головы. Но и носовые мешки помогают в этом, поскольку они действуют как отражательные поверхности (см. ход лучей на рис. 38). В направленности сигналов, видимо, и таится секрет «ультразвукового разглядывания» дельфинами предметов на разных расстояниях. В связи со сменой звукового поля дельфины могут даже менять форму жировой подушки. Ученому США Карлтону Рэю в Нью-Йоркском аквариуме удалось сфотографировать белуху в момент фокусировки звука: в одном случае жировая подушка на ее голове была нормально-округлой, а в другом - заостренной формы (рис. 62).
Образование эхолокационного аппарата и новая роль черепа как акустического рефлектора у зубатых китов отразились на неравномерном развитии костей на левой и правой стороне головы: асимметрия, по мнению биологов К. Норриса и Ф. Вууда, резче всего затронула область ноздрей и тот квадрант черепа, где генерируются звуки. Носовые проходы, как это хорошо видно на черепе карликового кашалота, специализируются: один - как воздухоносный путь, а другой - для выполнения звукосигнальной функции. Так была объяснена асимметрия черепа зубатых китов, долго остававшаяся тайной для биологов мира.
Зубатые киты - это адаптивно измененные локаторщики, чей череп с мягкими частями, звукосигнальный аппарат и орган слуха приспособились для генерации звуков, их посылки, восприятия эха и анализа. Все это наложило очень глубокий отпечаток на особенности биологии, анатомии и физиологии группы.
В последние годы в США изучение эхолокации и сигнализации дельфинов начали проводить прямо в море на предварительно выдрессированных животных, послушно возвращающихся по команде экспериментатора. Это имеет большие преимущества, так как в океанариумах и небольших водоемчиках стенки отражают звуки и мешают точности замеров. Только работа в естественной обстановке позволит окончательно выяснить дальность и точность локации дельфинов, а также влияние глубины погружения на работу их сонара. В этих целях животных обучают следовать за небольшими подводными лодками. Для продолжительных наблюдений за дельфинами в море теперь применяют новую акустико-телевизионную технику: серию гидрофонов, подводные телевизионные камеры, кинокамеры, и т. д. При прослушивании и звукозаписи создают особый режим «молчащего судна»: работа ведется лишь с выключенными двигателями, насосами, холодильниками и др. Гидрофоны выносятся подальше от кораблей на кабеле длиной до 300 м и, чтобы избежать шума волн, размещаются на глубине более 10 м . Ценные результаты в изучении звуковой сигнализации надеются получить, применив звуковидение. Это новое научно-техническое направление, созданное советским акустиком Л. Д. Розенбергом, позволяет преобразовывать звуки в видимое изображение.

Для ответов на задания 29-32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

БИОСФЕРА

Биосфера (от греч. bios - жизнь и sphaira - шар) - оболочка Земли, состав, структура и свойства которой в той или иной степени определяются настоящей или прошлой деятельностью живых организмов. Термин «биосфера» впервые применил Э. Зюсс (1875), понимавший её как тонкую плёнку жизни на земной поверхности, в значительной мере определяющую «лик Земли». Однако заслуга создания целостного учения о биосфере принадлежит В. И. Вернадскому, так как именно он развил представление о живом веществе как огромной геологической (биогеохимической) силе, преобразующей свою среду обитания.

3) Какой компонент биосферы преобразует среду обитания?

Показать ответ

1) Э. Зюсс.

2) В. И. Вернадский.

3) Живое вещество.

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Во сколько раз возрастает концентрация мочевины во вторичной моче по сравнению с ее концентрацией в первичной моче?

2) Какое вещество из первичной мочи полностью отсутствует в составе вторичной?

3) Какова причина этого явления?

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Концентрация мочевины во вторичной моче возрастает в 60 раз.

2) Глюкоза.

3) Глюкоза активно всасывается в организм в извитых канальцах

Хоккеист Ярослав тренируется утром в течение одного часа. Какой заказ надо сделать Ярославу днём в кафетерии, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки?

Учтите, что Ярославу надо выбрать блюдо с наибольшим содержанием белков. Ещё он очень любит вафельный рожок.

При ответе на вопрос используйте данные таблиц.

В ответе укажите энергозатраты тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.

Показать таблицы

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

Энергозатраты при различных видах физической активности

Показать ответ

Верно указаны следующие элементы ответа.

1) Энергозатраты тренировки - 570 ккал (9,5 ккал/мин х 60 мин).